ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-906/12 от 20.06.2012 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2 – 906\ 12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20.06.2012г. г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе, председательствующего судьи Дубовицкого В.В., при секретаре Шуйской К.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Обществу с ограниченной ответственностью «Сарградстрой», Комитету по управлению имуществом Саратовской области о признании недействительным в части постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов», о признании недействительным соглашения об изменении договора аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г. Саратова обратился в суд с иском к ответчикам и просит суд восстановить процессуальный срок на обращение в суд, в связи с тем, что нарушения закона были выявлены прокуратурой г. Саратова по поступившим обращениям 15.02.2012г. Признать недействительным пункт 1 постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.08.2011г. № 1604 в части предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, арендатором которого является Общество с ограниченной ответственностью «Сарградстрой». Признать недействительным соглашение от 06.09.2011г. об изменении договора аренды земельного участка от 12.09.2006г. № 543, заключенное между Администрацией муниципального образования «Город Саратов» и Обществом с ограниченной ответственностью «Сарградстрой». По тем основаниям, что прокуратурой г. Саратова проведена проверка законности предоставления Обществу с ограниченной ответственностью «Сарградстрой» ( далее ООО «Сарградстрой») земельного участка по адресу: <адрес>, и последующего изменения вида его разрешенного использования. Указывает, что в ходе проверки установлено следующее. По договору купли-продажи от 21.06.2006г. ООО «Сарградстрой» приобрело у Общества с ограниченной ответственностью «Маулид» (далее ООО «Маулид») сооружение – футбольное поле площадью 5690 кв.м., по адресу: <адрес>. Право собственности ООО «Сарградстрой» на данное сооружение зарегистрировано 06.07.2006г. в ЕГРП, о чем сделана запись регистрации . ООО «Сарградстрой» обратилось в Комитет по управлению имуществом Саратовской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, занимаемого вышеуказанным объектом недвижимости. Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 01.09.2006г. № Т-176-р ООО «Сарградстрой» в аренду, сроком на 25 лет, предоставлен земельный участок с кадастровым номером находящийся по адресу: <адрес> 9198 кв.м., занимаемый сооружением - футбольным полем. 12.09.2006 г. между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области и ООО «Сарградстрой» заключен договор № 543 аренды вышеуказанного земельного участка. По акту приема-передачи от 12.09.2006 г. арендодатель передал земельный участок арендатору. Договор аренды земельного участка от 12.09.2006г. № 543 в установленном порядке прошел государственную регистрацию в регистрирующем органе. Рассматриваемый земельный участок предоставлен ООО «Сарградстрой» по правилам статьи 36 РФ - как собственнику расположенного на нем объекта недвижимости (футбольного поля). 01.06.2007г. администрацией г.Саратова принято постановление № 403 «Об изменении видов разрешенного использования земельных участков». В соответствии с пунктом 13 названного постановления, был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 9198 кв.м., с разрешенным видом использования «занимаемый сооружением - футбольным полем, находящемся в собственности ООО «Сарградстрой» на разрешенный вид использования «для строительства двух многоэтажных жилых домов с подземным гаражом». Постановление принято на основании итогового документа - публичных слушаний от 07.05.2007 г. 27.08.2007г. между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области и ООО «Сарградстрой» заключено дополнительное соглашение № 1 к договору аренды земельного участка от 12.09.2006 г. № 543, в соответствии с которым в договор внесены изменения в части вида разрешенного использования земельного участка. Дополнительное соглашение зарегистрировано в ГУ ФРС по Саратовской области от 10.09.2007г. (№ регистрации 64-04-01/342/2007-109). Считает, что пункт 13 постановления администрации города Саратова от 01.06.2007г. №403 «Об изменении видов разрешенного использования земельных участков», а также дополнительное соглашение № 1 к договору аренды земельного участка от № 543 не соответствует требованиям законодательства. Также проверкой установлено, что при проведении публичных слушаний не были соблюдены требования Положения о публичных слушаниях в городе Саратове, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 16.11.2005г. №65-633т (далее Положение). Указывает, что в соответствии с п.4.5 указанного Положения объявление о проведении публичных слушаний с указанием места, времени и даты их проведения, перечнем вопросов, подлежащих обсуждению, подлежит опубликованию в печатном СМИ для официального опубликования правовых актов не позднее, чем за 30 дней до даты их проведения. Публикуемая информация должна содержать контактную информацию Оргкомитета (Комиссии). Вместе с тем, в Постановлении №1-01-54 от 09.03.2007г. «О проведении публичных слушаний» отсутствует перечень вопросов, подлежащих обсуждению и контактная информация Оргкомитета. В силу п.5.1 Положения правом на участие и выступление в публичных слушаниях обладают граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории города Саратова и достигшие на момент проведения публичных слушаний 18-летнего возраста, которые внесли в Оргкомитет (Комиссию) в письменной форме свои предложения по теме публичных слушаний не позднее чем за 3 дня до даты проведения публичных слушаний. Кроме того, правом на участие и выступление в публичных слушаниях обладают правообладатели объектов недвижимости, расположенных в границах территории, в отношении которой проводятся публичные слушания, а также иные заинтересованные лица. В данном случае, в связи с отсутствием конкретного перечня вопросов и контактной информации оргкомитета граждане (юридические лица) были лишены возможности формирования позиции по рассматриваемым вопросам и права на внесения предложений. Кроме того, согласно протоколу публичных слушаний, 14-м вопросом рассматривалось изменение разрешенного использования земельного участка площадью 6083 кв.м., из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Было рекомендовано изменить разрешенный вид использования. Однако, пунктом 13 постановления администрации <адрес> от 01.06.2007г. №403 изменено разрешенное использование земельного участка, площадью 9198 кв.м. При этом указано, что Постановление издано на основании итогового документа публичных слушаний от 07.05.2007г. Указывает, что в силу требований ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации комиссия должна была направить извещение собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, являющимся правообладателями земельного участка, занятого многоквартирным домом, имеющим общие границы с земельным участком по адресу: <адрес>. Основополагающий принцип участия граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся прав на землю, обеспечивается действием конституционных норм, положениями подп. 4 п.1, п.2 ст. 23, п.3,4 ст. 31 Земельного Кодекса РФ и другими нормами. Согласно п. 2 ст. 31 Земельного Кодекса РФ выбор земельного участка обеспечивается органом местного самоуправления с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Выбор места размещения объекта по правилам ст.30 Земельного Кодекса РФ как самостоятельная стадия, предшествующая отводу участка для целей строительства призвана обеспечить учет мнения всех правообладателей и смежников земельного участка для застройки конкретного объекта, с обязательным информированием населения, с целью соблюдения прав и интересов. Поскольку выбор земельного участка не производился, соответствующего информирования населения не осуществлялось, пункт 13 постановления от 01.06.2007г. №403 об изменении разрешенного использования противоречит требованиям закона. 08.08.2011г. администрацией муниципального образования «Город Саратов» принято постановление № 1604 «О предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков», пунктом 1 которого предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования «многоквартирные жилые дома от трех до шести этажей, в том числе, со встроенными и (или) встроено-пристроенными нежилыми помещениями» земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером предоставленного ООО «Сарградстрой» в аренду. Постановление принято на основании итогового документа публичных слушаний от 27.05.2011 г. Указывает, что 06.09.2011 г. между комитетом по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» и ООО «Сарградстрой» заключено соглашение об изменении договора аренды земельного участка от 12.09.2006 г. № 543, в соответствии с которым в договор внесены изменения в части условно разрешенного вида использования земельного участка. Соглашение зарегистрировано Управлением Росреестра по Саратовской области 30.09.2011 г. (запись регистрации 64-64-11/518/2011-325). Вместе с тем, пункт 1 постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.08.2011г. № 1604 «О предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков» и соглашение об изменении договора аренды земельного участка от 12.09.2006г. № 543 не соответствуют требованиям законодательства по следующим основаниям. В протоколе публичных слушаний от 27.05.2011 г. при обсуждении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования указано, что «заявитель» (ООО «Сарградстрой») предлагает построить на данном участке (бывшая территория стадиона «Молодость») блокированные жилые дома со встроенными нежилыми помещениями». Согласно ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний. Считает, что в соответствии с требованиями статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положения о публичных слушаниях в городе Саратове, комиссия должна была уведомить собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, являющихся правообладателями земельного участка, занятого многоквартирным домом (кадастровый номер ), имеющим общие границы с земельным участком по адресу: <адрес>, о поведении публичных слушаний по данному вопросу. Однако, такое уведомление ни в адрес ТСЖ № 6 Фрунзенского района, ни в адрес собственников не направлялось. Следовательно, при принятии решения о предоставлении ООО «Сарградстрой» разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, занятого футбольным полем, без учета мнения и волеизъявления собственников помещений в многоквартирном <адрес>, являющихся смежными землепользователями, нарушены интересы собственников помещений в решении вопроса о правах на землю, поскольку собственники, либо ТСЖ № 6 Фрунзенского района, в силу прямого указания закона, должны были принимать участие при проведении публичных слушаний, на которых рассматривался данный вопрос. Указывает, что проверкой установлено, нарушение пункта 4.5. Положения, объявление о проведении 27.05.2011г. публичных слушаний было опубликовано в газете «Саратовская панорама» (специальный выпуск) № 49 (713), то есть за 17 дней до даты их проведения, хотя в соответствии с п. 4.3. Положения проект соответствующего муниципального правового акта должен быть опубликован не менее, чем за 30 дней до даты проведения публичных слушаний. Из материалов проверки следует, что проект