Мотивированное решение изготовлено 24.10.2013
Решение
Именем Российской Федерации
«18» октября 2013 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес>, в составе председательствующего судьи Грин Е.В., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным и отмене решения Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> об отказе в проведении государственного кадастрового учета изменений земельного участка,
Установил:
ФИО1 просит суд признать незаконным и отменить решение Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ****** об отказе в проведении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 66:07:0101002:62, и обязать учреждение изменить вид разрешенного использования земельного участка с «для ведения подсобного хозяйства (полевой участок)» на «под размещение дачного строительства».
В обоснование указал, что к указанному земельному участку действие градостроительных регламентов не распространяется. При этом установленный порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка был соблюден, соответствующее решение от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по подготовке правил землепользования и застройки утверждено Главой городского округа Богданович, проведены публичные слушания, внесенные изменения закреплены решением Думы городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № ****** утвержден новый генеральный план городского округа.
В судебное заседание ФИО1 не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.44). Представитель по доверенности ФИО4 поддержала требования по указанным в заявлении основаниям.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> ФИО5 требования ФИО1 не признала и просила оставить без удовлетворения по указанным в возражениях на л.д.47-55 основаниям.
Выслушав объяснения сторон, изучив письменные доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В силу ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.255 Гражданского процессуального кодекса РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные или единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
ДД.ММ.ГГГГ в Богдановичский отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости № 66-0-1-76/3001/2013-1214, а именно за изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 66:07:0101002:62 обратился ФИО6 (действующий по доверенности в интересах ФИО1, представив решение Думы городского округа Богданович от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об утверждении генерального плана городского округа Богданович» и решение Думы городского округа Богданович от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа Богданович», а также протокол заседания комиссии по подготовке правил землепользования и застройки от 06.12.2012.
Рассмотрев представленные документы, ДД.ММ.ГГГГ органом кадастрового учета было принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости № 66/13-138774, на основании п.2 ч.2 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закона) в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ – ввиду несоответствия представленных заявления о кадастровом учете и необходимых для него документов установленным требованиям.
В государственном кадастре недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 66:07:0101002:62 содержатся следующие сведения: адрес (местоположение) – обл. Свердловская, район Богдановичский, юго-западная часть кадастрового квартала 66:07:0101002; категория земель – земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства (полевой участок); зарегистрированные обременения – аренда за ФИО1; дата и номер регистрации права – от ДД.ММ.ГГГГ № 66-66-25/014/2008-444; площадь – 96477 кв.м., границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно ч.6 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.
Таким образом, правила землепользования и застройки, утвержденные решением Думы городского округа Богданович от ДД.ММ.ГГГГ № 96, могут применяться только в отношении земельных участков, отнесенных к категории земель – земли населенных пунктов, и не распространяют своё действие на земли сельскохозяйственного назначения. Согласно ч.5 ст.37 ГрК Российской Федерации, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимается в соответствии с федеральными законами.
Согласно п.70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № 42, сведения о видах разрешенного использования земельных участков вносятся в ГКН на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Вместе с тем, с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка № ****** органу кадастрового учета не был представлен документ – основание для изменения категории земельного участка (на земли населенных пунктов) и вида разрешенного использования (на «под размещение дачного строительства»).
В силу ч.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территории.
Общий порядок проведения зонирования территорий установлен ГрК Российской Федерации, согласно п.1 ч.6 ст.30 которого виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте. Вместе с тем, как указано выше, они не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в состав земель сельскохозяйственного назначения (ч.6 ст.36).
Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч.7 ст.36).
Согласно ст.37 ГрК Российской Федерации, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, требование ФИО1 об изменении вида разрешенного использования земельного участка не основано на нормах действующего законодательства, позволяющего сделать это только после изменения категории земель с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов.
Согласно протоколу от 06.12.2012, на основании письма дачного потребительского кооператива «Заречье» орган местного самоуправления городского округа Богданович вносит «изменения в карты функционального зонирования, размещения объектов капитального строительства, градостроительного зонирования городского округа Богданович в части определения земельного участка с кадастровым номером 66:07:0101002:62, общей площадью 96477 га из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования – «под размещение дачного строительства» и вносит дополнения в «Правила землепользования и застройки городского округа Богданович» часть 2 «Градостроительные регламенты» по зонам сельскохозяйственного использования.
Суд обращает внимание не нетождественность понятий зонирования территории и категории земель. В городском округе Богданович утверждены Правила землепользования и застройки для земельных участков с категорией земли – земли населенных пунктов. При этом в Правилах есть зона сельскохозяйственного использования.
Отнесение земельного участка в определенную зону не подтверждает непосредственное изменение принадлежности к категории земель.
В соответствии со ст.22 Закона, вместе с заявлением об учете изменений в орган кадастрового учета представляются: при изменении категории земли – документов, подтверждающий принадлежность земельного участка к той или иной категории земли; при изменении вида разрешенного использования земельного участка – копию документа, подтверждающего разрешенное использование земельного участка. Таких документов заявителем представлено не было.
Оспариваемое решение подготовлено с использованием специального бланка, оформлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п.2 ч.2 ст.27 Закона), в нем изложена цель обращения в орган кадастрового учета с указанием регистрационного органа соответствующего заявления.
Решение принято уполномоченным должностным лицом и в предусмотренный законом срок и по установленной форме согласно ст.17 Закона, п.18 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости».
Указанные обстоятельства в совокупности позволяют суду прийти к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения.
Согласно п.4 ст.258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В данном случае оснований для удовлетворения заявления суд не усматривает, права и свободы заявителя нарушенными не являются. Также суд обращает внимание, что оспариваемое решение не лишает заявителя права на повторное обращение в орган кадастрового учета с представлением соответствующих документов.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Решил:
Заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательном виде.
Мотивированное решение стороны вправе получить ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Е. В. Грин