ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-901/18 от 29.12.2018 Буйнакского районного суда (Республика Дагестан)

№ 2-901/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Буйнакск 29 декабря 2018 года

Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Мамаева Р.И.,

при секретаре Аскеровой М.С.,

с участием от истца - помощника прокурора г. Буйнакска Гамидова М.М., ответчика Расулова А.Р.,

от третьего лица ОНД и ПР № 2 по г. Буйнакску и Буйнакскому району Багаудинова М.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Буйнакска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Расулову Абдулмежиду Расуловичу о признании незаконным бездействия и обязании в течение 2-х месяцев с момента вступления в силу решения суда устранить выявленные нарушения законодательства,

установил:

Прокурор г. Буйнакска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ФИО1 о признании незаконным бездействия по необеспечению устранения требований законодательства о противодействии терроризму, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере охраны окружающей среды; обязании в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу устранить следующие нарушения законодательства:

- привести противопожарное расстояние от резервуаров СУГ до близлежащих жилых зданий и дороги нормативному требованию, установленному в таб. 20 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», таб. П. 6.4 НПБ 111-98*;

- привести объем резервуара для СУГ в соответствие с п. 20.1 НПБ 111-98*;

- привести автоматическую пожарную сигнализацию в исправное состояние, с заключением договора на его обслуживание (ППР № 390);

- выполнить пологи повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения, оборудовать МАЗС очистными сооружениями (п.9, 39* НПБ 111-98*);

- оснастить МАЗС очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, отвечающими следующим требованиям: должны располагаться подземно, оборудование для опорожнения емкостей-накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом;

- привести линии деаэрации емкостей в соответствие с требованиями НПБ 111-98*;

- оснастить трубопроводы для жидкости гидрозатворами;

- крышки люков для очистки песколовушек, устанавливаемых на стоках атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, выполнить в виде решеток, обеспечивающих проветривание песколовушек (п. 39 НПБ 111-98*);

- нанести на боковые поверхности резервуаров, контейнеров хранения топлива полосы желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью "ОГНЕОПАСНО", выполненной светоотражающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо) (п. 91 НПБ 111-98*; п.7.7 СП 156.13130.20014);

- установить указатели въезда и выезда для автотранспортных средств (п. 17 НПБ 111-98*);

- нанести отличительные разметки или иные визуальные указатели для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытие дорог (п.450 ППБ №390);

- предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от площадок АЦ, ТРК и резервуаров для хранения топлива или в противоположную сторону от них (п. 29* НПБ 111-98*);

- оборудовать площадку для АЦ с жидким моторным топливом отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ (п.35* НПБ 111-98*);

- применить для контроля заземления специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления (п.71 НПБ 111-98*);

- установить на заправочном островке с СУГ защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич). (п. 13* НПБ 111-98*; п.8.15 СП 156.13130.2014);

- оборудовать площадку для автоцистерны с СУГ, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива, установить систему орошения для стационарного резервуара СУГ (п. 14 НПБ 111 -98*);

- резервуары для хранения топлива оборудовать системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-ю заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. Если технологической системой предусмотрено прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95 %-го заполнения резервуара (п.54 НПБ 1 1 1-98*);

- резервуары для хранения СУГ оснастить системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85 % их геометрического объема), (прилож. 6 п.20.5 НПБ 111-98*);

- осуществлять наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ через трубопроводы, проложенные подземно (п.60 НПБ 111-98*);

- оборудовать площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, которые должны при достижении концентрацией паров СУГ величины, превышающей 10 % от НКПР, обеспечивать сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации, автоматическое прекращение операции наполнения резервуара и отключение топливораздаточных устройств (п.20.9 НПБ 111-98*);

- оборудовать заправочные островки СУГ очистными сооружениями, включая приемные лотки и соединительные трубопроводы, для исключения возможности распространения по ним СУГ и его паров за пределы каждого заправочного островка (п. 18 НПБ 1 1 1-98*);