опубликован 28.04.2011г. в газете «Саратовская панорама» №43/1, то есть за 28 дней до проведения публичных слушаний. Согласно п. 6.1 Положения перед началом проведения публичных слушаний Оргкомитет (Комиссия) организует регистрацию участников с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, адреса места жительства. Согласно протоколу публичных слушаний от 27.05.2011г., время регистрации участников слушаний с 9.00 до 10.00 часов 27.05.2011г. На 10.00 часов зарегистрировано 168 участников, что не соответствует имеющимся в материалах спискам, согласно которым зарегистрировано 169 участников публичных слушаний. Кроме этого, допущены нарушения при регистрации участников публичных слушаний. В частности, в прилагаемых списках отсутствуют необходимые сведения об участниках: не указан год рождения и адрес места жительства. Согласно объяснениям председателя комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» и председателя публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки ФИО1, если лицо не представило данные Ф.И.О., год рождения и адрес места жительства, оно не допускается к участию в публичных слушаниях, и следовательно, не принимает участие в голосовании. Вместе с тем, из протокола публичных слушаний от 27.05.2011г., 168 лиц, зарегистрированных в качестве участников публичных слушаний, участвовали в голосовании, несмотря на отсутствие необходимых данных, подлежащих внесению при формировании списка участников. Кроме этого, из протокола публичных слушаний установлено, что не все голоса зарегистрированных участников (169 человек по спискам и 168 согласно протоколу) учитывались при разрешении вопросов, выносимых на публичные слушания. Вышеуказанные факты свидетельствуют о несоответствии протокола фактическим обстоятельствам. Кроме этого, в соответствии с п. 6.1.4.2 Положения, комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления соответствующего разрешения правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления. Считает, что в нарушение ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, а также п. 6.1.4.2 Положения извещение в адрес собственников помещений в многоквартирном <адрес>, являющихся смежными землепользователями, не направлялось. Извещения в адрес ООО «Маулид», ГУ «Саратовской области Природный парк «Кумысная поляна», ФИО3 были направлены в апреле 2011 г., о чем свидетельствует роспись в получении и квитанция об отправке корреспонденции, датированная 13.04.2011года. Считает, что несоблюдение порядка проведения публичных слушаний служит дополнительным основанием для оспаривания принятых по их результатам решений, поскольку является прямым нарушением конституционных норм, а также положений подп. 4 п. 1, п.2 ст. 23, п.3,4 ст. 31 Земельного Кодекса РФ, обеспечивающих реализацию принципа участия граждан и организаций в решении вопросов, касающихся прав на землю. Кроме этого, земельный участок с кадастровым номером находящийся по адресу: <адрес>, площадью 9198 кв.м., занимаемый спортивным сооружением - футбольным полем, в силу прямого указания закона может быть использован только для целей, связанных с эксплуатацией данного спортивного сооружения. В соответствии с ч. 8 ст. 33 Федерального закона от 29.04.1999г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (действовавшего в период издания постановления администрации от 01.06.2007 г. № 403) спортивные сооружения разрешается использовать только по прямому назначению - в целях, связанных с проведением культурных и иных спортивно-зрелищных мероприятий. Средства от сдачи в аренду помещений и площадей физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, не используемых при осуществлении основной деятельности в области физической культуры и спорта, расходуются организациями, на балансе которых они находятся, исключительно на покрытие затрат, связанных с организацией и проведением занятий в спортивных школах и физкультурно - оздоровительных группах, содержанием, ремонтом и развитием материально-технической базы таких фиизкультурно- оздоровительных и спортивных сооружений. Таким образом, правовой статус земельного участка под спортивным сооружением - футбольным полем был определен законом и впоследствии не изменялся до принятия вышеуказанных правовых актов администрации МО «Город Саратова» и совершения данных сделок с ним. Считает, что, изменение вида разрешенного использования земельного участка с «занимаемым сооружением - футбольным полем» на «для строительства двух многоэтажных жилых домов с подземным гаражом», а также предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «многоквартирные жилые дома от трех до шести этажей, в том числе, со встроенными и (или) встроено - пристроенными нежилыми помещениями» предрешает судьбу объекта недвижимости - спортивного сооружения (футбольного поля). Указывает, что из материалов проверки следует, что при изменении вида разрешенного использования земельного участка и последующего предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования, не был принят во внимание статус объекта - спортивное сооружение. Считает, что исходя из системного толкования вышеприведенных правовых норм, изменение вида разрешенного использования, а также предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка, допускающего возможность его использования для строительства - недопустимо, поскольку на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. Таким образом, нарушения, допущенные при принятии решений об изменении вида разрешенного использования и предоставлении ООО «Сарградстрой» разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, являются основанием для признания недействительным соглашения от 06.09.2011г. об изменении договора аренды земельного участка от № 543.

