ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-905/2014 от 23.06.2014 Буденновского городского суда (Ставропольский край)

  Буденновский городской суд гражданское дело

 Ставропольского края № 2-905/2014 года

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 23 июня 2014 год г. Будённовск

 Буденновский городской суд Ставропольского края в составе:

 председательствующего судьи Куцева А.О.,

 при секретаре Ростовской М.В.,

 с участием представителя истца - помощника Будённовского межрайонного прокурора Подберёзного Р.И.,

 представителя ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» - ФИО1, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,

 рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению заместителя Будённовского межрайонного прокурора к ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» о признании несоответствующими требованиям федерального законодательства действий филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Будённовском районе по начислению оплаты за объём потреблённого газа по нормативам потребления на отопление жилых помещений абонентам-собственникам жилых помещений в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учёта газа,

 УСТАНОВИЛ:

 Заместитель Будённовского межрайонного прокурора обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что в июле-августе 2013 года в Будённовскую межрайонную прокуратуру поступило 27 обращений граждан о нарушении их прав и законных интересов ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь».

 В соответствии с п.п. «в» п. 25 Правил № 549 определение объёма потреблённого газа осуществляется по показаниям прибора учёта газа при соблюдении ряда обязательных условий одно из которых - не наступил срок проведения очередной поверки, определяемый с учётом периодичности её проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по - техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации.

 В ходе проведённой проверки установлено, что Будённовским филиалом ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» до 01.05.2013 года для определения поставленного объёма газа принимались к учету показания приборов учета газа, срок государственной поверки которых истёк, вплоть до момента проведения государственной поверки указанных приборов учета газа.

 Так, согласно информации филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь в Будённовском районе от 27.08.2013 года № на ДД.ММ.ГГГГ срок государственной поверки приборов учета газа 4001 абонента истёк, в том числе в 2010 году истёк срок поверки приборов учёта 2916 абонентов, в 2011 году - 494 абонентов, в 2012 - 417 абонентов, в 2013 - 174 абонентов.

 01.05.2013 года Будённовский филиал ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» прекратил принимать к учету показания всех приборов учёта газа абонентов, срок государственной поверки которых истёк. Определение объёмов потребленного газа указанными абонентами (применяющих для учета поставленного газа приборы учёта срок поверки которых истек) осуществляется Будённовским филиалом ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по нормативам потребления.

 Таким образом, в период с 01.05.2013 года по настоящее время объём газа потреблённого указанными выше 4001 абонентом определяется по нормативам потребления газа, в том числе на отопление жилых помещений. Объём начисленного газа на отопление жилых помещений по окончании отопительного периода указанным выше 4001 абонентам с 01.05.2013 года по – настоящее время составляет 6761889 куб. м. газа, что сопоставимо с объемом газа, потреблённым указанными абонентами в течении отопительного периода, определенным по показаниям прибора учета газа.

 Следовательно, до 01.05.2013 года Будённовским филиалом ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» нарушались требования п.п. «в» п. 25 Правил № 549.

 Недобросовестные действия Будённовского филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» ввели в заблуждение абонентов Будённовского филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в части порядка исчисления объёма потребленного газа в период, следующий за моментом истечения интервала государственной поверки приборов учёта газа.

 В соответствии с п.п. «г» п. 22, п.п. «б» п. 35 Правил № 549 поставщик газа обязан уведомлять в установленном договором порядке абонента о дате и времени проведения проверки, а также об изменении цен (тарифов) на газ; объём потреблённого газа, определяемый в соответствии с нормативами потребления газа при использовании газа для отопления жилых помещений, в расчётном периоде рассчитывается как произведение общей отапливаемой площади и норматива потребления газа, установленного для этих целей.

 Тариф - это ставка оплаты за различные услуги, предоставляемые предприятиям и населению (ФИО2, ФИО3, ФИО4 «Современный экономический словарь», ИНФРА-М, 2006).

 Отапливаемая площадь есть величина постоянная, следовательно, при изменении способа учёта газа, со способа при котором объём потребленного газа определяется по приборам учёта на способ, при котором определение объёма потребленного газа определяется по нормативам потребления, существенно изменяется размер оплаты за газ.

