РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2018 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре Ермилиной А.С., с участием представителя истца -помощника Братского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Бабий А.В., представителя ответчика - администрации Прибойнинского сельского поселения - ФИО1, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-903/2018 по исковому заявлению Братского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Братский район», администрации Прибойнинского сельского поселения, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Восточно-Сибирское Управление государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, об обязании устранить нарушения законодательства о защите прав пассажиров на внутреннем водном транспорте - поставить на учёт плавучий объект,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований с учетом уточнений Братский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц указал, что Братской транспортной прокуратурой с участием специалистов Братско-Илимского линейного отдела ВС УГРН Ространснадзора проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав пассажиров на внутреннем водном транспорте, в ходе которой установлено, что ответчики оказывает услуги пассажирам, пользующимся внутренним водным транспортом, с нарушением требований законодательства о безопасности плавания. Проверкой установлено, что ответчики в заливе Средний Баян Братского водохранилища п. Прибойный Братского района Иркутской области эксплуатируют плавучий объект, служащий для посадки, высадки пассажиров с судна. Данный объект является муниципальной собственностью Прибойнинского сельского поселения, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности от 13.09.2018.
Как показала проверка в нарушение п. 1.2 ст. 16 КВВТ РФ плавучий объект - плавучий причал судовладельцем не поставлен на учет, который осуществляет администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Классификация плавучего причала Российским Речным Регистром не осуществлялась. Судовладелец не имеет документов, подтверждающих освидетельствование РРР плавучего объекта: свидетельства о соответствии плавучего объекта с приложением, акта первоначального освидетельствования плавучего объекта и др. (п. 4 ст. 35 КВВТ РФ, п. 3.4.1, приложение 1 ПКПО).
Корпус плавучего причала по периметру в районе ватерлинии в нарушение п. 8.4.2 ПКПО не оборудован спасательным леером из каната диаметром не менее 9,5 мм. На плавучем объекте в нарушение п. 8.4.3 ПКПО отсутствуют два спасательных круга на палубе (один со спасательным линем), в нарушение п. 8.5.1 ПКПО, п. 79 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 №129, причальные объекты не оборудованы сигнально-отличительными фонарями по нормам, установленным в табл. 9.2.1-1 ч.5 ПКПС - 2 белых круговых огня, 3 чёрных шара, ограждение палубы на плавучем объекте, на который имеют доступ пассажиры (посетители) в нарушение п. 4.2.8 ПКПО выполнено в виде леерного ограждения без защитных сеток.
Трап, установленный для выхода пассажиров на берег не имеет ограждения и поручней высотой не менее 1100 мм на всём протяжении (п. 152 TP БО ВВТ).
Также указал, что в соответствии с п. 8.4.2 ПКПО корпуса плавучих объектов группы 1 по периметру в районе ватерлинии должны быть оборудованы спасательными леером из каната диаметром не менее 9,5 мм. Леер должен фиксироваться к корпусу таких плавучих объектов через равностоящие участки (0,5 x 0,1м).
Согласно п. 8.4.3 ПКПО на плавучих объектах группы 1 длиной 30 м и менее должно быть предусмотрено по два спасательных круга на каждой палубе, а длиной более 30 м - по четыре спасательных круга на каждой палубе. Один из спасательных кругов, расположенных на главной палубе, должен быть со спасательным линем.
В соответствии с п. 8.5.1 ПКПО плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях, оборудуются сигнально-отличительными фонарями по нормам, установленным в таблице 9.2.1-1 ч. V Правил классификации и постройки судов (ПКПС) - 2 белых круговых огня, 3 чёрных шара.
В соответствии с п. 4.2.8 ПКПО ограждение палуб, на которые имеют доступ пассажиры (посетители) должно быть выполнено в виде глухого фальшборта или леерного ограждения высотой не менее 1110 мм с защитными сетками. Сторона ячейки сетки должна быть не более 100 мм.
Пунктом 143 TP БО ВВТ предусмотрено, что по периметру открытых палуб, мостиков и надстроек, вокруг открытых площадок и рабочих мест, расположенных на высоте более 0,5 м, у проемов и вырезов в палубах, бортах, переборках, фальшборте и других местах должны предусматриваться стационарные или подвижные ограждения, исключающие возможность падения с высоты или травмирования людей в процессе эксплуатации судна.
Согласно п. 147 TP БО ВВТ нижний леер должен быть установлен не выше 230 мм от палубы. Расстояние между другими леерами не должно превышать 380 мм. Леерное ограждение палуб, на которые имеют доступ пассажиры, должно иметь защитные сетки. Сторона ячейки сетки должна быть не более 100 мм.
В соответствии с требованиями п. 152 TP БО ВВТ трапы должны иметь ограждения и поручни высотой не менее высоты, установленной п. 146 TP БО ВВТ.
Согласно п. 146 TP БО ВВТ высота фальшборта или леерного ограждения по периметру палуб и мостиков, а также вокруг открытых площадок, расположенных на высоте более 0,5 м, должна быть не менее 1100 мм.
В соответствии со ст. 1 КВВТ РФ кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.
В соответствии с п. 2 ст. 1 КВВТ РФ положения настоящего Кодекса распространяются на суда и плавучие объекты, предназначенные для использования в целях судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 34 КВВТ РФ подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца, судно считается годным к плаванию, если оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 6 Устава Прибойнинского муниципального образования к вопросам местного значения относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Плавучий причал находится на территории Прибойнинского сельского поселения, в связи с чем, в соответствии с требованиями ст. 210 ГК РФ, п.п. 3, 7 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению п. Прибойный и организация транспортного обслуживания жителей данного поселка с использованием исправного плавучего причала лежит на Прибойнинском муниципальном образовании.
Кроме того, указал, что МО «Братский район» в соответствии с п.п. 6, 24 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», являясь органом местного самоуправления, обязано создать условия для предоставления безопасных транспортных услуг населению и организовать безопасное транспортное обслуживание населения между поселениями в границах муниципального района, обеспечить полную безопасность людей на водных объектах (на Братском водохранилище в пределах муниципального района), охрану их жизни и здоровья. Аналогичные полномочия МО «Братский район» по пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания между поселениями в границах Братского района, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, в том числе на территории сельских поселений Братского района предусмотрены п.п. 7, 23, 23.1 ст. 6 Устава МО «Братский район».
Поскольку плавучий причал расположен в границах муниципального района в п. Прибойный, данным причалом могут пользоваться не только жители п. Прибойный, но и иные граждане, круг которых является неопределенным, на администрацию МО «Братский район» возложена обязанность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению района.
Эксплуатация причального сооружения в п. Прибойный при предоставлении транспортных услуг в нарушение требований Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, Правил классификации и освидетельствования плавучих объектов является опасной для жизни и здоровья жителей Братского района. Не принятие ответчиками мер к созданию условий для предоставления безопасных транспортных услуг для людей, их жизни и здоровья, обеспечение безопасности людей на водных объектах, как собственником имущества, так и в связи с ненадлежащим неисполнением предусмотренных п.п. 3, 7 п. 1 ст. 14, п.п. 6, 24 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочий по созданию таких условий, обеспечению безопасности людей на водных объектах (причалах), охране их жизни и здоровья привело к некачественному и небезопасному обслуживанию пассажиров на плавучем причале п. Прибойный.
Таким образом, эксплуатация ответчиками данного плавучего объекта в период навигации 2018 года, используемого для причаливания теплохода «Метеор» по маршруту «Балаганск-Братск-Балаганск» и посадки, высадки пассажиров, в отсутствие документов, подтверждающих годность объекта к плаванию, с неисправностями, угрожающими безопасности плавания, свидетельствует о том, что оказываемые ответчиками транспортные услуги в нарушение ст. ст. 4, 7 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» некачественны и небезопасны для жизни, здоровья пассажиров. Допущенные ответчиками нарушения в области внутреннего водного транспорта при эксплуатации плавучих объектов создают условия, способствующие возникновению тяжких телесных повреждений или гибели людей, в результате чего ставится под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Также Братский транспортный прокурор указал, что между ответчиками заключено соглашение о передаче осуществления части своих полномочий от 29.12.2017 №16 на 2018 год, в соответствии с п. 2.3 которого между Прибойнинским сельским поселением и администрацией МО «Братский район» разделены полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения. Так, в соответствии с данным пунктом Прибойнинское сельское поселение подготавливает нормативные акты о приобретении, приемке-передаче имущества в муниципальную собственность поселения или из муниципальной собственности; подготавливает акты приема-передачи имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, о передаче безвозмездного пользования и др., согласовывает и утверждает акты приема-передачи имущества; самостоятельно осуществляет сдачу в аренду имущества муниципальной собственности поселения, является администратором доходов средств от аренды имущества собственности поселения и др. То есть, из данного соглашения следует, что именно Прибойнинское сельское поселение обладает правомочиями собственника, который по своему усмотрению вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. На администрацию МО «Братский район» данным соглашением возложены полномочия по оказанию сельскому поселению консультативной, методической помощи в указанной сфере правоотношений.
В соответствии с требованиями п. 8 Правил учета плавучих объектов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 01.11.2017 №470, учет плавучего объекта осуществляется органом учета на основании заявления об учете плавучего объекта и документов, которые представляются владельцем плавучего объекта. Следовательно, обязанность по постановке плавучего объекта на учет лежит на собственнике объекта - Прибойнинском сельском поселении.
Таким образом, учитывая, что обязанность в силу ст. 210 ГК РФ о содержании имущества лежит на собственнике имущества, то требования об устранении нарушений законодательства о безопасности плавания при эксплуатации плавучего объекта необходимо возложить на Прибойнинское муниципальное образование.
Просит суд с учетом уточнений обязать администрацию Прибойнинского сельского поселения в срок до 01.06.2019 устранить нарушения законодательства о безопасности плавания при эксплуатации плавучего причала, расположенного в заливе Средний Баян Братского водохранилища п. Прибойный Братского района, а именно:
- поставить на учет плавучий объект в ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей»;
- пройти освидетельствование плавучего объекта в Российском Речном Регистре;
- оборудовать корпус плавучего объекта по периметру в районе ватерлинии спасательным леером из каната диаметром не менее 9,5 мм;
- обеспечить плавучий объект двумя спасательными кругами на палубе (один со спасательным линем);
- оборудовать плавучий объект сигнально-отличительными фонарями по нормам, установленным в табл. 9.2.1-1 ч.5 ПКПС - 2 белых круговых огня, 3 чёрных шара;
- оснастить леерное ограждение палубы защитной сеткой;
- установить на трапе ограждения и поручни высотой не менее 1100 мм.
Определением Братского районного суда Иркутской области от 31.10.2018 производство по данному гражданскому делу в части исковых требований к администрации МО «Братский район» об обязании администрацию МО «Братский район» в срок до 01 июня 2019 года устранить нарушения законодательства о безопасности плавания при эксплуатации плавучего причала, расположенного в заливе Средний Баян Братского водохранилища п. Прибойный Братского района Иркутской области: поставить плавучий объект на учет в ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей», а именно: пройти освидетельствование плавучего объекта в Российском Речном Регистре; оборудовать корпус плавучего объекта по периметру в районе ватерлинии спасательным леером из каната диаметром не менее 9,5 мм; обеспечить плавучий объект двумя спасательными кругами на палубе (один со спасательным линем); оборудовать плавучий объект сигнально-отличительными фонарями по нормам, установленным в табл. 9.2.1-1 ч.5 ПКПС - 2 белых круговых огня, 3 чёрных шара; оснастить леерное ограждение палубы защитной сеткой; установить на трапе ограждения и поручни высотой не менее 1100 мм, прекращено, в связи с отказом истца от исковых требований в данной части.
В судебном заседании помощник Братского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Бабий А.В. исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений, просила суд исковые требования удовлетворить с учетом уточнений.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации Прибойнинского сельского поселения - ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Согласно возражениям указала, что в соответствии с ч. 17 ст. 2 Закона Иркутской области от 03.11.2016 №96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» закреплен за сельскими поселениями Иркутской области, перечисленными в приложении 17 к Закону, вопрос местного значения, предусмотренный п. 31 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - об осуществлении в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования. В данном приложении в перечень сельских поселений Иркутской области Прибойнинское сельское поселение не входит.
В соответствии с ч. 16 ст. 2 Закона Иркутской области от 03.11.2016 №96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» закреплен за сельскими поселениями Иркутской области, перечисленными в приложении 17 к Закону, вопрос местного значения, предусмотренный п. 26 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - об осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. В данном приложении в перечень сельских поселений Иркутской области Прибойнинское сельское поселение не входит.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Восточно-Сибирское Управление государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Суд, с учетом мнения представителя истца - помощника Братского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Бабий А.В., представителя ответчика - администрации Прибойнинского сельского поселения - ФИО1, действующей на основании доверенности, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца - помощника Братского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Бабий А.В., представителя ответчика - администрации Прибойнинского сельского поселения - ФИО1, действующую на основании доверенности, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании установлено и сторонам не оспаривается, что согласно выписке из Реестра муниципальной собственности Прибойнинского сельского поселения пристань, расположенная в п. Прибойный Братского района Иркутской области является муниципальной собственностью Прибойнинского муниципального образования на основании Распоряжения №13 от 19.06.2012. Данное причальное сооружение (пристань) расположено в заливе Средний Баян Братского водохранилища п. Прибойный Братского района Иркутской области.
Согласно Закону Иркутской области от 02.12.2004 №76-оз «О статусе и границах муниципальных образований Братского района Иркутской области» п. Прибойный в находится на территории Прибойнинского муниципального образования.
Как установлено ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу п. п. 3 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся относится вопрос по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Кроме того, п. 3 ст. 6 Устава Прибойнинского муниципального образования установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что именно администрация Прибойнинского сельского поселения владеет, пользуется и распоряжается причальным сооружением (пристанью), расположенным в п. Прибойный Братского района Иркутской области.
В силу п. 1 ст. 1 КВВТ РФ настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.
Согласно п. 2 ст. 1 КВВТ РФ положения настоящего Кодекса распространяются в т.ч. на суда и плавучие объекты, предназначенные для использования в целях судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что 21.08.2018 Братским транспортным прокурором было принято решение №73 о проведении проверки в МО «Братский район» об исполнении законодательства о защите прав пассажиров на внутреннем водном транспорте.
Также в судебном заседании установлено, что 30.08.2018 начальником БИЛО ВС УГРН Ространснадзора ФИО2, помощником Братского транспортного прокурора Бабий А.В., заместителем председателя КУМИ МО «Братский район» ФИО3 составлен акт проверки плавучих причалов, расположенных на территории МО «Братский район», предназначенных для посадки-высадки пассажиров т/х «Метеор». Согласно данному акту плавучий причал в п. Прибойный (плавучий объект) судовладельцем не поставлен на учет, который осуществляет администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (п. 1.2 ст. 16 КВВТ РФ). Судовладелец не обеспечил проведение классификации плавучего причала Российским Речным Регистром и не имеет документов, подтверждающих освидетельствование РРР плавучего объекта: свидетельства о соответствии плавучего объекта с приложением, акта первоначального освидетельствования плавучего объекта и др. (п. 4 ст. 35 КВВТ РФ, п. 3.4.1, приложение 1 ПКПО). Корпус плавучего причала по периметру в районе ватерлинии не оборудован спасательным леером из каната диаметром не менее 9,5 мм (п. 8.4.2 ПКПО). На плавучем причале отсутствуют два спасательных круга на палубе (один со спасательным линем) (п. 8.4.3 ПКПО). Плавучий причал не оборудован сигнально-отличительными фонарями по нормам, установленным в табл. 9.2.1-1 ч.5 ПКПС - 2 белых круговых огня, 3 чёрных шара (п. 8.5.1 ПКПО, п. 79 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 №129). На плавучем причале ограждение палубы, на которую имеют доступ пассажиры (посетители) выполнено в виде леерного ограждения без защитных сеток (п. 4.2.8 ПКПО). Трап, установленный для выхода пассажиров на берег не имеет ограждения и поручней высотой не менее 1100 мм на всём протяжении (п. 152 TP БО ВВТ).
