ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-902/20 от 03.09.2020 Кольского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2-902/2020

***

***

***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 сентября 2020 года

г. Кола

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Архипчук Н.П.,

при секретаре судебного заседания Чугай Т.И.,

с участием представителя истца Минтюкова А.А.,

представителя ответчика Росреестра Забенко Е.П.,

представителя третьего лица Челбиной Ж.В.,

третьего лица – Ордана С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перебиковской Л.Ю. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области и Министерству обороны Российской Федерации о признании обременения на земельный участок отсутствующим,

установил:

Перебиковская Л.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области о признании обременения на земельный участок отсутствующим, указав в обоснование, что постановлением администрации Кольского района Мурманской области от *** утвержден акт выбора и предварительного согласования места размещения объекта под строительство садоводческого партнерства. На основании решения Арбитражного суда *** от *** по делу постановлением Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Кольского района Мурманской области от *** СНП «Свой дом» был предоставлен земельный участок с кадастровым номером площадью *** Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, месторасположение: адрес***, цель использования: малоэтажная жилая застройка (размещение садовых домов). *** между Комитетом и СНП «Свой дом» заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка. На дату издания постановления от ***, постановления от *** и заключения договора аренды от *** данный земельный участок не имел ограничений и обременений. С момента предоставления участка Партнерством произведена планировка территории, с присвоением каждому отдельного кадастрового номера, с вынесением точек в натуру и постановкой на кадастровый учет ***, построены и организованы проезды общего пользования, выполнены работы по межеванию, изготовлен генеральный архитектурный план, сформировано землеустроительное дело, создан и утвержден проект электроснабжения, заключен договор технологического присоединения с ПАО «МРСК Северо-Запада», проведены работы по подведению линии электроснабжения. Истец является членом СНП «Свой дом». На основании протокола общего собрания членов СНП «Свой дом» от *** ей выделен земельный участок с кадастровым номером , место расположения: адрес***, СНП «Свой дом», участок для индивидуального жилищного строительства. В связи с указанным, между администрацией г.п.Кола Мурманской области и Перебиковской Л.Ю. заключен договор аренды от *** данного земельного участка. Договор (право аренды) зарегистрирован в установленном законом порядке. На дату его заключения, земельный участок также ограничений и обременений не имел. *** земельный участок передан истцу по акту приема-передачи. *** между Перебиковской Л.Ю. и Ордан С.С. было заключено соглашение об уступке прав по договору аренды в отношении указанного выше земельного участка, по которому права арендатора переданы Ордан С.С. Соглашение представлено в Управление Росреестра по Мурманской области для государственной регистрации права аренды. Уведомлением от *** ответчиком государственная регистрация перехода прав аренды была приостановлена с указанием на то, что для этого необходимо в соглашении внести запись о существующем обременении на земельный участок: зона с особыми условиями использования земель. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от *** в отношении спорного земельного участка какие-либо ограничения или обременения отсутствуют и не зарегистрированы. Также не зарегистрированы какие-либо ограничения или обременения на иные земельные участки, расположенные в пределах территории СНП «Свой дом». Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также положения статей 304, 606, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 22, 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации, Перебиковская Л.Ю. просит суд признать обременение на земельный участок с кадастровым номером в виде зоны с особыми условиями использования земель (ст.56, 56.1 Земельного кодекса РФ, п.12 Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны») отсутствующим.

Определениями суда от ***, ***, *** к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на стороне ответчика: ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России», Администрация городского поселения Кола, Администрация Кольского района Мурманской области, Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Мурманской области, Филиал ФГБУ «Управление лесного хозяйства и природопользования «Министерства обороны РФ.

Истец Перебиковская Л.Ю. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена в установленном законом порядке.

Представитель истца Минтюков А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, указав, что после повторного обращения в Росреестр, соглашение от ***, заключенное между истцом и Ордан С.С. об уступке прав по договору аренды в отношении земельного участка было зарегистрировано в *** года.