При рассмотрении дела судом заместителем прокурора г. Саратова исковые требования дополнены, истец просит суд восстановить процессуальный срок на обращение в суд, в связи с тем, что нарушение закона были выявлены по поступившему обращению 06.06.2011г. Просит суд признать недействительным пункт 13 постановления Администрации города Саратова от 01.06.2007г. № 403 в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, арендатором которого является ООО «Сарградстрой». Признать недействительным дополнительное соглашение от 27.08.2007г. № 1 к договору аренды земельного участка от 12.09.2006г. № 543, заключенное между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области и ООО «Сарградстрой».

В судебном заседании представитель прокуратуры г. Саратова исковые требования поддержал и просит суд иск удовлетворить.

Представители Администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности считают, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Представитель ООО «Сарградстрой» по доверенности просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности считает, что иск удовлетворению не подлежит.

Представители Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности считают, что иск удовлетворению не подлежит.

Представители Комитата по управлению имуществом Саратовской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в суд не явились представили заявления, в которых просят суд рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ООО «Маулид» в суд не явился, возражений по иску не представил. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела приходит к следующему. Как установлено судом прокуратурой г. Саратова проведена проверка законности предоставления ООО «Сарградстрой» земельного участка по адресу: <адрес>, и последующего изменения вида его разрешенного использования.

Как установлено судом по договору купли-продажи от 21.06.2006г. ООО «Сарградстрой» приобрело у ООО «Маулид» сооружение – футбольное поле площадью 5690 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Право собственности ООО «Сарградстрой» на данное сооружение зарегистрировано 06.07.2006г. в ЕГРП, о чем сделана запись регистрации .

ООО «Сарградстрой» обратилось в Комитет по управлению имуществом Саратовской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, занимаемого вышеуказанным объектом недвижимости. Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 01.09.2006г. № Т-176-р ООО «Сарградстрой» в аренду, сроком на 25 лет, предоставлен земельный участок с кадастровым номером 64:48:060103:10, находящийся по адресу: <адрес>ю 9198 кв.м., занимаемый сооружением - футбольным полем.

12.09.2006 г. между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области и ООО «Сарградстрой» заключен договор № 543 аренды вышеуказанного земельного участка. По акту приема-передачи от 12.09.2006 г. арендодатель передал земельный участок арендатору.

Договор аренды земельного участка от 12.09.2006г. № 543 в установленном порядке прошел государственную регистрацию в регистрирующем органе. Рассматриваемый земельный участок предоставлен ООО «Сарградстрой» по правилам статьи 36 Земельного Кодекса РФ - как собственнику расположенного на нем объекта недвижимости (футбольного поля).

