ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-905/2014 от 28.05.2014 Мценского районного суда (Орловская область)

  РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 28 мая 2014 года                                    г. Мценск

 Мценский районный суд Орловской области в составе:

 председательствующего судьи Наумкиной В.Н.,

 при секретаре Соклаковой Е.И.,

 с участием помощника Мценского межрайонного прокурора Орловской области ФИО13, представителя главы администрации Мценского района Орловской области - по доверенности ФИО14, представителя администрации Мценского района Орловской области - по доверенности ФИО15, представителей третьего лица ООО «АРМ» - по доверенности ООО «АРМ» ФИО9, по доверенности ФИО16, представителей третьего лица ЗАО «Орелнефтепродукт» - по доверенности ФИО17, по доверенности ФИО18, представителя войсковой части 55443 - по доверенности ФИО10,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении райсуда гражданское дело по иску Мценского межрайонного прокурора Орловской области к главе администрации Мценского района Орловской области о признании незаконными действий главы администрации Мценского района Орловской области по отклонению протестов Мценского межрайонного прокурора на постановление главы администрации Мценского района от Дата №; на постановление главы администрации Мценского района от Дата №; на постановление главы администрации <адрес> Дата №, на постановление главы администрации Мценского района от Дата №, на постановление главы администрации <адрес> от Дата № ; на распоряжение главы администрации Мценского. района от Дата №, на разрешение на строительство отдела архитектуры и градостроительства администрации Мценского района от Дата №; на разрешение на строительство отдела архитектуры и градостроительства администрации Мценского района от Дата №, и признании незаконными указанных постановлений, распоряжения главы администрации Мценского района Орловской области и разрешений на строительство отдела архитектуры и градостроительство администрации Мценского района Орловской области,

 УСТАНОВИЛ:

 Мценский межрайонный прокурор Орловской области обратился с иском к главе администрации Мценского района о признании незаконными его действий по отклонению протестов Мценского межрайонного прокурора и признании незаконными постановлений и распоряжения главы администрации Мценского района Орловской области, так же разрешений на строительство отдела архитектуры и градостроительство администрации Мценского района Орловской области.

 В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что

   постановление главы администрации Мценского района от Дата №, которым был утверждён акт выбора земельного участка под строительство кафе ООО «АРМ» в районе <адрес> и разрешено проектирование кафе, а так же на постановление главы администрации Мценского района от Дата № «О предоставлении земельного участка ООО «АРМ», которым без разрешения органов власти Орловской области и согласования с органами военного управления ООО«АРМ» для строительства АЗС (промышленное использование) предоставлен земельный участок общей площадью <...> кв.м. (<...> га) <адрес> в аренду сроком на 49 лет. Дата в прокуратуру Мценского района поступил ответ о результатах рассмотрения протестов, датированный Дата, подписанный главой администрации Мценского района ФИО12, об отклонении протестов со ссылкой на отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о запретном районе войсковой части. Прокурор считает, что действия главы администрации Мценского района по отклонению протестов прокурора не соответствуют действующему законодательству, поскольку к землям, ограниченным в обороте, в силу подп.5 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи. Пункт 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно- территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках, как следует из п:7 ст.93 ЗК РФ, могут устанавливаться запретные зоны. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 № 135 утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных, районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Данное Положение определяет назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться. Поскольку в силу п.2 указанного Положения запретные районы устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, то на основании пп.5 п.5 ст.27 ЗК РФ расположенные; на территории запретного района земельные участки относятся к землям, ограниченным в обороте. Как установлено в ходе проверки, Дата начальником инженерных войск Министерства обороны Российской Федерации представлено на утверждение обоснование на отведение запретной зоны и запретного района № Центральной базы инженерных боеприпасов, подчиненной начальнику инженерных войск Министерства обороны Российской Федерации. Постановлением «СЗ» администрации <адрес> от Дата № «Об утверждении запретной зоны и запретного района войсковой части №» утверждены Обоснование и границы запретной зоны и запретного района войсковой части №, дислоцируемой на территории <адрес>, согласно прилагаемой к постановлению схеме. Контроль за исполнением указанного постановления возложен на первого заместителя Главы администрации <адрес> ФИО11 и главу администрации Мценского района ФИО12 Постановлением «СЗ» администрацйи <адрес> от Дата № «Об утверждении запретной зоны и запретного района войсковой части №», подписанным ФИО12, изданным во исполнение указанного выше постановления «СЗ» администрации <адрес> от Дата №, утверждены границы запретной зоны и запретного района войсковой части №, дислоцируемой на территории района, <адрес> сельской администрации, согласно прилагаемой к постановлению схеме. Согласно пункту 4 Обоснования запретный район № ЦБИБ включает территорию шириной <...> м., прилегающую к внешнему ограждению технической базы. В силу п.6 Обоснования в состав запретного района входит в том числе населенный пункт <адрес>, в границах которого расположены земельные участки, застроенные ООО «АРМ».

