ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-903/2017 от 09.08.2017 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2017 года город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.,

при секретаре судебного заседания Гладченко Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ессентуки в интересах неопределенного круга лиц к МБУДО «Детская школа искусств», Администрации города Ессентуки, Финансовому управлению администрации города Ессентуки о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Ессентуки обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБУДО «Детская школа искусств», Администрации города Ессентуки о возложении обязанности обеспечить устранение нарушений законодательства в здании и на прилегающей территории «Детской школы искусств» по адресу: ***, а именно привести в соответствие с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружения для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительных норм и правил СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», при входе в здание установить информационно-тактильные знаки, в том числе, с использованием шрифта Брайля, отображающие наименование учреждения и схему перемещения внутри помещения для инвалидов по зрению; лестничный марш внутри здания оборудовать пандусом либо иным техническим средством (лестничным подъемником) для инвалидов-колясочников, обеспечивающим подъем на третий этаж, где расположена библиотека. Установить трехмесячный срок для устранения нарушений со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

Прокуратурой города проведена проверка исполнения Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

*** проведенной прокуратурой города с привлечением представителей Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ессентукский центр реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» проверкой помещений и прилегающей территории Деткой школы искусств, расположенной по адресу: ***, установлено, что условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей не созданы.

Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 при входе в здание отсутствуют информационно-тактильные знаки, в том числе, с использованием шрифта Брайля, отображающие наименование учреждения и схему перемещения внутри помещения для инвалидов по зрению; лестничный марш внутри здания не оборудован пандусом либо иным техническим средством (лестничным подъемником) для инвалидов-колясочников, обеспечивающим подъем на третий этаж, где расположена школа искусств.

Вышеуказанные нарушения требований закона являются препятствием для реализации инвалидам, гарантированных им государством прав по обеспечению условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Определением Ессентукского городского суда от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечено Финансовое Управление Администрации города Ессентуки.

Старший помощник прокурора города Ессентуки Тебердуков И.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным выше, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации города Ессентуки по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных прокурором города Ессентуки требований, пояснил, что согласно п.3 ст.26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения ч.1 ст.15 (в ред. Федерального закона от 01 декабря 2014 года №419-ФЗ) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 01.07.2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Так как здание МБУДО «Детская школа искусств» после 01.07.2016 года не подвергалось реконструкции, требования прокурора не подлежат удовлетворению. Более того, на *** на муниципальные задания бюджетом города Ессентуки расходы на обеспечение условий доступности для инвалидов на МБУДО «Детская школа искусств» не заложены.

Представитель ответчика Финансового управления администрации города Ессентуки в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, а также возражения, в которых указано следующее.

Согласно п.3 ст.26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения ч.1 ст.15 (в ред. Федерального закона от 01 декабря 2014 года №419-ФЗ) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 01.07.2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Здание МБУДО «Детская школа искусств» после 01.07.2016 года не подвергалось реконструкции, не может являться предметом спора по данному делу. Также бюджет города Ессентуки на *** год (решение Думы города от 23.11.2016 № 89 «О бюджете муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на *** год и на плановый период *** годов») принят с предельным объемом дефицита. В случае исполнения бюджета города в части перевыполнения фактического поступления доходов в доходную часть бюджета города, по согласованию с Администрацией города Ессентуки, все поступившие письма с приложением расчетов-обоснований, правовых актов, судебных решений и т.д. будут рассмотрены на заседании Межведомственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов. Межведомственной комиссией принимается рекомендательное заключение о рассмотрении проекта решения Думы города с предложениями на заседании Думы города (внесение изменений в бюджет согласно Уставу города Ессентуки относится к, исключительной компетенции Думы города Ессентуки).

Представитель ответчика МБУДО «Детская школа искусств» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, а также возражения, в которых указано следующее.

Согласно п.3 ст.26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения ч.1 ст.15 (в ред. Федерального закона от 01 декабря 2014 года №419-ФЗ) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 01.07.2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию объектам и средствам. Здание МБУДО «Детская школа искусств» после 01.07.2016 года не подвергалось реконструкции, таким образом, не может являться предметом спора по данному делу. В соответствии с муниципальным заданием МБУДО «ДШИ» оказывает муниципальные услуги по реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусства, а также реализации предпрофессиональных программ в области искусства. Обеспечение обучающихся – лиц с ограниченными возможностями на использование библиотечного фонда учреждения возможно путем выдачи необходимых пособий ответственными сотрудниками (библиотекарем) на первом этаже учреждения. на *** год бюджетом г. Ессентуки в рамках муниципального задания МБУДО «Детская школа искусств» расходы на обеспечение условий доступности для инвалидов не предусмотрены.

Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.

Представитель 3-го лица ГБПОУ «Ессентукский центр реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные прокурором города Ессентуки исковые требования, просила их удовлетворить.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

В соответствии со ст.2 Закона №181-ФЗ социальная защита инвалидов- система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Предусмотренные настоящим Законом №181-ФЗ меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ (ст.1).