01.06.2007г. администрацией г.Саратова принято постановление № 403 «Об изменении видов разрешенного использования земельных участков». В соответствии с пунктом 13 названного постановления, был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 9198 кв.м., с разрешенным видом использования «занимаемый сооружением - футбольным полем, находящемся в собственности ООО «Сарградстрой» на разрешенный вид использования «для строительства двух многоэтажных жилых домов с подземным гаражом». Постановление принято на основании итогового документа - публичных слушаний от 07.05.2007 г.

27.08.2007г. между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области и ООО «Сарградстрой» заключено дополнительное соглашение № 1 к договору аренды земельного участка от 12.09.2006 г. № 543, в соответствии с которым в договор внесены изменения в части вида разрешенного использования земельного участка.

Дополнительное соглашение зарегистрировано в Регистрационной палате по Саратовской области 10.09.2007г. (№ регистрации 64-04-01/342/2007-109).

Суд считает, что пункт 13 постановления администрации города Саратова от 01.06.2007г. №403 «Об изменении видов разрешенного использования земельных участков», а также дополнительное соглашение № 1 к договору аренды земельного участка от № 543 не соответствует требованиям законодательства по следующим основаниям.

Порядок предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством, регламентирован положениями статей 30, 30.1, 31 и 32 Земельного Кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного Кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного Кодекса РФ; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного Кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного Кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных Федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В данном случае имело место фактическое предоставление земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, для строительства, которое осуществлено лишь путем изменения вида его разрешенного использования. Однако, первым этапом в процедуре предоставления ООО «Сарградстрой» земельного участка для строительства должен является выбор участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного Кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Как установлено судом, в нарушение положений ч. 6 ст. 31 Земельного Кодекса РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе рассматриваемого земельного участка, органом местного самоуправления не принималось.

Кроме того, частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (действующей на момент возникновения данных правоотношений) предусмотрено, что при разработке норм проектирования, схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52 – ФЗ определено, что предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.

В силу вышеуказанных норм закона, ООО «Сарградстрой» обязано было получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предполагаемого использования данного земельного участка санитарным правилам до принятия решения об изменении его вида разрешенного использования. Однако, санитарно-эпидемиологическое заключение на земельный участок не выдавалось.

Кроме этого судом установлено, что при проведении публичных слушаний не были соблюдены требования Положения о публичных слушаниях в городе Саратове, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 16.11.2005г. № 65-633т (далее Положение).

В соответствии с п.4.5 указанного Положения объявление о проведении публичных слушаний с указанием места, времени и даты их проведения, перечнем вопросов, подлежащих обсуждению, подлежит опубликованию в печатном средстве массовой информации для официального опубликования правовых актов не позднее, чем за 30 дней до даты их проведения. Публикуемая информация должна содержать контактную информацию Оргкомитета (Комиссии).

Вместе с тем, в Постановлении №1-01-54 от 09.03.2007г. «О проведении публичных слушаний» отсутствует перечень вопросов, подлежащих обсуждению и контактная информация Оргкомитета.

В силу п.5.1 Положения правом на участие и выступление в публичных слушаниях обладают граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории города Саратова и достигшие на момент проведения публичных слушаний 18-летнего возраста, которые внесли в Оргкомитет (Комиссию) в письменной форме свои предложения по теме публичных слушаний не позднее чем за 3 дня до даты проведения публичных слушаний. Кроме этого, правом на участие и выступление в публичных слушаниях обладают правообладатели объектов недвижимости, расположенных в границах территории, в отношении которой проводятся публичные слушания, а также иные заинтересованные лица.

Как установлено судом в рассматриваемом случае, в связи с отсутствием конкретного перечня вопросов и контактной информации оргкомитета граждане (юридические лица) были лишены возможности формирования позиции по рассматриваемым вопросам и права на внесения предложений.

Согласно протоколу публичных слушаний, 14-м вопросом рассматривалось изменение разрешенного использования земельного участка площадью 6083 кв.м., из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>., рекомендовано изменить разрешенный вид использования.

Однако, пунктом 13 постановления администрации г. Саратова от 01.06.2007г. №403 изменено разрешенное использование земельного участка, площадью 9198 кв.м. При этом указано, что Постановление издано на основании итогового документа публичных слушаний от 07.05.2007г.

В силу требований ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации комиссия должна была направить извещение собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, являющимся правообладателями земельного участка, занятого многоквартирным домом, имеющим общие границы с земельным участком по адресу: <адрес>.

Основополагающий принцип участия граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся прав на землю, обеспечивается действием конституционных норм, положениями подпунктом 4 п.1, п.2 ст. 23, п.3,4 ст. 31 Земельного Кодекса РФ и другими нормами.

Согласно п. 2 ст. 31 Земельного Кодекса РФ выбор земельного участка обеспечивается органом местного самоуправления с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Выбор места размещения объекта по правилам ст.30 Земельного Кодекса РФ как самостоятельная стадия, предшествующая отводу участка для целей строительства призвана обеспечить учет мнения всех правообладателей и смежников земельного участка для застройки конкретного объекта, с обязательным информированием населения, с целью соблюдения прав и интересов. Поскольку выбор земельного участка не производился, соответствующего информирования населения не осуществлялось, пункт 13 постановления от 01.06.2007г. №403 об изменении разрешенного использования противоречит требованиям закона.

Судом также установлено, что 08.08.2011г. администрацией муниципального образования «Город Саратов» принято постановление № 1604 «О предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков», пунктом 1 которого предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования «многоквартирные жилые дома от трех до шести этажей, в том числе, со встроенными и (или) встроено-пристроенными нежилыми помещениями» земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , предоставленного ООО «Сарградстрой» в аренду.

Постановление принято на основании итогового документа публичных слушаний от 27.05.2011 г.

06.09.2011 г. между Комитетом по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» и ООО «Сарградстрой» заключено соглашение об изменении договора аренды земельного участка от 12.09.2006г. № 543, в соответствии с которым в договор внесены изменения в части условно разрешенного вида использования земельного участка. Соглашение зарегистрировано Управлением Росреестра по Саратовской области 30.09.2011 г. (запись регистрации 64-64-11/518/2011-325).

Вместе с тем, пункт 1 постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.08.2011г. № 1604 «О предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков» и соглашение об изменении договора аренды земельного участка от 12.09.2006г. № 543 не соответствуют требованиям законодательства.

В протоколе публичных слушаний от 27.05.2011 г. при обсуждении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования указано, что заявитель (ООО «Сарградстрой») предлагает построить на данном участке (бывшая территория стадиона «Молодость») блокированные жилые дома со встроенными нежилыми помещениями.

Согласно статье 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.

Таким образом, в соответствии с требованиями статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положения о публичных слушаниях в городе Саратове, комиссия должна была уведомить собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, являющихся правообладателями земельного участка, занятого многоквартирным домом (кадастровый номер ), имеющим общие границы с земельным участком по адресу: <адрес>, о поведении публичных слушаний по данному вопросу. Однако, такое уведомление не направлялось.

Допрошенные в качестве свидетелей ФИО4, ФИО5 суду показали, что являются собственниками квартир в <адрес> в г. Саратове, пояснили суду, что их дом находится на против стадиона «Молодость». О проведении публичных слушаний 27.05.2011г. им ничего неизвестно, извещений о их проведении они не получали и участия в них не принимали. У суда нет оснований не доверять допрошенным в судебном заседании свидетелям.

Следовательно, при принятии решения о предоставлении ООО «Сарградстрой» разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, занятого футбольным полем, без учета мнения и волеизъявления собственников помещений в многоквартирном <адрес>, являющихся смежными землепользователями, нарушены интересы собственников помещений в решении вопроса о правах на землю, поскольку собственники, либо ТСЖ № 6 Фрунзенского района, в силу прямого указания закона, должны были принимать участие при проведении публичных слушаний, на которых рассматривался данный вопрос.

Кроме того, установлено, что в нарушение пункта 4.5. Положения, объявление о проведении 27.05.2011г. публичных слушаний было опубликовано в газете «Саратовская панорама» (специальный выпуск) № 49 (713), то есть за 17 дней до даты их проведения, хотя в соответствии с п. 4.3. Положения проект соответствующего муниципального правового акта должен быть опубликован не менее, чем за 30 дней до даты проведения публичных слушаний.

Из материалов проверки следует, что проект опубликован 28.04.2011г. в газете «Саратовская панорама» №43/1, то есть за 28 дней до проведения публичных слушаний.

Согласно п. 6.1 Положения перед началом проведения публичных слушаний Оргкомитет (Комиссия) организует регистрацию участников с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, адреса места жительства.

Согласно протоколу публичных слушаний от 27.05.2011г., время регистрации участников слушаний с 9.00 до 10.00 часов 27.05.2011г.

На 10.00 часов зарегистрировано 168 участников, что не соответствует имеющимся в материалах спискам, согласно которым зарегистрировано 169 участников публичных слушаний.

Кроме этого, допущены нарушения при регистрации участников публичных слушаний. В частности, в прилагаемых списках отсутствуют необходимые сведения об участниках: не указан год рождения и адрес места жительства.

Вместе с тем, из протокола публичных слушаний от 27.05.2011г., 168 лиц, зарегистрированных в качестве участников публичных слушаний, участвовали в голосовании, несмотря на отсутствие необходимых данных, подлежащих внесению при формировании списка участников.

Кроме того, из протокола публичных слушаний установлено, что не все голоса зарегистрированных участников (169 человек по спискам и 168 согласно протоколу) учитывались при разрешении вопросов, выносимых на публичные слушания.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о несоответствии протокола фактическим обстоятельствам.

Кроме того, в соответствии с п. 6.1.4.2 Положения, комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления соответствующего разрешения правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления.

В нарушение ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, а также п. 6.1.4.2 Положения извещение в адрес собственников помещений в многоквартирном <адрес>, являющихся смежными землепользователями, не направлялось. Извещения в адрес ООО «Маулид», ГУ «Саратовской области Природный парк «Кумысная поляна», ФИО3 были направлены в апреле 2011 г., о чем свидетельствует роспись в получении и квитанция об отправке корреспонденции, датированная 13.04.2011г.

Несоблюдение порядка проведения публичных слушаний служит дополнительным основанием для оспаривания принятых по их результатам решений, поскольку является прямым нарушением конституционных норм, а также положений подпункта 4 п. 1, п.2 ст. 23, п.3,4 ст. 31 Земельного Кодекса РФ, обеспечивающих реализацию принципа участия граждан и организаций в решении вопросов, касающихся прав на землю.

Кроме этого, земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, площадью 9198 кв.м., занимаемый спортивным сооружением - футбольным полем, в силу прямого указания закона может быть использован только для целей, связанных с эксплуатацией данного спортивного сооружения.

Так, в соответствии с ч. 8 ст. 33 Федерального закона от 29.04.1999г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (действовавшего в период издания постановления администрации от 01.06.2007 г. № 403) спортивные сооружения разрешается использовать только по прямому назначению - в целях, связанных с проведением культурных и иных спортивно-зрелищных мероприятий. Средства от сдачи в аренду помещений и площадей физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, не используемых при осуществлении основной деятельности в области физической культуры и спорта, расходуются организациями, на балансе которых они находятся, исключительно на покрытие затрат, связанных с организацией и проведением занятий в спортивных школах и физкультурно- оздоровительных группах, содержанием, ремонтом и развитием материально-технической базы таких физкультурно- оздоровительных и спортивных сооружений.

Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27.04.1993 г. № 4868-1 (с изменениями от 24.12.1993 г.) в ст.27 устанавливали статус земель, занятых под физкультурно-оздоровительные, спортивные и другие рекреационно-оздоровительные сооружения: Земельные участки, занятые под физкультурно-оздоровительные, спортивные и другие рекреационно-оздоровительные сооружения, включая плоскостные, относятся к землям рекреационного назначения.

Следовательно, правовой статус земельного участка под спортивным сооружением - футбольным полем был определен законом и впоследствии не изменялся до принятия вышеуказанных правовых актов администрации муниципального образования «Город Саратова» и совершения данных сделок с ним.

Данный вывод корреспондирует к нормам Российской Федерации.

В соответствии со статьей 85 Земельного Кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные к рекреационной территориальной зоне.

Правовой режим земель рекреационного назначения установлен статьей 98 Земельного Кодекса РФ, в соответствии с которой: к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан; в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, другие аналогичные объекты.

Федеральный закон от 04.12.2007г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет объекты спорта как объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения.

