РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Орел «01» августа 2022 года
Орловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Лядновой Э.В.,
при секретаре Макаровой К.А.,
с участием представителей истца ФИО1, ФИО2,
представителя истца ФИО3 - ФИО4,
ответчика ФИО5,
представителя ответчика ФИО6 - ФИО7,
представителей третьего лица - Управления Федерального казначейства по Орловской области ФИО8, ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску администрации Орловского муниципального округа Орловской области к ФИО3, ФИО5, ФИО6 о взыскании денежных средств и процентов за пользование чужими денежными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Орловского муниципального округа Орловской области обратилась в суд с иском к ФИО3, ФИО5, ФИО6 о взыскании социальной выплаты и процентов за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование исковых требований указано, что в рамках подпрограммы «Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» из федерального бюджета в 2019 году бюджету Орловской области предоставлена субсидия на обеспечение устойчивого развития сельских территорий.
Приложением к постановлению Правительства Орловской области от 04.12.2013 № 411«Об утверждении государственной программы Орловской области «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области» утвержден паспорт государственной программы Орловской области «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области», включающий подпрограмму 1 «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов».
Муниципальная программа «Устойчивое развитие сельских территорий Орловского района Орловской области» утверждена Постановлением администрации Орловского района от 02.12.2013 № 3891 «Об утверждении муниципальной программы Орловского района «Устойчивое развитие сельских территорий Орловского района Орловской области».
Основное мероприятие, программы-улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
В рамках указанных программ между Департаментом сельского хозяйства Орловской области и администрацией Орловского района заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от Дата№, общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Орловского района на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2019 году 2 301 402,60 руб.
К соглашению от Дата заключено дополнительное соглашение от Дата№, в соответствии с которым общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Орловского муниципального района на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2019 году 2 396 826,26 руб.
Общий размер субсидии, предоставляемой из бюджета Орловской области бюджету Орловского муниципального района, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия: уровня софинансирования, равного 95%, составляет в 2019 году не более 2 276 984,95 руб.
В соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденных постановлением Правительства РФ от Дата№ «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», Порядком формирования и утверждения списков участников мероприятии по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, а также их продления (в случае частичного предоставления получателю социальной выплаты), предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Орловской области на улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 03.04.2018 № 131 «О финансировании мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности Орловской области, и мероприятий по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности Орловской области», право на получение социальной выплаты гражданин имеет при подтверждении собственных и (или) заемных средств в размере 30 % расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
При формировании списков граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия для предоставления субсидии в 2019 году, наличие собственных и (или) заемных средств в размере 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья ФИО3, ФИО5, ФИО10 были подтверждены в неполном объеме.
Однако на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности ФИО3 предоставлена социальная выплата в размере 602748, 31 рублей, ФИО11 предоставлена социальная выплата в размере 150218, 95 рублей, ФИО6 предоставлена социальная выплата в размере 1643859 рублей.
В соответствии с платежными поручениями администрацией Орловского района перечислены денежные средства и указанные выше суммы поступили на расчетный счет ФИО3, ФИО11, ФИО6
Вместе с тем, вынесенным в адрес администрации округа представлении Управления Федерального казначейства по Орловской области от Дата№ указано на необходимость возврата в доход федерального бюджета неправомерно предоставленной субсидии гражданам.
Администрацией Орловского муниципального округа Дата в адрес ответчиков направлена претензия с предложением в срок до Дата вернуть (перечислить) в бюджет Орловского муниципального округа ранее выданные денежные средства (социальная выплата) и проценты за пользование чужими денежными средствами.
Однако, на Дата претензии о возврате денежных средств остались без ответа, денежные средства в бюджет Орловского муниципального округа не поступили.
В судебном заседании представители истца по доверенности ФИО1, ФИО2 исковые требования поддержали в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3 - ФИО4 не согласился с исковыми требованиями, указывая, что ответчик как участник муниципальной программы, надлежащим образом подтвердила наличие у нее собственных денежных средств в размере 30% от расчетной стоимости приобретаемого жилья до выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты, что подтверждается материалами личного дела ФИО3, в связи с чем, в исковые требования являются незаконными и необоснованными.
