Дело № 2-9013/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2017 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Шакирова А.С.,
при секретаре Валеевой А.М.,
с участием представителя истца ФИО1, действующего по ордеру от 11.12.2017 г. и по доверенности от 24.09.2016 г., представителя ответчика Правительства РБ ФИО2, действующего по доверенности от 31.05.2017 г., представителя Государственного комитета по строительству и архитектуре РБ ФИО3, действующего по доверенности от 11.08.2017 г., представителя третьего лица ГУ РБ УАЗ ФИО4, действующей по доверенности от 14.11.2016 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Правительству Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан, Государственному комитету по строительству и архитектуре Республики Башкортостан о взыскании безвозмездной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратился в суд с иском прося взыскать с Правительства Республики Башкортостан 340 968 руб. в качестве безвозмездной социальной выплаты, предусмотренной распоряжением Правительства Республики Башкортостан №212-р от 03.03.2009 г., расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 610 руб.
Судом в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Республики Башкортостан и по ходатайству представителя истца, в качестве соответчика привлечен Государственный комитет по строительству и архитектуре РБ
Требования мотивированы тем, что между Государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» (далее по тексту также — Застройщик, ГУП РБ «УАЗ») и ФИО5 (далее по тексту также — Дольщик) заключен договор № 69 от 26.04.2011 участия в долевом строительстве (далее по тексту - договор).
Согласно п.3.1 договора Застройщик обязался в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить Дом и после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию передать Квартиру Дольщику, а Дольщик обязался финансировать строительство Дома в объеме, установленном в договоре, и принять по окончании строительства в собственность Квартиру.
Цена Договора определена в 1 136 620 руб. (п.4.2, договора).
Согласно п.5.1, договора Дольщик вносит денежные средства в размере, указанном в п.4.2, договора, в следующих размерах, в порядке и в сроки:
- 795 634 рубля вносятся непосредственно после заключения Договора регистрации в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра картографии по РБ в течении 10 рабочих дней;
- денежные средства в размере 340 986 рублей, что составляет 30 % Цены договора, вносятся за счет безвозмездных социальных выплат, предусмотренных Распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 212-р от 03.03.2009.
Согласно п.1 распоряжения Правительства Республики Башкортостан № 2 от 03.03.2009 Правительством Республики Башкортостан принято предложение Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан о привлечении средств граждан, нуждающихся в жилых помещениях, для долевого участия в строительстве жилых помещений общей площадью 6 979,43 кв.м жилого дома по ул. Сочинская с предоставлением государственной поддержки в форме безвозмездных социальных выплат в размере 30 % от стоимости помещения за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Согласно п.5 распоряжения Правительства № 212-р от 03.03.2009 г. Министерству строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан поручено направить ГУП РБ «УАЗ» средства, предусмотренные республиканской адресной инвестиционной программой на 2010 год, утвержденной распоряжением Правительства распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2009 № 1515-р, в том числе для предоставления социальных выплат гражданам, заключившим договоры долевого участия на строительство жилых помещений в жилом доме по ул. Сочинской.
Договорные обязательства по оплате жилого помещения Дольщиком исполнены в полном объеме:
- 795 634 рубля Дольщиком внесены на расчетный счет Застройщика 27.05.2011;
- 340 986 рублей Дольщиком внесены на расчетный счет Застройщика 30.10.2014 в связи с неполучением Дольщиком (а также ГУП РБ «УАЗ») социальной выплаты в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан №212-p от 03.03.2009.
Таким образом, договорные обязательства по оплате указанной квартиры
исполнены в полном объеме самим Дольщиком.
Указанные обстоятельства установлены при рассмотрении дела в Кировском
районном суде г. Уфы по исковому заявлению ФИО5 к ГУП РБ «УАЗ».
Не предоставление ФИО9 безвозмездной социальной выплаты
подтверждено и ответчиком, согласно ответа на претензию.
Таким образом, ФИО9 выполнил условия для возникновения права на
получение безвозмездной социальной выплаты в размере 30 % от стоимости жилого
помещения за счет средств бюджета Республики Башкортостан (340 986 руб.),
предусмотренной распоряжения Правительства Республики Башкортостан № 212-р от
03.03.2009, заключил с ГУП РБ «УАЗ» договор № 69 от 26.04.2011 участия в долевом
строительстве.
Заключение со стороны ГУП РБ «УАЗ» также свидетельствует о возникновении у ФИО9 права на получение указанной безвозмездной социальной выплаты.
Таким образом, ФИО10 A.Л, оплатив самостоятельно в полном объеме
стоимость жилого помещения, имеет право на возмещение 340 968 руб. путем
получения безвозмездной социальной выплаты, как это предусмотрено распоряжения
Правительства Республики Башкортостан № 212-р от 03.03.2009.
Отсутствие поступления в ГУП РБ «УАЗ» денежных средств в размере 340 968
руб. в качестве безвозмездной социальной выплаты для частичной оплаты жилого
строительства жилого помещения для ФИО5 свидетельствует о неисполнении Правительством Республики Башкортостан распоряжения Правительства Республики Башкортостан № 212-р от 03.03.2009.
В отношении Государственного комитета по строительству и архитектуре РБ
истцом указано на то, что согласно представленным в ходе судебного заседания ответчиком и третьими лицами документов, и исходя из п.2 распоряжения Правительства Республики Башкортостан № 212-р от 03.03.2009, списки граждан - получателей социальных выплат было поручено составить Государственным органам Республики Башкортостан. Как установлено из устных пояснений участвующих лиц, первоначально сведения о таких гражданах подавали соответствующие министерства и ведомства, в которых данные граждане работали. Такие сведения направлялись в Министерство строительства, архитектуры и транспорта РБ (в настоящее время в данной части -Государственный комитет по строительству и архитектуре РБ) и в ГУП РБ «УАЗ».
ФИО5, согласно ответа Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан работал в данном Министерстве с 25.10.2002 по 01.03.2013.
Согласно п.3 распоряжения Правительства Республики Башкортостан № 212-р от 03.03.2009 ГУП РБ «УАЗ» было поручено заключить договоры долевого участия на строительство жилых помещений с гражданами получателями социальных выплат, что и было исполнено путем заключения договора с ФИО5 № 69 от 26.04.2011.