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно п.7 ст.30 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

Правила обеспечения условий доступности библиотек для инвалидов, включая возможность обеспечения доступа инвалидов различных категорий и маломобильных граждан к библиотечным зданиям и услугам в сфере библиотечной деятельности, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами, с учетом их особых потребностей, утверждены Приказом Минкультуры России от 10.11.2015 N 2761.

Согласно п. 4 данных Правил в целях предоставления услуг, доступных для инвалидов, библиотеки обеспечивают:

- оказание инвалидам необходимой помощи в доступной для них форме в уяснении порядка предоставления и получения услуги, оформлении установленных регламентом (порядком) ее предоставления документов, совершении ими других необходимых для получения услуги действий;

- предоставление инвалидам по слуху при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;

- наличие копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуги (в том числе на информационном стенде), выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также аудиоконтура в регистратуре;

- размещение помещений, в которых предоставляются услуги, преимущественно на нижних этажах зданий;

- организацию помещений, в которых предоставляется государственная услуга, в виде отдельных кабинетов;

- предоставление инвалидам для получения государственной услуги в электронном виде возможности направить заявление через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) - http://www.gosuslugi.ru/ путем заполнения специальной интерактивной формы с обеспечением идентификации получателя, конфиденциальности и мониторинга хода предоставления услуги;

- обеспечение других условий доступности, предусмотренных административными регламентами по предоставлению государственных услуг.

Как следует из материалов дела, прокуратурой города Ессентуки проведена проверка исполнения Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «о социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В ходе указанной проверки было установлено, что при входе в здание Детской школы искусств, расположенной по адресу: ***, отсутствуют информационно-тактильные знаки, в том числе, с использованием шрифта Брайля, отображающие наименование учреждения и схему перемещения внутри помещения для инвалидов по зрению. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ***.

С учетом изложенных норм права, суд приходит к выводу, что на указанном объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия по созданию условий беспрепятственного достижения определенных мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству, в результате чего, инвалиды ограничены в использовании ими равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, а именно в беспрепятственном доступе в помещение библиотеки.

По смыслу закона, целью установки информационно-тактильных знаков, в том числе, с использованием шрифта Брайля, является отображение той информации, которая поможет в ориентации инвалидов по зрению в пространстве, а именно, на схеме отображается информация о расположении отдельных помещений, кабинетов и входов в них. Такого рода информация позволит беспрепятственно и безопасно передвигаться внутри помещения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором города Ессентуки требований в части установления информационно-тактильных знаков, в том числе, с использованием шрифта Брайля, отображающих наименование учреждения и схему перемещения внутри помещения для инвалидов по зрению.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает обоснованными доводы прокурора об установлении ответчикам срока для исполнения возлагаемой обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда. Суд полагает данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

Кроме того, прокурором заявлены требования о возложении обязанности оборудовать лестничный марш внутри здания пандусом либо иным техническим средством (лестничным подъемником) для инвалидов-колясочников, обеспечивающим подъем на третий этаж, где расположена библиотека.

Согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

То есть законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Пунктом 1.2 СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001) предусмотрено, что настоящий Свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна). Требования СП необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.

Согласно предоставленным сведениям Ессентукского отдела Пятигорского филиала «Ставкрайимущество» - «БКИ», год постройки здания МБУДО «Детская школа искусств», по адресу: ****** год.

Согласно предоставленным сведениям Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ессентуки, в период с *** здание МБУДО «Детская школа искусств», расположенное по адресу: ***, не подвергалось реконструкции.

При таких обстоятельствах, МБУДО «Детская школа искусств» к названным выше объектам не относится.

Ссылки прокурора в обоснование своих требований на то обстоятельство, что обязанность организаций обеспечить объекты инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами была закреплена с момента принятия Федерального закона от 24.11.1995 года №181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не свидетельствует об обязанности ответчика оборудовать лестничный марш внутри МБУДО «Детская школа искусств» пандусом либо иным техническим средством (лестничным подъемником) для инвалидов-колясочников, обеспечивающим подъем на третий этаж, где расположена библиотека, поскольку доказательств того, что обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанным объектом невозможно иными способами не представлено.

С учетом изложенного, требования прокурора о возложении обязанности оборудовать лестничный марш внутри здания пандусом либо иным техническим средством (лестничным подъемником) для инвалидов-колясочников, обеспечивающим подъем на третий этаж, где расположена библиотека, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Ессентуки в интересах неопределенного круга лиц к МБУДО «Детская школа искусств», Администрации города Ессентуки, Финансовому управлению администрации города Ессентуки о возложении обязанности– удовлетворить в части.

Обязать МБУДО «Детская школа искусств», Администрацию города Ессентуки, Финансовое управление администрации города Ессентуки в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу при входе в здание МБУДО «Детская школа искусств» по адресу: *** установить информационно-тактильные знаки, в том числе, с использованием шрифта Брайля, отображающие наименование учреждения и схему перемещения внутри помещения для инвалидов по зрению.

В удовлетворении требований прокурора города Ессентуки в части возложения обязанности оборудовать лестничный марш внутри здания пандусом либо иным техническим средством (лестничным подъемником) для инвалидов-колясочников, обеспечивающим подъем на третий этаж, где расположена библиотека – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий: