Дело № 2-904/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2016 года
Смидовичский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Бересневой О.Р.
при секретаре Заярной Т.О.
с участием прокурора Дмитриевой Т.В.
представителя ответчика ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Смидович гражданское дело по исковым заявлениям исполняющего обязанности Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, понуждении к выполнению действий,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям. Требования мотивировал тем, что Комсомольской-на-Амуре транспортной прокуратурой проведена проверка по факту непринятия мер Комсомольским отрядом ведомственной охраны – структурным подразделением филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» на Дальневосточной железной дороге по оборудованию комнат хранения оружия средствами сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел РФ. В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 22 ФЗ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», п. 58 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ от 21.07.1998 № 814, Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288, п. 7 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 10.12.2013 № 2324-р, комната хранения оружия в стрелковой команде СК 2/039 Тунгуска не оборудована средствами сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел РФ, а осуществляется своими силами? что подтверждается письмом начальника Комсомольского отряда ВО филиала ФГПО ВО ЖДТ РФ на ДВЖД от 18.11.2015г. № НОРШ 191/15. Несоблюдение ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» требований действующего законодательства РФ в виде бездействия указанного юридического лица повлекло грубое нарушение прав РФ, а также создает предпосылки для совершения противоправных деяний, в результате которых возможно наступление негативных последствий в виде гибели большого количества граждан и значительных экономических потерь. Просит суд признать незаконным бездействие ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» в виде не организации охраны органами внутренних дел помещений для хранения оружия в пожарно-стрелковой команде Волочаевка-2 Комсомольского отряда ВО филиала ФГПО ВО ЖДТ РФ на ДВЖД. Обязать ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» в течение двух месяцев со дня вынесения судом решения организовать охрану помещения для хранения оружия пожарно-стрелковой команды станции Волочаевка-2 Комсомольского отряда ВО филиала ФГПО ВО ЖДТ РФ на ДВЖД в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Определением суда от 07 октября 2016 г. данное исковое заявление принято к производству Смидовичского районного суда и по нему возбуждено гражданское дело.
Исполняющий обязанности Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям. Требования мотивировал тем, что Комсомольской-на-Амуре транспортной прокуратурой проведена проверка по факту непринятия мер Комсомольским отрядом ведомственной охраны – структурным подразделением филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» на Дальневосточной железной дороге по оборудованию комнат хранения оружия средствами сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел РФ. В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 22 ФЗ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», п. 58 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ от 21.07.1998 № 814, Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288, п. 7 Перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 10.12.2013 № 2324-р, комната хранения оружия в стрелковой команде СК 2/039 по охране мостового перехода через реку Тунгуска не оборудована средствами сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел РФ, а осуществляется своими силами? что подтверждается письмом начальника Комсомольского отряда ВО филиала ФГПО ВО ЖДТ РФ на ДВЖД от 18.11.2015г. № НОРШ 191/15. Несоблюдение ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» требований действующего законодательства РФ в виде бездействия указанного юридического лица повлекло грубое нарушение прав РФ, а также создает предпосылки для совершения противоправных деяний, в результате которых возможно наступление негативных последствий в виде гибели большого количества граждан и значительных экономических потерь. Просит суд признать незаконным бездействие ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» в виде не организации охраны органами внутренних дел помещений для хранения оружия в стрелковой команде по охране мостового перехода через реку Тунгуска Комсомольского отряда ВО филиала ФГПО ВО ЖДТ РФ на ДВЖД. Обязать ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» в течение двух месяцев со дня вынесения судом решения организовать охрану помещения для хранения оружия стрелковой команды СК 2/039 по охране мостового перехода через реку Тунгуска Комсомольского отряда ВО филиала ФГПО ВО ЖДТ РФ на ДВЖД в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Определением суда от 07 октября 2016 г. данное исковое заявление принято к производству Смидовичского районного суда и по нему возбуждено гражданское дело.
Определением суда от 10 ноября 2016 года гражданское дело по иску исполняющего обязанности Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах РФ к ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям (№ 2-905/2016) было соединено в одно производство с гражданским делом по иску исполняющего обязанности Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах РФ к ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям (№ 2-904/2016), гражданскому делу присвоен № 2-904/2016.
Определением суда от 10 ноября 2016 года к участию в деле были привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ОАО «Российские железные дороги», ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны УМВД России по ЕАО».