Представитель ответчика Управления Росреестра по Мурманской области Забенко Е.П. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, полагая их незаконными и необоснованными. Из представленного письменного отзыва ответчика следует, что согласно актуальным сведениям ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером , адрес объекта: адрес***, СНП «Свой дом», участок , указанный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером . В ЕГРН имеются сведения о расположении земельного участка полностью в границах зоны с особыми условиями использования территории (далее – ЗОУИТ). В отношении указанного земельного участка имеются следующие незарегистрированные обременения, установленные в силу закона, на основании статей 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», Приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации «Об установлении запретной зоны военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации» №1184 дсп от 08.12.2015, Выписки из протокола заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель от ***. Кроме того, в отношении спорного земельного участка в ЕГРИ имеются следующие зарегистрированные записи об ограничении прав и обременениях: *** на основании договора аренды земельного участка от *** и Дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от *** от *** в ЕГРН внесена запись об ограничении прав и обременениях в виде «Аренда», где предметом аренды является весь объект, срок аренды с *** по ***, арендодатель: Муниципальное образование городское поселение Кола Кольского района, арендатором является Ордан С.С. Требования истца являются необоснованными, поскольку возложение обязанности совершить какие-либо действия для устранения причин, допустимо лишь в случае, когда орган уклоняется или отказывается от совершения возложенных на него законом обязанностей. В данном случае, Управление не обладает полномочиями устанавливать права и ограничения на имущество, не предъявляет никаких прав на спорный объект недвижимости и не препятствует в их оформлении и государственной регистрации, кроме того, не является ни субъектом материального правоотношения, ни носителем спорной обязанности. Таким образом, Управление полагает, что у истца нет оснований для обращения с требованием о признании обременения на земельный участок отсутствующим к Управлению. Также обращено внимание на то, что в силу Приказа Росреестра от *** «О наделении ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» Филиал наделен полномочиями по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий т ведения реестровых дел объектов реестра границ. Таким образом, сведения об ограничениях в отношении спорного земельного участка вносились Филиалом, а не Управлением. Просит в удовлетворении иска отказать (л.д. 46-50).

Представитель соответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке.

Представитель третьего лица - ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке. Из представленного суду отзыва следует, что Учреждение считает себя ненадлежащим ответчиком по данному делу, так как Учреждение своими действиями (бездействиями) не нарушает права и законные интересы истца, поскольку земельный участок с кадастровым номером был образован из состава земельного участка с кадастровым номером . Земельный участок с кадастровым номером был образован и состава земельного участка с кадастровым номером , на котором расположены лесные кварталы Хвойного лесничества Минобороны России. Хвойное лесничество Министерства обороны РФ является военным объектом, расположенным в границах Ленинградской, Вологодской, Мурманской области, Республики Карелия, в отношении которого на основании Приказа заместителя министра обороны РФ от 08.12.2015 № 1184 дсп установлена запретная зона военного объекта. В соответствии с Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ***, предусмотрено, что решения о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - межведомственная комиссия) на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее (п.16 Положения). В состав межведомственной комиссии входят должностные лица Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства. Из изложенного следует, что Учреждение не входит в состав межведомственной комиссии по установлению запретных зон. Вопрос об установлении (снятии) запретных зон не относится к компетенции Учреждения и в соответствии с положениями Устава Учреждения (л.д. 112-113).

Представитель третьего лица – администрации муниципального образования города Кола Мурманской области Челбина Ж.В. в судебном заседании поддержала исковые требования истца, указав, что согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» установлена запретная зона военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации на территории муниципального образования городское поселение Кола Кольского района Мурманской области в кадастровом квартале . На основании п.12 вышеуказанного постановления, *** в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границе зоны с особыми условиями использования территории - запретная зона военного объекта: на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. Запретная зона занимает значительную площадь территории муниципального образования г.п.Кола Кольского района Мурманской области. В границу запретной зоны непосредственно попадает ранее предоставленный земельный участок с кадастровым номером площадью ***, предоставленный в аренду во исполнение решения Арбитражного суда *** от ***. Постановлением Администрации Кольского района от 04.08.2015 года № 984 в соответствии с вышеуказанным Решением СНП «Свой дом» был предоставлен в аренду земельный участок из земель: земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , местоположение: адрес*** для использования в целях: Малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов и садовых домов). На основании данного Постановления между СНП «Свой дом» и Комитетом имущественных отношений администрации Кольского района был заключен договор аренды от ***. После регистрации договора аренды, правообладателями земельного участка проведены комплекс мероприятий для дальнейшего развития и функционирования СНП «Свой дом», а именно: вынесены точки в натуру, произведено межевание индивидуальных земельных участков и их постановка на кадастровый учет в количестве ***, которые были распределены между членами партнёрства, произведено строительство дорог и коммуникаций, получены технические условия для присоединения к сетям ОАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада», заключен договор о технологическом присоединении к электрическим сетям, разработан и согласован проект для электроснабжения земельного участка с ПАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго» от ***, проведены работы по подведению линий электропередач для электроснабжения СПН «Свой дом». На момент заключения договора аренды земельный участок с кадастровым номером не имел ограничений. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером частично входит в границы запретной зоны военного объекта - Хвойное лесничество Минобороны России. Положением об установлении запретных зон, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ***, регламентирован Порядок внесения охранных зон в ЕГРП. Полагает, что Министерством обороны РФ нарушена процедура внесения сведений в ЕГРП по установлению охранной зоны в отношении военного объекта в связи с тем, что границы земельного участка объектов Минобороны носят декларативный характер, что не позволяет определить в отношении чего (кого) установлена охранная зона. Помимо этого, орган местного самоуправления в лице муниципального образования городское поседение Кола Кольского района не принимал участия в Межведомственной комиссии в соответствии с п.17 Положения по вопросам, связанным с установлением и изменением границ, а также с упразднением и определением параметров запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. Муниципальным образованием городское поседение Кола Кольского района неоднократно направлялись обращения в уполномоченные органы и органы надзора с просьбой внести изменения в границы запретной зоны военного объекта, направлялись картографические материалы в адрес Министерства обороны и подведомственных учреждений, позволяющие без финансовых затрат рассмотреть и принять решение по внесению изменений в границы охранной зоны военного объекта. Согласно очередному письму Минобороны России от *** предполагаемый срок принятия нового нормативного акта Правительства РФ – *** года, однако до настоящего времени данный нормативный акт так и не принят.