 В силу ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

 Согласно ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона, обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

 При таких обстоятельствах, применяя положения пп. «г» п. 22 Правил № 549, ст. 7 ЖК РФ, ч. 3 ст. 11 ГК РФ считает, что в случае изменения способа определения потреблённого (поставленного) объёма газа (далее - изменение учета), в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учёта газа, на определение по нормативам потребления ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» обязано заблаговременно уведомлять абонентов об изменении учета способом, подтверждающим получение абонентомуказанного уведомления.

 Кроме того, договор энергоснабжения является разновидностью договора купли-продажи. В соответствии со ст.ст. 539, 544 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию; к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними; оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами иди соглашением сторон.

 Согласно ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

 В соответствии со ст. 32 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (утверждены постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее Правила № 549), при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учёта газа объём его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Согласно Постановлению Правительства Ставропольского края от 20.12.2006 № 173-п «О нормативах потребления газа населением Ставропольского края» (далее Постановление № 173-п) норматив потребления газа населением Ставропольского края для отопления жилых помещений от индивидуальных газовых приборов при отсутствии приборов учёта газа составляет 8,2 кубических метров газа на 1 кв. м отапливаемой площади. Годовой объём газа, потребляемого для отопления одного квадратного метра отапливаемой площади жилых помещений, составляет 98,4 кубических метра.

 Исходя из вышеизложенного, и принимая во внимание тот факт, что коммунальная услуга - поставка газа на отопление жилых помещений, потребляется собственниками жилых помещений только в течение, отопительного периода, разбивка норматива потребления газа на 12 месяцев года при установлении норматива связана с необходимостью снижения единовременной нагрузки по содержанию жилых помещений для собственников указанных помещений.

 В результате, оплата за потреблённую в течение отопительного периода коммунальную услугу по газоснабжению на отопление жилых помещений (далее Услуга на отопление) равномерно распределяется на период года, в котором коммунальная услуга на отопление фактически не предоставляется, что оптимизирует структуру расходов собственников на содержание жилых помещений и снижает бремя содержания жилых помещений.

 Однако, применение подобного подхода целесообразно только в случае, если собственник жилого помещения в течение отопительного периода потребляет Услугу на отопление, применяя такой способ определения потребленного объёма газа как определение по нормативам потребления газа населением.

 Тогда как, в случае, если собственник жилого помещения в течение отопительного периода потребляет Услугу на отопление, применяя способ определения потреблённого объёма газа по показаниям прибора учета газа, взимание по окончании отопительного периода платы с такого собственника по нормативам на отопление жилых помещений приводит к двойной оплате одной и той же указанной коммунальной услуги.

 Вместе с тем, согласно положениям ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело имущество за счёт другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое.

 Правовой акт, регламентирующей порядок поставки природного газа для коммунальных нужд граждан (Правила № 549), не содержит положений о порядке определения начала и окончания отопительного периода.

 Вместе с тем жилищное законодательство содержит положения о порядке определения начала и окончания отопительного периода. В связи с чем, исходя из смысла ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, ч. 1 ст. 7 ЖК РФ, п. 5. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, по аналогии закона, к отношениям, связанным с поставкой газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, применимы следующие нормы: в случае непринятия собственниками жилых домов решения о начале и окончании отопительного периода отопительный период начинается и заканчивается в установленные уполномоченным органом сроки начала и окончанияотопительного периода при подаче тепловой энергии для нужд отопления помещений во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

 При принятии решения о начале и окончании отопительного периода уполномоченный орган руководствуется тем, что отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днём окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

 Исходя из вышеизложенного, начисление объёмов потреблённого газа и взимание платы Будённовским филиалом ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» за потребление газа на отопление по нормативам потребления по окончании отопительного периода с абонентов-собственников (правообладателей) жилых помещений, оплативших объём потребленного газа на отопление, определяемый в течение отопительного периода по показаниям прибора учета газа, противоречит указанным положениям жилищного и гражданского законодательства, а также требованиям разумности и справедливости.

