ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-905/2014 от 19.02.2014 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

 Дело № 2 -905/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 19 февраля 2014 года                             г. Чебоксары

 Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Матвеевой А.А., с участием прокурора Калининой Е.В., истицы Семеновой Т.В., представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары – Егоровой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах Семеновой ФИО17 к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании постановления администрации Ленинского района г. Чебоксары об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности включить Семенову ФИО18 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений с момента обращения,

 установил:

 Заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары в рамках реализации полномочий, предоставленных ему ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском в интересах Семеновой ФИО19 о признании постановления администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата ----- «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Семеновой Т.В.» незаконным и о возложении обязанности включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений с момента обращения, указав в нем, что прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары проведена проверка по обращению Семеновой Т.В. о нарушении ее жилищных прав на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями. В ходе данной проверки установлено, что Семенова Т.В., дата года рождения, зарегистрирована по адресу: адрес. Данная квартира находится в муниципальной собственности и имеет общую площадь ------ кв. м. Помимо Семеновой Т.В. в указанной квартире зарегистрированы: ФИО20 Мать истицы - ФИО13 умерла дата г., а ее отец -ФИО14 умер дата Указанные обстоятельства, полагает прокурор, свидетельствуют о том, что Семенова Т.В. в силу положений ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" приобрела статус ребенка-сироты. дата Семенова Т.В. обратилась в администрацию Ленинского района г.Чебоксары с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Однако постановлением администрации Ленинского района г.Чебоксары от дата. № ----- в удовлетворении данного заявления было отказано по тому основанию, что в числе приложенных к заявлению документов отсутствовала копия акта органа опеки и попечительства об устройстве ее под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или под опеку (попечительство), необходимость представления которой предусмотрена подп.4 ч.1 ст.23.2 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005г. № 42 "О регулировании жилищных отношений". По сведениям администрации Ленинского района г.Чебоксары решение об устройстве Семеновой Т.В. в организацию для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей или под опеку (попечительство) отделом охраны детства не принималось в связи с тем, что на момент смерти матери, Семенова Т.В. закончила обучение в среднем профессиональном учебном заведении. По утверждениям прокурора, из положений ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ следует, что законодатель не связывает возможность установления попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с их обучением, устанавливая для этого только возрастные рамки. В иске также указывается, что по правилам ч.ч.1-2 статьи 121 Семейного кодекса защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей возлагается на органы опеки и попечительства, которые выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Отсутствие у Семеновой Т.В. акта органа опеки и попечительства об устройстве под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или под опеку (попечительство), полагает прокурор, явилось следствием бездействия органа опеки попечительства в лице администрации Ленинского района г. Чебоксары, что повлекло за собой отказ во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Иных оснований для отказа Семеновой Т.В. во включении в указанный список не имеется.

 В судебном заседании прокурор данный иск поддержал по изложенным в нем основаниям, и вновь привел их суду, пояснив также, что Семенова Т.В. отнесена к числу детей-сирот: ее мать умерла дата г., а отец - ФИО21. объявлен умершим решением Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от дата. Причиной отсутствия у Семеновой Т.В. акта об устройстве ее под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или под опеку (попечительство) стало бездействие органа опеки и попечительства администрации Ленинского района г. Чебоксары. В настоящее время Министерством строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики подготовлен проект о внесении изменений Закон Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», согласно которому постановка на учет возможна и при отсутствии указанного документа.

 Истица данный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, пояснив дополнительно, что после смерти матери она и две ее малолетних сестры остались без родительского попечения, о чем было известно органу опеки и попечительства. Однако вопрос об устройстве ее в учреждение для детей-сирот или установлении над ней опеки или попечительства не был разрешен. В последующем отсутствие данного документа послужило основанием для отказа в постановке ее на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении.

