РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2017 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.,
при секретаре судебного заседания Гладченко Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ессентуки в интересах неопределенного круга лиц к МБУК «Централизованная библиотечная система» Библиотека-филиал №2, Администрации города Ессентуки, Финансовому управлению администрации города Ессентуки о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Ессентуки обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБУК «Централизованная библиотечная система» Библиотека-филиал №2, Администрации города Ессентуки о возложении обязанности обеспечить устранение нарушений законодательства в здании и на прилегающей территории библиотеки – филиала №2 по адресу: *** б, а именно привести в соответствие с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружения для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительных норм и правил СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», выделить и оборудовать на прилегающей территории место парковки транспортных средств инвалидов; при входе в здание установить информационно- тактильные знаки, в том числе, с использованием шрифта Брайля, отображающие наименование учреждения и схему перемещения внутри помещения для инвалидов по зрению. Установить трехмесячный срок для устранения нарушений со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
Прокуратурой города проведена проверка исполнения Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов а РФ».
*** проведенной прокуратурой города с привлечением представителей Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ессентукский центр реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» проверкой помещений и прилегающей территории библиотеки-филиала №2, расположенного по адресу: ****** установлено, что условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей не созданы.
Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 на прилегающей территории отсутствует выделенное место парковки транспортных средств инвалидов; при входе в здание отсутствуют информационно-тактильные знаки, в том числе, с использованием шрифта Брайля, отображающие наименование учреждения и схему перемещения внутри помещения для инвалидов по зрению.
Вышеуказанные нарушения требований закона являются препятствием для реализации инвалидам, гарантированных им государством прав по обеспечению условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Определением Ессентукского городского суда от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечено Финансовое Управление Администрации города Ессентуки.
Старший помощник прокурора города Ессентуки Тебердуков И.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным выше, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации города Ессентуки по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных прокурором города Ессентуки требований, пояснил, что согласно п.3 ст.26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения ч.1 ст.15 (в ред. Федерального закона от 01 декабря 2014 года №419-ФЗ) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 01.07.2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Так как здание МБУК «Централизованная библиотечная система» Библиотека-филиал №2 после 01.07.2016 года не подвергалось реконструкции, требования прокурора не подлежат удовлетворению. Более того, на *** год на муниципальные задания бюджетом города Ессентуки расходы на обеспечение условий доступности для инвалидов на МБУК «Централизованная библиотечная система» Библиотека – филиал №2 не заложены. Что касается парковки, пояснил, что в непосредственной близости от здания библиотеки уже имеется парковка, оборудовать парковку непосредственно перед входом в библиотеку не представляется возможным, так как там находятся зеленые насаждения (клумбы).
Представитель ответчика Финансового управления администрации города Ессентуки по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных прокурором города Ессентуки исковых требований по основаниям, изложенным представителем Администрации г. Ессентуки, а также пояснила, что бюджет города Ессентуки на *** год (решение Думы города от ****** «О бюджете муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на *** год и на плановый период ***») принят с предельным объемом дефицита. В случае исполнения бюджета города в части перевыполнения фактического поступления доходов в доходную часть бюджета города, по согласованию с Администрацией города Ессентуки, все поступившие письма с приложением расчетов-обоснований, правовых актов, судебных решений и т.д. будут рассмотрены на заседании Межведомственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов. Межведомственной комиссией принимается рекомендательное заключение о рассмотрении проекта решения Думы города с предложениями на заседании Думы города (внесение изменений в бюджет согласно Уставу города Ессентуки относится к, исключительной компетенции Думы города Ессентуки).
Представитель ответчика МБУК «Централизовання библиотечная система» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, а также возражения, в которых указано следующее.
МБУК «ЦБС» владеет, пользуется и распоряжается зданием Библиотеки-филиала №2 на праве оперативного управления, имущество МБУК «ЦБС» является муниципальной собственностью города Ессентуки и закреплено за МБУК «ЦБС» на праве оперативного управления. Собственными финансовыми средствами МБУК «ЦБС» не обладает, финансируется за счет средств города Ессентуки в соответствии с муниципальным заданием. Муниципальным заданием субсидии на обеспечение доступности для инвалидов не выделялись.
Таким образом, обеспечить устранение нарушений законодательства в здании и на прилегающей территории Библиотеки-филиала №2, не имеется возможности.
Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.
Представитель 3-го лица ГБПОУ «Ессентукский центр реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» по доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные прокурором города Ессентуки исковые требования, просила их удовлетворить.
