ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9047/17 от 25.10.2017 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2-9047/2017

Решение

Именем Российской Федерации

г.Вологда

«

»

октября

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Улитиной О.А.

при секретаре Кубаревой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску ФИО1 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области о взыскании выходного пособия,

установил:

Приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 06.06.2008 N 17-к ФИО1 назначена на должность федеральной государственной гражданской службы начальника отдела контроля органов государственной власти.

Приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 11.05.2016 N 23-к заключенный с ФИО1 служебный контракт расторгнут 13.05.2016. ФИО1 освобождена от замещаемой должности и уволена по основанию, предусмотренному п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе.

В соответствии с ч.3.1 ст. 37 № 79-ФЗ при увольнении ФИО1 выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания 112 139,52 руб., денежная компенсация за неиспользованный отпуск 18 474,41 руб.

ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику, указывав, что в нарушение требований действующего законодательства при расчете сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания (выходного пособия) и компенсации за неиспользованный отпуск Управлением не учтено материальное стимулирование, которое выплачивалось ей в период с мая 2015 года по май 2016 года. С мая 2015 года по дату расторжения контракта ей выплачены премии из средств материального стимулирования в сумме 134 596 руб. Ответчик не доплатил ей компенсацию при сокращении в сумме 44 865 рублей 32 копейки. Управлением не учтены суммы материального стимулирования также при выплате компенсации за неиспользованный отпуск. За 21 день неиспользованного отпуска сумма недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск составляет 8 039,01 руб. Ответчиком также неверно установлен период для исчисления срока предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, что повлекло уменьшение количества дней неиспользованного отпуска и, соответственно неуплату неучтённой части при расчете компенсации за неиспользованный отпуск. В соответствии со ст. 121 ТК РФ, период для исчисления ежегодного оплачиваемого отпуска должен начинаться со 02.09.1999, после её выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком. Продолжительность отпуска составляет 50 календарных дней, из них 9 ею были использованы в марте 2016 года. На момент расторжения служебного контракта 13.05.2016 неиспользованная часть отпуска (пропорционально отработанному времени) составляет 27 дней, а не 21 день, как указано при расчете. Сумма недоплаченной компенсации, с учетом её перерасчета, составляет 7 374,78 руб.

Просит взыскать с ответчика (с учетом неоднократного изменения заявленных требований) сумму недоплаты компенсации при сокращении в размере 44 865,32 руб., сумму недоплаты компенсации за неиспользованный отпуск в размере 14 422,04 руб., сумму недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за март 2016 года в размере 5359,34 руб., сумму недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за июль 2015 года в размере 10 182,30 руб., сумму недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за май 2015 года в размере 2766,45 руб., сумму процентов за просрочку выплаты компенсации при сокращении в размере 12 863,64 руб., сумму процентов за просрочку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в размере 4135,22 руб., сумму процентов за просрочку выплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за март 2016 года в размере 1642,72 руб., сумму процентов за просрочку выплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за июль 2015 года в размере 2119,78 руб., сумму процентов за просрочку выплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за май 2015 года в размере 1159,78 руб., компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, представленный ответчиком расчет денежных сумм не оспаривала.

Представитель ответчика Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по доверенности ФИО2 требования не признал, из представленного суду отзыва следует, что материальное стимулирование является иным стимулированием профессиональной служебной деятельности и не входит в денежное содержание государственного служащего, не учитывается при определении размера среднего заработка. Просит в иске отказать.

Суд, заслушав истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Приказом руководителя ФАС России от 28 апреля 2015 г. № 12-ф «О материальном стимулировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФАС России за I квартал 2015 г.» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 302-12 территориальным органам ФАС России, в том числе УФАС по Вологодской области, выделены средства для материального стимулирования государственных гражданских служащих территориальных органов в виде премий.