- предусмотреть противопожарное расстояние от резервуарной установки СУГ, ТРК и подземных резервуаров для ЛВЖ до объектов зашиты, а именно: минимальное расстояние от МАЗС до жилых и общественных зданий должно составлять - 60 метров, минимальное расстояние от площадки АЦ СУГ до ТРК СУГ должно составлять не менее 20 м от автомобильных дорог общей сети (край проезжей части), (приложение 6 таб.П.6.1 НПБ 111-98*); (п.6, таб. п. 6.2 НПБ 111-98*); от ТРК с СУГ до проезжей части дороги - менее 25 м. (приложение 6 таб.П.6.1 НПБ 11-98*); от площадки АЦ СУГ до ТРК СУГ должно составлять составляет не менее 20 м (п.6, таб. п. 6.2 НПБ 111-98*);

- не допускать заправку автотранспорта, в том числе пассажирского маршрутного, без предварительной высадки пассажиров, а также определив площадки для высадки пассажиров (п.6.38 СП 156.13130.20014, п.451 ППР №390);

- не допускать заправку двух автомобилей одновременно на одном заправочном островке СУГ (п. 13* прилож. 6 НПБ 111-98*);

- приостанавливать работу станции на МАЗС при наполнение резервуаров жидким моторным топливом и СУГ (п. 15 НПБ 111-98*);

- монтировать систему водяного орошения для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного о оборудования (приложение 6 л.22 НПБ 111-98*);

- разработать и утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения (п.1 ПНР №390);

- обеспечить прохождение обучения мерам пожарной безопасности лиц, допущенных к работе на объекте и завести журнал регистрации противопожарного инструктажа (п.3 ППР №390);

- назначить лиц, ответственных за пожарную безопасность, которые обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (п.4 ППР №390);

- обеспечить наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны в административных и общественных помещениях МАЗС, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок (п.6 ППР №390);

- руководитель организации не обеспечивает выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака" (и. 14 ППР №390);

- обеспечить наличие на дверях помещений складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (п.20 ППР №390);

- организовать проведение проверок работоспособности, не реже 2 раз в год (весной и осенью) наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов (п.55 ППР №390);

- пронумеровать имеющиеся огнетушители и завести журнал учета первичных средств пожаротушения (ППР №390);

- разработать и представить в ОНД района декларацию пожарной безопасности объектов. (ФЗ № 123 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.64);

провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на АЗС и осуществить учет выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников (ст. ст.22,25, 30 ФЗ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»);

- оборудовать установками очистки газа (ГОУ) стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на АЗС (ст. 16.1, ст. 30 от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15 сентября 2017 г. № 498 “Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа”;

- разработать и утвердить проект восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель на АЗС (ст. 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды»);

- оборудовать площадку АЗС инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны.

- оборудовать территорию АЗС системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод в городскую канализацию или водоотводящую систему поверхностного стока и локальными очистными сооружениями (ч.1 ст. 34, ч. 1, 2 ст. 39, ч.1 cт. 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и п. п. 4.4, 18.4 18 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153- 39.2- 080-01), утвержденных Приказом Министерства энергетики от 01.08.2001 года N 229).

- представить информацию об организации проведения производственного контроля, программу производственного контроля (п.2.6, п. 4.4., п. 4.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий», п.4 СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения №1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемичесских мероприятий»);

- получить санитано-эпидемиологическое заключение на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух в результате деятельности автозаправочной станции (п. 4.1.1., п. 4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»);

- обеспечить работников МАЗС спецодеждой и средствами индивидуальной зашиты от воздействия вредных производственных факторов (п. 2.11 ПС 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам»);

- заключить договор на вывоз образовавшихся в процессе деятельности МАЗС отходов, установить мусоросборники (п. 6.3 СанПиН 42-128-46990-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест);

- организовать централизованный отвод и очистку поверхностного стока с территории МАЗС ( п. 4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»);

- разработать уголок потребителя с необходимой информацией предоставляемых на МАЗС услугах в соответствии с требованиями ст. ст. 9. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»;

- организовать проведения периодических медицинских осмотров работников в соответствии с приказом Минтрудсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов и работ при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядка проведения этих осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с средними и опасными условиями груда».

- принять меры к соблюдению нормированного расстояния (санитарно-защитной зоны) в 100 м. от МАЗС до границы жилых домов, (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-зашиные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

В случае неустранения вышеуказанных нарушений законодательства, истец просит запретить Расулову А.Р. и другим лицам эксплуатацию объекта - многофункциональной автозаправочной станции «Сафар» и иных объектов, расположенных по адресу: г. Буйнакск, пр. И.Шамиля, 107, кадастровым номером 05:44:000025:25.