Согласно п.5 распоряжения Правительства Республики Башкортостан № 212-р от 03.03.2009 Государственному комитету по строительству и архитектуре РБ было поручено направить ГУП РБ «УАЗ» средства, предусмотренные республиканской адресной инвестиционной программой на 2010 год, утвержденной распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2009 № 1515-р, в том числе для предоставления социальных выплат гражданам, заключившим договоры долевого участия на строительство жилых помещений в жилом доме по ул.Сочинской.
Согласно сведениям ГУП РБ «УАЗ» такие средства в отношении ФИО5 не поступали.
Таким образом, считает, что Государственный комитет по строительству и архитектуре РБ не исполнил и не принял достаточных мер по исполнению распоряжения Правительства Республики Башкортостан № 212-р от 03.03.2009, не направил ГУ РБ «УАЗ» денежные средства в размере 340 968 рублей в качестве безвозмездной социальной выплаты ФИО5, предусмотренной распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 212-р от 03.03.2009 г.
В судебном заседании представитель истца ФИО1, исковые требования поддержал, согласно требованиям, изложенным в исковом заявлении и ходатайстве о привлечении в качестве соответчика Государственного комитета по строительству и архитектуре РБ, просил удовлетворить путем взыскания требуемых сумм с Правительства РБ и Госкомитета по строительству и архитектуре РБ солидарно. Возражает против применения срока исковой давности, поскольку претензий ГУП РБ УАЗ о необходимости оплаты стоимости жилья ФИО5 не получал. Денежные средства внесены ФИО5 30.10.2014 г., с иском ФИО5 обратился посредством почты 28.10. 2017 г. соответственно срок исковой давности не пропущен.
Представитель ответчика Правительства РБ ФИО2, просил отказать в удовлетворении исковых требований, согласно доводам, изложенным в возражении. Считает исковое заявление необоснованным. Доказательств о включении ФИО5 в реестр не имеется. К иску было приложено апелляционное определение, где указано, что ФИО5 направлялись претензии, на основании которых он 30.10.2014 г. осуществил оплату, срок исковой давности истек.
Так же Правительство РБ представило суду возражение, согласно которому заявленные ФИО10 A.Л исковые требования ответчик считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, а изложенные доводы несостоятельными в силу следующего.
Договор участия в долевом строительстве от 26 апреля 2011 года № 69 заключен между истцом (дольщик) и Государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» (застройщик).
Согласно данному Договору Застройщик обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить Дом и после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию передать Квартиру Дольщику, а Дольщик обязуется финансировать строительство Дома в объеме, установленном в договоре и принять по окончании строительства в собственность Квартиру.
Данный договор является возмездным и двухсторонним.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости
Данный Федеральный закон и иные законы не содержат нормы для возникновения на основании договора участия в долевом строительстве обязанности у иных третьих лиц, в частности у исполнительных органов государственной власти субъектов Республики Башкортостан.
В соответствии со статьей 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Соответственно, стороны обязательства не могут выдвигать в отношении третьих лиц возражения, основанные на обязательстве между собой, равно как и третьи лица не могут выдвигать возражения, вытекающие из обязательства, в котором они не участвуют.
Данная позиция в частности указана в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении".
В этой связи истец не вправе ссылаться на неисполнение Правительством Республики Башкортостан обязательств по уплате Застройщику части стоимости приобретенной ФИО5 квартиры. Соответственно требования истца необоснованны и не подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 6 распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 3 марта 2009 года № 212-р для получения государственной поддержки в форме безвозмездных социальных выплат в размере 30% от стоимости жилого помещения за счет средств бюджета Республики Башкортостан одним из основных условий было включение гражданина, нуждающегося в жилом помещении, в реестр граждан — получателей социальных выплат.
Документы, подтверждающие включение ФИО5 в этот реестр, отсутствуют.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом доказательства в этой части не представлены.
Кроме этого, включение ФИО5 в указанный реестр не подтверждается иными документами, имеющимися в деле.
Учитывая изложенное, доводы истца об имеющихся перед ним обязательствах Правительства Республики Башкортостан несостоятельны.
Истец требует взыскать с Правительства Республики Башкортостан сумму невыплаченной ему безвозмездной социальной выплаты.
В этой связи, представитель ответчика отмечает, что распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 3 марта 2009 года № 212-р не предусматривало осуществление указанных выплат непосредственно гражданам, нуждающихся в жилых помещениях.
Данная выплата производилась застройщику Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан «Управление административными зданиями».
Таким образом, обязательств Правительства Республики Башкортостан перед ФИО6 по Договору участия в долевом строительстве от 26 апреля 2011 года № 69 не имеется и он не вправе требовать их исполнения.
Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 3 марта 2009 года № 212-р, на которое ссылается истец, признано утратившим силу, за исключением абзаца первого и подпункта "б" пункта 5, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 07.07.2015 № 735-р (Размещен на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 08.07.2015, номер официального опубликования: 201507080002).
Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 07.07.2015 № 735-р не отменено, не оспорено и не признано недействующим.
Иной порядок предоставления гражданам безвозмездных социальных выплат для оплаты 30% стоимости приобретаемых по договору участия в долевом строительстве жилых помещений в настоящее время законодательством не предусмотрен. Такие выплаты не производятся.
В этой связи истец не может требовать предоставления и претендовать на получение указанной социальной выплаты. Требования истца в этой части не подтверждены и не основаны на нормативных правовых актах.
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 14 июня 2011 года по делу № 33-12447/2017 года суд, взыскав с ФИО9 в пользу Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» неустойку за несвоевременное внесение платежа, исследовав все обстоятельства дела, обоснованно и правильно фактически установил, что внесение платежа за приобретаемую квартиру в сумме 340986 рублей являлось обязанностью ФИО5, которую он не исполнил в надлежащий срок, и ни в коем случае не обязанностью Правительства Республики Башкортостан.
