ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-905/2016 от 27.01.2016 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации копия

27 января 2016 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи - Месяца О.К.,

при секретаре Менжинской О.В.,

с участием представителя истца заместителя Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора – Турыгина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Производственно коммерческая фирма «Орион» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ПКФ «Орион» об устранении нарушений лесного законодательства по тем основаниям, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Производственно- коммерческая фирма «Орион» (далее по тексту - Общество).

Установлено, что в соответствии с уставом (утвержден решением единственного участника Общества от 19.01.2010 г.), основным видом деятельности Общества является изготовление асфальта и строительного бетона.

На территории промышленной площадки Общества, находящейся по адресу ... размещены производственные помещения, предназначенные для основной и вспомогательной деятельности предприятия.

В нарушение требований законодательства, Обществом с 2014 года по настоящее время: учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов не ведется; инвентаризация образующихся отходов производства и потребления в соответствии с действующим законодательством не проведена; не назначено лицо, допущенное к работе с отходами I-IV класса опасности и имеющее профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельством (сертификатом) на право работы с ними; отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уполномоченные органы не представлялась.

Просит обязать ООО «ПКФ «Орион» в срок до 01.06.2016г зарегистрировать пылеулавливающую установку «...» в Управлении Росприроднадзора по Оренбургской области; разработать инструкцию по её эксплуатации и обслуживанию; назначить лицо, ответственное за её эксплуатацию и обслуживание; разработать должностные инструкции для персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установки очистки газа; организовать техническую учебу и проверку знаний инженерно-технических работников и персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установки очистки газа;

- выполнить инструментальные замеры параметров выбросов от дымовой трубы АСУ;

- организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

- произвести инвентаризацию образующихся отходов производства и потребления в соответствии с действующим законодательством;

- назначить лицо, допущенное к работе с отходами I-IV класса опасности и имеющее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с ними;

- представить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области;

- выполнить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 1 и 2 квартале 2015г, произвести уплату такой платы.

В судебном заседании представитель истца заместитель Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора – Турыгин А.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика ООО «Орион» не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.

Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика, извещенного надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002г № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно статьям 1, 3, 16 закона «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Судом установлено, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Производственно- коммерческая фирма «Орион» (далее по тексту - Общество).

Установлено, что в соответствии с уставом (утвержден решением единственного участника Общества от 19.01.2010 г.), основным видом деятельности Общества является изготовление асфальта и строительного бетона.

На территории промышленной площадки Общества, находящейся по адресу ...», размещены производственные помещения, предназначенные для основной и вспомогательной деятельности предприятия.

К основному производству относятся: асфальтосмесительная установка Тельтомат-100, оснащенная пылеулавливающей установкой циклон Е6 А5 для предотвращения выбросов пыли неорганической с содержанием Si02 в атмосферный воздух в процессе изготовления асфальта, состоящая из четырех последовательно соединенных циклонов; бетоносмесительная установка С-780; 3 емкости временного хранения битума - объемом 22мЗ; открытый склад хранения инертных материалов (склад щебня фракции 0,5, склад щебня фракции 5/20, склад щебня фракции 20/40); нагреватель жидкого теплоносителя (масла).

Пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что юридические лица обязаны соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.

В соответствии с «Правилами эксплуатации установок очистки газа» (утверждены Минхиммашем СССР 28.11.1983 г., действующими в настоящее время), предприятиями, организациями и учреждениями должны быть разработаны и утверждены инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа с учетом условий их работы, инструкций завода- изготовителя и рекомендаций проектной и пусконаладочной организаций.

Администрация предприятий, учреждений и организаций обязана:

- назначить приказом (распоряжением) лицо, ответственное за эксплуатацию и обслуживание установок очистки газа;

- разработать должностные инструкции для персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установок очистки газа;

- организовать техническую учебу и проверку знаний инженерно-технических работников и персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установок очистки газа.

При эксплуатации установок очистки газа должна вестись документация, содержащая основные показатели, характеризующие режим работы установки (отклонения от оптимального режима, обнаруженные неисправности, случаи отклонения отдельных агрегатов или выход из строя всей установки и т.д.).

Все установки очистки газа должны быть зарегистрированы в региональных Госинспекциях газоочистки (в настоящее время территориальные органы Росприроднадзора).

Установки очистки газа должны подвергаться осмотру для оценки их технического состояния не реже 1 раза в полугодие комиссией, назначенной руководством предприятия. По результатам осмотра составляется акт и при необходимости разрабатываются мероприятия по устранению обнаруженных недостатков. Акт прилагается к паспорту установки.

Предприятия, учреждения и организации обязаны регистрировать установки очистки газа в региональных Госинспекциях газоочистки с целью их учета (территориальных органах Росприроднадзора). Регистрации подлежат все установки очистки газа. Для регистрации представляются: паспорт установки очистки газа (по форме Приложения 1 к «Правилам); акт приемки оборудования (по форме приложения 1 СНиП III-3-81). Регистрация оформляется соответствующей записью в паспорте установки и документе регистрации региональной Государственной инспекции газоочистки (территориальных органах Росприроднадзора). Регистрационный номер наносится на корпус установки с размером надписи 200 х 150 мм. Допускается нанесение регистрационного номера на табличке.