Требования истца мотивированы тем, что прокуратурой г. Буйнакска с привлечением специалистов ОНД и ПР № 2 по г. Буйнакск и Буйнакскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, Центрального межрайонного управления экологии и природопользования Минприроды РД и СГМ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РД в г. Буйнакске» проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, защите прав потребителей, экологического законодательства, законодательства о лицензировании, в ходе которого выявлены нарушения в эксплуатации АЗС.

В частности, в ходе проверки выявлены вышеуказанные нарушения требований норм и правил пожарной безопасности, законодательства об охране атмосферного воздуха, экологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей.

Непринятие мер по устранению выявленных в ходе указанной проверки нарушений закона, по мнению истца создает благоприятные условия для совершения террористических актов, угрожает жизни и здоровью находящихся на нем сотрудников, а также посещающих МАЗС «Сафар» граждан, т.е. неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г. Буйнакска Гамидов М.М. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик в судебном заседании исковые требования признал частично, просил в иске отказать по тем основаниям, пояснив, что в настоящее время половина выявленных нарушений им устранена.

Представитель третьего лица в судебном заседании пояснил, что проверка деятельности ответчика проведена по поручению прокуратуры г. Буйнакска. По результатам проверки в деятельности ответчика выявлены нарушения, которые отражены в заключении.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу статьи 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Федеральный закон N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям.

Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 утверждены Правила противопожарного режима в РФ.

В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с п. 1. ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ст. 34 Федерального Закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации этих объектов.

При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из принципов осуществления хозяйственной деятельности является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности означает, что закон рассматривает всякую планируемую деятельность как потенциально опасную. Следовательно, обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своих планов.

Согласно ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей», утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 12 января 1990 года № В А-15/10 сточные воды, содержащие нефтепродукты, тетраэтилсвинец, взвешенные вещества, краску, кислоты и щелочи, должны очищаться до поступления их в наружную канализационную сеть на местных установках, то есть должны быть оборудованы нефтеловушкой и шламозадержателями.

В силу п. п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ответчику принадлежит МАЗС «Сафар», расположенная по <адрес>.

В ходе проведенной прокурорской проверки соблюдения собственником МАЗС «Сафар» требований действующего законодательства, выявлены нарушения, которые отражены в актах проверок.

В то же время ответчиком устранены следующие нарушения.

В частности, согласно п. 20.1 НПБ 111-98* на многотопливных АЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 куб. м, а единичная - 10 куб. м.

Вместе с тем, ответчиком во исполнение вышеуказанных положений НПБ резервуар с СУГ заменен на сосуд с объемом 5 куб.м.

Согласно таб. 19 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарное расстояние от резервуаров СУГ емкостью до 5 куб. м. до близлежащих жилых зданий должна составлять 20 метров, до общественных зданий и сооружений – 40 м.

Ответчиком резервуар (сосуд) с СУГ переставлен на расстояние в 70 метров от жилых и общественных зданий, о чем подтвердил в судебном заседании представитель третьего лица.

Трубопроводы для жидкости оснащены гидрозатворами, что усматривается из представленных ответчиком фотоснимков.

На боковые поверхности резервуаров нанесены полосы с надписью «Огнеопасно», выполненной в соответствии с п. 7.7 СП 156.13130.2014, что подтверждается фотографией.

Также во исполнение п. 17 НПБ 111-98* установлены указатели въезда и выезда на территорию МАЗС.

На заправочном островке с СУГ установлены защитные экраны согласно п. 8.15 СП 156.13130.2014

Резервуары для хранения топлива оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-ю заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. Если технологической системой предусмотрено прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95 %-го заполнения резервуара (п.54 НПБ 1 11-98*);

Резервуары для хранения СУГ в соответствии с приложением 6 п.20.5 НПБ 111-98*оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85 % их геометрического объема), в частности клапанами автоматического выпуска объемов СУГ сверх лимита 80 %.

Ответчиком также устранены нарушения п.60 НПБ 111-98*, предусматривающие наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ через трубопроводы, проложенные подземно.

Расстояние от площадки АЦ СУГ до ТРК СУГ приведено в соответствие с п. 6 таб. 6.2 НПБ 111-98*.