Более того ФИО5 30 ноября 2014 года оплатил указанную сумму, что еще раз подтверждает то, что оплата оставшегося 30% платежа по Договору участия в долевом строительстве от 26 апреля 2011 года № 69 являлась его обязанностью. Таким образом, обозначенные факты дают убедительную основу для вывода о том, что оснований для выплаты Правительством Республики Башкортостан ФИО5 340968 рублей в качестве безвозмездной социальной выплаты не имеется, доводы истца голословны и не подтверждены объективными обстоятельствами и материалами дела, а заявленные требования безосновательны.
Так же представителем Правительства РБ было подано в суд возражение с указанием на пропуск истцом срока исковой давности. В обоснование возражений указано на то, что пунктом 5.1 Договора участия в долевом строительстве от 26 апреля 2011 года №69 заключенного между ФИО5 и Государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» предусмотрено, что денежные средств в размере 340968 рублей, что составляет 30% цены договора, вносятся за счет безвозмездных социальных выплат, в порядке, предусмотренном распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 3 марта 2009 года № 212-р.
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 14 июня 2017 года по делу №33-12447/2017 года установлено, что 17 января 2013 года в адрес ФИО5 Государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» направлена претензия о погашении задолженности в размере 340968 рублей, то есть именно в той части цены договора, которая, исходя из содержания Договора участия в долевом строительстве, должна была быть оплачена за счет безвозмездных социальных выплат, в порядке, предусмотренном распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 3 марта 2009 года № 212-р.
Более того, данным судебным постановлением установлено, что в адрес ФИО5 неоднократно направлялись претензии об оплате указанной суммы, которая была произведена им только 30 октября 2014 года.
Таким образом, ФИО5 стало известно о том, что указанная сумма средств, а именно 340968 рублей, по Договору участия в долевом строительстве не была оплачена за счет безвозмездных социальных выплат, в порядке, предусмотренном распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 3 марта 2009 года № 212-р, из претензии Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями», направленной в его адрес 17 января 2013 года.
Исходя из информации, размещенной на официальном сайте Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан, исковое заявление ФИО5 по делу №2-9013/2017 о взыскании с Правительства Республики Башкортостан в пользу него 340968 рублей в качестве безвозмездной социальной выплаты поступило 01 ноября 2017 года.
Фактически ФИО9 в период с 17 января 2013 года по 1 декабря 2017 года, то есть более 4 лет и 9 месяцев, знал о том, что безвозмездная социальная выплата, которая предусматривалась в пункте 5.1. Договора участия в долевом строительстве, в порядке, предусмотренном распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 3 марта 2009 года № 212-р, не предоставлена, оплата части цены договора в размере 340968 рублей не произведена, то есть о нарушении своих прав, в защиту которых им подано настоящее исковое заявление.
Более того ФИО9 30 ноября 2014 года (данный срок также выходит за пределы 3-летнего срока исковой давности) оплатил указанную сумму, что еще раз подтверждает то, что он знал, о наличии вышеназванных обстоятельств и соответственно о нарушении, по его мнению, его прав на получение безвозмездной социальной выплаты.
Уважительных причин, в силу которых ФИО9 пропустил указанный срок обращения в суд с исковыми требованиями в отношении Правительства Республики Башкортостан, не имеется.
Представитель ответчика Государственного комитета по строительству и архитектуре РБ ФИО7 просила отказать в удовлетворении искового заявления, по доводам указанным в отзыве на иск.
В представленном отзыве Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре указано на то, что в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 03.03.2009 № 212-р (далее — распоряжение № 212-р) Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан (далее - Минстрой РБ), правопреемником которого согласно Указу Президента Республики Башкортостан от 04.08.2010 № УП-449 выступает Госстрой РБ, направляет средства, предусмотренные Республиканской адресной инвестиционной программой на 2010 год, утвержденной распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2009 № 1515-р, для предоставления социальных выплат гражданам, заключившим договоры долевого участия на строительство жилых помещений в жилом доме по ул. Сочинской.
В силу п. 1, 2 распоряжения № 212-р правом на получение социальной выплаты обладали граждане, нуждающиеся в жилых помещениях и состоящие в списках граждан — получателей социальных выплат. Данные списки в соответствии с п.2 распоряжения № 212-р утверждались государственными органами Республики Башкортостан по форме согласно приложению № 1 к данному распоряжению.
Согласно п.6 распоряжения № 212-р, финансирование расходов бюджета Республики Башкортостан должно осуществляться на основании соглашения о совместных действиях по реализации мероприятий в рамках предоставления социальных выплат (далее - Соглашение), заключенного между Минстроем РБ и государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» (далее - ГУП РБ «УАЗ»), в связи с чем, 16 апреля 2009 между Минстроем РБ и ГУП РБ «УАЗ» было заключено такое соглашение. Согласно п.2.1.1, 2.1.2 Соглашения Минстрой РБ в срок не позднее 5-ти дней с момента принятия решения Правительства Республики Башкортостан о выделении лимитов бюджетного финансирования на предоставление социальных выплат доводит до ГУП РБ «УАЗ» информацию о фактическом объеме выделенных средств, на основании полученных от ГУП РБ «УАЗ» документов не позднее 5-ти дней представляет в Министерство финансов Республики Башкортостан заявку на перечисление средств бюджета РБ и в течение 5-ти дней с момента получения денежных средств из бюджета Республики Башкортостан перечисляет указанные средства ГУП РБ «УАЗ». В соответствии с п.2.2.4 Соглашения ГУП РБ «УАЗ» представляет в Минстрой РБ сводный список граждан получателей социальных выплат согласно распоряжению № 212-р с копиями решений кредитных организаций о платежеспособности граждан и договоров долевого участия.
Госстроем РБ неоднократно готовились проекты распоряжений Правительства Республики Башкортостан об использовании средств бюджета в целях предоставления социальных выплат гражданам - получателям субсидии из бюджета РБ на приобретение жилого помещения в строящемся многоэтажном жилом доме с подземной автостоянкой по ул.Сочинской в Кировском районе ГО г.Уфа РБ. При прохождении процедуры согласования проекты возвращались Министерством финансов Республики Башкортостан для доработки в части исключения из списков граждан, не относящихся к категории государственных гражданских служащих, поскольку в соответствии с Порядком предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 декабря 2010 года № 456, право на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Республики Башкортостан имели только государственные гражданские служащие Республики Башкортостан.
13 июня 2013 года Правительство Республики Башкортостан распоряжением № 724-р разрешило Госстрою РБ направить средства, предусмотренные в бюджете Республики Башкортостан на предоставление субсидий гражданам на приобретение жилья, в сумме 6264993 рубля для предоставления социальных выплат гражданам на приобретение жилых помещений в жилом доме по ул. Сочинской в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан и по ул. Менделеева в квартале 23 Советского района города Уфы Республики Башкортостан. Указанное распоряжение было исполнено Госстроем РБ, выделенные средства бюджета Республики Башкортостан были направлены в ГУП РБ «УАЗ» для предоставления социальных выплат гражданам, заключившим договоры долевого участия на строительство жилых помещений в жилом доме по ул.Сочинской.
Госстрой РБ направляя выделенные средства бюджета Республики Башкортостан в ГУП РБ «УАЗ» для предоставления социальных выплат гражданам, осуществлял в соответствии Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятым в соответствии с ним правовыми актами полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств. В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации Госстрой РБ, как получатель бюджетных средств, должен был обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, а также исполнить бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований.
В сводном списке граждан-получателей социальных выплат, представленных ГУП РБ «УАЗ» в Госстрой РБ в рамках распоряжения №212-р, гр. ФИО9 не значился, поскольку 01 марта 2013 года истец был уволен по соглашению сторон из Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан и утратил статус государственного гражданского служащего Республики Башкортостан (копия письма Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан от 19.10.2017 № 08-4431 прилагается).
В связи с изложенным, а также учитывая результативность, целевой характер использования предусмотренных бюджетных ассигнований, ФИО5, не являющемуся государственным гражданским служащим, в рамках распоряжения №212-р социальная выплата предоставлена быть не могла.
Кроме того считают, что истцом пропущен срок для обращения в суд за защитой нарушенного права. Согласно ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Договор участия в долевом строительстве был заключен между ГУП РБ УАЗ и ФИО5 26.04.2011. 17.01.2013 года ГУП РБ УАЗ в адрес ФИО5 была направлена претензия о погашении задолженности по договору № 69 участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в размере 340 986 рублей (подтверждается вступившим в законную силу апелляционным определением Верховного Суда РБ от 14.06.2017 по Делу № 33- 1244/2017). Именно с этой даты истцу стало известно о предполагаемом нарушении его права на получение социальной выплаты в рамках распоряжения от 03.03.2009 № 212-р. Вместе с тем исковое заявление гр.ФИО10 подано в суд лишь 01.11.2017 (согласно информации о регистрации искового заявления,
размещенной на официальном сайте Кировского районного суда г.Уфы). При этом доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска установленного законом процессуального срока, истцом не представлено.
На основании изложенного, просят в удовлетворении искового заявления
ФИО5 к Правительству Республики Башкортостан о
взыскании безвозмездной социальной выплаты, предусмотренной распоряжением
Правительства Республики Башкортостан от 03.03.2009 № 212-р в размере
340 968 рублей, государственной пошлины в размере 6 610 рублей, отказать.
В дополнительном отзыве на иск Госстрой РБ указал на то, что в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 03.03.2009 № 212-р (далее - распоряжение № 212-р) Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан (далее - Минстрой РБ), правопреемником которого согласно Указу Президента Республики Башкортостан от 04.08.2010 № УП-449 выступает Госстрой РБ, направляет средства, предусмотренные Республиканской адресной инвестиционной программой на 2010 год, утвержденной распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2009 № 1515-р, для предоставления социальных выплат гражданам, заключившим договоры долевого участия на строительство жилых помещений в жилом доме по ул. Сочинской. То есть Госстрой РБ в соответствии с указанным правовым актом, а также в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществляет полномочия получателя бюджетных средств
Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации Госстрой РБ как получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет бюджетные обязательства только в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований. Следовательно, Госстрой РБ без выделения лимитов бюджетного финансирования не может индивидуально либо солидарно отвечать по каким-либо обязательствам, в том числе по обязательству о предоставлении социальной выплаты, предусмотренной распоряжением № 212-р.
Представитель ответчика Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» ФИО8, просила отказать в удовлетворении исковых требований согласно доводам, изложенным в возражении на иск. Просила применить срок исковой давности. Как указано в возражении на иск решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10.04.2017 по делу № 2-585/2017 и апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 29.09.2016 по делу № 33-19395/2016 установлено недобросовестное поведение дольщика ФИО5 по договору участия в долевом строительстве от 26.04.2011 № 69, а именно нарушение сроков финансирования строительства Дома в объеме, установленном в договоре.
Согласно п. 5.1 Договора, дольщик вносит денежные средства в размере 1 136 620 руб. непосредственно после заключения Договора и регистрации в федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ в течении 10 рабочих дней.
Договор участия в долевом строительстве № 69 от 26.04.2011 зарегистрирован в Росреестре РБ 06.05.2011.
Исходя из п. 5.1 Договора, дольщик должен был внести 23.05.2011 денежные средства в сумме 1 136 620 руб.
Сумма в размере 795 634 руб. в нарушение пункта 5.1 договора внесена 30.05.2011.
Сумма в размере 340 986 руб. в нарушение пункта 5.1 договора внесена 31.10.2014, после направления ГУП РБ «УАЗ» в адрес ФИО5 претензии от 17.01.2013 № 26 о погашении задолженности.
В обязанности ГУП РБ «УАЗ» не входит обеспечение предоставления дольщикам безвозмездных социальных выплат.
Истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд за зашитой нарушенного права, а именно взыскания 340 968 руб. в качестве безвозмездной социальной выплаты, предусмотренной распоряжением правительства РБ № 212-р от 03.03.2009. Поскольку нарушение своих прав ФИО10 было известно 30.10.2014 (дата внесения платежа).