Определением суда от 17 ноября 2016 года был изменен статус ОАО «Российские железные дороги» с третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика на соответчика, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по ЕАО»; третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны УМВД России по ЕАО» было освобождено от участия в деле.
В судебном заседании прокурор Дмитриева Т.В. исковые требования и доводы иска поддержала в полном объеме, дополнительных пояснений не высказала.
В судебном заседании представитель ответчика ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» ФИО1 с исковыми требованиями и доводами иска не согласился. Суду пояснил, что с 03 июля 2016 года из направлений деятельности полиции исключена охрана имущества на договорной основе. Кроме того, федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности относится в соответствии с Федеральным законом № 226-ФЗ от 03 июля 2016 года «О войсках национальной гвардии» к задачам войск национальной гвардии, а не полиции. Соответственно, Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009г. № 1629-р, в связи с изменением действующего законодательства РФ применению не подлежит.
В судебное заседание представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» не явился, о времени, дне и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия их представителя, о чем имеется письменное заявление. Согласно письменному отзыву с исковыми требованиями ответчик не согласен. Отзыв мотивирован тем, что ответчик ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» является предприятием ведомственной охраны, чья деятельность регулируется ФЗ от 14.04.1999г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране», Положением о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.06.2009г. № 540, и не относится к частным охранным организациям. В связи с чем охранно-пожарная сигнализация помещения для хранения оружия стрелковой команды СК 2/039 по охране мостового перехода через реку Тунгуска Комсомольского отряда ВО филиала ФГПО ВО ЖДТ РФ на ДВЖД, расположенного на территории охраняемого объекта, на законных основаниях подключена непосредственно на пульт ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» и соответствует установленным законодательством требованиям.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по ЕАО», не явился, о времени, дне и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без участия их представителя, о чем имеется письменное заявление.
Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 22 Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оружии» гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 58 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 требования по инженерному и техническому оборудованию средствами охраны, организации пропускного режима и режима внутри объекта, на складах и в хранилищах оружия и патронов, а также требования по размещению оружия и патронов в местах их хранения устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД РФ от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814» утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
Согласно п. 169.6 вышеуказанной Инструкции комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
До принятия 03 июля 2016 года Федерального закона № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 2 и п. 25 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» обязанность, в том числе на договорной основе, охранять имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ возлагалась на полицию.
После 03 июля 2016 года в силу п. 8 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» выполнение задачи по охране особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охране имущества физических и юридических лиц по договорам стала возлагаться на войска национальной гвардии.
Согласно п. 21 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ войска национальной гвардии наделены полномочиями, в том числе, по охране на договорной основе особо важных и режимных объектов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, имущества граждан и организаций, а также обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны.
Согласно п. 11 Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 157 (ред. от 30.09.2016) «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых ей органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также в отношении органов управления, подразделений, специальных отрядов, отрядов мобильных особого назначения, Центра специального назначения и авиационных подразделений, названных в пункте 4 настоящего Указа, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Пунктом 7 Распоряжения Правительства РФ от 10.12.2013 № 2324-p «Об изменении перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией», что обязательной охране полицией подлежат комнаты хранения оружия органов и организаций системы МВД России, подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций (в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оружии), иных юридических лиц с особыми уставными задачами, участков инкассации Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и на объектах, подведомственных Минприроды России.
Из приведенных норм права в их совокупности следует, что комнаты хранения оружия юридических лиц с особыми уставными задачами, должны быть оборудованы средствами сигнализации с подключением на пульт централизованного наблюдения подразделения войск национальной гвардии, являющихся правопреемниками органов внутренних дел. Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 10.12.2013 № 2324-p «Об изменении перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией», является на момент рассмотрения дела в суде, действующим, оснований для не применения данного Перечня при вынесении решения суд не усматривает.
Материалами дела установлено, что комнаты хранения оружия в пожарно-стрелковой команде Волочаевка-2, в пожарно-стрелковой команде по охране мостового перехода через реку Тунгуска Комсомольского отряда ведомственной охраны филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» не находятся под охраной войск национальной гвардии, уполномоченными в соответствии с действующим законодательством охранять имущество физических и юридических лиц по договорам, что подтверждается письмом начальника Комсомольского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ России на ДВЖД от 18.11.2015 N НОРШ-191/15 и не оспаривается ответчиком. Охранно-пожарная сигнализация комнат хранения оружия стрелковых команд подключена лишь на пульт собственного подразделения.