На МАЗС руководителем приняты меры по недопущению заправки автотранспорта, в том числе пассажирского маршрутного, без предварительной высадки пассажиров, а также определив площадки для высадки пассажиров (п.6.38 СП 156.13130.20014, п.451 ППР №390), а также заправка двух автомобилей одновременно на одном заправочном островке СУГ (п. 13* прилож. 6 НПБ 111-98*), а работа. При этом, согласно п. 15 НПБ 111-98* работа станции на МАЗС при наполнение резервуаров жидким моторным топливом и СУГ приостанавливается.

Кроме того, ответчиком утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности.

В соответствии с п. 4 ППР № 390, приказом ответчика назначены лица, ответственные за пожарную безопасность, которые обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (п.4 ППР №390), установлены таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны в административных и общественных помещениях МАЗС, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок в соответствии с п.6 ППР №390, что подтверждается фотоматериалами.

Также в соответствии с п. 14 ППР №390 ответчик устранил нарушения требований, предусмотренных статьей 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака", установив информацию с табличками о запрете курения табака.

Имеющиеся огнетушители на МАЗС пронумерованы.

Согласно фотоснимкам и п. 2.11 ПС 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам», работники МАЗС обеспечены спецодеждой и средствами индивидуальной зашиты от воздействия вредных производственных факторов.

На МАЗС разработан и вывешен уголок потребителя с необходимой информацией предоставляемых на МАЗС услугах в соответствии с требованиями ст. ст. 9. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В то же время, на день рассмотрения дела на МАЗС ответчика остаются не устраненными следующие нарушения:

Имеющаяся автоматическая пожарная сигнализация на МАЗС, в нарушение п. 63 Правил противопожарного режима в РФ (далее - ППР № 390), согласно которому руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией), находится в неисправном состоянии.

В нарушение п. 9, 39 НПБ 111-98*, на въезде и выезде с территории МАЗС не выполнены пологи повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения.

Согласно требованиям п. 39 НПБ 111-98* МАЗС не оснащена очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, отвечающими следующим требованиям: должны располагаться подземно, оборудование для опорожнения емкостей-накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом, линии деаэрации емкостей не приведены в соответствие с требованиями НПБ 111-98*; крышки люков для очистки песколовушек, устанавливаемых на стоках атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, не выполнены в виде решеток, обеспечивающих проветривание песколовушек.

Также нарушаются требования п.450 ППР №390, согласно которым на МАЗС не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытие дорог.

Кроме того, при эксплуатации МАЗС ответчиком также допускаются следующие нарушения:

- не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от площадок АЦ, ТРК и резервуаров для хранения топлива или в противоположную сторону от них (п. 29* НПБ 111-98*);

- не оборудована площадка для АЦ с жидким моторным топливом отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ (п.35* НПБ 111-98*);

- не оборудована площадка для автоцистерны с СУГ, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива, установить систему орошения для стационарного резервуара СУГ (п. 14 НПБ 111 -98*);

- не оборудованы площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, которые должны при достижении концентрацией паров СУГ величины, превышающей 10 % от НКПР, обеспечивать сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации, автоматическое прекращение операции наполнения резервуара и отключение топливораздаточных устройств (п.20.9 НПБ 111-98*);

- заправочные островки СУГ не оборудованы очистными сооружениями, включая приемными лотками и соединительными трубопроводами, для исключения возможности распространения по ним СУГ и его паров за пределы каждого заправочного островка (п. 18 НПБ 111-98*);

- не предусмотрено противопожарное расстояние от ТРК с СУГ до проезжей части дороги не менее 25 м. (приложение 6 таб.П.6.1 НПБ 11-98*);

- не установлена система водяного орошения для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного о оборудования (приложение 6 л.22 НПБ 111-98*);

- лица, допущенные к работе на объекте, не прошли обучения мерам пожарной безопасности, журнал регистрации противопожарного инструктажа отсутствует (п.3 ППР №390);

- на дверях помещений складского назначения и наружных установках отсутствует обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (п.20 ППР №390);

- не проведены проверки работоспособности, не реже 2 раз в год (весной и осенью) наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов (п.55 ППР №390);

- не заведен журнал учета первичных средств пожаротушения (ППР №390);

- не разработана и не представлена в ОНД района декларация пожарной безопасности объектов. (ФЗ № 123 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.64);

- не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на АЗС и осуществить учет выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников (ст. ст.22,25, 30 ФЗ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»);

- стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на АЗС не оборудованы установками очистки газа (ГОУ) (ст. 16.1, ст. 30 от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15 сентября 2017 г. № 498 “Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа”);

- не разработан и не утвержден проект восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель на АЗС (ст. 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды»);

- площадка АЗС не оборудована инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны.