Представитель Министерства финансов Республики Башкортостан, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В возражении на иск ответчиком указано на то, что истец не обращался в Министерство о предоставлении ему социальной выплаты, а Министерство в свою очередь не отказывало ему в предоставлении данной выплаты. Таким образом, Министерство привлечено к участию в данном деле в качестве ответчика неправомерно. У Министерства не возникла перед истцом какая-либо субсидиарная или солидарная ответственность.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 03.03.2009 № 212-р (далее - распоряжение) установлены основания и порядок предоставления государственной поддержки в форме безвозмездных социальных выплат в размере 30% от стоимости жилого помещения за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Так в соответствии с пунктами 1, 2 и 6 принято предложение Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан о привлечении средств граждан, нуждающихся в жилых помещениях, для долевого участия в строительстве жилого дома по ул. Сочинской с предоставлением государственной поддержки в форме безвозмездных социальных выплат в размере 30% от стоимости жилого помещения за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Предоставление указанных социальных выплат гражданам, имеющим в собственности жилые помещения на территории г. Уфы, осуществляется при условии продажи этих жилых помещений через государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Управление административными зданиями другим гражданам - получателям субсидий.
На государственные органы Республики Башкортостан возложена обязанность по подготовке и утверждению списка граждан - получателей социальных выплат по форме, согласно приложению 1 к распоряжению.
Указанный список подписывается руководителем государственного органа Республики Башкортостан и заверяется печатью.
При этом установлено, что финансирование расходов бюджета Республики Башкортостан осуществляется на основании реестров граждан - получателей социальных выплат сформированных на основании списков граждан - получателей социальных выплат, утвержденных государственными органами Республики Башкортостан.
Таким образом, распоряжением Правительства Республики Башкортостан в целях получения социальных выплат в размере 30% от стоимости жилого помещения за счет средств бюджета Республики Башкортостан установлены условия, соблюдение которых является обязательным:
- граждане должны быть нуждающимися в жилых помещениях;
- граждане, должны быть включены в реестр получателей социальных выплат сформированных на основании списков граждан - получателей социальных выплат,
- граждане должны продать свои жилые помещений через государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Управление административными зданиями другим гражданам - получателям субсидий.
Между тем, ФИО9 к материалам настоящего искового заявления не представил доказательства исполнения всех вышеперечисленных условий. Реестр граждан в материалах дела отсутствует. В иске также отсутствует указание на то, что истец когда-либо в подобный реестр был включен.
Из искового заявления также не следует, что истец нуждается в предоставлении жилого помещения, документов, подтверждающих, данный факт истцом также не представлено.
Статьями 51 и 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определены основания и порядок признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях. Анализ данных положений указывает, результатом признания гражданина, нуждающимся в жилом помещении, является его постановка на учет органами местного самоуправления.
В материалах настоящего дела также отсутствуют сведения, что ФИО5 состоит или состоял на указанном учете.
Также истцом не представлены и доказательства продажи через государственное унитарное предприятие «Управление административными зданиями» своего жилого помещения.
Следовательно, основания предоставления истцу социальных выплат отсутствовали.
Также в возражении отмечено, что в обоснование своих требований истец ссылается на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 апреля 2017 года по делу № 2-585/2017.
Между тем, обстоятельства, установленные в рамках указанного дела, не могут повлиять на рассмотрение настоящего дела.
Пунктом 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вместе с тем, предметом спора, на которое ссылается ФИО9, являлось рассмотрение дела о взыскании неустойки. В рамках него не изучался вопрос возможности и правомерности предоставления социальных выплат ФИО5, о наличии оснований приобретения жилого помещения истцом с использованием средств бюджета Республики Башкортостан.
Более того, в рамках спора о взыскании неустойки Министерство финансов Республики Башкортостан привлечено не было, следовательно, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела №2-585/2017, не имеют для Министерства преюдициального значения.
Кроме того как указано в возражении на иск, истцом пропущен срок исковой давности на обращение в суд за защитой предполагаемого нарушенного права.
В соответствии с п. 5.1 договора участия в долевом строительстве денежные средства в размере 30% цены договора вносятся за счет безвозмездных социальных выплат в прядке, предусмотренном распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 212-р от 03.03.09.
В соответствии с пунктом 3 данного распоряжения ГУП РБ Управление административными зданиями должен заключить с гражданами получателями социальных выплат договоры долевого участия на строительство жилых помещений в жилом доме по ул. Сочинской по стоимости одного квадратного метра общей площади 17000 рублей с первоначальным взносом в размере 30% от стоимости жилого помещения за счет безвозмездных социальных выплат из бюджета Республики Башкортостан и с оплатой оставшейся стоимости жилья за счет собственных и (или) кредитных средств, а также агентских договоров в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 настоящего распоряжения.
Исходя из буквального толкования указанного положения, социальные выплаты являются первоначальным взносом.
Под первоначальным взносом подразумевается предварительная оплата части стоимости квартиры которая производится наличными средствами того лица, который решает приобрести жилье и вносится оперативно фактически в момент заключения договора.
Договор долевого участия заключен 26 апреля 2011 года, истец обратился с требованиями в суд в 2017 году, то есть по истечении 6 лет.
В соответствии со статьями 196 и 200 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности три года и в данном случае начинает течь по окончании срока исполнения обязательств.
Таким образом, так как социальные выплаты являлись первоначальным взносом и должны быть оплачены по общему правилу в момент заключения договора, то течение срока исковой давности начинается с 26 апреля 2011 года и заканчивается с учетом положений статей 196 и 200 Гражданского кодекса Российской Федерации 26 апреля 2014 года, то есть срок исковой давности пропущен.
Таким образом, истцом значительно пропущен срок на оспаривание бездействия государственного органа, что является самостоятельным и безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований в полном объеме.
Из преамбулы распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 3 марта 2009 года № 212-р следует, что данное распоряжение принято в соответствии с Концепцией обеспечения жильем различных категорий граждан, проживающих в Республике Башкортостан, одобренной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 апреля 2005 года № 73.
Положениями приведенной Концепции перед органами государственной власти и органами местного самоуправления поставлена задача обеспечения жильем малоимущих и других категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Концепция разрабатывалась в целях создания механизма ускорения процесса обеспечения жильем граждан, состоящих в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В тоже время, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от № 212-р определен круг участников предоставления и получения государственной поддержки в форме безвозмездных социальных выплат. К таковым участникам относятся: бюджет Республики Башкортостан, как источник финансирования государственной поддержки; государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан «Управление административными зданиями», как лицо, заключающее договоры с получателями социальных выплат; граждане, нуждающиеся в жилых помещениях.
