ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-904/18 от 03.08.2018 Буденновского городского суда (Ставропольский край)

дело №2-904/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 августа 2018 года город Буденновск

Буденновский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего Пронькина В.А.

при секретаре судебного заседания Лапиной Е.Г.

с участием истицы ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению труда и социальной защите населения Буденновского муниципального района об установлении факта постоянного проживания несовершеннолетнего ребенка на территории Ставропольского края, признании права на получение ежемесячной выплаты, признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском (впоследствии уточненным ею), в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ вступила в зарегистрированный брак с ОАА. В период брака у них родилось четверо детей.

Согласно справке о составе моей семьи от 17.05.2018 года, в состав её семьи входят: муж - ОАА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ОТА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ОАА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ОМА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ОВА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

08.12.2016 года она обратилась в Управление труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты, оказываемой в качестве поддержки многодетным семьям на основании Постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 №571 в связи с рождением у неё четвертого ребенка ОВА до достижения им 3-летнего возраста.

В этот же день, 08.12. 2016 года УТиСЗН уведомлением №883 отказало ей в выплате по тем основаниям, что её дочь ОМА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не была зарегистрирована по месту жительства на момент рождения ОВА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В обоснование отказа управление ссылалось на абзац 4 пункта 2 Постановления Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с публикацией в интернете решения Верховного Суда РФ №19-АПГ17-12 от 7 февраля 2018 года, которым абзац 4 пункта 2 Постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 №571 признан противоречащим Конституции РФ и другим законам, 18 мая 2018г. она вновь была на приеме у сотрудников УТиСЗН и представила им названное решение Верховного Суда РФ и просила пересмотреть отказ от 08.12.2016г. в назначении мне ежемесячной денежной выплаты.

В начале июня 2018г. по почте она получила уведомление №1531-юр от 18.05.2018г. УТиСЗН, в котором ей разъяснялось, что Постановлением Губернатора Ставропольского края от 23 марта 2018 года №95 внесены изменения в пункт 2 Постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571, и ей было предложено установить в судебном порядке факт постоянного проживания на территории Ставропольского края её несовершеннолетней дочери (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) на дату рождения её четвертого ребенка (ДД.ММ.ГГГГ г.р.).

В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации №606 от 07 мая 2012 года «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Такой порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты установлен постановлением Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 №571 и постановлением Правительства Ставропольского края № 498-п от 20.12.2012.

Согласно п. 5 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2012 г. № 498-п (в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 07.04.2014 № 139-п), указанная ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается заявителю при соблюдении на дату обращения за ежемесячной денежной выплатой и до достижения третьим или последующим ребенком, с рождением которого возникло право на ежемесячную денежную выплату, возраста трех лет следующих условий, в том числе: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату; постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату; совместное проживание заявителя с третьим или последующим ребенком, с рождением которого возникло право на ежемесячную денежную выплату, а также с несовершеннолетними детьми, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату.

Отказ УТиСЗН от 08.12.2016г. в назначении ей денежной выплаты на основе абзаца 4 пункта 2 Постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 является необоснованным по следующим доводам.

Решением Ставропольского краевого суда от 06.10.2017 года по делу №3а-728/2017 административный иск прокуратуры Ставропольского края, граждан ФИО3., ФИО4 к Губернатору Ставропольского края об оспаривании положений указанного выше постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 № 571 (в редакции постановления от 13.10.2016 № 524) удовлетворен в части, признан недействующим со дня принятия абзаца 4 пункта 2 и пункта 5 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года № 571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года №524), признан не действующим со дня принятия пункта 1.1.2 постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года № 524 «О внесении изменений в постановление Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года №571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». Возложена обязанность на Губернатора Ставропольского края опубликовать сообщение о принятии данного решения в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет портале правовой информации Ставропольского края - www.pravo.stavregion.ru.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации по делу № 19-АПГ17-12 от 07 февраля 2018 года решение Ставропольского краевого суда от 6 октября 2017 года в части признания не действующим пункта 5 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года № 571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года №524 отменено, принято в этой части новое решение, которым отказано в удовлетворении заявленных требований о признании недействующим этого пункта постановления. Вместе с тем, решение Ставропольского краевого суда от 6 октября 2017 года в части признания не действующим абзаца четвёртого пункта 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года № 571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года № 524 изменено, оспариваемый абзац признан недействующим с момента его принятия в той мере, в какой им исключается возможность подтверждения места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, не обязательно исходящими от органов регистрационного учёта, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей данного постановления.