 Распоряжением главы администрации Будённовского муниципального района № 92-р от 19.04.2013 года отопительный сезон 2012-2013 прекращается 26.04.2013 г.

 На основании изложенного, принимая во внимание тот факт, что указанный выше подход ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» к определению объёмов потреблённого газа в случаях истечения срока государственной поверки приборов учёта газа применим к неограниченному числу абонентов и влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного числа лиц, заместитель Будённовского межрайонного прокурора просил суд:

 - обязать ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в случае изменения способа определения объёма газа, потреблённого (поставленного) абонентам, расположенным на территории Будённовского муниципального района, в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учёта газа, на способ, при котором определение объёма потреблённого газа осуществляется по нормативам потребления, заблаговременно, но не менее чем за 30 дней уведомлять абонентов способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления, об изменении способа определения потреблённого абонентами объёма газа;

 - признать несоответствующими требованиям федерального законодательства действия Будённовского филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по начислению по окончании отопительного периода объёмов потреблённого газа по нормативу потребления на отопление жилых помещений абонентам-собственникам (правообладателям) жилых помещений, которым в течении предшествующего отопительного периода начислены потреблённые объемы газа на отопление жилых помещений, при условии, что начисленные объёмы газа, потреблённого в течении предшествующего отопительного периода, определялись по показаниям прибора учёта газа.

 В последующем заместитель Буденновского межрайонного прокурора уточнил исковые требования и в частности, указал, что 01.05.2013 года Будённовский филиал ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» прекратил принимать к учёту показания всех приборов учёта газа абонентов, срок государственной поверки которых истёк. Определение объёмов потреблённого газа указанными абонентами (применяющих для учёта поставленного газа приборы учёта, срок поверки которых истек) осуществляется Будённовским филиалом ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по нормативам потребления.

 Следовательно, до 01.05.2013 года филиалом ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Будённовском районе нарушались требования п.п. «в» п. 25 Правил № 549.

 Объём потреблённого газа на отопление жилых помещений значительно изменяется в зависимости от времени года и среднесуточной температуры воздуха.

 Таким образом, произвольное установление филиалом ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Будённовском районе момента с которого прекращается определение объёма поставляемого газа по показаниям прибора (узла) учёта газа существенно нарушает права потребителей коммунальной услуги, так как законом этот момент чётко определён и наступает с момента истечения срока проведения очередной поверки (межповерочного интервала) прибора учета.

 Кроме того, как уже упоминалось, недобросовестные действия Буденновского филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», связанные с нарушением требований пп. «в» п. 25 Правил № 549 вводят в заблуждение абонентов Буденновского филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», в части порядка исчисления объёма потребленного газа в период, следующий за моментом истечения интервала государственной поверки приборов учета газа.

 В связи с этим, заместитель Буденновского межрайонного прокурора просил суд;

 - обязать ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в случае изменения способа определения объёма газа, потреблённого (поставленного) абонентамрасположенным на территории Буденновского муниципального района, в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учета газа, на способ, при котором определение объёма потребленного газа осуществляется по нормативам потребления, заблаговременно, но не менее чем за 30 дней, уведомлять абонентов способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления, об изменении способа определения потреблённого абонентами объёма газа;

 - признать несоответствующими требованиям федеральногозаконодательства действия филиала ООО «Газпром межрегионгазСтаврополь» в Будённовском районе по произвольному установлениюфилиалом ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Будённовском районе момента, с которого прекращается определение объёма поставляемого газа по показаниям прибора (узла) учёта газа в связи с истечением срока проведения очередной поверки (межповерочного интервала) прибора учёта, в нарушение требований пп. «в» п. 25 Правил № 549;

 - в случае несвоевременного установления филиалом ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Будённовском районе факта истечения межповерочного интервала приборов учёта газа, принадлежащих абонентам, определение объёмов газа, потребленных абонентами, производите по нормативам потребления газа через 30 дней после уведомления абонентов способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления, об изменении способа определения потребленного абонентами объема газа.

 Решением Буденновского городского суда от 15 октября 2013 года исковые требования заместителя Буденновского межрайонного прокурора удовлетворены в полном объеме.