ФИО5 ни к одной из указанных категорий не относится, участником распоряжения Правительства Республики Башкортостан от № 212-р не является, следовательно, право требовать получения безвозмездной социальной выплаты у истца не возникло.
Учитывая изложенное, Министерство финансов Республики Башкортостан, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований к Министерству в полном объеме.
Истец ФИО5, представитель третьего лица Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан не явились, надлежащим образом извещены. Представили суду заявление о рассмотрении без их участия.
В своем отзыве на иск третье лицо Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан считают заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Книгой учета государственных гражданских служащих Министерства, нуждающихся в улучшении жилищных условий от 21.09.2007 г. ФИО5- заместитель начальника отдела лесопромышленного комплекса и легкой промышленности был поставлен на учет по улучшению жилищных условий 01.10.2007 года под №3. Во исполнение п.2 распоряжения Правительства РБ от 03.03.2009 №212-р, Министерством утвержден, и представлен в ГУП РБ «Управление административными зданиями» список государственных служащих Министерства-получателей социальных выплат, для последующего заключения договора купли-продажи (исх.17-207 от 14.09.2009) В соответствии с протоколом №7 от 11.09.2009 г. заседания Комиссии по учету сотрудников Министерства, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ФИО5 был включен в список получателей социальных выплат по дому ул. Сочинская.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.
Согласно пунктов 1, 2 части 1 ст. 2 ЖК РФ Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
В силу ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем:
1) признания жилищного права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;
6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
Как установлено судом распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 03.03.2009 № 212-р (далее- распоряжение № 212-р) принято предложение Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан (далее - Минстрой РБ) о привлечении средств граждан, нуждающихся в жилых помещениях, для долевого участия в строительстве жилых помещений общей площадью 5277,24 кв.м. в блок секциях А,Б жилого дома по ул. Сочинской с предоставлением государственной поддержки в форме безвозмездных социальных выплат в размере 30% от стоимости жилого помещения за счет средств бюджета Республики Башкортостан на общую сумму 26913,924 тыс. рублей. ( пункт 1)
Пунктом 2 распоряжения предусмотрено Государственным органам РБ подготовить и утвердить списки граждан – получателей социальной выплаты по форме согласно приложению № 1
Пунктом 3 распоряжения предусмотрено ГУП РБ Управление административными зданиями: заключить с гражданами - получателями социальных выплат договоры долевого участия на строительство жилых помещений в жилом доме по ул.Сочинской по стоимости одного квадратного метра общей площади 17000 рублей с первоначальным взносом в размере 30% от стоимости жилого помещения за счет безвозмездных социальных выплат из бюджета Республики Башкортостан и с оплатой оставшейся стоимости жилья за счет собственных и (или) кредитных средств.
Пунктом 5 распоряжения предусмотрено Государственному заказчику-Министерству строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан:
направить ГУП РБ Управление административными зданиями средства, предусмотренные республиканской адресной инвестиционной программой на 2009 год, утвержденной распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2008 года № 1650-р:
а) для предоставления социальных выплат гражданам, заключившим договоры долевого участия на строительство жилых помещений в жилом доме по ул.Сочинской и агентские договоры в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 настоящего распоряжения;
б) на строительство объектов энергетического хозяйства;
передать в государственную собственность Республики Башкортостан объекты энергетического хозяйства, наружные инженерные сети, построенные за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Пунктом 6 распоряжения установлено, что финансирование расходов бюджета Республики Башкортостан, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящего
распоряжения, осуществляется на основании:
соглашения о совместных действиях по реализации мероприятии в рамках предоставления социальных выплат, предусмотренных настоящим распоряжением, заключенного между Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан и ГУП РБ Управление административными зданиями;
заявки Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан на перечисление средств бюджета Республики Башкортостан;
реестров граждан - получателей социальных выплат по форме согласно приложению № 2, сформированных на основании списков граждан - получателей социальных выплат, утвержденных государственными органами Республики Башкортостан, по форме согласно приложению № 1;
договоров долевого участия на строительство жилых помещений, заключенных между ГУП РБ Управление административными зданиями и гражданами - получателями социальных выплат.
Как указано в водной части распоряжения № 212-р оно принято в соответствии с Концепцией обеспечения жильем различных категорий граждан, проживающих в Республике Башкортостан, одобренной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.04. 2005 г. № 73 и в целях строительства многоэтажного жилого дома с подземной автостоянкой по ул. Сочинской в Кировском районе ГО г. Уфа РБ.
Указанное в п. 6 распоряжения соглашение было заключено между Минстроем РБ и ГУП РБ «УАЗ» 16 апреля 2009 г.
Согласно п.2.1.1, 2.1.2 Соглашения Минстрой РБ в срок не позднее 5-ти дней с момента принятия решения Правительства Республики Башкортостан о выделении лимитов бюджетного финансирования на предоставление социальных выплат доводит до ГУП РБ «УАЗ» информацию о фактическом объеме выделенных средств, на основании полученных от ГУП РБ «УАЗ» документов не позднее 5-ти дней представляет в Министерство финансов Республики Башкортостан заявку на перечисление средств бюджета РБ и в течение 5-ти дней с момента получения денежных средств из бюджета Республики Башкортостан перечисляет указанные средства ГУП РБ «УАЗ».
В соответствии с п.2.2.4 Соглашения ГУП РБ «УАЗ» представляет в Минстрой РБ:
- сводный список граждан получателей социальных выплат согласно распоряжению № 212-р
-копиями решений кредитных организаций о возможности предоставления кредита либо документов, подтверждающих наличие у гражданина собственных средств
- договоры долевого участия на строительство жилых помещений.
Согласно п. 2.2.5 Соглашения ГУП РБ «УАЗ» в течение –3-х дней после получения от Минстроя РБ средств бюджета Республики Башкортостан зачисляет социальные выплаты в счет финансирования граждан – получателей социальных выплат по заключенным договорам и после полного расчета по договору долевого участия в строительстве передает квартиру по акту приема передачи.
Как установлено судом в рамках реализации Распоряжения № 212-р Аппаратом Правительства РБ исходящим от 27.08.2009 г. в адрес Министерства промышленности и внешнеэкономических связей РБ ( в настоящее время Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан ) предоставлен список квартир в строящемся жилом доме по ул.Сочинская в Кировском районе г. Уфы для распределения среди работников Министерства промышленности и внешнеэкономических связей РБ в количестве трех квартир в том числе квартира 126, с указанием на необходимость, после распределении квартир, предоставить утвержденный список в ГУП РБ «Управление административными зданиями» для последующего заключения договора купли квартир.
На основании указанного письма и во исполнение п.2 распоряжения Правительства РБ от 03.03.2009 №212-р, протоколом №7 от 11.09.2009 г. заседания Комиссии по учету сотрудников Министерства, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ФИО5 - заместителю начальника отдела лесопромышленного комплекса и легкой промышленности поставленному на учет по улучшению жилищных условий 01.10.2007 года под №3. была распределена квартира № 126
На основании данного протокола Министерством утвержден, и представлен в ГУП РБ «Управление административными зданиями» список граждан на приобретение квартир в строящемся жилом доме по ул. Сочинской в г. Уфе с включением в список ФИО5 (исх.17-207 от 14.09.2009 г.)
26.04.2011 г. между ГУП РБ «Управление административными зданиями» ( застройщик) и ФИО5 ( дольщик) заключен договор № 69 участия в долевом строительстве.
Согласно п.3.1 договора Застройщик обязался в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить Дом ( многоквартирный жилой дом по строительному адресу <...>) и после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию передать Квартиру Дольщику, а Дольщик обязался финансировать строительство Дома в объеме, установленном в договоре, и принять по окончании строительства в собственность Квартиру (строительный номер 137 количество комнат 2, проектная площадь 66,86 кв.м.).
Цена Договора определена в 1 136 620 руб. (п.4.2, договора).
Согласно п.5.1, договора Дольщик вносит денежные средства в размере, указанном в п.4.2, договора, в следующих размерах, в порядке и в сроки:
- 795 634 рубля вносятся непосредственно после заключения Договора регистрации в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра картографии по РБ в течении 10 рабочих дней;
- денежные средства в размере 340 986 рублей, что составляет 30 % Цены договора, вносятся за счет безвозмездных социальных выплат, в порядке предусмотренном Распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 212-р от 03.03.2009.
Пунктом 3.6 договора срок передачи квартиры застройщиком установлен не позднее 30.12.2011г. В дальнейшем срок окончания строительства жилого дома был перенесен на 3-4 квартал 2013г. Таким образом, застройщик обязался передать дольщику квартиру не позднее 31.12.2013 г.
27.05.2011г. ФИО5 оплатил денежные средства в размере 795 634 руб., а сумма в размере 340 986 руб. была оплачена им 30.10.2014г.
13 июня 2013 года Правительство Республики Башкортостан распоряжением № 724-р разрешило Госстрою РБ направить средства, предусмотренные в бюджете Республики Башкортостан на предоставление субсидий гражданам на приобретение жилья, в сумме 6264993 рубля для предоставления социальных выплат гражданам на приобретение жилых помещений в жилом доме по ул. Сочинской в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан и по ул. Менделеева в квартале 23 Советского района города Уфы Республики Башкортостан. Пунктом 2 распоряжения установлено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется в соответствии с пунктом 6 распоряжения Правительства РБ от 24 сентября 2008 г. № 1189-р и пунктом 6 распоряжения Правительства РБ от 03.03.2009 г. № 212 -р ( с последующими изменениями)
Как установлено судом распоряжение Правительства РБ от 24 сентября 2008 г. № 1189-р касается предоставления социальных выплат гражданам на приобретение жилых помещений в жилом доме по ул. Менделеева в квартале 23 Советского района города Уфы и к рассматриваемому делу не относится.
Как установлено судом после принятия Правительством Республики Башкортостан распоряжения № 724-р 13.06. 2013 года в соответствии с п.2.1.1, 2.1.2, 2.2.4 соглашения заключенного 16 апреля 2009 г. между Минстроем РБ и ГУП РБ «УАЗ» и во исполнение пункта 6 распоряжения Правительства РБ от 03.03.2009 г. № 212 -р Государственным комитетом РБ по строительству и архитектуре и ГУП РБ «Управление административными зданиями» сформирован сводный список граждан- получателей субсидий из бюджета Республики Башкортостан на приобретение жилого помещения в строящемся многоэтажном жилом доме с подземной автостоянкой по ул. Сочинской в Кировском районе ГО г. Уфа РБ. В указанный сводный список ФИО5 не включен.
Как указал Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре в своем отзыве на иск, в сводном списке граждан-получателей социальных выплат, представленных ГУП РБ «УАЗ» в Госстрой РБ в рамках распоряжения №212-р, гр. ФИО9 не значился, поскольку 01 марта 2013 года истец был уволен по соглашению сторон из Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан и утратил статус государственного гражданского служащего Республики Башкортостан. Указанное распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 13 июня 2013 года № 724-р было исполнено Госстроем РБ, выделенные средства бюджета Республики Башкортостан были направлены в ГУП РБ «УАЗ» для предоставления социальных выплат гражданам, заключившим договоры долевого участия на строительство жилых помещений в жилом доме по ул.Сочинской.
Распоряжением Правительства РБ от 07.07.2015 г. № 735-р распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 3 марта 2009 года № 212-р признано утратившим силу за исключением абзаца первого и подпункта «б» пункта 5.
Как установлено судом 01 марта 2013 года ФИО5 освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы Республики Башкортостан по соглашению сторон из Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан. Соответственно ФИО5 утратил статус государственного гражданского служащего Республики Башкортостан.
Как следует из преамбулы распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 3 марта 2009 года № 212-р данное распоряжение принято в соответствии с Концепцией обеспечения жильем различных категорий граждан, проживающих в Республике Башкортостан, одобренной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 апреля 2005 года № 73.