Указанными судебными актами установлено, что абзац четвёртый пункта 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года №571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года №524 противоречит положениям части 1 статьи 27 Конституции РФ, ст.ст. 2 и 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» статьи 20 ГК РФ, правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 октября 2008 года № 619-О-П.

Из содержания вышеуказанных судебных постановлений следует, что отсутствие регистрации не исключает возможности установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

Постановлением Губернатора Ставропольского края от 23 марта 2018 года №95 внесены изменения в пункт 2 Постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 №571 следующего содержания: «Определить, что ежемесячная денежная выплата предоставляется при соблюдении следующих условий: постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года, подтвержденное документами (сведениями), выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо вступившим в законную силу решением суда об установлении данного факта».

Её дочь М, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с самого рождения проживала вместе с нами, её родителями, в нашем доме по адресу: <адрес>, который они с мужем купили, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на её имя.

С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время они с мужем и старшими детьми: дочерью ОТА и сыном ОАА зарегистрированы в указанном доме.

ДД.ММ.ГГГГ у них родился третий ребенок дочь М, а потом ДД.ММ.ГГГГ родился четвертый ребенок сын В.

Согласно сведениям из домовой книги, дочь М и младший сын В были зарегистрированы в отделе УФМС <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со справкой ГБУЗ СК «Краевой центр СВМП участковой больницы <адрес>, её дочь М, проживающая в <адрес>, наблюдается в амбулатории села Покойного с момента рождения по настоящее время.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ МДОУ «Солнышко» села <адрес>, её дочь М посещала детский сад с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ МОУ СОШ села Покойного, её дочь М с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время обучается в 4 «А» классе МОУ СОШ села Покойного, <адрес> на очной форме обучения (приказ -ОД от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание является не только правом, но и обязанностью родителей. Каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно (часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

В силу статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства детей до 14 лет признается место жительства их родителей, каких-либо ограничений не устанавливается.

По смыслу ст. ст. 69, 71 ЖК РФ, несовершеннолетние дети приобретают право на жилую площадь, определяемую им в качестве места жительства соглашением родителей, форма которого законом не установлена.

С учетом указанных норм закона несовершеннолетние дети не имеют возможности самостоятельно определять свое место жительства или регистрации. Местом жительства её несовершеннолетней дочери М является место жительства её родителей, то есть, со дня своего рождения она постоянно проживала по адресу: <адрес>.

Так как абзац четвёртый пункта 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года №571 признан Верховным Судом РФ противоречащим положениям Конституции РФ и другим законам, следовательно, отказ от 08 декабря 2016 г. на основе абзаца 4 пункта 2 Постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571, которым требовалось наличие регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и их несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года, является необоснованным.

Она уверена, что имеет полное право на получение ежемесячной денежной выплаты как нуждающейся в поддержке семье по случаю рождения четвертого ребенка.

На основании изложенного истица просит:

- установить факт постоянного проживания её несовершеннолетней дочери ОМА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения вместе с родителями по адресу: <адрес> как на дату рождения несовершеннолетнего ОВА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, так и со дня своего рождения с ДД.ММ.ГГГГ;

- признать за ней право на получение ежемесячной денежной выплаты как нуждающейся в поддержке семье по случаю рождения четвертого ребенка ОВА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения
им 3 -х летнего возраста;

- признать недействительным отказ Управление труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района от 08.12.2016г.;

Обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района назначить и выплатить ежемесячную денежную выплату в связи с рождением четвертого ребенка ОВА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, со дня его рождения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ до достижения им 3-х летнего возраста.

В судебном заседании истица ФИО1 свои уточненные требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО2требования признала частично, поддержав письменный отзыв, согласно которому во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и в целях улучшения демографической ситуации в Ставропольском крае постановлением Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. №571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (далее - Постановление № 571) с 01 января 2013 года нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, была установлена ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в размере величины прожиточного минимума для детей в Ставропольском крае, ежегодно устанавливаемой нормативным правовым актом Правительства Ставропольского края (далее -ежемесячная денежная выплата).

Пунктом 1 Постановления №571 определено, что ежемесячная денежная выплата назначается нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края.

Абзацем четвертым пункта 2 вышеуказанного постановления (в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016г. №524 «О внесении изменений в постановление Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. № 571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах

по реализации демографической политики Российской Федерации»), действовавшим на дату подачи ФИО1 заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты, в качестве одного из обязательных условий ее предоставления являлось наличие регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года.

Истица обратилась в управление труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края (далее - управление) за назначением ежемесячной денежной выплаты 08.12.2016.

В качестве документа, подтверждающего состав семьи заявителя и факт постоянного проживания на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату, истицей предоставлена домовая книга по адресу: <адрес>.