В судебном заседании установлено, что Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 №623 утвержден технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.
Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 №623, устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования, направленные на достижение предусмотренных настоящим техническим регламентом целей, требования к маркировке и правила ее нанесения, а также правила идентификации объектов регулирования (п. 1). Действие технического регламента распространяется на объекты регулирования и связанные с требованиями к безопасности объектов регулирования процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации (п. 2).
В силу п. 3 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 №623, в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.
В соответствии с п.п. «в» п. 5 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 №623, к объектам регулирования относятся объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включающие в т.ч. причалы и портовые причальные сооружения.
Согласно п.п. 38 п. 1.2.1 Правил классификации и освидетельствования плавучих объектов, утвержденных Приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 17.03.2017 №35-п плавучий причал - плавучий объект, установленный у берега или на рейде на внутреннем водном пути, имеющий устройства для безопасного подхода судов и предназначенный для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.
В силу п. 1.2 ст. 16 КВВТ РФ плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Согласно п. 4 ст. 35 КВВТ РФ плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов этим правилам. Организации, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранные классификационные общества, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, при невыполнении этих правил не выдают свидетельства о соответствии плавучих объектов, приостанавливают или прекращают действие ранее выданных ими свидетельств о соответствии плавучих объектов.
В соответствии с п. 3.4.1 Правил классификации и освидетельствования плавучих объектов, утвержденных Приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 17.03.2017 №35-п, при осуществлении классификации Речной Регистр выдает документы, указанные в приложении 1 (в т.ч. свидетельство о соответствии плавучего объекта с приложением, акт первоначального освидетельствования плавучего объекта, а также иные документы, указанные в приложении).
В соответствии с п. 4.2.8 Правил классификации и освидетельствования плавучих объектов, утвержденных Приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 17.03.2017 №35-п, ограждение палуб, на которые имеют доступ пассажиры (посетители) должно быть выполнено в виде глухого фальшборта или леерного ограждения высотой не менее 110 мм с защитными сетками. Сторона ячейки сетки должна быть не более 100 мм.
Согласно п. 8.4.2 Правил классификации и освидетельствования плавучих объектов, утвержденных Приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 17.03.2017 №35-п, корпуса плавучих объектов группы 1 по периметру в районе ватерлинии должны быть оборудованы спасательными леером из каната диаметром не менее 9,5 мм.
Согласно п. 8.4.3 Правил классификации и освидетельствования плавучих объектов, утвержденных Приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 17.03.2017 №35-п, на плавучих объектах группы 1 длиной 30 м и менее должно быть предусмотрено по два спасательных круга на каждой палубе, а длиной более 30 м - по четыре спасательных круга на каждой палубе. Один из спасательных кругов, расположенных на главной палубе, должен быть со спасательным линем.
Согласно п. 8.5.1 Правил классификации и освидетельствования плавучих объектов, утвержденных Приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 17.03.2017 №35-п, плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях, оборудуются сигнально-отличительными фонарями по нормам, установленным в таблице 9.2.1-1 ч. V Правил классификации и постройки судов (ПКПС) - 2 белых круговых огня, 3 чёрных шара.
Пунктом 143 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 №623, предусмотрено, что по периметру открытых палуб, мостиков и надстроек, вокруг открытых площадок и рабочих мест, расположенных на высоте более 0,5 метра, у проемов и вырезов в палубах, бортах, переборках, фальшборте и других местах должны предусматриваться стационарные или подвижные ограждения, исключающие возможность падения с высоты или травмирования людей в процессе эксплуатации судна.
Кроме того, п. 146 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 №623, предусмотрено, что прочный фальшборт или леерное ограждение должны быть установлены на всех открытых палубах корпуса, надстроек и рубок. На самоходных судах длиной до 10 метров допускается установка поручня по периметру надстройки или рубки. Высота фальшборта или леерного ограждения по периметру палуб и мостиков, а также вокруг открытых площадок, расположенных на высоте более 0,5 метра, должна быть не менее 1100 миллиметров. На верхних тентах, на которые доступ пассажирам запрещен, леерное ограждение допускается не устанавливать. У судов длиной менее 20 метров допускается меньшая высота фальшборта или леерного ограждения (но не менее 900 миллиметров), если органу классификации судов будут представлены соответствующие обоснования обеспечения достаточной защиты экипажа и пассажиров. На пассажирских судах ограждение палуб, на которые имеют доступ пассажиры, должно быть выполнено в виде глухого фальшборта или леерного ограждения с защитными сетками. По верху фальшборта должен быть предусмотрен планширь.
В соответствии с п. 147 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 №623, нижний леер должен быть установлен не выше 230 миллиметров от палубы. Расстояние между другими леерами не должно превышать 380 миллиметров. Леерное ограждение палуб, на которые имеют доступ пассажиры, должно иметь защитные сетки. Сторона ячейки сетки должна быть не более 100 миллиметров.
Согласно п. 152 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 №623, трапы должны иметь ограждения и поручни высотой не менее высоты, установленной пунктом 146 настоящего технического регламента.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что в нарушение требований закона Прибойнинским сельским поселением причальное сооружение (пристань), расположенное в заливе Средний Баян Братского водохранилища п. Прибойный Братского района, являющееся муниципальной собственностью Прибойнинского муниципального образования, собственником имущества не поставлен на учет, который осуществляет администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что в нарушение п. 4 ст. 35 КВВТ РФ, п. 3.4.1 Правил классификации и освидетельствования плавучих объектов, утвержденных Приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 17.03.2017 №35-п, классификация плавучего причала (пристани) Российским Речным Регистром не осуществлялась. Судовладелец не имеет документов, подтверждающих освидетельствование РРР плавучего объекта: свидетельства о соответствии плавучего объекта с приложением, акта первоначального освидетельствования плавучего объекта и другие документы, указанные в приложении 1 Правил классификации и освидетельствования плавучих объектов).
Корпус плавучего причала по периметру в районе ватерлинии в нарушение п. 8.4.2 Правил классификации и освидетельствования плавучих объектов не оборудован спасательным леером из каната диаметром не менее 9,5 мм.
На плавучем объекте в нарушение п. 8.4.3 Правил классификации и освидетельствования плавучих объектов отсутствуют два спасательных круга на палубе (один со спасательным линем).
В нарушение п. 8.5.1 Правил классификации и освидетельствования плавучих объектов, причальные объекты не оборудованы сигнально-отличительными фонарями по нормам, установленным в табл. 9.2.1-1 ч.5 ПКПС - 2 белых круговых огня, 3 чёрных шара, а ограждение палубы в виде леерного на плавучем объекте, на который имеют доступ пассажиры (посетители) в нарушение п. 4.2.8 Правил классификации и освидетельствования плавучих объектов не оснащено защитной сеткой.
В нарушение п. п. 152 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 №623, трап, установленный для выхода пассажиров на берег не имеет ограждения и поручней высотой не менее 1100 мм на всём протяжении
Таким образом, в судебном заседании установлено, что эксплуатация причального сооружения (пристани), расположенного в заливе Средний Баян Братского водохранилища п. Прибойный Братского района Иркутской области осуществляется собственником причального сооружения (пристани) - администрацией Прибойнинского муниципального образования в нарушений КВВТ РФ, Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 №623, Правил классификации и освидетельствования плавучих объектов, утвержденных Приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 17.03.2017 №35-п.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что до настоящего времени администрацией Прибойнинского сельского поселения плавучий объект (пристань), расположенный в заливе Средний Баян Братского водохранилища п. Прибойный Братского района Иркутской области, не поставлен на учет в ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» в установленном федеральным законодательством порядке, и кроме того, администрацией Прибойнинского сельского поселения не пройдено освидетельствование плавучего объекта в Российском Речном Регистре; корпус плавучего объекта не оборудован по периметру в районе ватерлинии спасательным леером из каната диаметром не менее 9,5 мм; плавучий объект не обеспечен двумя спасательными кругами на палубе (один со спасательным линем); плавучий объект не оборудован сигнально-отличительными фонарями по нормам, установленным в табл. 9.2.1-1 ч.5 ПКПС - 2 белых круговых огня, 3 чёрных шара; ограждение палубы в виде леерного не оснащено защитными сетками; на трапе не установлены ограждения и поручни высотой не менее 1100 мм.
Таким образом, данные нарушения законодательства о безопасности плавания при эксплуатации плавучего объекта (пристани), расположенного в заливе Средний Баян Братского водохранилища п. Прибойный Братского района Иркутской области, угрожают безопасности плавания, следовательно, создают условия, способствующие возникновению тяжких телесных повреждений или гибели людей, в результате чего ставится под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие документов, подтверждающих годность объекта к плаванию, с неисправностями, угрожающими безопасности плавания, может причинить вред неопределенному кругу лиц.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Братского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрацию Прибойнинского муниципального образования устранить нарушения законодательства о безопасности плавания при эксплуатации плавучего причала, расположенного в заливе Средний Баян Братского водохранилища п. Прибойный Братского района Иркутской области: поставить плавучий объект на учет в ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей», а именно: пройти освидетельствование плавучего объекта в Российском Речном Регистре; оборудовать корпус плавучего объекта по периметру в районе ватерлинии спасательным леером из каната диаметром не менее 9,5 мм; обеспечить плавучий объект двумя спасательными кругами на палубе (один со спасательным линем); оборудовать плавучий объект сигнально-отличительными фонарями по нормам, установленным в табл. 9.2.1-1 ч.5 ПКПС - 2 белых круговых огня, 3 чёрных шара; оснастить леерное ограждение палубы защитной сеткой; установить на трапе ограждения и поручни высотой не менее 1100 мм, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, указанный прокурором, - в срок до 01.06.2019.
Доводы представителя ответчика - администрации Прибойнинского сельского поселения - ФИО1, действующей на основании доверенности, изложенные в возражениях на исковое заявление, являются необоснованными и опровергаются материалами дела. Так, в судебном заседании установлено, что причальное сооружение (пристань), расположенное в заливе Средний Баян Братского водохранилища п. Прибойный Братского района Иркутской области, находится на территории Прибойнинского муниципального образования. Кроме того, поскольку причальное сооружение (пристань), расположенное в п.Прибойный Братского района Иркутской области является муниципальной собственностью Прибойнинского муниципального образования, то в силу ст. 210 ГК РФ обязанность по содержанию имущества лежит на собственнике имущества, следовательно, устранение нарушений законодательства о безопасности плавания при эксплуатации плавучего объекта должно быть возложено на Прибойнинское муниципальное образование.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Братского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Прибойнинского сельского поселения в срок до 01 июня 2019 года устранить нарушения законодательства о безопасности плавания при эксплуатации плавучего причала, расположенного в заливе Средний Баян Братского водохранилища п. Прибойный Братского района Иркутской области, а именно:
- поставить на учет плавучий объект в ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей»;
- пройти освидетельствование плавучего объекта в Российском Речном Регистре;
- оборудовать корпус плавучего объекта по периметру в районе ватерлинии спасательным леером из каната диаметром не менее 9,5 мм;
- обеспечить плавучий объект двумя спасательными кругами на палубе (один со спасательным линем);
- оборудовать плавучий объект сигнально-отличительными фонарями по нормам, установленным в табл. 9.2.1-1 ч.5 ПКПС - 2 белых круговых огня, 3 чёрных шара;
- оснастить леерное ограждение палубы защитной сеткой;
- установить на трапе ограждения и поручни высотой не менее 1100 мм.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Ларичева