В соответствии со ст. 37 указанного закона использование спортивных сооружений разрешается только для проведения физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий, культурных мероприятий и для обслуживания указанных мероприятий.

Часть 5 ст.1 Земельного Кодекса РФ устанавливает единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которой, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

Следовательно, изменение вида разрешенного использования земельного участка с «занимаемым сооружением - футбольным полем» на «для строительства двух многоэтажных жилых домов с подземным гаражом», а также предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «многоквартирные жилые дома от трех до шести этажей, в том числе, со встроенными и (или) встроено - пристроенными нежилыми помещениями» предрешает судьбу объекта недвижимости - спортивного сооружения (футбольного поля).

Из материалов проверки следует, что при изменении вида разрешенного использования земельного участка и последующего предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования, не был принят во внимание статус объекта - спортивное сооружение.

Исходя из системного толкования вышеприведенных правовых норм, изменение вида разрешенного использования, а также предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка, допускающего возможность его использования для строительства - недопустимо, поскольку на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Статья 168 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

Частью 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Следовательно, нарушения, допущенные при принятии решений об изменении вида разрешенного использования и предоставлении ООО «Сарградстрой» разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, являются основанием для признания недействительным соглашения от 06.09.2011г. об изменении договора аренды земельного участка от № 543.

Как установлено судом в результате отсутствия конкретного перечня вопросов и контактной информации оргкомитета при проведении публичных слушаний 07.05.2007г. и нарушения порядка информирования населения при проведении публичных слушаний 27.05.2011 г., граждане и (юридические лица), круг которых не определен, проживающие (расположенные) в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен рассматриваемый земельный участок, были лишены возможности участия в публичных слушаниях, и, следовательно, права формирования позиции по рассматриваемым вопросам и внесения предложений.

Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» объектами спорта признаются объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, том числе спортивные сооружения.

В силу своей специфики футбольное поле является физкультурно-спортивным объектом массового пользования. Использование земельного участка, на котором расположено футбольное поле, под застройку нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношение с ООО «Сараградстрой» по вопросу использования данного спортивного сооружения по его прямому назначению.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что следует признать недействительным пункт 1 постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.08.2011г. № 1604 в части предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, арендатором которого является ООО «Сарградстрой». Признать недействительным соглашение от 06.09.2011г. об изменении договора аренды земельного участка от 12.09.2006г. № 543, заключенное между Администрацией муниципального образования «Город Саратов» и ООО «Сарградстрой». Признать недействительным пункт 13 постановления Администрации города Саратова от 01.06.2007г. № 403 в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, арендатором которого является ООО «Сарградстрой». Признать недействительным дополнительное соглашение от 27.08.2007г. № 1 к договору аренды земельного участка от 12.09.2006г. № 543, заключенное между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области и ООО «Сарградстрой».

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы может быть признан судом недействительным.

В ходе рассмотрения дела по существу от представителей ответчиков поступило ходатайство об отказе истцу в удовлетворении требований со ссылкой на то, что заявитель пропустил трехмесячный срок на обращение в суд.

Действительно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ устанавливает трехмесячный срок на подачу заявления о признании незаконным решения органа государственного управления (местного самоуправления) нарушающего права и свободы гражданина со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Как было с достоверностью установлено в судебном заседании, прокуратуре г. Саратова стало известно об оспариваемых постановлениях в феврале 2012 г., после чего в марте 2012г. последовало обращение в суд.

Таким образом суд считает, что трехмесячный срок на подачу заявления об оспаривании постановлений не пропущен.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным пункт 1 постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.08.2011г. № 1604 в части предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, арендатором которого является Общество с ограниченной ответственностью «Сарградстрой».

Признать недействительным соглашение от 06.09.2011г. об изменении договора аренды земельного участка от 12.09.2006г. № 543, заключенное между Администрацией муниципального образования «Город Саратов» и Обществом с ограниченной ответственностью «Сарградстрой».

Признать недействительным пункт 13 постановления Администрации города Саратова от 01.06.2007г. № 403 в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, арендатором которого является Общество с ограниченной ответственностью «Сарградстрой».

Признать недействительным дополнительное соглашение от 27.08.2007г. № 1 к договору аренды земельного участка от 12.09.2006г. № 543, заключенное между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Сарградстрой».

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Саратова, с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: В.В. Дубовицкий