ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-902/19 от 09.09.2019 Ермаковского районного суда (Красноярский край)

Гражданское дело№2-902/19

24RS0015-01-2019-000741-21

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 сентября 2019 года с. Ермаковское

Красноярского края

Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Хасаншиной А.Н.,

при секретаре Гордеевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Красноярского края, в интересах Российской Федерации, к Обществу с ограниченной ответственностью «Интерра» об обязании устранить нарушения лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском, в котором просит обязать ООО «Интерра» выполнить по договору аренды лесного участка используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов от 18.10.2017 № 766-з следующие противопожарные мероприятия: установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности - 1 шт.; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах - 1 шт.; устройство противопожарных минерализованных полос (шириной не менее 1,4 м) – 7,6 км; устройство пожарных водоемов и подъездов к нему - 1 шт.; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывание граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности - 1 шт.; разработка оперативного плана тушения пожаров - 1 шт.; создание добровольной пожарной дружины - 1/5 кол/чел.; обучение руководителя тушения лесных пожаров - 1 чел; обучение работников тушению лесных пожаров, проведение тактических учений и тренировок - 10 чел.; в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения.

Приостановить деятельность общества с ограниченной ответственностью «Интерра» на территории лесного участка, арендуемого по договору от 18.10.2017 № 766-3, до выполнения мероприятия по противопожарному обустройству лесов, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства.

Запретить обществу с ограниченной ответственностью «Интерра» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов от 18.10.2017 № 766-з иным лицам до выполнения мероприятия по противопожарному обустройству лесов, как деятельность.

Требования мотивированы тем, что между Министерством лесного хозяйства Красноярского края и ООО «Интерра» заключен договор аренды земельного участка -з от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному договору ООО «Интерра» передается лесной участок в целях использования лесов для заготовки древесины, местоположение: <адрес>, <адрес>, 62, 63, 73, 74, 89-94, 117-120, 129, 152 с кадастровым номером

Проектом освоения лесных участков к договору предусмотрены объемы и сроки исполнения работ по противопожарному обустройству лесов.

В соответствии с проектом освоения лесов ООО «Интерра» должно ежегодно осуществлять меры пожарной безопасности на арендованном лесном участке, а именно выполнить следующие противопожарные мероприятия: установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности - 1 шт.; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах - 1 шт.; устройство противопожарных минерализованных полос (шириной не менее 1,4 м) – 7,6 км; устройство пожарных водоемов и подъездов к нему - 1 шт.; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывание граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности - 1 шт.; разработка оперативного плана тушения пожаров - 1 шт.; создание добровольной пожарной дружины - 1/5 кол/чел.; обучение руководителя тушения лесных пожаров - 1 чел.; обучение работников тушению лесных пожаров, проведение тактических учений и тренировок - 10 чел.; место хранения горюче-смазочных материалов- 1 т.

25.02.2019 сотрудником КГБУ «Усинское лесничество» составлен отчет о выполнении объема противопожарных мероприятий за 2018 год, согласно которому указанные мероприятия не выполнены. Фактов, препятствующих соблюдению требований лесного законодательства, не установлено.

Истец, ссылаясь на нормы действующего законодательства, полагает, что нарушение требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Невыполнение мероприятий по противопожарному обустройству лесов, затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки.

Представитель истца Министерства лесного хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представитель Калинихина Н.А. (полномочия подтверждены) просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представители ответчика ООО «Интерра», третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражений относительно заявленных требований не представили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, предусмотренного главой 22 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями статьи 9 Лесного Кодекса РФ предусмотрено право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 51 Лесного Кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком.

Часть 1 статьи 53.1 Лесного Кодекса РФ предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Согласно ч. 2 ст.53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (часть 3 статьи 53.1 Кодекса).

Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2011 года N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" определено, что к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, относятся: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.

Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 53.1 Кодекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, подпунктом "в" пункта 13 которых установлено, что юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Согласно Положению о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденному Постановлением Правительства края от 26.07.2016 № 374-п Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.

В судебном заседании установлено, что 18.10.2017 между Министерством лесного хозяйства Красноярского края и ООО «Интерра» был заключен договор аренды лесного участка №766-з /л.д. 16-21/.

Согласно п.п.1, 2 договора арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, предоставил, а арендатор в лице директора Делинского С.С. ООО «Интерра» принял во временное пользование лесной участок на срок 49 лет (пункт 25 Договора), площадью 16164,0 га, расположенный по адресу: <адрес>, кварталы №№53-55, 62, 63, 73, 74, 89-94, 117-120, 129, 152, предоставленного для заготовки древесины.