Во исполнение данного приказа и приказа УФАС по Вологодской области от 14 июня 2013 г. № 166 «Об утверждении порядка оценки эффективности и результативности деятельности федеральных государственных гражданских служащих УФАС по Вологодской области при осуществлении материального стимулирования» издан приказ от 6 мая 2015 г. № 29-к, которым осуществлено материальное стимулирование государственных гражданских служащих за 1 квартал 2015 г., в том числе ФИО1

Далее Руководителем ФАС России ежеквартально издавались аналогичные приказы о материальном стимулировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФАС России: от 29 июня 2015 г. № 18-ф - за II квартал 2015 г.; от 14 сентября 2015 г. № 42-ф - за III квартал 2015 г.; от 7 декабря 2015 г. № 50-ф - за 4 квартал 2015 г.; от 31 марта 2016 г. № 6-ф - за I квартал 2016 г.; от 24 мая 2016 г. № 16-ф - за II квартал 2016 г.

На основании вышеперечисленных приказов ФАС России в соответствии с приказами представителя нанимателя в период работы с мая 2015 года по 13 мая 2016 года (дату увольнения) ФИО1 производились ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования. Указанные выплаты ответчиком не были учтены при расчёте среднего заработка истца для оплаты компенсации за неиспользованный отпуск, а также при расчёте компенсации при увольнении ФИО1 в связи с сокращением замещаемой ею должности.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее — оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учётом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчёт денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчёте на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырёх должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трёх должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трёх окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счёт средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счёт средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учётом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, — в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учётом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, предусматривающее в 2014 году объёмы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Как усматривается из материалов дела, Правительством Российской Федерации 31 марта 2015 года и 23 апреля 2016 года принимались постановления соответственно № 302-12 и № 347-7, которыми также предусматривались в 2015 г. и в 2016 г. объёмы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Из приведённых нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счёт средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное ФИО1 в соответствии с приказами УФАС по Вологодской области в период работы с мая 2015 года по 13 мая 2016 года материальное стимулирование должно учитываться при расчёте компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определённого статьёй 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований ФИО1 следует учесть содержащиеся в письме от 15.07.2014 разъяснения.

Согласно представленному ответчиком расчету денежных сумм, которые не были выплачены ФИО1 при сокращении в связи с не включением в расчет выплачиваемых сумм полученного ею материального стимулирования, невыплаченная истцу компенсационная выплата при сокращении составила 44 865,32 руб., компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении – 14 422,63 руб., денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 21.03.2016 по 03.04.2016 - 5 359,34 руб., денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 01.06.2015 по 11.06.2015 – 2 766,45 руб., денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 10.08.2015 по 08.09.2015 – 10 182,30 руб..

Сумма процентов за просрочку выплаты компенсации при сокращении на 09.10.2017 составила 12 863,64 руб., сумма процентов за просрочку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск – 4 135,22 руб., сумма процентов за просрочку выплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 21.03.2016 по 03.04.2016 - 1 642,72 руб., сумма процентов за просрочку выплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 10.08.2015 по 08.09.2015 – 2 918,39 руб., сумма процентов за просрочку выплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 01.06.2015 по 11.06.2015 – 1 159,78 руб.

Указанный расчет судом проверен, истцом не оспорен.

На основании изложенного выше суд находит требования истца обоснованными, с ответчика в пользу ФИО1 в пределах заявленных ею требований подлежит взысканию задолженность по выходному пособию в сумме 44 865,32 руб., компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении 14 422,63 руб., денежное содержание за нахождение в отпусках 18 308,09 руб., компенсация за просрочку выплат 21 921,14 руб.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ, п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 требования истца о возмещении морального вреда подлежат удовлетворению частично, поскольку ответчиком нарушены нормы трудового законодательства и права работника, и с учетом требований разумности и справедливости полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 1 000 руб.

Таким образом, требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в пользу ФИО1 задолженность по выходному пособию в сумме в размере 44 865 рублей 32 копейки, компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении 14 422 рубля 04 копейки, денежное содержание за нахождение в отпусках 18 308 рублей 09 копеек, компенсация за просрочку выплат 21 921 рубль 14 копеек, компенсацию морального вреда 1 000 рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца с момента его принятия судом в окончательной форме.

Судья О.А. Улитина

Мотивированное решение изготовлено 30.10.2017