ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-903/2014 от 10.09.2014 Новоусманского районного суда (Воронежская область)

     Дело № 2-955/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 с. Новая Усмань         10 сентября 2014 года

 Новоусманский районный суд Воронежской области в составе           председательствующего Сорокина Д.А.

 при секретаре Власовой С.В.,

 с участием представителя заявителя ФИО1 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2,

 представителя заинтересованного лица - администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5,

 представителя заинтересованного лица - государственной компании «Российские автомобильные дороги» ФИО3, представившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ.

 рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлениям ФИО1 о признании недействующими Постановления администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. № №, и от ДД.ММ.ГГГГ. № №,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. обратился в суд с требованием, с учетом уточнений, признать Постановления администрации Новоусманского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровой карте территории» в части земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО1, недействующим полностью со дня его принятия.

 В обоснование данного требования указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительства общественно-деловой зоны (многофункциональный торгово-развлекательный центр), адрес земельного участка - <адрес> №. ДД.ММ.ГГГГ. он узнал о вынесении администрацией названного Постановления, которое нарушает его права. Названным Постановлением была утверждена схема расположения земельных участков на кадастровой карте территории в постоянный отвод и в отвод на период реконструкции для строительства и последующей эксплуатации автомобильной дороги М 4 «Дон» на участке <данные изъяты> км. с обходом <адрес> и <адрес>. На утвержденной названным Постановлением схеме указан, в том числе, участок, принадлежащий истцу, часть которого площадью <данные изъяты> кв.м. подлежит постоянному отводу и изъятию, часть площадью 4287 кв.м. временному отводу на период реконструкции. По мнению заявителя, данное постановление не соответствует закону, нарушает его права, в связи с чем должно быть признано недействующим в касающейся его части.

 Кроме того, ФИО1 обратился в Новоусманский районный суд с требованием, с учетом уточнений, признать Постановление администрации Новоусманского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении акта о выборе земельных участков для строительства с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км <адрес> (с обходом населенных пунктов <адрес> и <адрес>), <адрес> на участке автодороги, проходящем по территории Новоусманского муниципального района Воронежской области» в части земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО1, недействующим полностью со дня его принятия.

 В обоснование данного требования заявитель указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ. он узнал о вынесении администрацией названного Постановления. По мнению заявителя, оно не соответствует закону, нарушает его права, в связи с чем должно быть признано недействующим в касающейся его части.

 Определением Новоусманского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. дела были объединены в одно производство.

 В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 требования поддержала. Уточнила, что Постановление от ДД.ММ.ГГГГ. № противоречит закону, поскольку схема утверждена не на кадастровой карте, а на непонятном рисунке, на ней изображен линейный объект, а не схемы каждого из земельных участков, предполагаемых к изъятию, администрация района не проинформировала заявителя о принятом решении ни до, ни после его принятия, постановлением часть участка предполагается к изъятию во «временный отвод», в то время как действующее законодательство не предусматривает такого понятия как «временный отвод». Цифры площадей в постановлении и в прилагаемом к нему документе не совпадают. Постановление администрации Новоусманского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № противоречит закону, поскольку акт выбора не свидетельствует об отсутствии других вариантов выбора автодороги, он не содержит расчет убытков собственника, администрация района не проинформировала заявителя о принятом решении ни до, ни после его принятия, земельный участок ФИО1 будет полностью находиться в придорожной полосе, при этом администрация не обосновала других вариантов выбора участка. В проекте указано четыре варианта размещения дороги, однако они даже не обсуждались. Фактически при названном размещении автодороги собственник будет лишен доступа на земельный участок. В связи с этим постановление нарушает права заявителя.

 Представитель администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области в судебном заседании заявленные требования не признал, суду пояснил, что оспариваемые постановления соответствуют закону, были изданы в связи с обращением в администрацию ГК «Российские автомобильные дороги» в интересах Российской Федерации в целях строительства скоростного участка автодороги М4 «Дон» в обход <адрес> и <адрес>. По мнению представителя администрации, названные постановления не нарушают прав заявителя, поскольку часть земельного участка, необходимая для строительства и обслуживания автодороги, будет выкупаться у собственника в соответствии с процедурой, предусмотренной действующим законодательством.

 Представитель ГК «Автодор» ФИО3 просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку оспариваемые постановления соответствуют закону, были изданы в связи в связи со строительством скоростного участка автодороги М4 «Дон» в обход <адрес> и <адрес>. По мнению представителя администрации, названные постановления не нарушают прав заявителя, поскольку земля будет изыматься не для муниципальных, а для государственных нужд под линейный объект, решение об изъятии будет принимать не муниципальный орган, а Росавтодор, в соответствии с проектом межевания территории и требованиями законодательства, регламентирующими данную процедуру. Названные Постановления были вынесены администрацией в связи с обращением ГК «Автодор», для информирования собственников земельного участка в порядке ч. 4 ст. 31 ЗК РФ о их возможном изъятии для государственных нужд. Их частичная отмена, как этого требует истец, не повлечет за собой изменение проекта межевания территории, строительство автодороги по другому маршруту, так как решение данных вопросов не входит в компетенцию органов местного самоуправления.

 Выслушав представителя заявителя, представителя администрации Новоусманского муниципального района, представителя ГК «Автодор», изучив материалы дела, суд установил указанные ниже обстоятельства и пришел к следующим выводам.

 Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительства общественно-деловой зоны (многофункциональный торгово-развлекательный центр), адрес земельного участка - <адрес>, <адрес> №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 16).

 ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией Новоусманского муниципального района воронежской области было издано Постановление № «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровой территории», которым по заявлению директора Воронежского филиала «ГК «Автодор» была утверждена схема расположения земельных участков на кадастровой карте территории общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе, в постоянный отвод <данные изъяты>, на период реконструкции <данные изъяты> кв.м., расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, землях населенных пунктов, землях промышленности и иного специального назначения, для строительства с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км <адрес>), <адрес>» (л.д. 8-15, 148-153).

 ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией Новоусманского муниципального района <адрес> было издано Постановление № «Об утверждении акта о выборе земельных участков для строительства с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км <адрес>), <адрес> на участке автодороги, проходящем по территории Новоусманского муниципального района <адрес>» (л.д. 28-33, 148, 149).

 ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Федерального дорожного агентства № № была утверждена документация по планировке территории при реализации проекта «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги                М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км <адрес>), <адрес>», в котором предусмотрено строительство автодороги, в том числе, на части земельного участка, принадлежащего ФИО4 (л.д. 68-74, 44).

 В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

 В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 На основании п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащим" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

 В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 Исходя из приведенных норм, заявитель обязан доказать факт нарушения своих прав действиями (бездействием) такого органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

 Как следует из содержания оспариваемых актов органа местного самоуправления, имеющихся в деле документов и пояснений сторон, они выносились с целью последующего строительства и эксплуатации автомобильной дороги М 4 «Дон» на участке <адрес> км. с обходом с. <адрес> и <адрес>, то есть в целях строительства участка автомобильной дороги федерального значения и, соответственно, для выкупа земель, на которых будет расположена названная автомобильная дорога, у собственников для государственных нужд.

 Согласно ст. 279 ГК РФ, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

 Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность) урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что указано в ст. 1 данного закона. В п. 6 ст. 3 названного Федерального закона указано, что дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Таким образом, вопросы строительства автомобильных дорог урегулированы, прежде всего, названным нормативным актом.

 В ст. 16 этого Федерального закона сказано, что проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции автомобильных дорог, их участков, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Разрешение на строительство, реконструкцию автомобильных дорог в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении автомобильных дорог федерального значения, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

 В п. 1 ст. 1 ГрК РФ к градостроительной деятельности отнесена деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений. В п. 2 этой же статьи сказано, что территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

 Согласно п. 1 ст. 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).

 В п. 3 этой же статьи сказано, что к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

 Таким образом, по мнению суда, названной нормой права прямо предусмотрено, что земельное законодательство, в том числе нормы ст. 31 ЗК РФ, на которые ссылается заявитель, должны применяться к рассматриваемым правоотношениям лишь в случае, если они не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

 В п. 2 ст. 5 ГрК РФ указано, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

 Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374 было утверждено Положение о Федеральном дорожном агентстве.

 В п. 1 данного Положения указано, что Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.

 Пункт 5.3.1 Положения предусматривает, что Федеральное дорожное агентство осуществляя полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, организует в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, и закреплению земельных участков, а также резервированию земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты. Осуществляет: (п. 5.4.1(1)) принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей; (5.4.1(2)) принятие решений о подготовке документации по планировке территории в целях развития автомобильных дорог общего пользования федерального значения; (5.4.1(3)) заключение договоров с собственниками земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества о выкупе таких земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения автомобильных дорог федерального значения и формирования полос отвода таких автомобильных дорог, предусматривающих возмещение убытков в связи с изъятием указанного недвижимого имущества, а также заключение договоров с правообладателями таких земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, предусматривающих возмещение убытков в связи с изъятием указанного недвижимого имущества; (5.4.12(1)) принятие решений о предварительном согласовании места размещения автомобильной дороги федерального значения; (5.4(2)). обеспечивает подготовку документации по планировке территории, в том числе разработку проектов планировки территории, проектов межевания территории, в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения; (5.4(13)) в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании "Российские автомобильные дороги" дает поручения Государственной компании "Российские автомобильные дороги" осуществлять следующие полномочия: подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании "Российские автомобильные дороги"; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании "Российские автомобильные дороги"; подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании "Российские автомобильные дороги" земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием; подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании "Российские автомобильные дороги"; обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании "Российские автомобильные дороги"; обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании "Российские автомобильные дороги" земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества; обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании "Российские автомобильные дороги".