- территория АЗС не оборудована системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод в городскую канализацию или водоотводящую систему поверхностного стока и локальными очистными сооружениями (ч.1 ст. 34, ч. 1, 2 ст. 39, ч.1 cт. 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и п. п. 4.4, 18.4 18 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153- 39.2- 080-01), утвержденных Приказом Министерства энергетики от 01.08.2001 года N 229).

- не представлена информация об организации проведения производственного контроля, программу производственного контроля (п.2.6, п. 4.4., п. 4.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий», п.4 СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения №1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемичесских мероприятий»);

- не получено санитано-эпидемиологическое заключение на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух в результате деятельности автозаправочной станции (п. 4.1.1., п. 4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»);

- отсутствуют документы на вывоз образовавшихся в процессе деятельности МАЗС отходов, не установлены мусоросборники (п. 6.3 СанПиН 42-128-46990-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест);

- не организованы централизованный отвод и очистка поверхностного стока с территории МАЗС (п. 4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»);

- не организовано проведение периодических медицинских осмотров работников в соответствии с приказом Минтрудсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов и работ при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядка проведения этих осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с средними и опасными условиями груда».

- не приняты меры к соблюдению нормированного расстояния (санитарно-защитной зоны) в 100 м. от МАЗС до границы жилых домов, (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-зашиные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Указанные нарушения зафиксированы в актах УНД и ПР № 2 по г. Буйнакск и Буйнакскому району от 16.10.2018, филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РД в г. Буйнакске», заключении ЦМУ по экологии и природопользованию от 05.10.2018.

Доказательства устранения указанных нарушений суду не представлено.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

При таких обстоятельствах требования прокурора в указанной части подлежат удовлетворению, поскольку выявленные нарушения законодательства, оставаясь неустраненными, могут создать угрозу причинения вреда жизни издоровью неопределенного круга лиц в будущем.

Указанные выше обстоятельства ответчиком в данном случае не оспорены, поскольку эти обстоятельства подтверждаются представленными в суд письменными доказательствами.

В соответствии сост. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В то же время суд не может согласиться с требованиями прокурора об обязании ответчика применить для контроля заземления специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления.

Так, согласно п.71 НПБ 111-98* для контроля заземления АЦ рекомендуется применять специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ.

Технологические системы рекомендуется оснащать датчиками контроля заряда статического электричества, позволяющими в случае превышения его допустимых значений осуществлять предупредительную сигнализацию и автоматическое прекращение наполнения резервуара топливом из АЦ.

Таким образом, указанные положения п. 71 НПБ 111-98* носят для владельца АЗС рекомендательный, а не обязательный характер, в связи с чем требования прокурора в этой части не могут быть удовлетворены. При этом механические системы заземления на МАЗС установлены.

Кроме того, предметом иска прокурора является, в том числе запрет ответчику и другим лицам эксплуатации МАЗС и иных объектов, расположенных по адресу: <адрес>. При этом прокурором в качестве ответчика указан Расулов А.Р., иные лица в качестве ответчиков по делу не привлечены. Поскольку состав «других лиц» прокурором в иске не уточнен, требования к индивидуально неопределенным категориям лиц, которые арендатором или собственником МАЗС не являются, ответчиками по настоящему гражданскому делу не проходят, какого-либо отношения к МАЗС не имеют, удовлетворены быть не могут, поскольку исключают возможность возложения судом на таких лиц обязанностей по исполнению судебного акта.