 Егорова Н.Г., представляющая интересы ответчика, иск не признала, пояснив суду, что данный спор возник по причине наличия противоречий в действующем законодательстве: устройство истицы в учреждение для детей-сирот было невозможно, поскольку она на тот момент уже закончила обучение в среднем профессиональном учреждении. Опекуна на оставшиеся два месяца до ее совершеннолетия не нашли. В соответствии с п. 4 ст. 23. 2 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» к заявлению должна быть приложена копия акта органа опеки и попечительства об устройстве ребенка под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или под опеку (попечительство), а отсутствие данного документа в соответствии с п. 1 ч. 4 данной статьи является основанием для отказа в постановке на учет.

 Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

 Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что данный иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

 Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 22 марта 2012 года N 509-О-О, от 25 февраля 2013 года N 192-О и др.). При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

 Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72). Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем. Актами федерального законодательства, закрепляющими право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ; Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

 Последним Федеральным законом предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который действует с 1 января 2013 года. Федеральным законом N 15-ФЗ статья 8 Федерального закона N 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами РФ изложена в новой редакции.

 При этом, новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.

 Согласно указанным законодательным изменениям на органы государственной власти субъектов РФ возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 В Чувашской Республике нормы, определяющие, в частности, порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также дополнительные обстоятельства, при которых признается невозможным проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях, находящихся в их собственности либо в пользовании по договору социального найма и порядок установления невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях, находящихся в их собственности либо в пользовании по договору социального найма, закреплены в Законе Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" в редакции Закона от 05.06.2013 г. № 27, а также в постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.07.2013 № 292, утвердившим Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 По правилам части 4 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» орган местного самоуправления в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления и иных документов, указанных в абзацах четвертом - девятом части 1 настоящей статьи, проводит проверку сведений, содержащихся в документах, и принимает решение о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список либо мотивированное решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список.

 Решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается по следующим основаниям:

 1) не представлены документы, предусмотренные абзацами четвертым - седьмым, восьмым (при наличии) части 1 настоящей статьи;

 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан быть включенными в список;

 3) не истек предусмотренный частью 8 статьи 23.1 настоящего Закона срок;

 4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для включения указанных лиц в список, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих лиц состоять в списке.

 Основные, принципы и содержание мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей законодатель закрепил в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

 Исходя из содержания статьи 1 названного Федерального закона для целей его реализации дети-сироты понимаются как лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

 К категории детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

 Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке

 Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

 В силу п. 1 ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

 Согласно п. 3 ст. данной правовой нормы, отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

 На основании п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, относится к полномочиям органов опеки и попечительства, являющихся органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 данного Закона).

 Защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства прямо предопределена общей нормой п. 1 ст. 31 части первой ГК РФ, согласно которой опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан; опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. В пункте 1 ст. 145 СК РФ также предусмотрено, что опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Пункт 1 ст. 121 СК РФ, к которому отсылает указанная норма, устанавливает, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

 Защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, обозначена в качестве одной из основных задач органов опеки и попечительства и в Федеральном законе от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве". Для решения этой задачи органы опеки и попечительства наделены широким объемом полномочий.

 Так, согласно ст. 7 названного Закона основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:

 1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

 2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

 3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 Согласно ст. 8 данного Закона полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

 1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

 2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

 3) установление опеки или попечительства;

 4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

 5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

 6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

 7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

 8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

 9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

 10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

 11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

 12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

 13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

 Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями.

 Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» орган опеки и попечительства через средства массовой информации информирует граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, о возможности стать опекунами и ведет прием граждан, выразивших желание стать опекунами.

 С учетом приведенных правовых норм, вся информация, касающаяся данной категории граждан, собирается и учитывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в лице органов опеки и попечительства, а защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства является их основной задачей.

 Как следует из материалов дела, истица в возрасте до 18 лет осталась без родительского попечения: ее мать ФИО13 умерла дата г., а отец - ФИО14 решением Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от дата объявлен умершим. Данные обстоятельства были известны органу опеки и попечительства, что признано в судебном заседании представителем ответчика. Действующие во всех видах судопроизводства общие правила распределения бремени доказывания предусматривают освобождение от доказывания входящих в предмет доказывания обстоятельств, к числу которых процессуальное законодательство относит признанные стороной факты (ст. 68 ГПК РФ).

