ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9033/2015 от 08.12.2015 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 декабря 2015 года <адрес>

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе

председательствующего Тагалановой С.К., при секретаре Монделе С.К.,

с участием представителя ответчика ССС,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению ФЕС к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы по <адрес> о признании приказа о назначении на другую должность незаконным, компенсации морального вреда,

установил:

ФЕС обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы по <адрес> о признании приказа о назначении на другую должность незаконным, компенсации морального вреда, указав, что ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на государственную службу на должность <данные изъяты>. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с изменением структуры налогового органа была утверждена на должность <данные изъяты> с сохранением всех служебных функций и обязанностей предыдущей должности. В связи с рождением в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в декретном отпуске, и далее, не выходя на рабочее место, вышла в отпуск по уходу за ребенком на срок до ДД.ММ.ГГГГ. По семейным обстоятельствам, в сентябре 2013 года истец была вынуждена выехать на постоянное место жительства в <адрес>, о чем в паспорте имеется отметка ОУФМС России по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку дальнейшее прохождение государственной гражданской службы в <адрес> Республики Тыва не представилось возможным, было принято решение об увольнении с занимаемой должности по истечении срока отпуска по уходу за ребенком. ДД.ММ.ГГГГ после написания заявления об увольнении с должности <данные изъяты> выяснилось, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ была переведена с понижением на должность старшего специалиста 3 разряда отдела выездных проверок . Понижение было произведено работодателем как по должности и разрядности, так и по должностному окладу. Следует отметить, что никаких предупреждений об изменении условий служебного контракта, приказов и любой иной возможной информации до ДД.ММ.ГГГГ она не получала и не была с ними ознакомлена. Также не смогли подтвердить её информированность по вопросу перевода и сотрудники кадрового отдела налоговой инспекции. Её устный запрос о предоставлении возможных предупреждений, приказов, заявлений, почтовых уведомлений с ее подписью был игнорирован представителями налогового органа. Считает приказ о назначении ее в должность старшего специалиста разряда отдела выездных проверок незаконным. В связи с тем, что указанное понижение привело к потере юридического стажа, у истца отсутствует возможность найти работу в соответствии со своим образованием и реальным, что естественным образом сказывается на моей дальнейшей юридической карьере. Считает, что действия налогового органа оскорбительными по отношению, поэтому оценивает моральный вред в размере 100000 рублей. Просит восстановить срок исковой давности с ДД.ММ.ГГГГ, признать приказ о её назначении страшим специалистом 3 разряда выездного отдела незаконным, обязать Межрайонную ИФНС России по <адрес> компенсацию причиненного морального вреда в размере 100000 рублей.

В судебное заседание истец ФЕС не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие в связи, с чем суд рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика ССС, действующий по доверенности, иск не признал, пояснив, что приказ о назначении ФЕС на другую должность обоснован, издан на законном основании, поддержав доводы письменного возражения.

Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

По п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Согласно п. 3 ст. 53 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы производится в соответствии со ст. 31 настоящего Федерального закона.

Часть 1 статьи 31 Закона N 79-ФЗ устанавливает, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

Согласно ч. 5 ст. 31 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.

Частью 7 ст. 31 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", установлено, что преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Таким образом, под предложением вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица кадровой службы государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.

Как следует из материалов дела, в связи изменением структуры Межрайонной ИФНС России по <адрес>, утвержденной приказом Управления ФНС по РТ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры Межрайонной ИФНС России по <адрес> в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ФЕС предложена должность специалиста-эксперта юридического отдела Межрайонной ИФНС России по <адрес>, о чем имеется согласие ФЕС и ее подпись.

ДД.ММ.ГГГГ истица в заявлении на имя начальника специалиста-эксперта юридического отдела Межрайонной ИФНС России по <адрес> просит назначить ее на должность специалиста-эксперта юридического отдела Межрайонной ИФНС России по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ приказом Межрайонной ИФНС России по <адрес>ФЕС назначена во вновь утвержденные должности - <данные изъяты> Межрайонной ИФНС России по <адрес> на основании предложения, служебного контракта.

ДД.ММ.ГГГГ между ФЕС и Межрайонной ИФНС России по <адрес> заключен служебный контракт на неопределенный срок.

ДД.ММ.ГГГГ приказом , в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по <адрес>», приказами Управления ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении предельной численности», от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры Межрайонной ИФНС России по <адрес>», а также штатного расписания Межрайонной ИФНС России по <адрес>, утвержденного приказом от 21. 12.2012 года , ФЕС назначена на должность специалиста-эксперта правового отдела, основанием явилось предложение о замещении должности от ДД.ММ.ГГГГ, служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ.

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ "О системе государственной гражданской службы Российской Федерации" и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В соответствии со ст. 13 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в пункте 30 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходя из статьи 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Согласно ч. 1 ст. 28 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

Как следует из материалов дела, ФЕС было направлено письменное предупреждение об изменении существенных условий служебного контракта, с которым она не была ознакомлена.

ДД.ММ.ГГГГ с ФЕС заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РФ в Межрайонной ИФНС России по <адрес> в должности <данные изъяты>, на неопределенный срок, подпись ФЕС в служебном контракте отсутствует.