Согласно ответа ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ от 16.11.2016г. № 19/2689 подключение объектов на пульт централизованной охраны ФГКУ «ОВО ВНГ России по ЕАО» возможно на всей территории ЕАО в зоне покрытия операторов мобильной связи, в том числе, комнаты хранения оружия пожарно-стрелковой команды по охране станции Волочаевка-2 и комнаты хранения оружия стрелковой команды СК 2/039 по охране мостового перехода через реку Тунгуска Комсомольского отряда ВО филиала ФГПО ВО ЖДТ РФ на ДВЖД.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 27 АА 124521 от 25 марта 2004 года открытое акционерное общество «Российские железные дороги» является собственником комплекса Литовской дистанции пути. Вместе с тем, мостовой переход через реку Тунгуска (15 км. перегона Волочаевка-2 – ФИО2) числится на балансе Литовской дистанции пути.
Из договора № 1757927/УВО-4070 от 31декабря 2015 года на оказание услуг по охране объектов Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», заключенного между ОАО «РЖД» (заказчик) и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» (исполнитель), следует, что исполнитель обязуется оказывать услуги по охране объектов Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», осуществление мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах и участках железных дорог, в том числе во взаимодействии с правоохранительными органами в соответствии с законодательством РФ, регламентирующим деятельность ведомственной охраны, требованиями внутренних документов ОАО «РЖД» и ФГП ВО ЖДТ России по охране объектов, условиями настоящего договора согласно Перечню объектов и участков железных дорог Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», передаваемых для охраны и предупреждения правонарушений подразделениям ФГП ВО ЖДТ России в 2016 году (приложение № 1) (п. 1.2.1). Заказчик обязан информировать исполнителя не менее чем за 15 календарных дней о предстоящих работах по капитальному ремонту и переоборудованию охраняемых объектов, вследствие которых может потребоваться изменение характера охранных мероприятий и (или) изменение дислокации постов охраны (п. 4.3.3). Обеспечить работников исполнителя на охраняемых объектах рабочим местом и местом для отдыха (п. 4.3.7). В п. 16 приложения № 1 указан объект 15 км. перегона Волочаевка-2 –ФИО2 мост через реку Тунгуска.
Таким образом, принимая во внимание то, что указанные требования к хранению оружия и боеприпасов ФГП ВО ЖДТ России, ОАО «РЖД» не выполнены, а подключение охранно-пожарной сигнализация комнаты хранения оружия на объекте на пульт собственного подразделения, не создает условий, обеспечивающих сохранность оружия и безопасность хранения, исключающих доступ к нему посторонних лиц, суд, оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, приходит к выводу о том, что не обеспечение охраны войсками национальной гвардии помещений для хранения оружия в пожарно-стрелковой команде по охране станции Волочаевка-2 и комнаты хранения оружия стрелковой команды СК 2/039 по охране мостового перехода через реку Тунгуска Комсомольского отряда ВО филиала ФГПО ВО ЖДТ РФ на ДВЖД, является незаконным, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Доводы жалобы о том, что ФГП ВО ЖДТ России является организацией, занимающейся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны, поэтому подключение охранно-пожарной сигнализация КХО на пульт собственного подразделения является достаточным и соответствует законодательству, не состоятелен, поскольку основан на неверном толковании норм права, анализ которых приведен выше.
Поскольку в силу п/п.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ по заявлениям в защиту неопределенного круга лиц прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, согласно ст.ст.98,103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, понуждении к выполнению действий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в виде не организации охраны уполномоченными в соответствии с действующим законодательством органами по охране имущества физических и юридических лиц по договорам помещения для хранения оружия в пожарно-стрелковой команде Волочаевка-2 Комсомольского отряда ведомственной охраны филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Обязать федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда организовать охрану помещения для хранения оружия в пожарно-стрелковой команде Волочаевка-2 Комсомольского отряда ведомственной охраны филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Признать незаконным бездействие федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в виде не организации охраны уполномоченными в соответствии с действующим законодательством органами по охране имущества физических и юридических лиц по договорам помещения для хранения оружия в пожарно-стрелковой команде по охране мостового перехода через реку Тунгуска Комсомольского отряда ведомственной охраны филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Обязать федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда организовать охрану помещения для хранения оружия в пожарно-стрелковой команде по охране мостового перехода через реку Тунгуска Комсомольского отряда ведомственной охраны филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Взыскать с Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья О.Р. Береснева