В нарушение вышеприведенных норм в Обществе:

- пылеулавливающая установка циклон Е6 А5 в Управлении Росприроднадзора по Оренбургской области не зарегистрирована, осмотрам для оценки ее технического состояния, с установленной периодичностью (не реже 1 раза в полугодие), не подвергалась; комиссия для проведения такого осмотра руководителем предприятия не назначалась; акты осмотра отсутствуют;

- инструкция по эксплуатации и обслуживанию установки очистки газа с учетом условий ее работы, инструкций завода-изготовителя и рекомендаций проектной и пусконаладочной организаций, не разработана;

- лицо, ответственное за эксплуатацию и обслуживание установки очистки газа, не назначено;

не разработаны должностные инструкции для персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установки очистки газа;

- техническая учеба и проверка знаний инженерно-технических работников и персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установки очистки газа, не организованы.

Кроме того, на промышленной площадке размещены 15 источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из них 3 источника - организованные (дымовая труба сушильно-смесительного агрегата, дымовая труба подогревателя масла, люки битумоплавильных котлов) и 12 источников - неорганизованные (бункер минерального порошка, ленточный конвейер, открытая стоянка автопогрузчика, движение автопогрузчика под нагрузкой, склад щебня фракции 0,5, склад щебня фракции 5/20, склад щебня фракции 20/40, бункер цемента, ленточный конвейер, склад песка, бетоносмесительный агрегат).

В соответствии со статьей 67 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, а также ст. 25 закона «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно плана-графика контроля за соблюдением нормативов выбросов на источниках выброса ООО «ПКФ «Орион» Общество обязано 1 раз в год осуществлять инструментальный контроль за соблюдением нормативов ПДВ на источнике выброса - дымовая труба АСУ (номер источника 0001, наименования выбрасываемых веществ - азота диоксид, азот оксид, сера диоксид, углерод оксид, пыль неорганическая: 70-20% Si02, пыль неорганическая: до 20% Si02), с привлечением аккредитованной лабораторией по договору.

В нарушение вышеприведенных норм Обществом инструментальный контроль за соблюдением нормативов ПДВ на указанном источнике выброса не производится.

Кроме того, Обществом не в полной мере соблюдаются требования законодательства об отходах производства и потребления.

В соответствии со статьями 11, 15, 18, 19, 26 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с такими отходами.

Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (он утвержден приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. №721).

Согласно расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2014 году, а также в 1 и 2 квартале 2015 года в результате деятельности Общества образовалось 1,65 тонны твердых бытовых отходов в виде мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (IV класс опасности).

В нарушение вышеуказанных требований законодательства, Обществом с 2014 года по настоящее время:

- учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов не ведется;

- инвентаризация образующихся отходов производства и потребления в соответствии с действующим законодательством не проведена;

- не назначено лицо, допущенное к работе с отходами I-IV класса опасности и имеющее профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельством (сертификатом) на право работы с ними;

- отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уполномоченные органы не представлялась.

Пункт 1 «Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632), определил, что данный «Порядок...» распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вышеперечисленные виды вредного воздействия на окружающую природную среду.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. N557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 17.07.2006 г. за номером 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода (которым является квартал) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства Обществом плата за негативное воздействие на окружающую среду в 1 и 2 квартале 2015 г. (за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух передвижными источниками; за размещение отходов производства и потребления) не производилась.

Каких либо доказательств обратного со стороны ответчика в нарушение положений ст.56 ГПК РФ суду не представлено. Из приложенных в материалы дела объяснений представителя ответчика полученных 26.11.2015г. в ходе проведения проверки, усматривается что ответчиком так же не оспаривается факта наличия выявленных Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой нарушений.

Таким образом, поскольку ответчиком ООО «Производственно коммерческая фирма «Орион» требования законодательства не выполняются, суд приходит к выводу об обоснованности требований Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора.

В соответствии с положениями ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает возможным установить ответчику срок для исполнения до ...

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора действующего в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Производственно коммерческая фирма «Орион» не позднее ...

- зарегистрировать пылеулавливающую установку «Циклон Е6 А5» в Управлении Росприроднадзора по Оренбургской области; разработать инструкцию по её эксплуатации и обслуживанию; назначить лицо, ответственное за её эксплуатацию и обслуживание; разработать должностные инструкции для персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установки очистки газа; организовать техническую учебу и проверку знаний инженерно-технических работников и персонала, занятого эксплуатацией и обслуживанием установки очистки газа;

- выполнить инструментальные замеры параметров выбросов от дымовой трубы АСУ;

- организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

- произвести инвентаризацию образующихся отходов производства и потребления в соответствии с действующим законодательством;

- назначить лицо, допущенное к работе с отходами I-IV класса опасности и имеющее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с ними;

- представить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области;

- выполнить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 1 и 2 квартале 2015г, произвести уплату такой платы.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья: подпись Месяц О.К.

Мотивированное решение составлено: 01.02.2016г.

Судья: подпись Месяц О.К.