 В соответствии с п.6 Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 № 135, (далее - Положение), границы запретного района на местности не обозначаются; ответственность за своевременное оповещение граждан об установлении границ запретной зоны и запретного района несут руководители органов местного самоуправления, на территории которых находятся военные склады. Пунктом 8 Положения предусмотрено, что на территории запретного района запрещается строительство объектов производственного, социально - бытового и иного назначения, проведение ландшафтно - реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества. В случае особой необходимости строительство объектов производственного, социально - бытового и иного назначения на территории запретного района может разрешаться в каждом конкретном случае органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся военные склады, по согласованию с органами военного управления, в ведении которых они находятся. В нарушение ограничения, установленного пунктом 8 Положения, на территории запретного района возведены АЗС, кафе и гостиница без разрешения органов исполнительной власти области и согласования с органами военного управления, в ведении которых находится воинская часть. Так, постановлением администрации Мценского района от Дата № ООО «АРМ» для строительства АЗС был предоставлен земельный участок общей площадью <...> кв.м на <адрес> в аренду на 49 лет.

 Дата отделом архитектуры и градостроительства администрации Мценского района выдано ООО «АРМ» разрешение на строительство АЗС.

 Постановлением главы администрации Мценского района от Дата № утверждён акт государственной комиссии по приемке в эксплуатацию АЗС.

  года АЗС продана ООО «АРМ» ЗАО «Орелнефтепродукт».  Также постановлением администрации Мценского района от Дата № утверждён акт выбора земельного участка под строительство кафе ООО «АРМ» в районе <адрес> и разрешено проектирование кафе.

 Постановлением главы администрации Мценского района от Дата № утвержден акт государственной комиссии по приемке кафе в эксплуатацию.

 Постановлением главы администрации Мценского района от Дата № утвержден акт приемки в эксплуатацию законченного реконструкцией здания кафе (2 этаж и мансарда).

 Из решения Арбитражного суда Орловской области от Дата года, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от Дата и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от Дата по тому же делу, принятых по заявлению ЗАО «Орелнефтепродукт», отказано в иске к администрации Мценского района Орловской области о признании незаконными действий администрации Мценского района Орловской области, выразившихся в отказе предоставить в собственность земельный участок с кадастровым №, общей площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> предоставленный ранее в аренду для эксплуатации АЗС, и в требовании обязать администрацию принять решение о предоставлении данного земельного участка в собственность.

 Администрация Мценского района и Управление по муниципальному имуществу Мценского района участвовали в рассмотрении указанного дела. Арбитражным судом Орловской области установлено, что рассматриваемый земельный участок, на котором осуществлено строительство, входит в состав запретного района войсковой части. В связи с чем указанное главой администрации Мценского района обоснование отклонения протестов Мценского межрайонного прокурора со ссылкой на отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о запретном районе войсковой части не соответствует действительности. Прокурор вправе обратиться с указанным иском в суд, так как в данном случае нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности, поскольку, учитывая специфику выполняемых войсковой частью задач, нахождение указанных объектов на территории запретного района может создать реальную угрозу для безопасности населения и сохранности военного имущества.

 В ходе рассмотрения данного гражданского дела Мценский межрайонный прокурор требования свои дополнил, просит суд признать так же незаконными действия главы администраций Мценского района по отклонению протестов Мценского межрайонного прокурора на:

 разрешение на строительство отдела архитектуры и градостроительства администрации Мценского района от Дата №;

 постановление главы администрации Мценского района от Дата № «Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию здания кафе ООО «АРМ»;

 постановление главы администрации Мценского района от Дата № «Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию АЗС ООО «АРМ»;

 разрешение на строительство отдела архитектуры и градостроительства, администрации Мценского района от Дата №;

 постановление администрации Мценского района от Дата № «Об утверждении акта приемки эксплуатации государственной приемочной комиссией законченного реконструкцией здания кафе ООО «АРМ»;

 распоряжение главы администрации Мценского района от Дата № «О создании государственной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством (реконструкцией) здания кафе в <адрес>»,

 а так же признать незаконными:.

 постановление администрации Мценского района от Дата №, от Дата №;

 разрешение на строительство отдела архитектуры и. градостроительства администрации Мценского района от Дата №;

 постановление главы администрации Мценского района от Дата № «Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в" эксплуатацию здания кафе ООО «АРМ»;

 постановление главы администрации Мценского района от Дата № «Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию АЗС ООО «АРМ»;

 разрешение на строительство отдела архитектуры и градостроительства администрации Мценского района от Дата №;

 постановление администрации Мценского района от Дата № «Об утверждении акта приемки эксплуатации государственной приемочной комиссией законченного реконструкцией здания кафе ООО «АРМ»;

 распоряжение главы администрации Мценского района от. Дата № «О создании государственной комиссии по приемке в эксплуатацию, законченного строительством (реконструкцией) здания кафе в <адрес>».

