№ 2 - 902/2023 03RS0031-01-2023-001012-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Республика Башкортостан
Благоварский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Никитина А.А.,
при секретаре судебного заседания Рустямовой О.А.,
с участием помощника прокурора Благоварского района РБ Каримова Р.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Благоварского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий» муниципального района Благоварский район РБ о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях Благоварского района РБ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Благоварского района Республики Башкортостан обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий» муниципального района Благоварский район РБ о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях Благоварского района РБ, указывая, что прокуратурой района в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детский оздоровительно - образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий» муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан (далее - детский лагерь) расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35 - ФЗ) основными принципами противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
При этом под противодействием терроризму понимается деятельность юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 124 - ФЗ) целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования) утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.05.2021 N 732 (далее - Требования).
Согласно п. 3 постановления главы администрации муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан от 16.02.2015 № 194 «О создании муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детский оздоровительно - образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий» муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан директором назначен ФИО1.
В ходе проведения обследований совместно с директором ФИО1 в детском лагере установлены следующие нарушения вышеуказанного законодательства и подзаконных правовых актов.
Согласно ст. 13 Требований объекты (территории) стационарного типа, прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет от 100 до 300 человек присваивается III категория.
Установлено, что на территории лагеря постоянно находятся более 100 человек, прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта составит от 100 человек, следовательно, детский лагерь имеет III категорию.
В соответствии с п.п. «б, к, л» ст. 19 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности на объектах (территориях) стационарного типа IV категории осуществляются следующие мероприятия:
организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов, осуществление контроля за их функционированием;
обучение работников и детей, находящихся на объекте (территории) стационарного типа, действиям при обнаружении на объектах (территориях) стационарного типа посторонних лиц и подозрительных предметов;
размещение на объектах (территориях) стационарного типа схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Вместе с тем, в нарушение требований ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ, п.п. «а, б, к, л» ст. 19 Требований в детском лагере ограждение по периметру и металлоискатели отсутствует, обучение работников и детей, находящихся на объекте (территории) стационарного типа, действиям при обнаружении на объектах (территориях) стационарного типа посторонних лиц и подозрительных предметов не проводилось, схема эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) на территории лагеря не размещены.
Согласно п. «а» ст. 20 Требований в отношении объектов (территорий) стационарного типа III категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 19 настоящих требований, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) стационарного типа системами видеонаблюдения, системами охранной сигнализации.
Вместе с тем, в нарушение требований ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ, п. «а» ст. 20 Требований система видеонаблюдения работает не корректно, три видеокамеры системы находятся в нерабочем состоянии.
В соответствии с ст. ст. 30, 31 Требований на объект (территорию) стационарного типа в течение 30 календарных дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) стационарного типа составляется паспорт безопасности объекта (территории) стационарного типа по форме, утвержденной настоящим постановлением.
Паспорт безопасности объекта (территории) стационарного типа составляется должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории) стационарного типа, согласовывается с руководителем территориального органа безопасности (или уполномоченным им лицом), территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей или уполномоченным им лицом.
Вместе с тем, в нарушение требований ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ, ст. 30, 31 Требований паспорт безопасности детского лагеря на момент проверки не составлен, руководителем территориального органа безопасности не согласован.
В связи с выявленными нарушениями, прокурором района в адрес главы администрации муниципального района Благоварский района Республики Башкортостанвнесено представление об устранении нарушений, но по настоящее время вышеуказанные нарушения не устранены.
В связи с тем, что выявленные в ходе проверки нарушения влекут нарушения прав неопределенного круга лиц, учащихся, воспитанников, их родителей, работников образовательных учреждений, а также иных лиц, круг которых не представляется возможным персонифицировать и установить, настоящий иск предъявлен прокурором района в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ.
В судебном заседании помощник прокурора Благоварского района Республики Башкортостан Каримов Р.Ф. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Ответчик - представитель Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий» муниципального района Благоварский район РБ в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третьи лица: представитель МКУ Отдел образования муниципального района Благоварский район РБ, представитель Администрации муниципального района РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон.
Суд, выслушав помощника прокурора Благоварского района РБ Каримова Р.Ф., исследовав представленные материалы, приходит к следующему.