Согласно записям домовой книги установлено, что несовершеннолетняя дочь истицы, ОМАДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирована по месту жительства на территории Ставропольского края с 13 октября 2016 г.

Иных документов, подтверждающих факт регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края своей несовершеннолетней дочери, ОМАДД.ММ.ГГГГ г.р., истицей представлено не было.

Поскольку семьей ФИО1 не соблюдено одно из обязательных условий, предусмотренных постановлением Губернатора №571, а именно наличие у несовершеннолетней дочери истицы, с учетом которой определяется право на ежемесячную денежную выплату, регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края на дату рождения в семье четвертого ребенка, право на ежемесячную денежную выплату у семьи отсутствует.

Решение об отказе в назначении ФИО5 ежемесячной денежной выплаты вынесено управлением обоснованно.

Постановлением Губернатора Ставропольского края от 23 марта 2018 г. № 95 внесены изменения в пункт 2 постановления Губернатора №571, позволяющие подтвердить постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года документами (сведениями), выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо вступившим в законную силу решением суда об установлении данного факта.

Установление в судебном порядке факта постоянного проживания на территории Ставропольского края несовершеннолетней дочери истицы, ОМАДД.ММ.ГГГГ г.р., на дату рождения в семье четвертого ребенка (ДД.ММ.ГГГГ), повлечет за собой возможность возникновения права на ежемесячную денежную выплату.

Представитель третьих лиц на стороне ответчика Правительства Ставропольского края и Министерства труда и социальной защиты Ставропольского края ФИО6 представила направила в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала следующе.

Субъект Российской Федерации принимает законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие меры социальной поддержки, и определяет основания, порядок, размер и условия их предоставления.

Во исполнение Указа Президента №606 и в целях улучшения демографической ситуации в Ставропольском крае постановлением Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. № 571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (далее - постановление Губернатора № 571) с 01 января 2013 года нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, установлена ЕДВ, в размере величины прожиточного минимума для детей в Ставропольском крае, ежегодно устанавливаемой нормативным правовым актом Правительства Ставропольского края.

В соответствии с постановлением Губернатора №571 (с изменениями, внесенными постановлением Губернатора от 23 марта 2018 г. № 95) право на ЕДВ у семьи возникает при соблюдении следующих условий:

- наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей;

- среднедушевой доход семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае за девять месяцев года, предшествующего году обращения за ЕДВ;

- постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года, подтвержденное документами (сведениями), выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо вступившим в законную силу решением суда об установлении данного факта.

Поскольку ФИО1 не соблюдено одно из обязательных условий, а именно, факт постоянного проживания на территории Ставропольского края ее несовершеннолетнего ребенка, ОМА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на дату рождения в семье третьего ребенка, не подтвержден документами (сведениями), выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, право на ЕДВ у нее отсутствует.

При отсутствии иных оснований для отказа истцу в назначении и выплате ЕДВ, установление факта постоянного проживания на территории Ставропольского края ОМА на дату рождения в семье третьего ребенка повлечет за собой возможность возникновения права ФИО1 на ЕДВ.

В удовлетворении заявления в части признания права на получение ЕДВ на ребенка ОВА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и возложения обязанности на управление назначить ЕДВ со дня его рождения (05.10.2016) просит отказать, поскольку на дату обращения в управление ФИО1 с заявлением о назначении ЕДВ документы органов регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, подтверждающие факт постоянного проживания ее несовершеннолетнего ребенка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствовали, а в судебном порядке данный факт установлен не был.

Одновременно сообщает, что в соответствии с абзацем 7 пункта 5 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2012 г. № 498-п (далее - Порядок СК) сведения о доходах семьи, подтверждающие ее право на ЕДВ, представляются заявителем в орган социальной защиты по месту жительства либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае ежегодно, по истечении двенадцати месяцев со дня назначения ЕДВ до достижения ребенком возраста трех лет.

В случае вынесения судом решения об удовлетворении исковых требований ФИО1 о назначении ЕДВ с 05.10.2016, то есть с даты рождения ОВА, и до достижения им возраста трех лет, будут нарушены сроки представления ею сведений о доходах, предусмотренных абзацем 7 пункта 5 Порядка СК.

На основании изложенного, руководствуясь частью 5 статьи 167 ГПК РФ просит рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя Правительства Ставропольского края.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Администрации Буденновского муниципального района в судебное заседание не явился, об отложен судебного заседания не просил.

Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд счел возможным рассмотрение дела без участия третьих лиц. Против чего не возражали стороны.