Положениями приведенной Концепции перед органами государственной власти и органами местного самоуправления поставлена задача обеспечения жильем малоимущих и других категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Концепция разрабатывалась в целях создания механизма ускорения процесса обеспечения жильем граждан, состоящих в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как установлено судом предоставление субсидии на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 3 марта 2009 года № 212-р осуществлялось определенным категориям граждан нуждающимся в улучшении жилищных условий и помимо этого обладающих специальным статусом - в случае ФИО11 статусом государственного гражданского служащего Республики Башкортостан.
Соответственно при увольнении ФИО5 с государственной гражданской службы право на получение субсидии прекратилось.
Данный вывод суда согласуется с нормативным регулированием в области государственной гражданской службы.
Так в соответствии п. 4 ч. 2 ст. 12 Закона Республики Башкортостан от 18.07.2005 N 206-з "О государственной гражданской службе Республики Башкортостан" Гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных законодательством, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых Правительством Республики Башкортостан.
В силу подпункта «д» п.2.11 Порядка предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 декабря 2010 г. N 456 ( действующего на период увольнения ФИО5) гражданский служащий снимается с учета для получения единовременной выплаты: в случае увольнения с гражданской службы (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Порядка, и выхода на пенсию).
Заключение с ФИО5 договора участия в долевом строительстве от 26.04.2011 г. предусматривающего внесение денежных средств в размере 340 986 руб. за счет безвозмездных социальных выплат предусмотренных Распоряжением Правительства РБ № 212-р от 03.03.2009 г., само по себе не является основанием для возложения на Правительство РБ обязанности по выплате указанной суммы.
Так в соответствии со статьей 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Соответственно, стороны обязательства не могут выдвигать в отношении третьих лиц возражения, основанные на обязательстве между собой, равно как и третьи лица не могут выдвигать возражения, вытекающие из обязательства, в котором они не участвуют.
Исходя из приведенного пункта 6 Распоряжения Правительства РБ № 212-р от 03.03.2009 г. финансирование расходов бюджета Республики Башкортостан, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящего распоряжения, осуществляется при совокупности наличия следующих оснований :
соглашения о совместных действиях по реализации мероприятии в рамках предоставления социальных выплат, предусмотренных настоящим распоряжением, заключенного между Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан и ГУП РБ Управление административными зданиями;
заявки Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан на перечисление средств бюджета Республики Башкортостан;
реестров граждан - получателей социальных выплат по форме согласно приложению № 2, сформированных на основании списков граждан - получателей социальных выплат, утвержденных государственными органами Республики Башкортостан, по форме согласно приложению № 1;
договоров долевого участия на строительство жилых помещений, заключенных между ГУП РБ Управление административными зданиями и гражданами - получателями социальных выплат.
Из анализа указанного пункта следует, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента заключения договора долевого участия, а с момента включения участника договора в реестр граждан - получателей социальных выплат по форме согласно приложению № 2.
Факт признания ФИО5 на момент заключения договора нуждающимся в улучшении жилищных условий и заключение договора долевого участия не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку получатель социальной выплаты в данном случае ФИО5 должен отвечать иным критериям в частности быть государственным гражданским служащим на весь период действия распоряжения вплоть до включения его в вышеуказанный реестр граждан. Так как бюджетные средства имеют адресной и целевой характер, не включение ФИО5 в список получателей социальной выплаты, призвано не допустить нецелевого использования бюджетных средств.
При указанных обстоятельства основания для удовлетворения требований ФИО5 не имеется.
Ответчиками заявлено по пропуске ФИО5 срока исковой давности. При проверке данного обстоятельства суд исходит из следующего.
Согласно ст. 190 ГК РФ Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14.07.2017 г. решение Кировского районного суда г. Уфы от 10.04.2017 г. отменено в части с принятием в отмененной части нового решения, в том числе, о взыскании с ФИО5 в пользу ГУП РБ «Управление Административным зданиями» неустойку за несвоевременное внесение платежа в размере 75 000 руб.
Как следует из судебного акта, основанием рассматриваемого спора являлось не исполнение ГУП РБ ««Управление Административным зданиями», ФИО5 условий договора № 69 от 26.04.2011 г. участия в долевом строительстве. В рассмотрении дела приняло участие Правительство РБ, что влечет последствия предусмотренные ч.2 ст. 61 ГК РФ. Отменяя решение суда в части отказа в удовлетворении иска ГУП РБ «Управление административными зданиями» к ФИО5 о взыскании неустойки за несвоевременное внесение платежа в сумме 340 986 руб. судебная коллегия пришла к выводу, что оплата указанной суммы должна была быть осуществлена ФИО5 по истечении месяца после регистрации договора долевого участия. Договор зарегистрирован 06.05.2011 г.
Приведенным судом пунктом 3 Распоряжения Правительства РБ от 3.03.2009 г. предусмотрено заключение ГУП РБ «Управление административными зданиями» с гражданами получателями социальных выплат договоры долевого участия на строительство жилых помещений в жилом доме по ул. Сочинской по стоимости одного квадратного метра общей площади 17000 рублей с первоначальным взносом в размере 30% от стоимости жилого помещения за счет безвозмездных социальных выплат из бюджета Республики Башкортостан и с оплатой оставшейся стоимости жилья за счет собственных и (или) кредитных средств, а также агентских договоров в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 настоящего распоряжения.
Исходя из буквального толкования указанного положения, социальные выплаты являются первоначальным взносом.
Таким образом суд приходит к выводу о том, что об отсутствии социальной выплаты и нарушения, как он полагает, своих прав истцу было известно как минимум в июне 2011 г. В дальнейшем с принятием распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 13 июня 2013 года № 724-р истец не был включен в список граждан –получателей социальных выплат.
С настоящим иском в суд ФИО5 обратился посредством почты 28.10.2017 г. тем самым пропустив срок исковой давности. Оснований для восстановления срока не имеется.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При указанных обстоятельствах суд отказывает истцу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ
В удовлетворении иска ФИО5 о взыскании 340 968 руб. в качестве безвозмездной социальной выплаты, предусмотренной распоряжением Правительства Республики Башкортостан №212-р от 03.03.2009 г., расходов по оплате государственной пошлины в размере 6 610 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Судья : Шакиров А.С.