Допрошенный в судебном заседании *** в соответствии со ст.188 ГПК РФ, в качестве специалиста государственный инспектор дорожного надзора отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела МВД России по г. Ессентуки ГУ МВД России по Ставропольскому краю А.Г. показал, что на прилегающей территории библиотеки–филиала №2 по адресу: ****** возможно оборудование места парковки транспортных средств для инвалидов. В настоящее время проезд к библиотеке свободен, знак, запрещающий проезд отсутствует.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
В соответствии со ст.2 Закона №181-ФЗ социальная защита инвалидов- система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Предусмотренные настоящим Законом №181-ФЗ меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ (ст.1).
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно п.7 ст.30 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Правила обеспечения условий доступности библиотек для инвалидов, включая возможность обеспечения доступа инвалидов различных категорий и маломобильных граждан к библиотечным зданиям и услугам в сфере библиотечной деятельности, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами, с учетом их особых потребностей, утверждены Приказом Минкультуры России от 10.11.2015 N 2761.
Согласно п. 4 данных Правил в целях предоставления услуг, доступных для инвалидов, библиотеки обеспечивают:
- оказание инвалидам необходимой помощи в доступной для них форме в уяснении порядка предоставления и получения услуги, оформлении установленных регламентом (порядком) ее предоставления документов, совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
- предоставление инвалидам по слуху при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;
- наличие копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуги (в том числе на информационном стенде), выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также аудиоконтура в регистратуре;
- размещение помещений, в которых предоставляются услуги, преимущественно на нижних этажах зданий;
- организацию помещений, в которых предоставляется государственная услуга, в виде отдельных кабинетов;
- предоставление инвалидам для получения государственной услуги в электронном виде возможности направить заявление через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) - http://www.gosuslugi.ru/ путем заполнения специальной интерактивной формы с обеспечением идентификации получателя, конфиденциальности и мониторинга хода предоставления услуги;
- обеспечение других условий доступности, предусмотренных административными регламентами по предоставлению государственных услуг.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Ессентуки проведена проверка исполнения Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «о социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В ходе указанной проверки было установлено, что при входе в здание Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ессентукский центр реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» библиотека-филиал №2, расположенного по адресу: ****** отсутствуют информационно-тактильные знаки, в том числе, с использованием шрифта Брайля, отображающие наименование учреждения и схему перемещения внутри помещения для инвалидов по зрению. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ***.
С учетом изложенных норм права, суд приходит к выводу, что на указанном объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия по созданию условий беспрепятственного достижения определенных мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству, в результате чего, инвалиды ограничены в использовании ими равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, а именно в беспрепятственном доступе в помещение библиотеки.
По смыслу закона, целью установки информационно-тактильных знаков, в том числе, с использованием шрифта Брайля, является отображение той информации, которая поможет в ориентации инвалидов по зрению в пространстве, а именно, на схеме отображается информация о расположении отдельных помещений, кабинетов и входов в них. Такого рода информация позволит беспрепятственно и безопасно передвигаться внутри помещения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором города Ессентуки требований в части установления информационно-тактильных знаков, в том числе, с использованием шрифта Брайля, отображающих наименование учреждения и схему перемещения внутри помещения для инвалидов по зрению.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает обоснованными доводы прокурора об установлении ответчикам срока для исполнения возлагаемой обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда. Суд полагает данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
Кроме того, прокурором заявлены требования о возложении обязанности выделить и оборудовать на прилегающей территории библиотеки-филиала №2 Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ессентукский центр реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» место парковки транспортных средств инвалидов.
Вместе с тем, прокурором не представлено доказательств о наличии технической возможности организации стоянки транспортных средств возле здания библиотеки, в том числе, на соответствие СНиПам, размерам земельного участка и площади парковки, противопожарным расстояниям, необходимости и целесообразности ликвидации зеленых насаждений, расположенных между зданием библиотеки и дорожным полотном. Кроме того, как следует из представленных Администрацией города Ессентуки фотографий, в непосредственной близости от библиотеки имеется место для парковки транспортных средств инвалидов. С учетом изложенного, требования прокурора о возложении обязанности выделить и оборудовать на прилегающей территории библиотеки место парковки транспортных средств инвалидов, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Ессентуки в интересах неопределенного круга лиц к МБУК «Централизованная библиотечная система» Библиотека-филиал №2, Администрации города Ессентуки, Финансовому управлению администрации города Ессентуки о возложении обязанности – удовлетворить в части.
Обязать МБУК «Централизованная библиотечная система» Библиотека-филиал №2, Администрацию города Ессентуки, Финансовое управление администрации города Ессентуки в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу при входе в здание библиотеки по адресу: ****** установить информационно-тактильные знаки, в том числе, с использованием шрифта Брайля, отображающие наименование учреждения и схему перемещения внутри помещения для инвалидов по зрению.
В удовлетворении требований прокурора города Ессентуки в части возложения обязанности выделить и оборудовать на прилегающей территории библиотеки место парковки транспортных средств инвалидов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 07 августа 2017 года.
Председательствующий: