ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-902/20 от 10.06.2020 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

РЕШЕНИЕ

по делу № 2-902/2020

Именем Российской Федерации

10 июня 2020 г.

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,

с участием прокурора Обыденновой А.С.,

при секретаре Морозове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Тамбова к Администрации г. Тамбова о возложении обязанности обеспечить проведение муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Тамбова обратился в суд с иском к Администрации г. Тамбова о возложении обязанности обеспечить проведение муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Советского района г. Тамбова проведена проверка по вопросам социальной защиты инвалидов, отраженным в резолюции круглого стола «Равные права - равные возможности», который состоялся 24.12.2019 г. в администрации Тамбовской области.

При этом установлено, что по адресу: *** проживает инвалид *** ФИО1 в жилом помещении частного жилого фонда.

Жилое помещение ФИО1 расположено на третьем этаже многоквартирного дома, однако в связи с отсутствием лифтового оборудования и иных приспособлений для нужд инвалидов, у него имеются препятствия в пользовании жилым помещением и общим имуществом дома.

ФИО1 обратился в жилищный комитет администрации г. Тамбова с заявлением о проведении комиссионного обследования на предмет обеспечения условия доступности в многоквартирном доме инвалида-колясочника. В ходе проведенного комиссионного обследования указанного дома комиссией в июне 2018 г. установлено, что техническая возможность в установке пандуса, жестко зафиксированного на ступенях лестницы, отсутствует. В акте № 15 от 21.06.2018 г., составленном данной комиссией, сделан вывод о том, что многоквартирный дом, в котором проживает инвалид, не приспособлен к установке стационарного пандуса на лестнице. В качестве мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме указано на возможность установки подъемной платформы в шахте из сэндвич-панелей уличного исполнения на высоте подъема до 9 м.

В данном акте отражен вывод о принятии решения о проверке экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома.

Однако, в нарушение закона, администрацией г. Тамбова не обеспечено проведение муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома ***.

Это создает препятствия для дальнейшей реализации механизма защиты жилищных прав инвалида ФИО1

Истец просил обязать администрацию г. Тамбова обеспечить проведение муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома ***.

В судебном заседании представитель истца Обыденнова А.С. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске.

Представитель Администрации г. Тамбова ФИО2 иск не признал, возражая против его удовлетворения.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает необходимым удовлетворить исковые требования.

Судом установлено, что прокуратурой Советского района г. Тамбова проведена проверка по вопросам социальной защиты инвалидов, отраженным в резолюции круглого стола «Равные права - равные возможности», который состоялся 24.12.2019 г. в администрации Тамбовской области.

При этом установлено, что по адресу: *** проживает инвалид *** ФИО1 в жилом помещении частного жилого фонда.

Жилое помещение ФИО1 расположено на третьем этаже многоквартирного дома, однако в связи с отсутствием лифтового оборудования и иных приспособлений для нужд инвалидов, у него имеются препятствия в пользовании жилым помещением и общим имуществом дома.

ФИО1 обратился в жилищный комитет администрации г. Тамбова с заявлением о проведении комиссионного обследования на предмет обеспечения условия доступности в многоквартирном доме инвалида-колясочника.

В ходе проведенного комиссионного обследования указанного дома комиссией в июне 2018 г. установлено, что техническая возможность в установке пандуса, жестко зафиксированного на ступенях лестницы отсутствует, дом технически не приспособлен к установке стационарного пандуса на лестнице. В качестве мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме указано на возможность установки подъемной платформы в шахте из сэндвич-панелей уличного исполнения на высоте подъема до 9 м.

Однако, в нарушение закона, администрацией г. Тамбова не обеспечено проведение муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома ***, что создает препятствия для дальнейшей реализации механизма защиты жилищных прав инвалида ФИО1

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и показаниями истца.

В соответствии с ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе и условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Порядок проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида устанавливается Правилами
проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, утвержденными Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 февраля 2017г. №583/пр «Об утверждении правил проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида».

Проверка экономической целесообразности осуществляется на основании акта обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, оформленного в соответствии с положениями пунктов 12 и 13 Правил №649 комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, созданной согласно требованиям пунктов 6-10 Правил №649, содержащего:

- вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения и общего имущества, то есть о невозможности приспособления жилого помещения и общего имущества без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта;

- решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения и общего имущества (п.3).

При проведении проверки экономической целесообразности осуществляется сравнение потребности в финансовых ресурсах, необходимых на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения и общего имущества, исходя из указанных в акте обследования мероприятий с потребностями в финансовых ресурсах, необходимых на приобретение нового жилого помещения, приспособленного с учетом потребностей инвалида.

Как определено Правилами проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (п.9), по результатам проведения проверки экономической целесообразности комиссия принимает одно из следующих решений:

- об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения и общего имущества, если объем потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта составляет менее объема потребности в финансовых ресурсах на приобретение нового жилого помещения;

- об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, если объем потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта превышает объем потребности в финансовых ресурсах на приобретение нового жилого помещения.

Решение комиссии о целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида оформляется по форме, содержащейся в приложении №2 к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.02.2017 №583/пр.

Данная форма предполагает принятие решения комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Согласно п. 3 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016г. №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» в части жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав частного жилищного фонда осуществляется муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах.

Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Ответчик до настоящего времени не обеспечил проведение муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома ***, в связи с чем суд считает необходимым обязать администрацию г. Тамбова обеспечить проведение вышеназванной проверки.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Советского района г. Тамбова удовлетворить.

Обязать администрацию г. Тамбова обеспечить проведение муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома ***.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 10.06.2020 г.

Судья: