ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-905/2013 от 21.11.2013 Калачеевского районного суда (Воронежская область)

Дело № 2-906/13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Калач                                                                                                                21 ноября 2013 г.

Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Зеленковой Н.В.,

при секретаре Краснолуцкой М.А.,

с участием прокурора Родовниченко Н.В.,

представителя администрации Калачеевского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области Береснева М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калачеевского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области о признании бездействия незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

        Прокурор Калачеевского района Воронежской области обратился в суд с иском к администрации Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области о признании бездействия администрации незаконным, о возложении обязанности в срок до 1 февраля 2014 года:

    -    разработать и принять положение об эвакуационной комиссии и создатьэвакуационную комиссию;

    -    создать учебно-консультационные пункты и курсы гражданской обороны, организовать их деятельность.

    В обоснование своих требований прокурор указал на следующие обстоятельства. Прокуратурой района во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проведена проверка исполнения администрацией Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района законодательства о противодействии терроризму, о гражданской обороне, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой, выявлены нарушения.

Согласно требованиям статьи 2 Федерального закона РФ от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, системность использования социально-экономических, правовых и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма.

        В соответствии с пунктом 13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г., предупреждение, профилактика терроризма осуществляется, в частности, путем принятия мер технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

        В соответствии с п.п. 7.1, 8, 9, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

        Согласно абзацам 3,5 ч.2 ст. 8 Федерального закона от 12.08.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны, а также мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

        Пунктом «б» ч.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение.

        Также, пунктом 9 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804, закреплено, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются, в том числе, организация планирования, подготовки и проведения эвакуации; создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

        Приказом МЧС РФ № 687 от 14.11.2008 г. утверждено «Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях». В соответствии с пунктом 9 данного положения, для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами местного самоуправления заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей соответствующих органов местного самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны.

        Также, в соответствии с п.п. «в» п. 5 «Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841, органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность.

        В соответствии со ст. 15.1 «Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», утвержденного Приказом МЧС РФ от 14.11.2008 года N 687 органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны осуществляют создание, оснащение курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организуют их деятельность.

        В ходе проверки установлено, что администрацией Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района до настоящего времени не создана эвакуационная комиссия, положение об эвакуационной комиссии не принято. Кроме того, администрацией Краснобратского сельского поселения не организованы курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне, не разработано положение об учебно-консультационном пункте.

        Кроме того, в соответствии с п. 18 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации условиями успешного осуществления мероприятий по ликвидации последствий террористического акта являются учет специфики чрезвычайных ситуаций, связанных с его совершением, а также характера объектов, подвергшихся террористическому воздействию, и способов террористической деятельности, разработка типовых планов задействования сил и средств общегосударственной системы противодействия терроризму и их заблаговременная подготовка.

        Отсутствие эвакуационной комиссии, курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов может повлечь за собой несвоевременную ликвидацию последствий аварий, чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий террористических актов, что, в свою очередь, может привести к опасным для жизни и здоровья граждан последствиям, человеческим жертвам, значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности людей, причинить ущерб окружающей среде, а также интересам общества и государства.

Таким образом, в результате несоблюдения федерального законодательства, нарушается один из принципов противодействия экстремисткой и террористической деятельности - приоритет мер, направленных на предупреждение экстремизма и терроризма.

Указанные обстоятельства, в силу ч.1 ст.45 ГПК РФ, послужили основанием для обращения прокурора с настоящим заявлением в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

        В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по вышеизложенным основаниям.

Представитель администрации Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области возражений по существу иска прокурора не имеет.

        Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно требованиям статьи 2 Федерального закона РФ от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, системность использования социально-экономических, правовых и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма.

        В соответствии с пунктом 13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г., предупреждение, профилактика терроризма осуществляется, в частности, путем принятия мер технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

        В соответствии с п.п. 7.1, 8, 9, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно абзацам 3,5 ч.2 ст. 8 Федерального закона от 12.08.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны, а также мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

        Пунктом «б» ч.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение.

        Также, пунктом 9 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804, закреплено, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются, в том числе, организация планирования, подготовки и проведения эвакуации; создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

        Приказом МЧС РФ № 687 от 14.11.2008 г. утверждено «Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях». В соответствии с пунктом 9 данного положения, для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами местного самоуправления заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей соответствующих органов местного самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны.

        Также, в соответствии с п.п. «в» п. 5 «Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841, органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность.

        В соответствии со ст. 15.1 «Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», утвержденного Приказом МЧС РФ от 14.11.2008 года N 687 органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны осуществляют создание, оснащение курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организуют их деятельность.

        В ходе проверки установлено, что администрацией Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района до настоящего времени не создана эвакуационная комиссия, положение об эвакуационной комиссии не принято. Кроме того, администрацией Краснобратского сельского поселения не организованы курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне, не разработано положение об учебно-консультационном пункте.

        Кроме того, в соответствии с п. 18 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации условиями успешного осуществления мероприятий по ликвидации последствий террористического акта являются учет специфики чрезвычайных ситуаций, связанных с его совершением, а также характера объектов, подвергшихся террористическому воздействию, и способов террористической деятельности, разработка типовых планов задействования сил и средств общегосударственной системы противодействия терроризму и их заблаговременная подготовка.

Отсутствие эвакуационной комиссии, курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов может повлечь за собой несвоевременную ликвидацию последствий аварий, чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий террористических актов, что, в свою очередь, может привести к опасным для жизни и здоровья граждан последствиям, человеческим жертвам, значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности людей, причинить ущерб окружающей среде, а также интересам общества и государства.

Факты нарушений вышеуказанного законодательства подтверждаются представленными суду материалами и не оспариваются представителем ответчика.

Бездействие администрации Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области, выражающееся в том, что не создана эвакуационная комиссия, положение об эвакуационной комиссии не принято, не организованы курсы гражданской обороны и учебно-консультативные пункты по гражданской обороне, не разработано положение об учебно-консультативном пункте.

    На основании изложенного, руководствуясь 194-199, 258 ГПК РФ, суд

                        Р Е Ш И Л:

    Признать незаконным бездействие администрации Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области, выражающееся в том, что не создана эвакуационная комиссия, положение об эвакуационной комиссии не принято, не организованы курсы гражданской обороны и учебно-консультативные пункты по гражданской обороне, не разработано положение об учебно-консультативном пункте.

    Обязать администрацию Краснобратского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области в срок до 1 февраля 2014 года:

    -    разработать и принять положение об эвакуационной комиссии и создатьэвакуационную комиссию;

    -    создать учебно-консультационные пункты и курсы гражданской обороны, организовать их деятельность.

    Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья                                           Н.В.Зеленкова