Суд, выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года №1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. В соответствии с данной Концепцией реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа. Кроме того, потребуется принятие дополнительных мер, стимулирующих рождение в семьях второго и третьего ребенка. Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» Правительству Российской Федерации поручено обеспечить к 2018 году повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,753, осуществлять с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при назначении выплат в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации. Рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Постановлением Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года №571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» установлена ежемесячная выплата нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей, до достижения ребенком возраста трех лет (ежемесячная денежная выплата) в размере величины прожиточного минимума для детей в Ставропольском крае. Определено, что ежемесячная денежная выплата предоставляется при соблюдении следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и детей среднедушевой доход семьи не превышающий величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае (пункт 2 постановления). В пункте 5 указанного постановления установлено, что настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2012 года №498-п утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае (Порядок).

В соответствии с пунктом 5 данного Порядка ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается заявителю при соблюдении на дату обращения за такой выплатой, при наличии права на это, при соблюдении следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей; постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную. Выплату; совместное проживание заявителя с третьим или последующим ребенком, с рождением которого возникло права на выплату; среднедушевой доход.

Постановлением Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года №524 «О внесении изменений в постановление Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года № 571 ««О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» пункт 2 дополнен абзацем следующего содержания - «наличие регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года». Пункт 5 изложен в новой редакции – «настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением в семье третьего или последующего ребенка в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года».

ФИО1 состоит в браке с ОАА, имеют четверых детей: дочь - ОТА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ОАА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ОМА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сына - ОВА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

После рождения четвертого ребенка, ФИО1 08.12.2016г. обратилась в УТиСЗН администрации Буденновского муниципального района за денежной выплатой до достижения четвертым ребенком (сыном) возраста трех лет.

Оспариваемым решением УТиСЗН администрации Буденновского муниципального района от 08.12.2016г. ФИО1 было отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты по единственному (как указано в самом решении) основанию - отсутствие регистрации на территории <адрес> у младшей дочери (третьего ребенка) ОМА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на момент рождения четвертого ребенка - сына В<данные изъяты>. рождения.

При этом ответчик руководствовался постановлением Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года №524 «О внесении изменений в постановление Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года №571 ««О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Между тем, решением Ставропольского краевого суда от 06.10.2017г. были удовлетворены административные исковые требования прокуратуры Ставропольского края, ОСМ, МАВ к Губернатору Ставропольского края.

Признан не действующим со дня принятия абзац 4 пункта 2 и пункт 5 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года №571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года № 524).

Признан не действующим со дня принятия пункт 1.1.2 постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года № 524 «О внесении изменений в постановление Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года №571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 07.02.2018г. решение Ставропольского краевого суда от 06.10.2017г. изменено.

Решение в части признания не действующим пункта 5 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года № 571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года № 524 отменено, принято в этой части новое решение, которым отказано в удовлетворении заявленных требований о признании недействующим этого пункта постановления.

Решение в части признания не действующим абзаца четвёртого пункта 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года №571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года №524 изменено, признан оспариваемый абзац недействующим с момента его принятия в той мере, в какой им исключается возможность подтверждения места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, не обязательно исходящими от органов регистрационного учёта, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей данного постановления.

Согласно ч. 1 ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В этой связи, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение УТиСЗН администрации Буденновского муниципального района №883 от 08.12.2016г. об отказе ФИО1 в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с отсутствием регистрации на территории Ставропольского края у третьего ребенка истицы при рождении в неё четвертого ребенка, было основано на признанном Верховным Судом РФ недействующем с момента его принятия нормативном правовом акте - абзаце четвёртом пункта 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года №571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года №524.

С учетом этого, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истицы о признании незаконным решение ответчика №883 от 08.12.2016г. об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с отсутствием регистрации на территории Ставропольского края у третьего ребенка истицы при рождении четвертого ребенка.

Как указано выше, Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 07.02.2018г., определено о возможности подтверждения гражданами места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, не обязательно исходящими от органов регистрационного учёта, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей данного постановления.

Исходя из этого, юридически значимым обстоятельством в контексте настоящего спора сторон, для назначения денежной выплаты истице, является подтверждение истицей факта проживания (но не регистрации) на территории Ставропольского края - её, её супруга и троих старших детей на момент рождения 05.10.2016г. четвертого ребенка, поскольку всем иным необходимым требованиям для денежной выплаты статус истицы на момент обращения к ответчику соответствовал.

