Дело № 2-905/18 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июня 2018 года город Елизово, Камчатский край
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Анофриковой С.Н., при секретаре Веселовой О.В., рассмотрев с участием представителя заместителя Елизовского городского прокурора Новицкого А.М., в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Елизовского городского прокурора к ГБУЗ КК «Елизовская районная стоматологическая поликлиника» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,
установил:
Заместитель Елизовского городского прокурора обратился в суд с иском к ГБУЗ КК «Елизовская районная стоматологическая поликлиника» о возложении обязанности в срок до 01.01.2019 года устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно: на участке около здания ГБУЗ КК «Елизовская районная стоматологическая поликлиника» выделить место для транспорта инвалидов;
- доступные для маломобильных групп населения элементы здания и территории ГБУЗ КК «Елизовская районная стоматологическая поликлиника» идентифицировать символами доступности;
- входную дверь в ГБУЗ КК «Елизовская районная стоматологическая поликлиника» обеспечить символом, указывающим на ее доступность для маломобильных групп населения;
- вход в здание оборудовать дверью, обеспечивающей задержку автоматического закрывая дверей, продолжительностью не менее 5 секунд;
- при входе в здание ГБУЗ КК «Елизовская районная стоматологическая поликлиника» установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающей основному потоку посетителей, а также на основных путях движения в здании предусмотреть тактильную направляющую полосу;
- вход в здание ГБУЗ КК «Елизовская районная стоматологическая поликлиника» оборудовать пандусом;
- предусмотреть в здании ГБУЗ КК «Елизовская районная стоматологическая поликлиника» социально-бытовые помещения, оборудованные для маломобильных групп населения;
- провести обследование здания ГБУЗ КК «Елизовская районная стоматологическая поликлиника» в соответствии с п. 8 Порядка утверждённого приказом Министерства здравоохранения РФ от 12.11.2015 № 802н по результатам которого составить паспорт.
В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и СНиП 35-01-2001, в актуализированной редакции «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в ГБУЗ КК «Елизовская районная стоматологическая поликлиника» отсутствуют условия для беспрепятственного получения медицинской помощи лицам, относящимся к категории маломобильных групп населения.
Представитель заместителя Елизовского городского прокурора Новицкий А.М. в судебном заседание поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, уточнив требования в части установления ответчику срока проведения работ по устранению нарушений до 01.06.2019 года.
Представитель ответчика ГБУЗ КК «Елизовская районная стоматологическая поликлиника» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно п. 3 ст. 26 Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Между тем ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Положения о приспособлении к потребностям инвалидов объектов до их реконструкции или капитального ремонта содержаться также в ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Кроме того, в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Несмотря на то, что данные требования, как указано в ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия "Свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержаться в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" включен в п. 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Как следует из п. 1.2 СП 59.13330.2012 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания с на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
По смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
В ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-Ф3 в учреждении отсутствуют условия для беспрепятственного получения медицинской помощи лицами, относящимися к категории маломобильных групп населения, выразившиеся в следующем:
- в нарушение п. 4.2.1 СП 59.13330.2012 на участке около здания Учреждения не выделено место для транспорта инвалидов;
- в нарушение п. 5.5.1 СП 59.13330.2012 доступные для маломобильных групп населения элементы здания и территории не идентифицированы символами доступности;
- в нарушение п. 5.1.6 СП 59.13330.2012 входная дверь не имеет символа, указывающего на ее доступность для маломобильных групп населения; дверь, не обеспечивает задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 секунд;
- в нарушение п. 7.1.8 СП 59.13330.20 12 при входе в здание Учреждение для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей, а также на основных путях движения в здании Учреждения не предусмотрена тактильная направляющая полоса;
- в нарушение п. 4.1.14 - 4.1.17 СП 59.13330.2012 на входе в здание не установлен пандус;
- в нарушение п. 5.3 СП 59.13330.2012 в здании Учреждения не предусмотрены социально-бытовые помещения, оборудованные для маломобильных групп населения.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 12.11.2015 № 802н утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее по тексту Порядок).
Согласно п. 8 Порядка в целях определения мер по поэтапному повышению уровня условий доступности для инвалидов объектов и услуг проводится обследование, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг.
Паспорт должен содержать следующие разделы:
- краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг;
- оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объектов и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных п. 14 Порядка;
- оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов, с использованием показателей, предусмотренных п. 11 Порядка;
- предлагаемые решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с законодательством Российской Федерации.
В нарушение п.п. 8, 9 Порядка ответчиком обследование не проведено, паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг не составлен.
Вышеизложенное свидетельствует о невыполнении ГБУЗ КК «Елизовская районная стоматологическая поликлиника» требований законодательства о социальной защите инвалидов.
В нарушения требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств выполнения требований прокурора.
Судом установлено, что ответчиком допущены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, в связи с чем, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора заявлены обосновано и подлежат удовлетворению.
В силу ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина в размере, установленном п.п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Требования заместителя Елизовского городского прокурора удовлетворить.
Возложить на ГБУЗ КК «Елизовская районная стоматологическая поликлиника» обязанность в срок до 01.06.2019 года устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно:
- на участке около здания ГБУЗ КК «Елизовская районная стоматологическая поликлиника» выделить место для транспорта инвалидов;
- доступные для маломобильных групп населения элементы здания и территории ГБУЗ КК «Елизовская районная стоматологическая поликлиника» идентифицировать символами доступности;
- входную дверь в ГБУЗ КК «Елизовская районная стоматологическая поликлиника» обеспечить символом, указывающим на ее доступность для маломобильных групп населения; вход в здание оборудовать дверью, обеспечивающей задержку автоматического закрывая дверей, продолжительностью не менее 5 секунд;
- при входе в здание ГБУЗ КК «Елизовская районная стоматологическая поликлиника» установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающей основному потоку посетителей, а также на основных путях движения в здании предусмотреть тактильную направляющую полосу;
- вход в здание ГБУЗ КК «Елизовская районная стоматологическая поликлиника» оборудовать пандусом;
- предусмотреть в здании ГБУЗ КК «Елизовская районная стоматологическая поликлиника» социально-бытовые помещения, оборудованные для маломобильных групп населения;
- провести обследование здания ГБУЗ КК «Елизовская районная стоматологическая поликлиника» в соответствии с п. 8 Порядка утверждённого приказом Министерства здравоохранения РФ от 12.11.2015 № 802н по результатам которого составить паспорт.
Взыскать с ГБУЗ КК «Елизовская районная стоматологическая поликлиника» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме – 25 июня 2018 года.
Судья С.Н.Анофрикова