В этой связи суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск первого заместителя прокурора г. Буйнакска в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ФИО1 по необеспечению устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Обязать ФИО1 в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить следующие нарушения законодательства:

- привести автоматическую пожарную сигнализацию в исправное состояние, (ППР № 390);

- выполнить пологи повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения, оборудовать МАЗС очистными сооружениями (п.9, 39* НПБ 111-98*);

- оснастить МАЗС очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, отвечающими следующим требованиям: должны располагаться подземно, оборудование для опорожнения емкостей-накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом;

- привести линии деаэрации емкостей в соответствие с требованиями НПБ 111-98*;

- крышки люков для очистки песколовушек, устанавливаемых на стоках атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, выполнить в виде решеток, обеспечивающих проветривание песколовушек (п. 39* НПБ 111-98*);

- нанести отличительные разметки или иные визуальные указатели для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытие дорог (п.450 ППБ №390);

- предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от площадок АЦ, ТРК и резервуаров для хранения топлива или в противоположную сторону от них (п. 29* НПБ 111-98*);

- оборудовать площадку для АЦ с жидким моторным топливом отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ (п.35* НПБ 111-98*);

- оборудовать площадку для автоцистерны с СУГ, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива, установить систему орошения для стационарного резервуара СУГ (п. 14 НПБ 111 -98*);

- оборудовать площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, которые должны при достижении концентрацией паров СУГ величины, превышающей 10 % от НКПР, обеспечивать сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации, автоматическое прекращение операции наполнения резервуара и отключение топливораздаточных устройств (п.20.9 НПБ 111-98*);

- оборудовать заправочные островки СУГ очистными сооружениями, включая приемные лотки и соединительные трубопроводы, для исключения возможности распространения по ним СУГ и его паров за пределы каждого заправочного островка (п. 18 НПБ 1 1 1-98*);

- предусмотреть противопожарное расстояние от ТРК с СУГ до проезжей части дороги не менее 25 м. (приложение 6 таб.П.6.1 НПБ 11-98*);

- монтировать систему водяного орошения для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного о оборудования (приложение 6 л.22 НПБ 111-98*);

- обеспечить прохождение обучения мерам пожарной безопасности лиц, допущенных к работе на объекте и завести журнал регистрации противопожарного инструктажа (п.3 ППР №390);

- обеспечить наличие на дверях помещений складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (п.20 ППР №390);

- организовать проведение проверок работоспособности, не реже 2 раз в год (весной и осенью) наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов (п.55 ППР №390);

- завести журнал учета первичных средств пожаротушения (ППР №390);

- разработать и представить в ОНД района декларацию пожарной безопасности объектов. (ФЗ № 123 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.64);

провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на АЗС и осуществить учет выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников (ст. ст.22,25, 30 ФЗ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»);

- оборудовать установками очистки газа (ГОУ) стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на АЗС (ст. 16.1, ст. 30 от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15 сентября 2017 г. № 498 “Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа”;

- разработать и утвердить проект восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель на АЗС (ст. 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды»);

- оборудовать площадку АЗС инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны.

- оборудовать территорию АЗС системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод в городскую канализацию или водоотводящую систему поверхностного стока и локальными очистными сооружениями (ч.1 ст. 34, ч. 1, 2 ст. 39, ч.1 cт. 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и п. п. 4.4, 18.4 18 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153- 39.2- 080-01), утвержденных Приказом Министерства энергетики от 01.08.2001 года N 229).

- представить информацию об организации проведения производственного контроля, программу производственного контроля (п.2.6, п. 4.4., п. 4.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий», п.4 СП 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения №1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемичесских мероприятий»);

- получить санитано-эпидемиологическое заключение на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух в результате деятельности автозаправочной станции (п. 4.1.1., п. 4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»);

- заключить договор на вывоз образовавшихся в процессе деятельности МАЗС отходов, установить мусоросборники (п. 6.3 СанПиН 42-128-46990-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест);

- организовать централизованный отвод и очистку поверхностного стока с территории МАЗС (п. 4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»);

- организовать проведение периодических медицинских осмотров работников в соответствии с приказом Минтрудсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов и работ при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядка проведения этих осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с средними и опасными условиями груда»;

- принять меры к соблюдению нормированного расстояния (санитарно-защитной зоны) в 100 м. от МАЗС до границы жилых домов, (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-зашиные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

В случае неустранения вышеуказанных нарушений законодательства, запретить ФИО9 эксплуатацию объекта - многофункциональной автозаправочной станции «Сафар» и иных объектов, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровым номером

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий Р.И. Мамаев