ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-903 от 06.04.2017 Беловского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-903

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Беловский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Голубченко В.М.

при секретаре Летниковой С.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Белове

гражданское дело по иску СОС к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

СОС обратился в суд с иском к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Свои требования мотивирует тем, что СОСДД.ММ.ГГГГ года рождения в ДД.ММ.ГГГГ приобрел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, мать -СНА решением Беловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав.

В соответствии с распоряжением администрации Беловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГг. -р истец был поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении.

На сегодняшний день является нуждающимся в обеспечении жильем, поскольку жилья в собственности не имеет.

До настоящего времени жильем не обеспечен. Администрацией округа в ходе рассмотрения обращения был дан ответ о невозможности обеспечения жильем ввиду того, что будут нарушены права и законные интересы других очередников, отсутствием необходимого объема финансирования.

Бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении жилым помещением, отвечающим требованиям ч. 2 ст. 15, ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, грубо нарушает право истца на жилье.

Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого гражданина на жилье. Так, согласно статье 40 Основного закона государства каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В Кемеровской области указанные правоотношения регламентированы Законом Кемеровской области от 27.12.2012 № 134-03 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с ч. 1 ст. 5 ЗКО №134-ОЗ гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с ч. 7 ст. 8 Закона №159-ФЗ жилые помещения предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно постановления Администрации Беловского городского округа от 23.04.2013 г. №93-п норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Белово на человека составляет 21 кв. м.

В соответствии с п. 3 ч. ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилье. В том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Статьей 11 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита жилищных прав. Защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и

пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, приведенные нормы законодательства позволяют говорить о наличии оснований для предоставления мне жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения, т.к. на сегодняшний день имею статус лица из числа детей-сирот, жилья в собственности не имею, нанимателем, членом семьи нанимателя не являюсь, включена администрацией Беловского городского округа в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Отдельного заявления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма закон не требует. Право на получение жилого помещения законодатель не ставит в зависимость от прав на жилье других лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в списке предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений. Потому доводы ответчика о возможности обеспечения жилым помещением лишь с соблюдением порядка очередности предоставления жилья являются несостоятельными.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фона.

Просит обязать администрацию Беловского городского округа предоставить СОСДД.ММ.ГГГГ года рождения, на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 21 кв. м, отвечающее санитарным нормам и правилам, в пределах Беловского городского округа Кемеровской области.

В судебном заседании истец СОС исковые требования поддержал, дал объяснения аналогичные, изложенные в исковом заявлении.

Просит обязать администрацию Беловского городского округа предоставить ему - СОСДД.ММ.ГГГГ года рождения, на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 21 кв. м, отвечающее санитарным нормам и правилам, в пределах Беловского городского округа Кемеровской области.

В судебном заседании представитель ответчика ГАП, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражал против удовлетворения исковых требований, полагает, что истец будет обеспечен жильем при наступлении очередности и завершения профессионального обучения.

Суд, выслушав истца СОС, представителя ответчика ГАП, действующего на основании доверенности, исследовав письменные материалы по делу, приходит к следующему.

В силу ст. 8 Федерального Закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п.3). В список включаются лица, указанные в абзаце 1 пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям в порядке, которые предусмотрены настоящей статьёй, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от даты включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Наличие указанного списка не может являться препятствием для защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившихся в суд с иском.

На основании п.6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта РФ и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления.

Пунктом 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005г. № 124-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 27.12.2012г. №134-03 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящим законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Согласно п. 1 ст. 5 приведённого закона гражданам, указанным в статье 1 указанного Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений. При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения уполномоченный орган делает запрос документов, указанных в пункте 5 статьи 3 настоящего Закона, для исключения обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии права на предоставление жилого помещения.

Согласно п. 3 ст. 5 приведённого закона, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребёнку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.

Согласно п. 4 ст. 5 названного закона, предоставление жилого помещения ребёнку-сироте осуществляется из специализированного жилого фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области" либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Согласно п. 5 ст. 5 приведённого закона, договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребёнком-сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом.

Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действительно предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Однако, в указанном пункте, как и в других положениях названного закона, отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очерёдности по названному списку. Законодательством субъекта Российской Федерации - Кемеровской области также не предусмотрена очерёдность при предоставлении жилья лицам указанной категории.

При этом согласно указанной норме целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учёт детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Таким образом, данный список необходим для учёта детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учёт граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.

В судебном заседании установлено, что распоряжением Администрации г. Белово -р от ДД.ММ.ГГГГСОС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения была поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включен в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Из представленного свидетельства о рождении СОС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, усматривается, что отец -ССВ, мать - СНА.

Распоряжением администрации города Белово от ДД.ММ.ГГГГ-р, принимая во внимание, что малолетний, остался без попечения родителей, СОС был определен в детское государсвтенное учреждение (л.д. 9).

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Согласно свидетельству о государственной регистрации по месту пребывания, выданного отделением УФМС России по Кемеровской области, СОС, зарегистрирован по <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как усматривается из справки Администрации Беловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-ж, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, СОС состоит в списке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, за номером 376.

Судом установлено, что СОС относится к категории лиц, имеющих право на особую социальную защиту со стороны государства, в том числе защиту жилищных прав.

Истец до настоящего времени жильем не обеспечен, что не оспаривается ответчиком, в том числе и на условиях найма специализированного жилого помещения истцу также не предоставлено, в собственности жилья не имеет.

Суд считает требования истца СОСо предоставлении жилого помещения, как сироте подлежат удовлетворению.

В настоящее время ч. 2 ст. 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Постановления Администрации Беловского городского округа от 23.04.2013 года № 93-П «Об установлении учетной нормы площади жилых помещений для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования «Беловского городского округа», которая для одиноко проживающего гражданина составляет 21 кв.м.

Таким образом, СОСимеет право на предоставление ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 21 кв.м.

При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования и обязать ответчика- Администрацию Беловского городского округа предоставить СОС жилое помещение по договору найма специализированного жилищного помещения площадью не менее 21 кв.м. в пределах Беловского городского округа.

Руководствуясь статьями 196-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Беловского городского округа предоставить СОС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 21 кв.м., отвечающее санитарным нормам и правилам, в пределах Беловского городского округа Кемеровской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 11.04.2017 года.

Судья /подпись/

В.М. Голубченко