УИД 04RS0020-01-2022-001278-51 №2-902/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Северобайкальск 24 августа 2022 года
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Григорьевой В.В., при секретаре Тетерлевой Е.М.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика председателя ТСН «Торговый центр» ФИО2, представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ТСН «Торговый центр» в лице председателя ФИО4 об обязании выполнить замену дверей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском, указывая, что является собственником части площадей в ТБЦ (ТСН «Торговый центр»), которые вошли в состав Товарищества собственников недвижимости, образованного в 2019 году и которое обязано по принятым тарифам выполнять капитальный ремонт мест общего пользования. В осях 3-4/Т Торгового центра по в наружной ограждающей панели, являющееся общей долевой собственности, 8-9 лет назад установлены входная деревянная дверь в тамбур и далее и тамбура деревянные двери на лестницу на второй этаж, которыми пользуются многие собственники, т.е. более одного. Но не один собственник кроме него ни на один рубль за эти годы не выполнил текущий ремонт этих дверей. В настоящее время двери по многим параметрам требуют замены. Заявлением от 14.06.2022 года он просил ТСН в лице председателя ФИО4 выполнить замену этих дверей, входную с улицы на пластиковую, утепленную (зимний вариант) и двери из тамбура на лестницу обычные пластиковые. Ответа на обращение не получил. Если бы ремонт был сделан им и при этом никакого зачета не просил, то председатель был бы счастлив. Просит суд обязать обязать ТН в лице председателя ФИО4 выполнить замену дверей и сообщить информацию о сроках выполнения работ.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, суду пояснил, что спорные двери являются общим имуществом ТСН, поскольку ими пользуются более одного собственника, через них осуществляется проход как на второй этаж здания, так и в соседнее помещение. Двери подлежат замене, поскольку выглядят неэстетично среди других дверей, не держат тепло и ему приходится нести расходы по дополнительному обогреву в зимний период. Полагал, что замена дверей входит в смету расходов ТСН, куда деньги ему неизвестно. Членов ТСН не является с июня 2021 года, ранее являлся. Не отрицал, что площадь тамбура входит в площадь, принадлежащей ему площади здания с кадастровым номером №. Помещение тамбура им перестраивалось самостоятельно несколько лет назад, т.к. он собственник. Высказался о возможности передачи этой площади в общее имущество ТСН за определённую плату.
Представитель ТСН «Торговый центр» ФИО3 в судебном заседании иск не признал и суду пояснил, что заявление ФИО1 о замене дверей получено ТСН уже после возбуждения производства по делу по иску ФИО1 в суде. Переписка с ФИО1 прекращена ранее ввиду его поведения. ФИО1 владеет помещениями в ТСН, которые ранее являлись рестораном «Ленинград», в т.ч. лестничным пролетом на второй этаж и тамбуром. Ранее входная дверь была изолированная и служила входом только в ресторан. Позже собственниками помещений во всем здании торгового центра были осуществлены перепланировки, в итоге все здание находится в собственности граждан, в т.ч. имущество, которое должно было быть общим в силу закона. Полагал, что спорные двери не являются общим имуществом, т.к. ФИО1 самостоятельно их установил без соответствующего согласия, фактически они являются «самостроем». Также указал, что в силу действующего нормативно-правового регулирования замена дверей относится к компетенции общего собрания Товарищества. Кроме того, полагал, что при наружном осмотре дверей установлено, что двери не требуют замены, только косметического ремонта. Двери, ведущие из тамбура, не входят в перечень мест общего пользования здания торгового центра, определённых решением общего собрания ТСН.
Председатель правления ТСН «Торговый центр» ФИО4 с иском также не согласился, придерживался позиции ФИО3 и дополнительно пояснил, что все помещения в торговом центре находятся в собственности граждан, в т.ч. лестницы, проходы и др. Собственники помещений не желают определять общедолевое имущество. Хотя логически было бы здравым собственникам передать часть имущества в общедолевую собственность, тем самым снять с себя бремя его содержания. Двери, про которые спорит ФИО1, фактически являются самовольной постройкой, т.к. изначально не были предусмотрены и установлены самым истцом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Отношения собственников помещений, расположенных в нежилом задании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы.
В соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения.
