ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9012/19 от 21.08.2019 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

дело № 2-9012/19

УИД 23RS0040-01-2019-009751-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2019 года город Краснодар

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Кожевникова В.В.,

при секретаре Лейко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Четыз Ю. Ш. к ГУ МВД России по Краснодарскому краю, МВД России, Министерству финансов РФ о признании бездействия незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Четыз Ю.Ш. обратился в суд к ГУ МВД России по Краснодарскому краю, МВД России, Министерству финансов РФ с иском о признании бездействия по обеспечению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконными, обязании устранить допущенное нарушение, путем принятия мер к получению бюджетного финансирования.

Требования мотивированы тем, что с 01.03.1998 по 28.12.2018 он проходил службу в органах внутренних дел России. На момент увольнения выслуга лет составила 26 лет 07 месяцев 04 дней. В период прохождения службы, решение центральной жилищной комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю, 03.04.2015 Четыз Ю.Ш. был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета по условиям ч.1-3ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ. Однако до настоящего времени Четыз Ю.Ш. указанной выплаты не получил, в очереди не продвинулся, в связи с чем, считает данное бездействие ответчиков незаконным, что послужило основанием для обращения в суд.

В судебном заседании истец поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении требований.

Представитель ответчика Воронова К.Н., действующая на основании доверенности ГУ МВД России по Краснодарскому краю и МВД России, просила в иске отказать, представила письменные возражения, в которых указала, что истец поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, учетная запись . В настоящее время перед ним состоит в очереди 1060 лиц, в том числе 22 имеют преимущественное право, принятые на учет в 2015 г. после даты постановки Четыз Ю.Ш.

Право истца на получение выплаты ответчиками не оспаривается, до настоящего времени не утрачено и может быть реализовано в порядке очередности. Фактов нецелевого использования денежных средств, предусмотренных на обеспечение жильем сотрудников, не имеется.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещен, причин неявки суду не сообщил, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, не находит оснований для удовлетворении требований.

Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 19.07.2011 (в ред. от 07.03.2018) N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247- ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Судом установлено, что прапорщик полиции в отставке Четыз Ю. Ш., бывший помощник дежурного группы режима изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела МВД России по Калининскому району, проходил службу в органах внутренних дел с 01.03.1998 по 20.01.2000, с 16.10. 2000 по 28.02.2002, с 25.07.2002 по 28.12.2018.

Приказом Отдела МВД России по Калининскому району от 28.12.2018 л/с Четыз Ю.Ш. уволен со службы по п. 4 ч.2 ст. 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 30.11.2011 №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Выслуга лет на день увольнения составила в календарном исчислении 26 лет 07 месяцев 04 дня.

С 29.12.2018 Четыз Ю.Ш. состоит на пенсионном обеспечении в ГУ МВД России по Краснодарскому краю и получает пенсию за выслугу лет.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07. 2011 N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 названной статьи.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12. 2011 (в ред. 19.12.2018) N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

Единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения (п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Согласно п. 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В силу п. 31 указанных Правил, единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет. Сотрудники и граждане Российской Федерации, уволенные со службы с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты и имеющие 3 и более детей, проживающих совместно с ними, либо удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо являющиеся ветеранами боевых действий на территории Афганистана, либо имеющие одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними, имеют преимущественное право на предоставление им единовременной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году. Сотрудникам и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы с правом на пенсию, состоящим на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты, которые имеют преимущественное право на предоставление единовременной выплаты, предоставление такой выплаты осуществляется в порядке очередности принятия их на учет.

Согласно п.5 Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

На основании заявления и документов, указанных в п. 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.

Как усматривается из материалов дела, в период прохождения службы, решением Центральной жилищной комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 03.04.2015 (протокол , утвержден распоряжением ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 17.04.2015 ) Четыз Ю.Ш. составом семьи 1 человек (он), принят на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ. Уникальный номер учетного дела .

Заверенная в установленном порядке, копия протокола заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 03.04.2015 , утвержденного распоряжением ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 17.04.2015 , о постановке на учет для предоставления единовременной выплаты сотрудникам ОВД, в том числе и Четыз Ю.Ш., направлена в ДТ МВД России в установленном порядке (исх. от 10.06.2015 ).

Таким образом, в установленные законом сроки ГУ МВД России по Краснодарскому краю произведены действия по принятию документов, проверке сведений, а также подготовке для направления и направления в Комиссию пакета документов для принятия решения о постановке Четыз Ю.Ш. на учет для получения единовременной выплаты.

По состоянию на 09.08.2019 на учете для предоставления ЕСВ перед Четыз Ю.Ш. состоит 1066 семей сотрудников и пенсионеров МВД России, в том числе 22 семьи сотрудников, имеющих преимущественное право (ч.10 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ), принятых на учет для предоставления ЕСВ после Четыз Ю.Ш. в 2015 году.

На момент постановки на учет, для предоставления ЕСВ Четыз Ю.Ш. был зарегистрирован по месту жительства в двухкомнатной квартире, общей площадью 58,3 кв.м., жилой площадью 27,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности его отцу ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. где всего было зарегистрировано 8 человек.

Четыз Ю.Ш. был зарегистрирован по месту пребывания и проживал по договорам найма жилого помещения от 01.01.2009, от 01.01.2010, 01.01.2011, от 01.01.2012, от 01.01.2013, от 01.01.2014, от 01.01.2015 в жилом доме общей площадью 96,8 кв.м., жилой площадью 41,0 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> «А».

Конституция Российской Федерации, предусматривая, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3), тем самым предписывает законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства. Положения жилищного законодательства, учитывают реальную нуждаемость в улучшении жилищных условий граждан и членов их семей, тем самым обеспечивая реализацию закрепленных в статьях 19 и 40 Конституции Российской Федерации принципов и гарантий, а также общеправового принципа справедливости (Определение Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 N460-0 и иные).

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" приказом МВД России от 30.03.2012 N 207 утвержден Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета.

Данный Порядок устанавливает правила формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета. В соответствии с п. 7 Порядка, утвержденного приказом МВД России от 30.03.2012 N 207, внесение информации в базу данных осуществляется на основании правовых актов МВД России и органов о принятии или снятии с учета для получения единовременной выплаты, а также решений комиссий по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам об изменении сведений учетных дел в течение пяти рабочих дней с момента их принятия.

В соответствии с п.23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223, в случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения.

Как установлено в судебном заседании, с заявлением для внесения изменений в учетное дело на предоставление ЕСВ в связи с изменением жилищных условий Четыз Ю.Ш. в ГУ МВД России по Краснодарскому краю не обращался, соответствующих документов не предоставлял.

Так отсутствуют сведения о том, что на учете по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы Четыз Ю.Ш. не состоит.

Жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения), Четыз Ю.Ш., на момент принятия на учет, для предоставления ЕСВ не имел.

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12. 2011 N 1223 финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству внутренних дел Российской Федерации в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем сотрудников органов внутренних дел.

Министерство внутренних дел Российской Федерации выступает главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел.

Согласно Рекомендаций по оформлению протоколов и распоряжений, их утверждающих, при рассмотрении вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам (пенсионерам) МВД России, решение о предоставлении единовременной выплаты принимается при наличии документально подтвержденных правовых оснований, в порядке единой очереди лиц, принятых на учет в МВД России, сформированной по базе данных подсистемы СОМТО Соцвыплаты в ДТ МВД России, в пределах бюджетных ассигнований, доведенных МВД России на данные цели.

На основании доведенных ЛБО, согласно очередности, у сотрудников запрашиваются обновленные документы, указанные в п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223.

Расчет единовременной выплаты производится Комиссией органа по месту службы сотрудника с учетом места дислокации подразделения, в котором он проходит службу согласно штатному расписанию, стажа службы, состава семьи и жилищных условий. Решение Комиссии органа оформляется протоколом, который составляется в 2-х экземплярах: 1- ый экземпляр хранится в органе, 2-ой - направляется в ДТ МВД России. ДТ МВД России осуществляет подготовку проекта распоряжения МВД России и направляет его для согласования в заинтересованные подразделения МВД России. При необходимости ДТ МВД России и (или) заинтересованными подразделениями, согласующими проект распоряжения МВД России, может быть запрошена дополнительная информация и (или) необходимые документы. Распределение ЛБО производится с учетом информации, содержащейся в базе данных на определяемую дату. Решением Комиссии органа на основании копии платежного документа и распоряжения МВД России сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в течение 10 дней после подписания распоряжения МВД России. Копии платежного документа, протокола и распоряжения о снятии с учета прикрепляются к учетному делу в базе данных с последующим снятием его по базе данных в течение 5 дней.

Одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами публичной власти в пределах их полномочий мер по созданию условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий (социальных выплат), на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово- экономических и иных возможностей (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июля 2014 года N 21-П).

Материалами дела подтверждается, и не оспаривается истцом, что он поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, и имеет право получить единовременную выплату в установленном порядке очередности,

При этом, суд учитывает, что перед Четыз Ю.Ш. состоит в очереди 1060 лиц, в том числе 22 из которых, имеют преимущественное право, принятые на учет в 2015 году, после даты постановки Четыз Ю.Ш., в связи с чем, суд соглашается с позицией ответчика, о том, что реализация прав одного лица не может осуществляться за счет нарушения прав иных лиц. Очередность зависит от объема финансирования, ежегодно выделяемого на указанные цели из федерального бюджета.

В соответствии с п.1,3 ст. 169 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Правила составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период утверждены постановлением Правительства РФ от 24.03.2018 N 326.

В соответствии со ст. 165, п. 1 ст. 217 и п. 1 ст. 219.1 Бюджетного кодекса РФ, приказом Минфина России от 27.08.2018 N 184н утвержден Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также утверждения (изменения) лимитов бюджетных обязательств. Согласно п. 3 Порядка сводная бюджетная роспись федерального бюджета на финансовый год и на плановый период составляется Министерством финансов Российской Федерации.

Фактов нецелевого использования денежных средств, предусмотренных на обеспечение жильем сотрудников, не имеется, также как факта бездействий ответчиков по обеспечению Четыз Ю.Ш. единовременной социальной выплаты.

С учетом изложенного, суд полагает, что действия ответчиков носили законный характер, в удовлетворении требований следует отказать в полном объеме, при этом, следует учесть, что право истца на получение ЕСВ со стороны ответчиков не оспаривается, истец не лишен права на получение единовременной социальной выплаты в порядке очередности.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Четыз Ю. Ш. к ГУ МВД России по Краснодарскому краю, МВД России, Министерству финансов РФ о признании бездействия незаконными – отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 23.08.2019 г.