 Таким образом, с момента, когда истица приобрела статус ребенка, оставшегося без родительского попечения, обязанность по защите ее прав и законных интересов, возлагалась на органы опеки и попечительства, а непринятие указанным органом необходимых мер по устройству ее под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или под опеку (попечительство) не может служить основанием для отказа в реализации права на жилищное обеспечение, предусмотренное нормами специального Федерального закона.

 Кроме того, из положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ не следует, что наличие документов, подтверждающих факт устройства ребенка под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или под опеку (попечительство) является обязательным условием для реализации предусмотренного в ней права. Наличие у субъекта Российской Федерации полномочий по установлению порядка предоставления благоустроенных жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для этой категории лиц не означает установление дополнительных условий для реализации данного права.

 Статус истицы, как ребенка, оставшегося без попечения родителей в возрасте до 18 лет, подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается. Поэтому сделанный ответчиком вывод о том, что отсутствие копии акта органа опеки и попечительства об устройстве истицы под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или под опеку (попечительство) является основанием для отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, нельзя признать обоснованным.

 Согласно новым правилам, жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.

 Указанная категория граждан признается нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированного жилого помещения, при отсутствии у них жилых помещений на соответствующем праве или наличии обстоятельств, при которых их проживание в ранее занимаемых на соответствующем праве жилых помещениях признается невозможным.

 Так, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:

 1) не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилого помещения (абзац первый пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ);

 2) являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, но их проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным (пункт 4 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).

 Обстоятельства, при которых проживание в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается невозможным, перечислены в пункте 4 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ и в ч.3 ст. 23. 1 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений»

 Так, Согласно ч. 3 статьи 23. 1 Закона Чувашской Республики « О регулировании жилищных отношений» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

 лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

 страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

 не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением;

 бывших усыновителей этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если усыновление отменено;

 признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности;

 имеющих не снятую или не погашенную судимость либо подвергающихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

 больных хроническим алкоголизмом или наркоманией;

 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Наниматель и члены его семьи имеют равные права и обязанности по договору социального найма жилого помещения. Дееспособные и ограниченные в дееспособности члены семьи нанимателя несут солидарную с ним ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора (часть 2 статьи 69 ЖК РФ). При этом, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Поэтому норма общей площади жилого помещения должна рассчитываться на всех проживающих в жилом помещении лиц, в том числе временно отсутствующих (статья 71 ЖК РФ).

 В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и, исходя из достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Постановлением главы администрации г. Чебоксары ЧР от 15.04.2005 № 129 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» с 1 марта 2005 года по г. Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека.

 Из материалов дела следует, что по состоянию на дату обращения истицы к ответчику в адрес на общей площади ------ кв. м. проживает ------ человек. С учетом этого, обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего ниже учетной нормы, установленной в г. Чебоксары.

 В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 23. 2 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" заявление в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту своего жительства либо через многофункциональный центр могут представить лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности либо до достижения ими возраста 18 лет и (или) не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

 Факт обращения истицы с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения в целях обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и наличие в материалах учетного дела других необходимых для решения данного вопроса документов, в том числе и подтверждающих невозможность ее проживания в занимаемом жилом помещении в связи с обеспеченностью жилым помещением менее установленной нормы, подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.

 Согласно ч. 6 статьи 23. 2 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности исходя из времени поступления заявления.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

 решил:

 Признать постановление администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата года № ----- «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Семеновой Т.В.» незаконным.

 Обязать администрацию Ленинского района г. Чебоксары включить Семенову ФИО22 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений с момента обращения, т. е. с дата года.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

 Председательствующий судья                     Т.П. Ермолаева

 Мотивированное решение составлено 21 февраля 2014 года