Из выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГФЕС назначена <данные изъяты> Межрайонной ИФНС России по <адрес>, основанием указано предупреждение, заявление ФЕС от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно предупреждению об изменении существенных условий служебного контракта в соответствии со структурой Межрайонной инспекции ФНС по <адрес>, утвержденной приказом Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении структуры Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>» и на основании пункта 2 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в соответствии со штатным расписанием Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>, утвержденного приказом от ДД.ММ.ГГГГ, ФЕС предложено продолжить работу в должности старшего специалиста 3 разряда отдела выездных проверок ., сведений об ознакомлении с уведомлением, о получении копии уведомления, о согласии с работой в предложенной должности отсутствуют.

Согласно списка Ф.103 3161 от ДД.ММ.ГГГГФЕС предупреждение направлено заказным письмом на адрес проживания <адрес> почтового уведомления о получения адресатом корреспонденции не представлено.

Порядок изменения определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод и перемещение работника урегулированы главой 12 Трудового кодекса Российской Федерации.

Перемещением, не требующим согласия гражданского служащего, по аналогии с ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ, следует считать изменение организационно-технических условий прохождения службы (перемещение на другое служебное место, в другое структурное подразделение и т.п.), если это не влечет за собой изменения должности и других существенных условий, предусмотренных служебным контрактом.

Как следует из содержания данной нормы в системной связи с другими положениями Трудового кодекса Российской Федерации, она допускает перемещение работника без его согласия лишь постольку, поскольку работник продолжает выполнять обусловленную трудовым договором работу (трудовую функцию) и никакие установленные по соглашению сторон условия трудового договора не изменяются.

Пунктом 1 части 3 статьи 24 названного Федерального закона наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа отнесено к существенным условиям служебного контракта.

В соответствии со статьей 26 указанного Федерального закона служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы. Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе.

В силу пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ" в соответствии со статьями 60 и 72.1 ТК РФ работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, кроме случаев, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, а также переводить работника на другую работу (постоянную или временную) без его письменного согласия, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 Кодекса.

Переводом на другую работу следует считать постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1 ТК РФ).

При этом следует также учитывать, что в соответствии с ч. 5 ст. 24 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Таким образом, из приведенных выше положений закона следует, что перевод на другую работу, временное замещение иной должности гражданской службы, ранее замещаемой временно отсутствующим гражданским служащим, так же как и изменение других определенных сторонами условий трудового договора, возможны только с письменного согласия работника - государственного гражданского служащего, а временное замещение государственным гражданским служащим иной должности гражданской службы, кроме того, поставлено в зависимость от определенных обстоятельств, отраженных в ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Следовательно, учитывая, что в соответствии со служебным контрактом, заключенным с истицей, ФЕС несет государственную гражданскую службу по должности <данные изъяты>, то работодатель с учетом вышеизложенных положений закона должен был получить письменное согласие истицы при вынесении приказа от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ее на должность <данные изъяты>, поскольку в данном случае имеет место перевод и существенное изменение условий служебного контракта.

Отмена оспариваемого приказа работодателем не лишает работника права требовать защиты нарушенного права путем признания данного приказа незаконным по основаниям, указанным в иске.

Материалами дела установлено, ФЕС надлежащим образом и в установленные сроки в соответствии с требованиями ст. ст. 28, 29 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не была уведомлена в письменной форме о переводе на другую должность, о существенном изменении условий служебного контракта, ФЕС согласия на такой перевод не давала.

Таким образом, из материалов дела, предусмотренная законом обязанность по предоставлению государственному служащему в порядке замещения иной должности государственной гражданской службы ответчиком не была исполнена, доказательств обратного ответчик в судебном заседании не представлял.

Вместе с тем, ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 15 и Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.

В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Из искового заявления следует, что ФЕС о нарушенном праве узнала при увольнении ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок исковой давности по заявленным требованиям начал течь с ДД.ММ.ГГГГ, истекал ДД.ММ.ГГГГ. Согласно штемпелю входящей регистрации, исковое заявление в суд поступило ДД.ММ.ГГГГ, а почтовым уведомлением ею направлено ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, ФЕС срок на подачу искового заявления в суд не пропущен.

Таким образом, исковые требования истца о признании приказа о назначении на другую должность незаконным подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Истица просит взыскать с ответчика в счёт компенсации морального вреда 100000 рублей.

Поскольку судом установлена незаконность издания приказа о назначении ФЕС на другую должность, то есть имело место нарушение трудовых прав истца, что, несомненно, причинило ей нравственные страдания, однако иных доказательств в подтверждение доводов о причиненных физических страданиях суду не представлено, то с учётом требований разумности и справедливости суд удовлетворяет требование истицы о компенсации морального вреда в сумме 5000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление ФЕС к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы по <адрес> о признании приказа о назначении на другую должность незаконным, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы по <адрес> «О назначении государственных гражданских служащих Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы по <адрес>» ФЕС<данные изъяты> незаконным.

Обязать Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы России по <адрес> аннулировать запись в трудовой книжке ФЕС о назначении ФЕС<данные изъяты>.

Взыскать с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы по <адрес> в пользу ФЕС компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 15 декабря 2015 года (12,13 декабря 2015 года – выходные дни) путём подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Судья С.К. Тагаланова