 На филиал ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Будённовском районе возложена обязанность в случае изменения способа определения объёма газа, потреблённого (поставленного) абонентам расположенным на территории Буденновского муниципального района, в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учёта газа, на способ, при котором определение объёма потребленного газа осуществляется по нормативам потребления, заблаговременно, но не менее чем за 30 дней, уведомлять абонентов способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления, об изменении способа определения потреблённого абонентами объёма газа.

 Признаны несоответствующими требованиям федерального законодательства действия филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Будённовском районе по произвольному установлению филиалом ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Будённовском районе момента, с которого прекращается определение объёма поставляемого газа по показаниям прибора (узла) учёта газа в связи с истечением срока проведения очередной поверки (межповерочного интервала) прибора учёта.

 Возложена обязанность в случае несвоевременного установления филиалом ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Будённовском районе факта истечения межповерочного интервала приборов учёта газа, принадлежащих абонентам, определение объёмов газа, потребленных абонентами, производить по нормативам потребления газа через 30 дней после уведомления абонентов способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления, об изменении способа определения потребленного абонентами объема газа.

 Определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда 14 января 2014 года решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 15 октября 2013 года оставлено без изменения.

 Определением Президиума Ставропольского краевого суда 15 мая 2014 года решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 15 октября 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 14 января 2014 года отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Буденновский городской суд в ином составе судей.

 В судебном заседании помощник Буденновского межрайонного прокурора Подберезный Р.И. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.

 Представитель ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» - ФИО1 просила в удовлетворении исковых требований Буденновского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о запрете Обществу прекращать (приостанавливать), в Буденновском районе поставку газа в связи с неоплатой или неполной оплатой потребленного газа на отопление жилых помещений абонентам, задолженность по поставке газа на отопление жилых помещений которых образовалась в 2013 году в результате определения объемов потребленного газа указанными абонентами в 2013 г. по нормативам потребления, по причине истечения интервала государственной поверки приборов учета газа указанных абонентов; обязать Общество в случае изменения способа определения объема газа потребленного (поставленного) абонентами (абонентам), расположенным на территории Буденновского муниципального района, в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учета газа, на способ, при котором определение объема потребленного газа осуществляется по нормативам потребления, заблаговременно, но не менее чем за 30 дней, уведомлять абонентов способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления, об изменении способапотребленного абонентами объема газа; признать несоответствующими требованиям федерального законодательства действия Буденновского филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по произвольному установлению филиалом момента, с которого прекращается определение объема поставляемого газа по показаниям прибора (узла) учета газа в связи с истечением срока проведения очередной поверки (межповерочного интервала) прибора учета газа, в нарушение требований п.п. «в» п. 25 Правил № 549;в случае несвоевременного установления филиалом факта истечения межповерочного интервала приборов учета газа, принадлежащих абонентам, определение объемов газа, потребленных абонентами, производить по нормативам потребления газа через 30 дней, после уведомления абонентов способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления, об изменении способа потребленного абонентами объема газа – отказать согласно ранее представленному возражению на исковое заявление, в котором указано следующее.

 Согласно п. 1.1. Порядка проведения поверки средств измерений, утверждённого приказом Госстандарта РФ от 18.07.1994г. № 125 (далее Порядок), поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.

 Согласно п.2.1. Порядка средства измерений подвергают первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке.

 п. 2.5. Периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении, через определённые межповерочные интервалы.

 п. 2.7. Периодическую поверку должен проходить каждый экземпляр средств измерений.

 п. 3.1. Физические лица, использующие средства измерений в целях эксплуатации, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку.

 п. 3.6. Доставку средств измерений на поверку обеспечивают.. .. Физические лица - владельцы средств измерений.

 Поверять бытовые газовые счетчики необходимо и делать это надо своевременно. Об этом подробно повествует Федеральный закон N 102-ФЗ от 26.06.2008 г. "Об обеспечении единства измерений".

 Согласно п. 21 «Правил поставки газа в Российской Федерации»: «Поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются».

 В соответствии с п. 1.7. «Правил учета газа»: «Ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов».

 Именно владельцы приборов учета газа обязаны своевременно представлять их па периодическую поверку. Если периодическая поверка не была произведена, то показания, снятые с такого счётчика, будут признаны не действительными.

 Согласно п. 24, п. 25 и п. 32 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» N 549, при наличии приборов учёта газа определение объёма потреблённого газа осуществляется по показаниям прибора учёта газа, если срок проведения очередной поверки этого прибора не наступил. При отсутствии у потребителя приборов учёта газа объём его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

 В случае пропуска абонентом срока межповерочного интервала объем потребляемого газа также будет определяться па основании установленных нормативов потребления, исходя из количества проживающих лиц, размера отапливаемой площади, количества и марок установленных газовых приборов, с момента истечения последней действующей государственной поверки.

 Таким образом, абонент должен знать о том, что истек срок поверки газового счетчика, так как следить за сроками поверки обязанность потребителя, а не ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь». Эксплуатация не поверенных приборов учета газа не допустима, а обязанность по своевременному предоставлению их на поверку, возложена на физическое лицо, использующее их.

 ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» заключило с гражданами, проживающими на территории Ставропольского края (в т.ч. и вБуденновскомрайоне) публичный договор газоснабжения по присоединенной сети. Договор опубликован в газете «Ставропольская правда» от 18.01.2007 года.

 Всеми абонентами были приняты условия публичного договора. Они принимали для потребления газ, какого либо несогласия с условиями договора не выражали.

 В п.3.4.9 публичного договора указано, что потребитель обязан выполнять обязанности, предусмотренные действующими нормативными актами, а также настоящим договором.

 Согласно п.3.4.3 публичного договора, Потребитель обязан в целях учета газопотребления использовать счетчики, которые имеют соответствующий сертификат Госстандарта России об утверждении его типа и прошедшие в установленном порядке государственную поверку. Потребитель обязан осуществлять контроль за работойустановленного у него в жилище счетчика.

 В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

 В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно «Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда» (утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170) Пользователь обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения (п.5.5.1)

 Согласно пп.2 «в» п. 21 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (утв. Постановлением Правительства № 549 от 21.07.2008 года) абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета для проведения поверки. Таким образом, на абонентах, как собственниках и пользователях, лежат обязанности: по обеспечению надлежащего технического состояния средств измерений - счетчика газа, по контролю за сроком межповерочного интервала, а также по своевременному представлению счетчика газа на поверку.

 Не смотря на то, что ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» ни одним законодательным актом не обязан оповещать потребителей об окончании срока поверки приборов учёта газа, абонентам направляются предупреждения об истечении межповерочного интервала и уведомления не позднее, чем за 30 дней об изменении способа определения объемов газа и о переводе их в связи с этими на расчет за потребленный газ по нормативам потребления. Эти уведомления направлялись почтовым реестром, из которого усматривается, что абонентам направлялись почтовая корреспонденция, касающаяся поверки счетчика и изменения способа учета газа. Кроме этого, в период с января по сентябрь 2013 года в газетах «Вестник Прикумья» и «Буденновск сегодня» были опубликованы статьи рекомендательного характера и информация на канале РЕН-ТВ о необходимости поверки приборов учета газа и об изменении способа определения объемов газа в случае нарушения сроков поверки.

 В своей деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» руководствуется действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами в области поставки газа. Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги (в том числе и за газоснабжение) определяется исходя из показаний приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

 В соответствии с пунктом 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах РФ-городах федерального значения Москва и Санкт-Петербурге-органом местного самоуправления государственной власти соответствующего субъекта РФ), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, в порядке установленном Правительством РФ. Из указанной нормы следует, что нормативы потребления коммунальных услуг по газоснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

 Пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что Правила предоставлениякоммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. N 549. были утверждены «Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».

 Согласно п. 24, п. 25 и п. 32 данных «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», при наличии приборов учёта газа определение объёма потреблённого газа осуществляется по показаниям прибора учёта газа, если срок проведения очередной поверки этого прибора не наступил. При отсутствии у потребителя приборов учёта газа объём его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа, «нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

 Минимально допустимые нормы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа утверждены Постановлением Правительства РФот 13 июня 2006 года № 373, согласно которым среднегодовая минимальная норма потребления газа, используемого для отопления жилых помещений газовых приборов, не оборудованных газовыми счетчиками, в Ставропольском крае установлены в размере 8,2 кубических метров за 1 кв.м. в месяц.

 Начисление оплаты за газ по нормативам потребления осуществляется в Ставропольском крае в соответствии постановлением Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2006 года № 173-П «О нормативах потребления газа населением Ставропольского края» (Указанное Постановление принято, как следует из преамбулы, в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006 года № 373 «О порядке установления нормативов потреблениягаза населением при отсутствии прибора учета газа»), с учетом вынесенного прокурором Ставропольского края протеста от 31 мая 2010 года № 7-09-2010 на Постановление Правительства Ставропольского края» от 21 декабря 2007 года № 146-П «О внесении изменения в приложение 1 к Постановлению Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2006 года № 173-П «О нормативах потребления газа населением Ставропольского края», в соответствии, с которым Правительство СК внесло изменение в приложение № 1 к Постановлению Правительства № 173-П, исключив в примечании слова «и распределяется по месяцам отопительного периода, равного шести месяцам».

 Постановлением Правительства Ставропольского края от 17 ноября, 2010 года № 385-П внесено изменение в пункт 3 постановления Правительства Ставропольского края от 21 июля 2010 года № 235-П «О протесте прокурора Ставропольского края от 31 мая 2010 года № 7-09-2010 на постановление Правительства Ставропольского края» от 21 декабря 2007 года № 146-П «О внесении изменения в приложение 1 к Постановлению Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2006 года № 173-П «О нормативах потребления газа населением Ставропольского края, изложив его в следующей редакции «3.Настоящее постановление вступает в силу с 01 августа 2010 года». Таким образом, применяемые в Ставропольском крае нормативы не учитывают продолжительности отопительного сезона в Ставропольском крае в разбивке по месяцам, то есть применяются нормативы равные в течение каждого месяца, независимо от сезона. Для абонентов, не имеющих приборов учета газа, это означает, что они будут осуществлять оплату за потребленный газ для отопления жилых помещений ежемесячно в течение года равными долями из расчета 8,2 куб, м. за 1 кв. м. отапливаемой площади.

 При этом из текста Постановления вытекает, что подлежит установлению единый в течение года среднемесячный норматив; установление нескольких нормативов, применяемых в зависимости от наличия отопительного сезона в течение года, не предусмотрено.

 В связи истечением срока государственной поверки прибора учета газа, абонентам произведены расчеты по нормативам потребления в соответствии с разделом «Основные правила учета поставляемого газа, определения объема потребленного газа и расчета размера платы за газ» Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года № 549. Следовательно, начисление оплаты за потребленный газ абонентам было произведено в соответствии сдействующим законодательством Российской Федерации (начисление на отопление жилых помещений, начисление на приготовление пищи и обогрев воды).

 Абонентам, согласно предоставленным суду реестрам, были направлены предупреждения об истечении межповерочного интервала и уведомления более чем за 30 дней об изменении способа определения объемов газа и о переводе их в связи с этим на расчет за потребленный газ по нормативам потребления.

 Выслушав представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 12 ГПК РФ, суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет правосудие по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон.

 По правилам ч. 1 и ч. 2 ст. 41 ГПК РФ и ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд рассматривает дело по предъявленному иску и принимает решение по заявленным истцом требованиям.

 Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 В соответствии с положениями ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

 К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

 Статья 541 ГК РФ предусматривает, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

 Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.

 В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

 Согласно положениям ст. 543 ГК РФ, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

 Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

 В соответствии с требованиями ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за   фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

 Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

 В соответствии с пунктом 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Как было установлено в ходе судебного разбирательства, ООО «Газпром»межрегионгаз Ставрополь» заключило с гражданами, проживающими на территории Ставропольского края (в т.ч. и в Буденновском районе) публичный договор (далее – Договор) газоснабжения по присоединенной сети. Договор был опубликован в газете «Ставропольская правда» от 18.01.2007 года.

 В п. 3.4.9 Договора указано, что потребитель обязан выполнять обязанности, предусмотренные действующими нормативными актами, а также настоящим договором.

 Согласно п. 3.4.3 Договора, Потребитель обязан в целях учета газопотребления использовать счетчики, которые имеют соответствующий сертификат Госстандарта России об утверждении его типа и прошедшие в установленном порядке государственную поверку. Потребитель обязан осуществлять контроль за работой установленного у него в жилище счетчика.

 В соответствии с пунктами 24-32 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» № 549 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.05.2011№ 354, от 14.05.2013 № 410), при наличии приборов учета газа определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа, если срок проведения очередной поверки этого прибора не наступил. При отсутствии у потребителя приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

 В случае пропуска абонентом срока межповерочного интервала объем потребляемого газа также будет определяться на основании установленных нормативов потребления, исходя из количества проживающих лиц, размера отапливаемой площади, количества и марок установленных газовых приборов, с момента истечения последней действующей государственной поверки.

 В соответствии с пунктом 1.7 Правил учета газа от 15 ноября 1996 г. № 1198 ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета.

 Согласно пунктов 2.1, 2.5, 2.7, 3.1 и 3.6 Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденного приказом Госстандарта РФ от 18.07.1994 г. № 125, средства измерений подвергают первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке. Периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении, через определенные межповерочные интервалы. Периодическую поверку должен проходить каждый экземпляр средств измерений. Юридические и физические лица, использующие средства измерений в целях эксплуатации, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку. Доставку средств измерений на поверку обеспечивают физические лица - владельцы средств измерений.

 В ходе проведённой Будённовской межрайонной прокуратурой проверки, установлено, что Будённовским филиалом ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» до 01.05.2013 года для определения поставленного объёма газа принимались к учёту показания приборов учёта газа, срок государственной поверки которых истёк, вплоть до момента проведения государственной поверки указанных приборов учета газа.

 С 01.05.2013 года Будённовский филиал ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» прекратил принимать к учёту показания всех приборов учёта газа абонентов, срок государственной поверки которых истёк. Определение объёмов потребленного газа указанными абонентами (применяющих для учета поставленного газа приборы учёта, срок поверки которых истек) осуществляется Будённовским филиалом ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по нормативам потребления.

 В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.)

 Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, являются обязательными при заключении и исполнении публичных договоров, в частности, договоров поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

 Согласно подпункту «в» пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан N 549, абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки.

 Пунктом 1.7 Правил учета газа, утвержденных Минтопэнерго РФ от 14.10.1996 года, определено, что ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета.

 В силу п. 25 Постановления № 549, определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа, если срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил.

 Согласно п. 32 этого же Постановления при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

 Таким образом, действующее законодательство, которое регулирует порядок поставки газа для нужд граждан, возлагает обязанность именно на потребителя следить за состоянием приборов учета, а значит и за сроком их поверки, и предусматривает последствия пропуска срока такой поверки.

 При этом ни типовой договор поставки газа, ни нормативные- акты, регулирующие данную сферу, не предусматривают обязательства поставщика предупреждать об истечении срока поверки либо переходе в связи с несоответствием приборов учета нормативным требованиям на иную систему расчета потребленного газа.

 Согласно п. 21 правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549

 Обязанность обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки возложена на абонента.

 Установление такой обязанности на поставщика, определение периода, за который поставщик обязан предупреждать потребителя об изменении способа определения потреблённого объёма газа, а также периода, через который возможен переход на новую систему определения потреблённого объёма газа, является вмешательством в договорную сферу деятельности субъектов данных правоотношений, а также изменением нормативного регулирования правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, что недопустимо.

 Моментом, с которого прекращается определение объема поставляемого газа по показаниям прибора (узла) учета газа является дата истечения срока его очередной поверки (межповерочного интервала), а то, что ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Буденновском районе лишь с 01 мая 2013 года начал осуществлять учет объема потребленного газа по нормам потребления, не нарушает ни условий типового договора, ни норм права.

 Требование Буденновской межрайонной прокуратуры обязать ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в случае изменения способа определения объёма газа, потреблённого (поставленного) абонентам, расположенным на территории Будённовского муниципального района, в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учёта газа, на способ, при котором определение объёма потреблённого газа осуществляется по нормативам потребления, заблаговременно, но не менее чем за 30 дней уведомлять абонентов способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления, об изменении способа определения потреблённого абонентами объёма газа суд считает несостоятельным по следующим основаниям.

 Изменение способа определения объема газа не является информацией об изменении тарифов и нормативов.

 Тариф - это цена, а норматив - это установленный среднемесячный объем потребления газа (норма).

 Цена на газ устанавливается Региональной тарифной комиссией Ставропольского края в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации".

 Порядок установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 373.

 Согласно пунктам 1 и 3 Порядка нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением.

 В данной случае ни цена, ни норматив не изменялись, изменился порядок (способ) определения объемов газа.

 Требование Буденновской межрайонной прокуратуры признать несоответствующими требованиям федерального законодательства действия Будённовского филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» по начислению по окончании отопительного периода объёмов потреблённого газа по нормативу потребления на отопление жилых помещений абонентам-собственникам (правообладателям) жилых помещений, которым в течении предшествующего отопительного периода начислены потреблённые объемы газа на отопление жилых помещений, при условии, что начисленные объёмы газа, потреблённого в течении предшествующего отопительного периода, определялись по показаниям прибора учёта газа, суд также считает не состоятельным.

 Согласно п. 32 Постановления № 549 при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

 Пунктом 38 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21 июля 2008 г. N 549 указано, что объем потребленного газа при использовании его по нескольким видам потребления рассчитывается путем суммирования объемов потребленного газа, использованного по каждому виду потребления.

 Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.12.2006 № 173-п «О нормативах потребления газа населением Ставропольского края» установлено, что годовой объем газа, потребляемого для отопления одного квадратного метра отапливаемой площади жилых помещений, составляет 98,4 кубического метра (в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 21.07.2010 №235-п).

 В ранее действовавшей редакции от 21.12.2007 N 146-п в данном постановлении содержалось указание на то, что годовой объем газа, потребляемого для отопления одного квадратного метра отапливаемой площади жилых помещений, составляет 98,4 кубического метра и распределяется по месяцам отопительного периода, равного шести месяцам.

 Однако на основании протеста прокурора Ставропольского края, от 31.05,2010 N 7-09-2010 на постановление Правительства Ставропольского края от 21 декабря 2007 г. N 146-п указанная редакция была изменена и в действующей редакции данного постановления отсутствует указание на необходимость распределения нормативного объема газа по месяцам отопительного периода.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 56, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования заместителя Будённовского межрайонного прокурора – оставить без удовлетворения.

 В исковых требованиях в части обязания филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Будённовском районе в случае изменения способа определения объёма газа, потреблённого (поставленного) абонентам расположенным на территории Будённовского муниципального района, в связи с истечением интервала государственной поверки приборов учёта газа, на способ, при котором определение объёма потребленного газа осуществляется по нормативам потребления, заблаговременно, но не менее чем за 30 дней, уведомлять абонентов способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления, об изменении способа определения потреблённого абонентами объёма газа - отказать.

 В исковых требованиях в части признания несоответствующими требованиям федерального законодательства действия филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Будённовском районе по произвольному установлению филиалом ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Будённовском районе момента, с которого прекращается определение объёма поставляемого газа по показаниям прибора (узла) учёта газа в связи с истечением срока проведения очередной поверки (межповерочного интервала) прибора учёта - отказать

 В исковых требованиях в части возложения обязанности в случае несвоевременного установления филиалом ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Будённовском районе факта истечения межповерочного интервала приборов учёта газа, принадлежащих абонентам, определение объёмов газа, потребленных абонентами, производить по нормативам потребления газа через 30 дней после уведомления абонентов способом, подтверждающим получение абонентом указанного уведомления, об изменении способа определения потребленного абонентами объема газа – отказать.

 Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение одного месяца.

 Отпечатано в совещательной комнате.

 Судья Куцев А.О.