 В статьях 42, 43 Градостроительного кодекса РФ изложены общие положения о подготовке проекта планировки территории, проекта межевания территорий.

 В п. 5.1 ст. 43 ГрК РФ сказано, что проект межевания территории, предназначенный для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются границы существующих и (или) подлежащих образованию земельных участков, в том числе предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд, для размещения таких объектов.

 В соответствии с Порядком подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 06 июля 2012 г. № 199, документация по планировке территории служит исходными данными для проектирования автомобильной дороги общего пользования федерального значения, принятия решений о резервировании земель для ее строительства, изъятия земельных участков для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения (п. 6 Порядка).

 Пунктами 13, 25, 27, 28 Порядка установлено, что в соответствии с заданием на подготовку документации по планировке территории в составе проектов планировки территорий в отношении застроенных или подлежащих застройки территорий могут разрабатываться проекты межевания территорий, как в составе проектов планировки территории, так и виде отдельных документов. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.

 Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах зон планируемого размещения автомобильной дороги, установленным проектами планировки территории. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в целях установления границ застроенных и незастроенных земельных участков, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения автомобильной дороги, и может осуществляться в составе проектов планировки территории или в виде отдельного документа.

 В п. 1 ст. 31 ЗК РФ сказано, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. В пункте 2 говорится о том, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5). В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6). Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (пункт 7).

 Системное толкование названных правовых норм позволило суду сделать вывод о том, что ст. 31 ЗК РФ содержит общие положения о выборе земельных участков для строительства объекта, не регламентируют процедуру выбора земельных участков для строительства линейного объекта большой протяженностью, не ограничивающегося территорией одного муниципального района, в то время как указанные выше нормы ГрК РФ, Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 23.07.2004 N 374 и принятых в соответствии с ними иных нормативно-правовых актов предусматривают специальный порядок выбора земельных участков для строительства линейных объектов, к которым относится автомобильная дорога М4 «Дон», поскольку основанием для принятия Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ распоряжения об изъятии земельных участков для государственных нужд в силу полномочий, установленных пунктом 5.4.1(1) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 374 является утвержденный проект межевания территории в составе проекта планировки территории, а предоставление акта выбора земельного участка и утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, изданных органом местного самоуправления, для принятия Росавтодором распоряжения об изъятии земельных участков не требуется. Таким образом, в рассматриваемом случае при выборе участков и последующем их изъятии у собственников для государственных нужд в целях строительства автомобильной дороги федерального значения необходимо руководствоваться не общими положениями, закрепленными в ст. 31 ЗК РФ, а приведенными выше нормами Градостроительного кодекса, Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г., Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374, Порядком подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 06 июля 2012 г. № 199, и принятых в соответствии с ними иных нормативно-правовых актов.

 В связи с изложенным, оспаривание Постановлений администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ. и № от ДД.ММ.ГГГГ. вынесенных в соответствии с положениями ст. 31 ЗК РФ, не влияет и не может влиять на решение вопроса о том, в каком месте будет проложена автомобильная дорога М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км <адрес>, какие участки будут выкупаться в связи с этим у собственников для государственных нужд, так как решение данного вопроса входит лишь в компетенцию Федерального дорожного агентства.

 Соответственно, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые Постановления администрации права и законные интересы заявителя не нарушают, поскольку независимо от результатов принятого по делу решения необходимость изъятия части земельного участка, принадлежащего ФИО1, сохранится в связи с принятием ДД.ММ.ГГГГ Федеральным дорожным агентством Распоряжения № 1795-р «Об утверждении документация по планировке территории при реализации проекта «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км <адрес> (с обходом населенных пунктов <адрес>), <адрес>».

 Поскольку иных объективных доказательств, подтверждающих нарушение конкретных прав заявителя оспариваемыми Постановлениями органа местного самоуправления при рассмотрении настоящего дела не представлено, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.

 Руководствуясь: ст.ст.194-199, ст. 258 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Требования ФИО1 признать Постановление Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении акта о выборе земельных участков для строительства с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км <адрес>), <адрес> на участке автодороги, проходящем по территории Новоусманского муниципального района Воронежской области» в части земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО1, недействительным, признать Постановление администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровой карте территории» в части земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО4, недействительным, оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья           Д.А. Сорокин