Согласно пп. «к» п. 12 договора арендатор обязан осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов /л.д. 18/

В соответствии с проектом освоения лесов ООО «Интерра» должно ежегодно осуществлять меры пожарной безопасности на арендованном лесном участке, а именно выполнить следующие противопожарные мероприятия:

-установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности - 1 шт.;

-благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах - 1 шт.;

-устройство противопожарных минерализованных полос (шириной не менее 1,4 м) -7,6 км;

-устройство пожарных водоемов и подъездов к нему - 1 шт.;

-установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывание граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности - 1 шт.;

-строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 3,8 км;

-разработка оперативного плана тушения пожаров - 1 шт.;

-создание добровольной пожарной дружины - 1/5 кол/чел.;

-обучение руководителя тушения лесных пожаров - 1 чел.;

-обучение работников тушению лесных пожаров, проведение тактических учений и тренировок - 10 чел.;

-место хранения горюче-смазочных материалов -1 т.

Согласно отчету лесничего Струкова В.В. по выполнению объема противопожарных мероприятий за 2018 год от 25.02.2019 ООО «Интерра» противопожарные мероприятия на арендованном лесном участке не выполнены.

Удовлетворяя иск, суд исходит из установленного факта нарушения ответчиком требований противопожарной безопасности при использовании земельного участка, находящегося в его пользовании и того, что выявленные нарушения ответчиком не устранены.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы права, учитывая, что неисполнение ответчиком требований противопожарной безопасности в лесах может стать причиной крупного лесного пожара и гибели людей, суд полагает необходимым возложить на ООО «Интерра» обязанность выполнить противопожарные мероприятия по договору аренды лесного участка, а именно: установить и разместить стенды и другие знаки и указатели, содержащие информацию о мерах пожарной безопасности - 1 шт.; благоустроить зоны отдыха граждан, пребывающих в лесах - 1 шт.; устроить противопожарные минерализованные полосы (шириной не менее 1,4 м) – 7,6 км; устроить пожарные водоемы и подъезды к нему - 1 шт.; установить и эксплуатировать шлагбаумы, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывание граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности - 1 шт.; разработать оперативный план тушения пожаров - 1 шт.; создать добровольную пожарную дружину - 1/5 кол/человек; обучить руководителя тушению лесных пожаров - 1 человек; обучить работников тушению лесных пожаров, провести тактические учения и тренировки - 10 человек.

С учетом принципа разумности, суд полагает возможным установить срок для исполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности – один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

Удовлетворяя требование истца о приостановлении деятельности ответчика на арендуемом лесном участке, суд исходит из следующего.

В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ, и установленный перечень не является исчерпывающим, поскольку указано, что защита гражданских прав осуществляется и иными способами, предусмотренными законом.

Из ст. 56 ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в результате бездействия лесопользователя нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах, что само по себе может повлечь неблагоприятное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровью населения (неопределенного круга лиц).

Сведений и доказательств тому, что приостановление деятельности ответчика, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на арендуемом лесном участке по договору от 18.10.2017 противоречит общественным интересам – суду не представлено.

Суд находит законным и обоснованным требование истца о приостановлении деятельность ООО «Интерра» на территории лесного участка, арендуемого по договору от 18.10.2017 № 766-з, до выполнения ответчиком мероприятий по противопожарному обустройству лесов.

В соответствии с требованиями ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь гл. 22, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края, в интересах Российской Федерации, к Обществу с ограниченной ответственностью «Интерра» об обязании устранить нарушения лесного законодательства, удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Интерра» в течении одного месяца с момента вступления в законную силу решения выполнить противопожарные мероприятия по договору аренды лесного участка от 18.10.2017 №766/з в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а именно:

-установить и разместить стенды и другие знаки и указатели, содержащие информацию о мерах пожарной безопасности - 1 шт.;

-благоустроить зоны отдыха граждан, пребывающих в лесах - 1 шт.;

-устроить противопожарные минерализованные полосы (шириной не менее 1,4 м) – 7,6 км;

-устроить пожарные водоемы и подъезды к нему - 1 шт.;

-установить и эксплуатировать шлагбаумы, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывание граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности - 1 шт.;

-разработать оперативный план тушения пожаров - 1 шт.;

-создать добровольную пожарную дружину - 1/5 кол/человек;

-обучить руководителя тушению лесных пожаров - 1 чел;

-обучить работников тушению лесных пожаров, провести тактические учения и тренировки - 10 человек.

Приостановить деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Интерра» на территории лесного участка, арендуемого по договору от ДД.ММ.ГГГГ-з - до выполнения мероприятия по противопожарному обустройству лесов.

Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Интерра» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов от ДД.ММ.ГГГГ-з иным лицам до выполнения мероприятия по противопожарному обустройству лесов, как деятельность.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Интерра» государственную пошлину в размере 6 000 рублей в доход местного бюджета.

Ответчик, не присутствующий в судебном заседании, вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, предоставив суду заявление с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также указать обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий А.Н. Хасаншина

Мотивированное решение составлено 13 сентября 2019 года.