Представитель третьего лица – администрации Кольского района Мурманской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, из представленного письменного отзыва следует, что администрация полагает заявленные исковые требования обоснованными, так как земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адрес***, СНП «Свой дом», участок , образован из земельного участка с кадастровым номером . Земельный участок с кадастровым номером , площадью *** из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов и садовых домов), находится в неразграниченной государственной собственности, правообладателем (арендатором) земельного участка является Садоводческое некоммерческое партнерство «Свой дом». Земельный участок с кадастровым номером , был сформирован на основании постановления администрации Кольского района от 21.07.2014 № 1222 «Об утверждении акта выбора СНП «Свой дом» и предварительном согласовании места размещения объекта», принятого во исполнение решения Арбитражного суда *** от ***. После проведения СНП «Свой дом» кадастровых работ по формированию, постановке вновь образованного земельного участка на государственный кадастровый учет и перевода земельного участка с кадастровым номером из категории земель - земли запаса в категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, постановлением администрации Кольского района от *** СНП «Свой дом» указанный земельный участок был предоставлен в аренду сроком на 5 лет, для ведения садоводства. На основании данного решения между КУМИ Кольского района и СНП «Свой дом» заключен договор аренды земельного участка от *** сроком на 5 лет с *** по ***. В свою очередь, истец Перебиковская Л.Ю. является членом СНП «Свой дом», на основании протокола общего собрания членов СНП «Свой дом» от *** истцу распределен земельный участок с кадастровым номером . *** между истцом и администрацией г.п. Кола Кольского района был заключён договор аренды земельного участка с кадастровым номером , сроком на 5 лет, до *** с разрешенным использованием - малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов и садовых домов). Согласно выписке из ЕГРН, на момент заключения договора аренды в отношении указанного земельного участка обременения и ограничения в ЕГРН отсутствовали. В связи с чем, земельный участок был предоставлен истцу без каких-либо ограничений и обременений в использовании под испрашиваемые цели – для размещения садового дома. *** на основании дополнительного соглашения от *** к договору аренды земельного участка от ***, права и обязанности по аренде земельного участка с кадастровым номером от Перебиковской Л.Ю. перешли к Ордан С.С. В настоящее время согласно сведений ЕГРН земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории - запретная зона военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации, установленной постановлением Правительства Российской Федерации «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ» № 405 от 05.05.2014. В нарушение Положения об установлении запретных зон утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, границы зоны с особыми условиями использования территории - запретная зона военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации, администрацией Кольского района, либо администрацией г.п. Кола Кольского района не согласовывались (л.д. 175-177).

Представитель третьего лица Филиала ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Росреестра» по Мурманской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке.

Представитель третьего лица Филиала ФГБУ «Управления лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке.

Третье лицо - Ордан С.С. в судебном заседании поддержал исковые требования Перебиковской Л.Ю., полагая их законными и обоснованными.

Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся представителем соответчика и третьих лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела и оценив их в совокупности, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, на основании следующего.

В силу пункта 7 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее – Положение). Минобороны России предписано до 1 июня 2014 образовать в соответствии с Положением межведомственную комиссию по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, и утвердить регламент ее работы (пункт 2); Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной службе охраны Российской Федерации до 31 декабря 2015 г. осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в соответствии с Положением (пункт 3).

Пунктом 16 Положения определено, что решения о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - межведомственная комиссия) на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее.

На основании решения межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), в ведении которого находится военный объект, для обеспечения функционирования которого необходимо установление запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, принимает решение об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также в 2-месячный срок обеспечивает составление соответствующей карты (плана) объекта землеустройства с обозначением границ запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта (пункт 21 Положения).

Приказом от 21.11.2015 N 706 Министр обороны Российской Федерации на основании пункта 9 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, наделил заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию расквартирования войск (сил), жилищного, медицинского обеспечения, судебно-правовой работы и контроля финансово-экономической деятельности, полномочиями по принятию в установленном порядке решений об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охраняемой зоны военного объекта.

В соответствии с приведенным порядком и на основании протокола межведомственной комиссии от 08.10.2015 N 1/МК во исполнение указаний Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 заместитель Министра обороны Российской Федерации своим приказом от *** дсп в установленном порядке принял решение об установлении запретной зоны военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны. Российской Федерации, расположенного в границах Ленинградской, Вологодской и Мурманской областей и Республики Карелия.

В судебном заседании было установлено, что земельный участок с кадастровым номером площадью ***., был предоставлен Администрации городского поселения Кола в аренду во исполнение решения Арбитражного суда *** от ***. Постановлением Администрации Кольского района от *** в соответствии с вышеуказанным Решением СНП «Свой дом» был предоставлен в аренду земельный участок из земель: земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , местоположение: адрес*** для использования в целях: Малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов и садовых домов). На основании данного Постановления между СНП «Свой дом» и Комитетом имущественных отношений администрации адрес*** был заключен договор аренды от ***.

*** истцу Перебиковской Л.Ю., являющейся членом СНП «Свой Дом», на основании договора аренды от *** был предоставлен земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адрес***, СНП «Свой Дом», участок , на срок с *** по ***. *** земельный участок передан истцу по акту приема-передачи (л.д. 10-13, 17, 26).

Вышеуказанный договор аренды был зарегистрирован в Управлении Росреестра МО, что подтверждается записью от *** (л.д. 18).

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером , данный земельный участок имеет следующие характеристики: категория земель – земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование – малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов и садовых домов); образован из земельного участка с кадастровым номером (л.д. 19-22).

*** между Перебиковской Л.Ю. и Ордан С.С. было заключено соглашение об уступке прав по договору аренды в отношении указанного выше земельного участка, по которому права арендатора переданы Ордан С.С. (л.д. 23).

Вышеуказанное соглашение было представлено в Управление Росреестра по адрес*** для государственной регистрации права аренды, однако Уведомлением от *** ответчиком государственная регистрация перехода прав аренды была приостановлена с указанием на то, что для этого необходимо в соглашении внести запись о существующем обременении на земельный участок: зона с особыми условиями использования земель (л.д. 8-9). После повторного обращения истца в Управление, государственная регистрация уступки прав (аренды) была произведена, что подтверждается записью от *** (л.д. 65).

Из материалов дела следует, что согласно актуальным сведениям ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером , адрес объекта: адрес***, МО г.адрес***, СНП «Свой дом», участок , указанный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером . В представленной суду выписке ЕГРН от ***, имеются сведения о расположении земельного участка полностью в границах зоны с реестровым номером от ***, с особыми условиями использования территории. В отношении указанного земельного участка имеются следующие незарегистрированные обременения (установленные в силу закона): 1. Вид обременения: «Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации». Учетный номер части: реестровый номер зоны: . Содержание ограничения и обременения: «Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» п.12. Документы - основания для внесения сведений: Постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ" от 05.05.2014 № 405. Дата начала действия: ***. 2. Приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации «Об установлении запретной зоны военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации» № 1183 дсп от 08.12.2015, орган власти, организация, выдавшие документ: Министерство обороны Российской Федерации; 3. Выписка из протокола заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель от ***, орган власти, организация, выдавшие документ: Межведомственная комиссия по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ. Дата начала действия: ***. В отношении спорного земельного участка в ЕГРИ имеются следующие зарегистрированные записи об ограничении прав и обременениях: *** на основании Договора аренды земельного участка от *** и Дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от *** от *** в ЕГРН внесена запись об ограничении прав и обременениях в виде «Аренда», где предметом аренды является весь объект, срок аренды с *** по ***, арендодатель: Муниципальное образование городское поселение Кола Кольского района, арендатором является Ордан С.С. (л.д. 178-181).

Как следует из материалов дела земельный участок , был образован из состава земельного участка с кадастровым номером , который в свою очередь был образован из состава земельного участка с кадастровым номером , на котором расположены лесные кварталы Хвойного лесничества Минобороны России. Хвойное лесничество Министерства обороны РФ является военным объектом, расположенным в границах Ленинградской, Вологодской, Мурманской области, Республики Карелия, в отношении которого на основании Приказа заместителя министра обороны РФ от 08.12.2015 №1184 дсп установлена запретная зона военного объекта.

Таким образом, земельный участок истца Перебиковской Л.Ю. расположен в границах лесных кварталов Хвойного лесничества Минобороны России, что не оспаривалось сторонам в судебном заседании, следовательно, данный земельный участок входит в запретную зону военного объекта Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации, установленную Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации № 1184 ДСП от 08.12.2015.
Довод представителя истца, арендующего земельный участок, расположенный в запретной зоне, о незаконности принятия решения межведомственной комиссии об установлении запретной зоны, суд находит несостоятельными, поскольку в установленном законом порядке данное решение межведомственной комиссии не оспорено и не отменено.

Также несостоятельными суд признает доводы третьих лиц Администрации г.п. Кола и Администрации Кольского района о том, что запретная зона военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны РФ установлена на территории Кольского района в нарушение Положения, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с пунктом 7 Положения для военных объектов, расположенных вне населенных пунктов, внешняя граница запретной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 3 километра от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина запретной зоны военного объекта определяется величиной расчетного радиуса воздействия поражающих факторов военного объекта, возникающих при нарушении его нормального функционирования вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 2 Положения военные объекты - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.

При таких обстоятельствах перечень военных объектов, в отношении которых может быть установлена запретная зона является открытым, а значит к данным объектам следует также отнести и земельные участки, являющиеся самостоятельными объектами недвижимости, на которых располагаются военные лесничества.

Приказом № 1184дсп от 08.12.2015 установлена запретная зона военного объекта - Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации, которое в свою очередь располагается вне границ населенного пункта, в связи с чем установление спорной запретной зоны произведено в соответствии с пунктом 7 Положения и согласуется с требованиями статьи 85 ЗК РФ, согласно которой в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные, в том числе к территориальным зонам военных объектов и пункта 2 этого же Положения, согласно которым запретная зона является территорией вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен.

Рассматривая требования истца о признании обременения на земельный участок отсутствующим в отношении ответчика Управления Росреестра суд исходит из следующего.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии со ст. 32 Закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе, об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

При этом согласно ч.18.1 ст.32 Закона, обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 7 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве".

Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15 ст.32 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕРГН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 №1532.

В соответствии с Правилами, в случае установления или изменения границ ЗОУИТ, а также прекращения существования ЗОУИТ федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении границ ЗОУИТ или о прекращении существования ЗОУИТ, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, в том числе наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, или сведения, содержавшиеся в решении о прекращении существования ЗОУИТ.

Согласно ч. 16 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» до 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 настоящей статьи.

Согласно Положению об установлении запретных зон, федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), принявший решение об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта: а) в установленном порядке направляет в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета), документы для принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета. К направляемым документам прилагаются решение межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта и решение федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа) об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.

Таким образом, законом о регистрации, установлен специальный порядок государственной регистрации прав и ограничений и орган регистрации прав не вправе без соответствующего заявления или решения органов власти вносить запись в ЕГРН.

Кроме того, приказом Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 кадастровая палата наделена полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, по ведению Единого государственного реестра недвижимости в части внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий.

Учитывая, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области по соответствующему заявлению осуществило регистрацию дополнительного соглашения Перебиковской Л.Ю. и Ордана С.С. к договору аренды земельного участка от *** об уступке прав, а признание ограничения, наложенного в силу закона отсутствующим, не входит в компетенцию Росреестра, действия ответчика суд находит законными и обоснованными, поскольку возложение обязанности совершить какие-либо действия для устранения причин, допустимо лишь в случае, когда орган уклоняется или отказывается от совершения возложенных на него законом обязанностей. В данном случае, Управление не обладает полномочиями устанавливать права и ограничения на имущество, не предъявляет никаких прав на спорный объект недвижимости и не препятствует в их оформлении и государственной регистрации. Таким образом, нарушения каких-либо прав и законных интересов истца Перебиковской Л.Ю. в судебном заседании судом не установлено.

Доводы представителя истца и представителей третьих лиц Администрации г.п. Кола и Администрации Кольского района об отсутствии каких-либо ограничений на момент предоставления земельного участка в аренду Перебиковской Л.Ю., не может служить основанием для удовлетворения требований истца, поскольку земельный участок с кадастровым номером изначально был образован из состава земельного участка с кадастровым номером , на котором расположены лесные кварталы Хвойного лесничества Минобороны России.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Перебиковской Л.Ю.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Перебиковской Л.Ю. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, Министерству обороны Российской Федерации о признании обременения на земельный участок отсутствующим – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

***

*** Судья Н.П. Архипчук