Истица представила суду следующие доказательства проживания её, её супруга и детей на территории Ставропольского края на момент рождения четвертого ребенка (ДД.ММ.ГГГГ.): копию свидетельства о регистрации брака с ОАА от ДД.ММ.ГГГГ., копию свидетельства о государственной регистрации права истицы на жилой дом по адресу: <адрес>, копию домовой книги, согласно которой двое старших детей истицы ОТА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ОАА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированы с 11.08.2004г., младшие дети истицы дочь - ОМА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сына - ОВА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированы 13.10.2016г., при этом третий ребенок истицы - дочь М: согласно справке ГБУЗ СК КЦ СВМП , с рождения наблюдается в амбулатории <адрес>, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ МДОУ «Солнышко» села <адрес> она же (М) посещала детский сад с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ), согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ МОУ СОШ села Покойного, она же (М) с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время обучается в 4 «А» классе МОУ СОШ села Покойного, <адрес> на очной форме обучения (приказ -ОД от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривали достоверность этих доказательств и на основании этих доказательств подтверждение факта проживания истицы, её супруга и третьего ребенка на территории Ставропольского края на момент рождения четвертого в семье истицы ребенка.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истицей представлены бесспорные доказательства того, что трое её старших детей на момент рождения 05.10.2016г. четвертого ребенка проживали на территории <адрес> по адресу: <адрес>.

Таким образом, на момент обращения 08.12.2016г. ФИО1 в УТиСЗН администрации Буденновского муниципального района за назначением ежемесячной денежной выплаты, как нуждающейся в поддержке семье, в связи рождением четвертого ребенка, имелись все необходимые и достаточные основания для назначения истицы такой выплаты.

Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для назначения истицы денежной выплаты со ссылкой на то, что в соответствии с абзацем 4 пункта 2 постановления Губернатора №571 (в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 23 марта 2018г. №95) право на назначение и выплату ежемесячной денежной выплаты у семьи возникает при условии постоянного проживания на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года, подтвержденное документами (сведениями), выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо вступившим в законную силу решением суда об установлении данного факта, суд признает необоснованными.

Указанные изменения были внесены постановлением Губернатора Ставропольского края от 23 марта 2018г. №95 и его действия были распространены на правоотношения, возникшие с 13.10.2016г., после признания судебным решением от 07.02.2018г. Верховного Суда РФ недействующим абзац четвёртый пункта 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года № 571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года №524. При этом Верховный суд, признавая недействующим нормативный правовой акт Губернатора Ставропольского края, установил возможность для граждан подтверждения места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, не обязательно исходящими от органов регистрационного учёта, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей данного постановления.

Как видно из судебного акта Верховного Суда РФ, в нём не указано, что подтверждение места жительства на территории Ставропольского края возможно документами (сведениями), выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства либо вступившим в законную силу решением суда об установлении данного факта.

По мнению суда, абзац 4 пункта 2 постановления Губернатора №571 (в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 23 марта 2018г. №95) противоречит существу Апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 07.02.2018г., поскольку ограничивает возможность для ФИО1 ссылаться на доказательства, которые во внесудебном порядке подтверждают проживание ё старших детей на территории Ставропольского края на момент рождения четвертого ребенка.

Спор между ФИО1 и ответчиком основан на правоотношениях, возникших до внесения изменения в абзац 4 пункта 2 постановления Губернатора №571 (в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 23 марта 2018г. №95), то данные положения нормативного правового документа, согласно которому истица вначале должна установить факт проживания детей в судебном порядке, и лишь затем на основании вступившего в законную силу решения суда обратиться за назначением денежной выплаты, ухудшают её положение по сравнению с возможностями доказывания факта проживания детей, установленными Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 07.02.2018г.

С учетом этого, суд при разрешении настоящего спора не применяет положения абзаца 4 пункта 2 постановления Губернатора №571 (в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 23 марта 2018г. №95), а руководствуется Апелляционным определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 07.02.2018г.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования истицы в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Требования ФИО1 удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания несовершеннолетней дочери истицы ОМА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения со дня её рождения с родителями по адресу: <адрес>, в то числе, и на дату рождения ОВА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Признать недействительным отказ Управления труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района от 08.12.2016г. в назначении ФИО1 ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением четвертого ребенка – сына ОВА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Признать за ФИО1 право на получение ежемесячной денежной выплаты, как нуждающейся в поддержке семье по случаю рождения четвертого ребенка ОВА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения ребенком 3 -х летнего возраста;

Обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района назначить и выплачивать ФИО1 ежемесячную денежную выплату в связи с рождением четвертого ребенка ОВА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, со дня его рождения, то есть с 05.10.2016 года, до достижения ребенком 3-х летнего возраста.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Пронькин В.А.