 В судебном заседании помощник Мценского межрайонного прокурора - ФИО13 требования поддержала по указанным выше основаниям и пояснила, что главой администрации Мценского района незаконно были отклонены протесты прокурора Мценской межрайонной прокуратуры на вышеуказанные постановления, распоряжение и разрешения, поскольку они противоречат нормам ЗК РФ, а так же Постановлению Правительства РФ от 17.02.2000 № 135 и Положению об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

 Представитель ответчика - главы администрации Мценского района - по доверенности ФИО14 исковые требования прокурора не признал и пояснил, что поскольку нет схемы, определяющей границы земельного участка запретного района, то утверждать о том, что главой администрации Мценского района в нарушение закона были приняты постановления главы администрации Мценского района от Дата № и от Дата №, распоряжение и разрешение ООО «АРМ» на строительство гостиницы и кафе, а так же на АЗС, которая впоследствии была продана ЗАО «Орелнефтепродукт», нет оснований.

 Представитель соответчика - администрации Мценского района по доверенности ФИО15 исковые требования прокурора не признал, просит суд применить срок исковой давности, так как в соответствии со ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности для защиты нарушенных прав составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите своего права. При этом срок исковой давности не может превышать десяти лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен. Фактически располагая информацией об имеющихся нарушениях надзорными органами начиная с Дата не применялось каких- либо действий по устранению выявленных нарушений.Указанные обстоятельства подтверждают факт пропуска срока исковой давности для защиты нарушенного права.Кроме того, в обоснование исковых требований истцом вообще не представлено надлежащих доказательств, что данные объекты входят в состав запретного района и запретной зоны военного ведомства, так как границы запретной зоны и запретного района не утверждены. Принятое постановление «СЗ» администрации <адрес> № не может являться нормативным документом, рассчитанным на неопределенный круг лиц, поскольку предназначено для служебного пользования и поэтому не может приниматься во внимание.Так же в силу п. 8 Постановления Правительства РФ № 135 ограничения на строительство объектов в запретном районе устанавливается для тех, которые создают угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества. Доказательств того, что спорные объекты создают какую-либо угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества истцом не представлено.

 Кроме того, в сведениях Государственного кадастра недвижимости отсутствует информация об обременении правами других лиц и ограничении в использовании испрашиваемых земельных участков, а также о границах запретного района и запретной зоны в/ч №.К тому же с Дата произошла реорганизация войсковой части № в склад хранения инженерных боеприпасов войсковой части № с переподчинением в № <адрес> центр МТО ЗВО, что влечет необходимость внесения изменений в ранее принятое Обоснование на отведение запретной зоны и запретного района, а соответственно и согласование данного документа.

 Представители третьего лица - по доверенности ООО «АРМ» ФИО9 и по доверенности ФИО16 иск не признали и пояснили, что прокурор в обоснование требований ссылается на нарушение ответчиком требований Постановления Правительства № 135 от 17.02.2000 года. Однако не приведено доказательств нарушения требований указанного нормативного акта. В п. 4 Положения о запретных зонах указано, что запретный район шириной не менее 3 километров от внешнего ограждения территории военного склада устанавливается только для военных складов ракет, боеприпасов, взрывчатых ихимических веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.Однако доказательств размещения в войсковой части № склада ракет, боеприпасов, взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей истцом также не представлено. Кроме того, необходимо учитывать и тот факт, что ограничения по использованию и распоряжению земельными участками в границах запретных районом не внесены в Единый Государственный Кадастр Недвижимости.Статьей 15 Закона "О государственном кадастре недвижимости" установлена обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона, либо отменяется установление зоны, представить в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в кадастр сведения.Между тем, данных об ограничении использования земельных участков на территории автодороги <адрес> не внесены.Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об ограничениях в отношении объекта недвижимости не позволяет считать такие ограничения действующими, так как в силу положений Закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственном кадастре недвижимости обязательно отражаются сведения о наличии ограничений в отношении недвижимого имущества, а сведения, содержащиеся в кадастре, являются подтверждением наличия такого ограничения. Истцом не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов неограниченного круга лиц. Граждане и организации с жалобами на выдачу разрешения на строительство кафе и гостиницы, а так же заправочной станции на <адрес> в органы государственной и муниципальной власти не обращались, с заявлением (исковым заявлением) об оспаривании строительства в суд также не обращались.Изложенное указывает на отсутствие нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц выдачей разрешения на строительство и акта ввода в эксплуатацию. Отсутствие же доказательств нарушения прав и законных интересов лиц является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Кроме того, истцом избран ненадлежащий способ защиты права Выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.Между тем, признание незаконным уклонения от исполнения протеста прокурора и постановлений Администрации Мценского района о разрешении на строительство и актов ввода в эксплуатацию не приводит и не может привести к восстановлению прав и интересов.Также признание незаконным уклонения от исполнения протеста прокурора не изменяет содержания правоотношения сторон. Кроме этого, истцом пропущен срок исковой давности. В материалах дела имеются доказательства проведения проверки истцом факта строительства кафе и заправочной станции еще в Дата. Истечение срока исковой давности является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

 Представители третьего лица - ЗАО «Орелнефтепродукт» по доверенности ФИО17 и по доверенности ФИО18 возражают против удовлетворения исковых требований Мценского межрайонного прокурора, просят применить срок исковой давности в отношении требований истца о признании незаконными постановлений главы администрации Мценского района от Дата №, от Дата № по тем основаниям, что обжалуемые постановления главы администрации Мценского района Орловской области были изданы Дата и Дата соответственно. С учетом общедоступности актов органов местного самоуправления, субъекты, в защиту которых выступает прокурор, не могли не знать об издании и дальнейшем существовании соответствующих постановлений с момента их издания. Кроме того, Мценской межрайонной прокуратурой неоднократно, в том числе и по заявлению ЗАО «Орелнефтепродукт» от Дата, проводились проверки по поводу существования АЗС и кафе в рамках запретного района. А иск предъявлен только Дата. И исковое заявление подано по истечении десяти лет со дня издания постановлений. При этом Постановление Правительства РФ №135 от 17 февраля 2000 года не ограничивает права граждан и организаций на получение земельных участков в аренду.

 Представитель третьего лица - войсковой части № по доверенности ФИО10 не возражает против удовлетворения требований прокурора Мценской межрайонной прокуратуры и пояснил, что здание кафе и гостиницы, возведенное ООО «АРМ», а так же АЗС, принадлежащая в настоящее время ЗАО « Орелнефтепродукт», находятся в запретном районе. В связи с чем постановления главы администрации Мценского района о выделении земельного участка, а так же разрешение на строительство, выданное отделом архитектуры градостроительства администрации Мценского района от Дата №, являются незаконными. Так же пояснил, что границы запретного района были известны главе администрации района, так как схема границ запретной зоны и запретного района в Дата была согласована с главой администрации Мценского района. А указанные границы были неизменны с Дата.

 Представители третьего лица - <адрес> по доверенности ФИО19 в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении данного гражданского дела в его отсутствие. В судебном заседании Дата не возражал против удовлетворения требований прокурора и пояснил, что глава администрации не вправе был распоряжаться земельными участками, которые вошли в запретный район войсковой части №. Кроме того, схема, на которой обозначены границы запретной зоны и запретного района, были утверждены главой Мценского района Дата на суженном заседание, что подтверждается постановлением «СЗ» от Дата №. Указанная схема границ запретного района и запретной зоны была и в администрации Орловской области, но по запросу главы Мценского района она в Дата была направлена в администрацию Мценского района.

 Представитель третьего лица - филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» <адрес> по доверенности ФИО1 в судебное заседание не явилась, направила в суд ходатайство о рассмотрении данного гражданского дела в ее отсутствие и отзыв, в котором указала, что земельный участок, на котором расположена АЗС, принадлежащая ЗАО «Орелнефтепродукт» по сведениям ГКН имеет кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> площадью <...>.м., категория земель - <...>, разрешенное использование - <...>, сведения о правах отсутствуют, зарегистрирована аренда с Дата за ООО «АРМ». Данный земельный участок имеет статус «ранее учтенный», то есть учтен в ГКН вустановленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», сведения о нем внесены в ГКН Дата на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, поданного ФИО2, представителем по доверенности ООО «АРМ», в соответствии с Договором аренды земельного участка № от Дата и Межевым делом от Дата, изготовленным ИП ФИО20 В ГКН имеются сведения о его границах, внесенные в соответствии вышеуказанным Межевым делом.

 По сведениям ГКН земельный участок, на котором расположено кафе и гостиница, имеет кадастровый №, расположен по адресу: <адрес>, по направлению на восток по смежеству с землями автодороги <адрес>, имеет площадь <...> кв.м., категория земель - <...>, разрешенное использование - <...>, принадлежит на праве собственности ООО « АРМ». Данный земельный участок имеет статус «ранее учтенный», сведения о нем внесены в ГКН Дата на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, поданного ООО «АРМ» в лице ФИО3 по доверенности, в соответствии с Межевым делом по установлению (восстановлению) в натуре границ земельного участка, изготовленного в Дата. <адрес> филиалом ГУП ОО «Недвижимость».

 При этом в ГКН отсутствуют сведения о запретной зоне, а значит, и сведения о ее границах. В сфере кадастрового учета отсутствует понятие «запретной зоны» и характерны такие формулировки, как «охранная зона» и «зона с особыми условиями использования территории». Запретная зона района войсковой части № в ГКН также отсутствует. Однако в ГКН имеются сведения о земельном участке, находящимся в пользовании войсковой части, который имеет кадастровый №, расположен по адресу: <адрес>, имеет площадь <...> кв.м., категория земель - земли <...>, разрешенное использование - <...>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, находится в постоянном (бессрочном) пользовании <адрес> квартирно-эксплутационной части <адрес> военного округа Министерства обороны Российской Федерации. Данный земельный участок имеет статус «ранее учтенный», сведения о нем внесены в ГКН Дата на основании Заявки о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, поданной ГУ <адрес> КЭЧ в лице ФИО4 (по доверенности), в соответствии с Решением исполнительного комитета <адрес> Совета депутатов трудящихся № от Дата., Письмом Министерства Лесного хозяйства РСФСР от 18.06.1987г. №4-16, Планом границ ГЛФ урочища «Каменный холм» <адрес> мехлесхоза <адрес> и Выкопировкой из плана лесонасаждений <адрес> лесничества. Сведения о границах данного земельного участка в ГКН отсутствуют, поскольку среди представленных документов отсутствовал Каталог координат - документ, на основании которого на тот момент в ГКН вносились сведения о местоположении границ земельного участка. В дальнейшем на основании заявления ГУ <адрес> КЭЧ в лице ФИО5, в соответствии со Справкой замначальника территориального (межрайонного) отдела № от Дата №, изменена категория земель данного земельного участка, переведена из земель лесного фонда в земли промышленности.

 По существу заявленных требований ФГБУ «ФКП Росреестра» (в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>) полагается на усмотрение суда.

 Третье лицо - глава администрации <адрес> сельского поселения <адрес> ФИО21 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. В судебном заседании Дата возражал против удовлетворения требований прокурора, пояснил, что у войсковой части имеется карта границ земельного участка, но пояснительной записки, какие объекты туда входят, до настоящего времени нет. Генеральный план поселения утвержден в Дата, однако АЗС, гостиница и кафе ООО «АРМ» не входят в границы населенного пункта <адрес>. При этом в запретный район войсковой части № входят населенные пункты, садоводческие общества и товарищества, а так же административные здание и жилые помещения войсковой части. Запретный район должен быть в радиусе 3 км от запретной зоны (400 м), но строительство там не запрещено, но разрешается только по согласованию с субъектом РФ и военными ведомствами.

 Военный прокурор <адрес> гарнизона ФИО22 суд не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. В судебном заседании Дата не возражает против удовлетворения иска Мценского межрайонного прокурора и пояснил, что глава администрации Мценского района не вправе был принимать вышеуказанные постановления, распоряжение и выдавать разрешение на строительство кафе, гостиницы и АЗС, так как пунктом 8 Положения предусмотрено, что на территории запретного района запрещается строительство объектов производственного, социально - бытового и иного назначения, проведение ландшафтно - реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества. В случае особой необходимости строительство объектов производственного, социально - бытового и иного назначения на территории запретного района может разрешаться в каждом конкретном случае органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся военные склады, по согласованию с органами военного управления, в ведении которых они находятся, но не главой администрации Мценского района.

 Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что в иске Мценскому межрайонному прокурору Орловской области необходимо отказать.

 В соответствии со ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года.

 В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

 Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

 Согласно ч. 1 ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

 Так, судом установлено, что Дата военный прокурор <адрес> гарнизона направил прокурору <адрес> информацию о том, что в запретной зоне в период с Дата по настоящее время был построен целый ряд объектов, не имеющих никакого отношения к МО РФ, а именно: гостиница и кафе «<...>», две автозаправочные станции, которые, учитывая специфику выполняемых войсковой частью № задач, могут создать реальную угрозу для безопасности населения и сохранности военного имущества, а так же ряда других объектов. Данная информация направлялась для осуществления мер прокурорского реагирования.

 Указанная информация в свою очередь прокурором <адрес> была направлена прокурору Мценской межрайонной прокуратуры: зарегистрирована под вх. № от Дата (л.д.      ). Прокурором Мценского района была проведена проверка указанной информации, отобраны объяснения, собраны все материалы, в том числе постановление председателя «СЗ» администрации <адрес> № от Дата ФИО23 «Об утверждении запретной зоны и запретного района войсковой части №», постановление председателя «СЗ» администрации Мценского района от Дата № «Об утверждении запретной зоны и запретного района войсковой части №», обоснование на отведение запретной зоны и запретного района № Центральной базы инженерных боеприпасов, подчиненной Начальнику инженерных войск Министерства Обороны РФ, постановления, распоряжение главы администрации Мценского района и разрешения на строительство, выданные отделом архитектуры и градостроительства администрации Мценского района ООО «АРМ», что подтверждается надзорным производством ( л.д.       ).                                     

 Дата прокурором Мценского района была направлена информация начальнику отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов прокуратуры <адрес>, в которой указано, что на территории запретного района в период с Дата по настоящее время были построены целый ряд объектов, не имеющих никакого отношения к МО РФ: гостиница и кафе «<...>», две автозаправочные станции, которые, учитывая специфику выполняемых войсковой частью № задач, могут создать реальную угрозу для безопасности населения и сохранности военного имущества. Границы запретной зоны и запретного района войсковой части были согласованы Дата с администрацией <адрес>, с сельскохозяйственными предприятиями, Управлением автодороги <адрес>, Управлением Орловского отделения <адрес> железной дороги, Управлением <адрес> авиоотряда гражданской авиации и командованием воинской части №. Постановлением главы администрации Мценского района № от Дата утвержден акт выбора земельного участка под строительство кафе в районе деревни <адрес>. В ходе проверки было установлено, что автозаправочный комплекс (две автозаправочные станции), расположенный в деревне <адрес>, принадлежит ЗАО «Орелнефтепродукт». Данные АЗС были введены в эксплуатацию: АЗС № - Дата и № - Дата актами приемки в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями законченного строительства. Данные АЗС № были приобретены в долевую собственность ЗАО «Орелнефтепродукт» и муниципального образования «<адрес>» в Дата по договорам купли - продажи от Дата у ООО «<...> и ООО «АРМ». Получение разрешительной документации, строительство и ввод АЗС № и № в эксплуатацию осуществлялось предыдущими собственниками объектов (л.д.       ).

 Дата и.о. начальником отдела прокуратуры <адрес> было направлено вновь прокурору Мценского района обращение военного прокурора <адрес> гарнизона по фактам незаконного строительства в пределах запретной зоны воинской части №, в котором было дано указание при наличии оснований решить вопрос о предъявлении заявления в суд о признании не соответствующими федеральному законодательству нормативно правовых актов органов местного самоуправления в области использования и охраны земель и договоров аренды земельных участков, застройки земельных участков. О результатах проверки и принятых мерах необходимо было сообщить прокурору <адрес> до Дата (л.д.     ).

 При этом в надзорном производстве содержались все обжалуемые постановления главы администрации Мценского района Орловской области, распоряжение и разрешения на строительство, договор аренды земельного участка, находящегося в Федеральной собственности № от Дата, заключенный между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по <адрес> и ФИО6, сроком с Дата по Дата, на котором расположена АЗС, принадлежащая ЗАО «Орелнефтепродукт», постановление главы администрации Мценского района от Дата № «О переводе земельного участка ООО «АРМ» из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности» ( л.д.               ).

 Таким образом Мценскому межрайонному прокурору Орловской области было известно о принятых главой администрации Мценского района постановлениях от Дата №, от Дата №, от Дата №, от Дата №, от Дата №, распоряжении главы администрации Мценского района от. Дата № «О создании государственной комиссии по приемке в эксплуатацию, законченного строительством (реконструкцией) здания кафе в <адрес>», а так же о разрешении на строительство от Дата №, разрешение на строительство от Дата №, выданные отделом архитектуры и градостроительства администрации Мценского района Дата. Однако Мценский межрайонный прокурор обратился в Мценский районный суд с данным иском о признании указанных постановлений, распоряжения главы администрации Мценского района и разрешения на строительства незаконными только Дата, то есть по истечении трех лет. При этом прокурором не заявлено ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с указанным иском, а так же не представлены доказательства уважительности причины пропуска процессуального срока. Тогда как представителем ответчика - администрации Мценского района, а так же представителями третьих лиц - ООО «АРМ», ЗАО «Орелнефтепродукт» было заявлено ходатайство об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском Мценским межрайонным прокурором срока обращения в суд с указанным иском.

 В связи с чем Мценскому межрайонному прокурору необходимо в иске к администрации Мценского района о признании незаконными постановлений главы администрации Мценского района от Дата №, от Дата №, разрешения на строительство отдела архитектуры и градостроительства администрации Мценского района от Дата №, постановления главы администрации Мценского района от Дата № «Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в" эксплуатацию здания кафе ООО «АРМ», постановления главы администрации Мценского района от Дата № «Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию АЗС ООО «АРМ», разрешения на строительство отдела архитектуры и градостроительства администрации Мценского района от Дата №, постановления администрации Мценского района от Дата № «Об утверждении акта приемки эксплуатации государственной приемочной комиссией законченного реконструкцией здания кафе ООО «АРМ», распоряжения главы администрации Мценского района от. Дата № «О создании государственной комиссии по приемке в эксплуатацию, законченного строительством (реконструкцией) здания кафе в <адрес>» отказать в связи с пропуском срока обращения в суд с указанными требованиями.

 При этом суд принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

 Что же касается второго требования о признании незаконными действий главы администрации Мценского района по отклонению протестов Мценского межрайонного прокурора на постановление главы администрации Мценского района от Дата №; постановление главы администрации Мценского района от Дата №; разрешение на строительство отдела архитектуры и градостроительства администрации Мценского района от Дата №; постановление главы администрации Мценского района от Дата № «Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию здания кафе ООО «АРМ»; постановление главы администрации Мценского района от Дата № «Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию АЗС ООО «АРМ»; разрешение на строительство отдела архитектуры и градостроительства администрации Мценского района от Дата №; постановление главы администрации Мценского района от Дата № «Об утверждении акта приемки эксплуатации государственной приемочной комиссией законченного реконструкцией здания кафе ООО «АРМ»; распоряжение главы администрации Мценского. района от Дата № «О создании государственной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством (реконструкцией) здания кафе в <адрес>», то суд приходит к следующему.

 Так, в силу ч. 1 и 2 ст. 23 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202 - 1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор имеет возможность реагирования на нарушение закона путем принесения протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо путем обращения в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

 Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

 Так, судом установлено, что постановлением главы администрации Мценского района от Дата № был утвержден акт выбора земельного участка под строительство кафе в районе деревни <адрес> ( л.д.     )..

 Постановлением главы администрации Мценского района от Дата № для строительства АЗС был предоставлен земельный участок общей площадью <...> кв. м. на <адрес> в аренду сроком на 49 лет ООО «АРМ» ( л.д.

 Мценским межрайонным прокурором по результатам проверки Дата на указанные постановления были принесены протесты главе администрации Мценского района.

 Так же Дата заместителем Мценского межрайонного прокурора были принесены протесты на разрешение на строительство автозаправочной станции отдела архитектуры и градостроительства администрации Мценского района от Дата №, выданным главным архитектором Мценского района, на постановление главы администрации Мценского района от Дата № «Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию здания кафе ООО «АРМ, которым утвержден акт государственной комиссии от Дата по приемке в эксплуатацию здания кафе ООО «АРМ», расположенного по адресу: <адрес> ; на постановление главы администрации Мценского района от Дата № «Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию АЗС ООО «АРМ»; на разрешение на строительство отдела архитектуры и градостроительства, администрации Мценского района от Дата №, выданным главным архитектором Мценского района ООО «АРМ» на реконструкцию второго и мансардного этажей здания кафе; на распоряжение главы администрации <адрес> от Дата № «О создании государственной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством (реконструкцией) здания кафе в <адрес>», согласно заявления генерального директора ООО «АРМ»; на постановление администрации Мценского района от Дата № «Об утверждении акта приемки эксплуатации государственной приемочной комиссией законченного реконструкцией здания кафе ООО «АРМ».

 В протестах заместитель прокурора ссылается на то, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2000 г. №135 «Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов», приказа Министра Обороны РФ № от Дата «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от Дата №», решением главы администрации <адрес> № от Дата и постановлением главы администрации Мценского района Орловской области № от Дата утверждены границы запретной зоны и запретного района войсковой части №. Однако в нарушение п. 7 и п. 8 Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых указано, что запретные зоны и запретные районы устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально - бытового и иного назначения, а так же окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, что на территории запретной зоны запрещается проживание граждан, нахождение граждан без специального разрешения, строительство объектов производственного, социально - бытового и иного назначения и т. д., на территории запретного района запрещается строительство объектов производственного, социально - бытового и иного назначения, проведение ландшафтно - реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военному складу и сохранности там имущества. В случае особой необходимости строительство объектов производственного, социально - бытового и иного назначения на территории запретного района может разрешаться в каждом конкретном случае органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся военные склады, по согласованию с органами военного управления, в ведении которых они находятся. В связи с чем действия главы администрации по утверждению акта выбора земельного участка под строительство кафе ООО «АРМ» в районе деревни <адрес> и выдаче ООО «АРМ» разрешения на проектирование кафе ООО «АРМ»; по предоставлению ООО «АРМ» земельного участка общей площадью <...> кв. м. на <адрес> для строительства АЗС; по утверждению акта государственной комиссии от Дата по приемке в эксплуатацию здания кафе ООО «АРМ», расположенного по адресу: <адрес> об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию АЗС ООО «АРМ», расположенной по адресу: <адрес> по утверждению акта приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного реконструкцией здания кафе ООО «АРМ» (2 этаж и мансарда) от Дата; по созданию комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством (реконструкцией) здания кафе в деревне <адрес>; а так же действия отдела архитектуры по выдаче разрешения № от Дата на строительство автозаправочной станции «АЗС» и разрешения № от Дата на реконструкцию второго и мансардного этажей здания кафе, расположенного по адресу: <адрес>, являются незаконными, в связи с чем прокурор требовал отменить вышеуказанные постановления, распоряжение и разрешения на строительство, рассмотреть данные протесты не позднее чем в десятидневный срок с момента поступления, сообщить прокурору о дне рассмотрения протеста для принятия участия, о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить межрайонному прокурору в письменной форме (л.д.                                 ).                      

 Дата № главой администрации Мценского района Мценскому межрайонному прокурору на протесты от Дата № был дан письменный ответ, в котором указано, что нарушений действующего законодательства со стороны администрации Мценского района не усматривается, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения принесенных протестов, и постановление главы администрации Мценского района от Дата № и постановление главы администрации Мценского района от Дата № не были отменены ( л.д.                 ).

 Дата № главой администрации Мценского района так же был дан письменный ответ на протесты заместителя Мценского межрайонного прокурора от Дата, в котором указано, что в действиях главы администрации Мценского района не усматривается нарушений действующего законодательства, в связи с чем основания для удовлетворения протестов отсутствуют. При этом протесты заместителя Мценского межрайонного прокурора были рассмотрены с участием представителя межрайонной прокуратуры (л.д.        

 То, что указанные ответы главы администрации Мценского района получены, прокурором не оспаривалось. Но Мценский межрайонный прокурор просит признать действия главы администрации Мценского района незаконными не из - за того, что несвоевременно был дан ответ на протесты от Дата, а по существу, что глава администрации Мценского района не отменил принятые им постановления, распоряжение и разрешения на строительство, выданные отделом архитектуры и градостроительства администрации Мценского района.

 Однако системного анализа приведенных выше норм следует, что законодатель не возлагает на лицо, полномочное отменить опротестовываемый прокурором акт, обязанность по отмене или изменению этого акта.

 Данному лицу в силу императивных требований части 2 статьи 23 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" необходимо рассмотреть поступивший протест в десятидневный срок и сообщить о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме.

 Установлено, что принесенные протесты Мценского межрайонного прокурора и принесенные протесты заместителя Мценского межрайонного прокурора главой администрации Мценского района рассмотрены и на них даны письменные мотивированные ответы.

 Несогласие Мценского межрайонного прокурора с содержанием указанных ответов не является основанием для признания действий главы администрации незаконными.

 В связи с чем в иске Мценскому межрайонному прокурору о признании незаконными действий главы администрации Мценского района по отклонению протестов необходимо отказать, поскольку содержание статьи 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" указывает на то, что протест прокурора является актом прокурорского реагирования, носит характер предложения (рекомендации) главе Мценского района Орловской области устранить нарушение закона, содержит разъяснения норм действующего законодательства и не влечет для главы правовых последствий в случае неисполнения изложенного в протесте предписания.

 Кроме того, разрешение на строительство автозаправочной станции от Дата № и разрешение на строительство (реконструкцию) второго и мансардного этажей здания кафе от Дата №, выданы ООО «АРМ» главным архитектором Мценского района, но не главой администрации Мценского района. Главой администрации Мценского района указанные разрешения утверждены.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 195 - 199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В иске Мценскому межрайонному прокурору Орловской области к главе администрации Мценского района Орловской области о признании незаконными действий главы администрации Мценского района Орловской области по отклонению протестов Мценского межрайонного прокурора на постановление главы администрации Мценского района от Дата №; на постановление главы администрации Мценского района от Дата №; на постановление главы администрации <адрес> Дата №, на постановление главы администрации Мценского района от Дата №, на постановление главы администрации Мценского района от Дата № ; на распоряжение главы администрации Мценского. района от Дата № на разрешение на строительство отдела архитектуры и градостроительства администрации Мценского района от Дата №; на разрешение на строительство отдела архитектуры и градостроительства администрации Мценского района от Дата № отказать.

 В иске Мценскому межрайонному прокурору Орловской области к администрации Мценского района о признании незаконными постановления главы администрации Мценского района от Дата №; постановления главы администрации Мценского района от Дата №; постановления главы администрации Мценского района от Дата №; постановления главы администрации Мценского района от Дата № ; постановления главы администрации Мценского района от Дата № ; распоряжения главы администрации Мценского. района от Дата № ; разрешения на строительство отдела архитектуры и градостроительства администрации Мценского района от Дата №; разрешения на строительство отдела архитектуры и градостроительства администрации Мценского района от Дата № отказать за пропуском срока исковой давности.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

 Мотивированное решение составлено Дата

 Председательствующий:                   В. Н. Наумкина