Следовательно, в силу положений ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в нежилом задании относятся, в т.ч. вопросы по капитальному ремонту общего имущества и принятие решений о текущем ремонте общего имущества.
Порядок проведения общего собрания также регламентирован нормами жилищного законодательства и Уставом Товарищества.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 65,3 кв.м., расположенного на 1 этаже 2 этажного панельного дома по адресу: , сведения об объекте имеют статус «актуальные, ранее учтенные» (выписка ЕГРН от 05.08.2022 года).
Согласно справки ООО «Кадастровый центр «Байкал» от 29.12.2021 года следует, что в указанном помещении находится два контура территории общего пользования, используемые для прохода, общей площадью 16,2 кв.м. Имеется план этажа (части этажа), объекта недвижимости с указанием условных обозначений.
Таким образом, из указанных документов следует, что место общего пользования, используемое для прохода в другие помещения здания торгового центра, находится в собственности ФИО1, что не отрицалось им при рассмотрении дела. Напротив, высказался о возможности передачи им указанных площадей в общее имущество ТСН за определённую плату.
Из акта от 03.06.2022 года, представленного истцом, следует, что собственник торгового зала «Северный» в ТБЦ, администратора и арендатор площадей, прилегающих к входным дверям, составили акт о том, что в Торговом центре в осях 3-4/Т в наружной стеновой панели установлена входная деревянная дверь в тамбур, остекленная в одно стекло и такие же двери установлены на выход из тамбура для прохода на лестницу 2 этажа. Дверями пользуется много лет несколько собственников. Двери требуют замены, т.к. не держат тепло, требуют ремонта и выглядят неэстетично на фасаде здания. Из 20 уличных входов в здание ТБЦ по периметру только в трех остались деревянные двери.
14.06.2022 года в адрес председателя ТСН «Торговый центр» ФИО4 истцом направлено заявление с описанием как и в акте от 03.06.2022 года с просьбой выполнить замену дверей, являющихся общей долевой собственностью, с улицы на пластиковую утепленную (зимний вариант) и двери из тамбура в здание на обычные пластиковые по соответствующим статьям сметы. Также просит суд дать ответ в соответствии с законом в течении 10 рабочих дней и замене дверей.
По данным отчета отслеживания почтовых отправлений ПАО «Почта России» по состоянию на 26.06.2022 года (иск предъявлен 14.07.2022 года) указанное заявление адресату не вручено.
Согласно выписке ЕГРЮЛ от 22.07.2022 года Товарищество собственников недвижимости «Торговый центр» (ТСН «Торговый центр») зарегистрировано 29.08.2019 года, основным видом деятельности которого является управление эксплуатации нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, дополнительными - покупка и продажа собственного недвижимого имущества, аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, деятельность по комплексному обслуживанию помещений, деятельность по общей уборке зданий, деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений прочая, подметание улиц и уборка снега.
Согласно п. п. 1.1,1.4 Устава ТСН «Торговый центр» является добровольным объединением граждан и юридических лиц - собственников недвижимого имущества (недвижимости), находящейся в здании Торгово-бытового центра. Товарищество создано для совместного использования имущества собственниками, в силу закона находящегося в их общей собственности и (или) в общем пользовании.
Товарищество является некоммерческой организацией, объединяющей собственников объектов недвижимости.
Согласно п. 2.1 Устава Товарищество вправе заниматься хозяйственной (коммерческой) деятельностью. Целями деятельности товарищества являются обеспечение благоприятных и безопасных условий использования общего имущества; совместное управление (использование( общим имуществом в здании ТБЦ для обеспечения надлежащего технического состояния общего имущества в здании, обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам, а также законным пользователям помещений в здании; реализация собственниками помещений прав по владению, пользованию и в установленных законодательством пределах распоряжению общим имуществом в здании ТБЦ.
Пунктом 2.2. Устава установлено, что основными видами деятельности Товарищества являются: обеспечение совместного использования общего имущества; содержание, обслуживание, эксплуатация, благоустройство и ремонт общего имущества; финансирование совместного использования, содержания, эксплуатации, развития общего имущества, оформление прав на объекты недвижимости, охрана общего имущества, содержание и благоустройство прилегающей территории, текущий и капитальный ремонт общего имущества, реконструкция задания ТБЦ, представление интересов собственников и владельцев помещений в отношениях с третьими лицами по вопросам деятельности Товарищества, консультирование собственников и владельцев помещений по вопросам деятельности Товарищества, передача в аренду и/или использование общего имущества, ведение реестра собственников и владельцев недвижимости, защита прав и интересов товарищества и его членов и др.
Общее имущество в задании ТБЦ принадлежит членам Товарищества на праве общей долевой собственности, если иное не предусмотрено законом. Общим имуществом в здании ТБЦ являются:1) помещения в данном здании, предназначенные для обслуживания помещений, принадлежащих более чем одному собственнику, при этом не являющиеся частями помещений, находящихся в частной собственности, в т.ч. подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающие более одного помещения в данном задании оборудование (технические подвалы); 2) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящиеся в данном задании за пределами или внутри помещений и обслуживающие помещения, принадлежащие более чем одному собственнику; 3) земельный участок, на котором расположено здание, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного здания и расположенные на указанном земельном участке объекта, границы и размер земельного участка, на котором расположено здание ТБЦ, определяются требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п. 2.3. Устава).
В случаях если это не нарушает права и законные интересы собственников и владельцев недвижимости, Товарищество в числе прочего вправе заключать сделки и совершать иные, отвечающие целям и задачам Товарищества действия (подп.6 п. 3.2. Устава).
Товарищество обязано: 1) обеспечивать выполнение требований Гражданского законодательства РФ, положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также Устава Товарищества; 2) осуществлять управление общим имуществом (зданием ТБЦ); 3) обеспечивать надлежащее техническое состояние общего имущества; 4) обеспечивать чистоту и порядок в местах общего пользования, определённых решением общего собрания; 5) обеспечивать выполнение всеми собственниками недвижимости обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; 6) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников недвижимости при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; 7) принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и распоряжения собственниками недвижимости общим имуществом или препятствующих этому; 8) представлять законные интересы собственников недвижимости, связанные с управлением общим имуществом, в т.ч. в отношениях с третьими лицами; 9) выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договорам; 10) вести реестр членов Товарищества (п.3.5. Устава).
В соответствии с п.п. 6.3.1, 6.3.2, 6.3.3 Устава Члены Товарищества и не являющиеся членами Товарищества собственники имеют право
- получать от органов Управления товарищества информацию о деятельности Товарищества в порядке и в объеме, которые установлены Уставом, вправе обжаловать в судебном порядке решения органов управления Товарищества.
- предъявлять требования к Товариществу относительно качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ.
- знакомиться со следующими документами:
1) уставом Товарищества, внесенными в Устав изменениями, свидетельством о государственной регистрации Товарищества
2) реестром членов Товарищества;
3) бухгалтерской (финансовой) отчетностью Товарищества, сметой доходов и расходов Товарищества за год, отчетами об исполнении таких смет, аудиторскими заключениями;
4) заключениями ревизионной комиссии (ревизора) Товарищества;
5) документами, подтверждающими права Товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;
6) протоколами Общих собраний членов Товарищества, заседаний Правления Товарищества и ревизионной комиссии Товарищества;
7) документами подтверждающими итоги голосования на Общем собрании членов Товарищества в том числе бюллетенями для голосования, доверенностями на голосование или копиями таких доверенностей, а также в письменной форме решениями собственников недвижимости по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания членов товарищества в форме заочного голосования;
8) технической документацией на здание ТБЦ и иными связанными с управлением данным зданием документами;
9) иными предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом товарищества и решениями Общего собрания членов Товарищества внутренними документами Товарищества.
Согласно п. 6.4 Устава Собственники, не являющиеся членами Товарищества вправе принимать участие в общем собрании членов Товарищества. По вопросам, указанным в подпунктах 12,20,21 и 22 пункта 8.2 устава, данные лица вправе принимать участие в голосовании при принятии по указанным вопросам решений общим собранием членов Товарищества.
Согласно п. 8.1 Устава общее собрание членов Товарищества является высшим органом управления Товарищества и созывается в порядке, установленном Уставом.
К исключительной компетенции Общего собрания членов товарищества относятся вопросы, отраженные п 8.2. Устава, перечень которых не исчерпывающий.
Кроме того, п. 8.3 Устава предусмотрено, что Общее собрание членов Товарищества имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции Правления Товарищества, которое является исполнительным органом Товарищества и подотчетен Общему собранию членов Товарищества, руководит деятельностью товарищества (п. 9..1 Устава).
Правление Товарищества вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания собственников недвижимости и компетенции Общего собрания членов Товарищества (п.9.2 Устава).
Полномочия правления Товарищества изложены в п. 9.8 Устава, согласно которому Правление Товарищества в числе иного обеспечивает управление общим имуществом Товарищества, выполнение решений общего собрания членов Товарищества, рассмотрение заявлений членов товарищества, перечень также является не исчерпывающим. Имеет право принимать решения, необходимые для достижения целей деятельности Товарищества. Председатель правления (товарищества) обеспечивает выполнение решений Правления (п.9.9., 9.11 Устава).
Согласно представленному по запросу суда списка членов ТСН «Торговый центр» по состоянию на 01.07.2022 года ФИО1 членов указанного товарищества не является, что также нашло свое подтверждение из пояснений истца, согласно которым он не является членом товарищества с июня 2021 года.
Из акта осмотра от 02.8.222 года, представленного стороной ответчика по делу, следует, что при входе в задние торгового центра имеется помещение тамбура размерами 1,7*2,7. Вход осуществляется через металлическую дверь, которая в хорошем техническом состоянии. В этом же дверном проеме установлен второй дверной блок в деревянном исполнении. Дверное полотно имеет остекление. Из тамбура налево от входа также установлен деревянный остеклённый дверной блок, который ведет в помещение ФИО1 и на лестницу, ведущую на второй этаж. Состояние деревянных дверей: двери в исправном состоянии, закрываются плотно, без усилий, дверные пели в исправном состоянии, остекление целое, дверное полотно в исправном состоянии. Двери требуют косметического ремонта (покраски). Замены дверей не требуется. Деревянные блоки не соответствую имеющим дверным проемам, сужают их и имеют признаки самовольной установки.
К указанному акту представлены фото, представленные на обозрение истцу, который подтвердил их наличие и состояние как изображено на фото.
Решением общего собрания от 20.12.2019 года определены места общего пользования, обслуживаемые ТСН «Торговый центр» согласно приложению №6, из которого следует, что местами общего пользования в здании торгового центра определены: часть задания на первом этаже площадью 228,3 кв.м., лестничные пролеты в центре здания на второй этаж и часть подвального помещения.
Таким образом, исходя из исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска ФИО1 не имеется, поскольку требование истца, изложенное в иске, относительно замены дверей как общего имущества ТСН, с учетом установленных обстоятельств дела и приведенных правовых норм, положений Устава, к компетенции Правления ТСН «Торговый центр», и как следствие председателя правления ФИО4, не относится. Доказательств обратного суду не представлено.
По смыслу действующего законодательства судебные акты не могут подменять собой решения уполномоченных на то органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, в частности, в настоящем деле по взаимоотношениям собственников помещений, расположенных в нежилом задании ТСН «Торговый центр», возникающих по поводу общего имущества в здании.
Кроме того, федеральный закон от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Закон N 59-ФЗ) образует законодательную основу регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона N 59-ФЗ, данным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно ч.4 указанной статьи Закона N 59-ФЗ установленный данным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27 марта 2018 года N 629-О отметил, что федеральный законодатель, действуя во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года N 19-П, дополнил статью 1 названного закона частью 4, расширив сферу его применения, в частности распространив его на отношения по рассмотрению обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами, осуществляющими публично значимые функции.
При этом в определении от 27 июня 2017 года N 1361-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что ч.4 ст.1 Закона N 59-ФЗ не позволяет распространять положения данного закона на гражданско-правовые отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, в том числе созданными публично-правовыми образованиями.
В рассматриваемом случае правоотношения собственника помещений ФИО1 с ТСН «Торговый центр» носят гражданско-правовой характер, требования Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на них не распространяются.
При указанных обстоятельствах иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к ТСН «Торговый центр» в лице председателя ФИО4 об обязании выполнить замену дверей – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись В.В. Григорьева
Копия верна. Судья В.В. Григорьева
Решение принято в мотивированной форме 30.08.2022 года