Прокуратурой Благоварского района проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов и мест массового пребывания людей в деятельности Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детский оздоровительно - образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий» муниципального района Благоварский район Республике Башкортостан (далее - МАУ ДО ДООЦТКиЭ, детский лагерь), в ходе которой выявлены нарушения.
Прокуратурой района в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детский оздоровительно - образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий» муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан (далее - детский лагерь) расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно ст. ст. 2, 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35 - ФЗ) основными принципами противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
При этом под противодействием терроризму понимается деятельность юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 124 - ФЗ) целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования) утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.05.2021 N 732 (далее - Требования).
Согласно п. 3 постановления главы администрации муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан от 16.02.2015 № 194 «О создании муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детский оздоровительно - образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий» муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан директором назначен ФИО1.
В ходе проведения обследований совместно с директором ФИО1 в детском лагере установлены следующие нарушения вышеуказанного законодательства и подзаконных правовых актов.
Согласно ст. 13 Требований объекты (территории) стационарного типа, прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет от 100 до 300 человек присваивается III категория.
Установлено, что на территории лагеря постоянно находятся более 100 человек, прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта составит от 100 человек, следовательно, детский лагерь имеет III категорию.
В соответствии с п.п. «б, к, л» ст. 19 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности на объектах (территориях) стационарного типа IV категории осуществляются следующие мероприятия:
организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов, осуществление контроля за их функционированием;
обучение работников и детей, находящихся на объекте (территории) стационарного типа, действиям при обнаружении на объектах (территориях) стационарного типа посторонних лиц и подозрительных предметов;
размещение на объектах (территориях) стационарного типа схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Вместе с тем, в нарушение требований ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ, п.п. «а, б, к, л» ст. 19 Требований в детском лагере ограждение по периметру и металлоискатели отсутствует, обучение работников и детей, находящихся на объекте (территории) стационарного типа, действиям при обнаружении на объектах (территориях) стационарного типа посторонних лиц и подозрительных предметов не проводилось, схема эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) на территории лагеря не размещены.
Согласно п. «а» ст. 20 Требований в отношении объектов (территорий) стационарного типа III категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 19 настоящих требований, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) стационарного типа системами видеонаблюдения, системами охранной сигнализации.
Вместе с тем, в нарушение требований ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ, п. «а» ст. 20 Требований система видеонаблюдения работает не корректно, три видеокамеры системы находятся в нерабочем состоянии.
В соответствии с ст. ст. 30, 31 Требований на объект (территорию) стационарного типа в течение 30 календарных дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) стационарного типа составляется паспорт безопасности объекта (территории) стационарного типа по форме, утвержденной настоящим постановлением.
Паспорт безопасности объекта (территории) стационарного типа составляется должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории) стационарного типа, согласовывается с руководителем территориального органа безопасности (или уполномоченным им лицом), территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей или уполномоченным им лицом.
Вместе с тем, в нарушение требований ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ, ст. 30, 31 Требований паспорт безопасности детского лагеря на момент проверки не составлен, руководителем территориального органа безопасности не согласован.
В связи с выявленными нарушениями, прокурором района в адрес главы администрации муниципального района Благоварский района Республики Башкортостанвнесено представление об устранении нарушений, но по настоящее время вышеуказанные нарушения не устранены.
В связи с тем, что выявленные в ходе проверки нарушения влекут нарушения прав неопределенного круга лиц, учащихся, воспитанников, их родителей, работников образовательных учреждений, а также иных лиц, круг которых не представляется возможным персонифицировать и установить, настоящий иск предъявлен прокурором района в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ.
Таким образом, исходя из изложенного суд считает, что исковые требования прокурора Благоварского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий» муниципального района Благоварский район РБ о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях Благоварского района РБ, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Благоварского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий» муниципального района Благоварский район РБ о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях Благоварского района РБ, удовлетворить.
Обязать МАУ ДО ДООЦТКиЭ установить непрерывное ограждение по периметру образовательного учреждения, а также оснастить образовательное учреждение ручным металлоискателем.
Обязать МАУ ДО ДООЦТКиЭ обеспечить установку трех видеокамер взамен неработающих.
Обязать МАУ ДО ДООЦТКиЭ разработать паспорт безопасности на объект и согласовать его с руководителем территориального органа безопасности (или уполномоченным им лицом).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Благоварский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья Благоварского межрайонного суда
Республики Башкортостан А.А. Никитин