Дело № 2-906/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 октября 2013 года г. Ярцево Смоленской области
Ярцевский городской суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Коротковой Е.Н., при секретаре Артыковой О.В., с участием:
помощника Ярцевского межрайонного прокурора Ларионовой Ю.А.,
представителя ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «Базис» - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярцевского межрайонного прокурора, действующего в порядке статьи 45 ГПК РФ, к Обществу с ограниченной ответственностью «Базис» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Ярцевский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Базис» о понуждении к совершению действий, в обоснование своих требований указав, что в ходе проверки проведенной прокуратурой района установлено, что ответчик допускает нарушение требований природоохранного законодательства. Так, предметом деятельности ООО «Базис» является оказание медицинских услуг населению. В результате указанной деятельности образуются отходы. Таким образом, ответчик в ходе своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду и обязан вносить обязательные публично-правовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Однако расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Базист» не производятся, в органы Росприроднадзора не представляются, платежи не осуществляются. Поэтому просит суд обязать ООО «Базис» произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за <нет данных>, а также предоставить расчеты в Управление Росприроднадзора по Смоленской области в течение 30 дней после вступления в законную силу судебного решения.
В судебном заседании помощник Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области Ларионова Ю.А. исковые требования поддержала полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признал, указав, что истцом не доказан факт негативного воздействия ООО «Базис» на окружающую среду. Считает, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Законом «Об охране окружающей среды». По смыслу положений Закона «Об охране окружающей среды» и Закона «Об отходах производства и потребления» размещением и утилизацией отходов занимаются специализированные организации, объекты размещения отходов должны соответствовать специальным требованиям, установленным Правительством РФ. В результате деятельности ООО «Базис» образуются отходы, однако они согласно договоров заключенных с организациями, имеющими соответствующие лицензии, передаются для осуществления их размещения и утилизации, которые при осуществлении своей деятельности осуществляют негативное воздействие на окружающую среду, а значит и должны нести определенные Законом «Об охране окружающей среды» обязательства в том числе по осуществлению расчетов за негативное воздействие на окружающую среду и внесение соответствующих платежей. В подтверждение своей позиции ссылается на решение Арбитражного суда Смоленской области от 28 августа 2013 года, которым отменено постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от <нет данных> № о назначении ООО «Базис» административного наказания по ст.8.41 КоАП РФ – за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Просил в удовлетворении заявленных требований Ярцевскому межрайонному прокурору отказать.
Представитель третьего лица – Управления Росприроднадзора по Смоленской области, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о наличии уважительных причин, препятствующих явке в суд, не сообщил, против рассмотрения дела в его отсутствие не возражал, поэтому, в силу положений статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно положениями статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды):
- природопользование (использование природных ресурсов) – это эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности,
- негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Негативное воздействие на окружающую среду в соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Таким образом, плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, иностранные физические лица.
При этом, как следует из п.1.12 Приказа Росприроднадзора от 04.05.2012 N 213 "Об утверждении Методических рекомендаций по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная деятельность) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду.
Понятие такого вида негативного воздействия на окружающую среду как размещение отходов производства и потребления дано в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и определяется как хранение и захоронение остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товаров (продукции), утративших свои потребительские свойства.При этом под хранением понимается содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, под захоронением - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, а «обращение с отходами» подразумевает деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Судом установлено, что ООО «Базис», расположенное по адресу: <адрес>, осуществляет фармацевтическую, медицинскую и иную деятельность. (л.д. №).
В результате хозяйственной деятельности ответчика образуются бытовые отходы (класс опасности «А»), медицинские отходы (класс опасности «Б») и отходы класса Г (1) – люминесцентные лампы (л.д.№)
Как следует из пояснений представителя ответчика, ООО «Базис» осуществляется хранение отходов до их приема уполномоченными организациями, что подтверждается договорами № от <нет данных> и № от <нет данных>(л.д.№), заключенного между ООО «Базис» и ООО <данные изъяты> на утилизацию люминесцентных ламп, а также договорами № от <нет данных> и № от <нет данных> (л.д.№), заключенными между ООО «Базис» и ООО <данные изъяты> на сбор, транспортировку и захоронение отходов. Договора со специализированной организацией на сбор и утилизацию медицинских отходов ответчиком в суд не представлено.
Согласно условий указанных выше договоров:
- доставка и разгрузка люминесцентных ламп осуществляется собственными силами ООО «Базис» на территорию предприятия, расположенного в <адрес>, в соответствии с установленным графиком (п.2 Договора № от <нет данных> и п.2 Договора № от <нет данных> );
- ООО «Базис» самостоятельно организует временный сбор и хранение отходов на территории своего местонахождения, ООО <данные изъяты> оказывает услугу по сбору, транспортировке и захоронению накопленных отходов по согласованному графику (п.2 Договора № от <нет данных> и п.2 Договора № от <нет данных>).
Таким образом, поскольку ООО «Базис» является юридическим лицом и осуществляет хозяйственную деятельность, которая является источником образования отходов, накопление и хранение образующихся отходов до момента их передачи на вывоз и утилизацию осуществляется им самостоятельно, то, следовательно, ответчик оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а значит на него распространяются требования Закона об охране окружающей среды и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об экологически безопасной деятельности, либо о том, что финансово-хозяйственная деятельность не осуществлялась, ответчиком суду, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ представлено не было.
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 28 августа 2013 года, которым отменено постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области от <нет данных> № о назначении ООО «Базис» административного наказания по ст.8.41 КоАП РФ – за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, на которое ссылается представитель ответчика в обоснование своих возражений, не может быть принято судом как обстоятельства, не нуждающиеся в доказывании, по правилам статьи 61 ГПК РФ, так как отсутствуют сведения о вступлении указанного решения Арбитражного суда Смоленской области в законную силу.
Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду установлена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года N 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится и заполняется всеми без исключения предприятиями, учреждениями, организациями, иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими на территории РФ вредное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.07.2006 N 557 расчет платы подается плательщиком в территориальные органы службы не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
В связи с тем, что согласования при приеме расчетов не требуется, расчеты могут быть представлены плательщиками лично либо направлены по почте.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010г. N 717 полномочия администратора доходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). На территории Смоленской области данные функции осуществляет Управление Росприроднадзора по Смоленской области.
Из материалов дела и пояснений сторон, следует что ООО «Базис» расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду <нет данных>. в Управление Росприроднадзора по Смоленской области не предоставлялись.
Непредставление расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду ответчиком нарушает интересы государства и неопределенного круга лиц на реализацию права на благоприятную окружающую среду и её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
При таких обстоятельствах, требования Ярцевского межрайонного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая то, что в соответствии со ст. 333.36 п.1 пп.9 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ООО «Базис» в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ составляет <данные изъяты>
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Базис» произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за <нет данных> и представить их в Управление Росприроднадзора по Смоленской области в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Базис» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.Н.Короткова
Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2013 года