В судебном заседании ответчик ФИО5 исковые требования не признала, указывая, что она надлежащим образом подтвердила наличие у нее собственных денежных средств в размере 30% от расчетной стоимости приобретаемого жилья до выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты. Заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению, поскольку ответчиком не утрачены условия, дающие основание на использование социальной выплаты на приобретение жилья в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», поскольку она продолжает постоянно проживать в сельской местности, денежные средства социальной выплаты были использованы ею по назначению, на строительство жилого дома, в связи с чем, цели и задачи программы, направленные на улучшение жилищных условии граждан, проживающих в сельской местности, в данном случае соблюдены.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО6 по доверенности ФИО7 исковые требования не признал, указывая, что целевые денежные средства, предоставленные ответчику по государственной программе, были израсходованы ФИО6 вместе с материнским капиталом по назначению, а именно на строительство жилого дома, расположенного на земельном участке, принадлежащем семье ответчика в равных долях по 1/5 доле, каждому на основании постановления администрации Станово-Колодезьского сельского поселения Орловского района Орловской области от Дата№ по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представители третьего лица - Управления Федерального казначейства по Орловской области по доверенности ФИО8, ФИО9 в решении вопроса полагались на усмотрение суда, указывая на то, что наличие либо отсутствие недобросовестных, противоправных действий со стороны граждан при обращении в уполномоченный орган за получением социальных выплат не влияет на законность Представления Управления Федерального казначейства по Орловской области и не опровергает факта неправомерного предоставления субсидии Администрацией Орловского муниципального округа в 2019 году.
Суд, выслушав в судебном заседании стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования администрации Орловского муниципального округа Орловской области не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, поводом для обращение в суд администрации Орловского муниципального района Орловской области о взыскании с ФИО3, ФИО5, ФИО6 денежных средств, явилось то, что проведенной Управлением Федерального казначейства по Орловской области плановой выездной проверки в адрес муниципального органа вынесено представление № от Дата по устранению причин и условий бюджетных нарушений по предоставлению субсидии с требованием возврата в доход федерального бюджета неправомерно предоставленной гражданам субсидии.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2).
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Статьями 2, 5 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от Дата№ была утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года», одной из основных задач которой являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
Во исполнение данной программы принят ряд нормативных документов, в числе Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе, молодым семьям и молодым специалистам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата№ утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», согласно которой целями мероприятии по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов. Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем, в том числе, предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности.
Постановлением Правительства Российской Федерации № от Дата было утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретения) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № к ФЦП), которым установлен порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
В соответствии с п. 2 Типового положения социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Согласно п. 8 Типового положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома (п.п. «б»).
Согласно в п. 12 Типового положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением № 5 к Программе. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Получатель социальной выплаты в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, представляет свидетельство в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления социальной выплаты (п. 24 Типового положения).
Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 30 Типового положения).
В рамках подпрограммы «Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от Дата№ «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» из федерального бюджета в 2019 году бюджету Орловской области предоставлена субсидия на обеспечение устойчивого развития сельских территорий.
Приложением к постановлению Правительства Орловской области от 04.12.2013 № 411 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области» утвержден паспорт государственной программы Орловской области «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области», включающий подпрограмму «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов».
Муниципальная программа Орловского района «Устойчивое развитие сельских территорий Орловского района Орловской области» утверждена Постановлением администрации Орловской района от Дата№.
Согласно паспорту данной Муниципальной программы ответственным исполнителем программы является администрация Орловского района, соисполнителем программы является финансовое Управление администрации Орловского района Орловской области.
В рамках муниципальной программы между Департаментом сельского хозяйства Орловской области и администрацией Орловского района заключено Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от Дата№, общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджет Орловского района на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях со финансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2019 году 2 301 402,60 рублей.
К соглашению заключено дополнительное соглашение от Дата№, в соответствии с которым общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Орловского муниципального района на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях со финансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2019 году 2 396 826,26 рублей.
Общий размер субсидии, предоставляемой из бюджета Орловской области бюджету Орловского муниципального района, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия: уровня софинансирования, равного 95%, составляет в 2019 году не более 2 276 984,95 рублей.
Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, а также их продления (в случае частичного предоставления получателю социальной выплаты), предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Орловской области на улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, установлен Приложением № 10 к государственной программе Орловской области «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области», утвержденной Постановлением Правительства Орловской области от Дата№ «Об утверждении государственной программ Орловской области «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области».
Гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать:
а) на приобретение жилого помещения в сельской местности. Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и не полнородных братьев и сестер) а также на приобретение жилого помещения, в котором гражданин постоянно проживает;
б) на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
в) на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) в сельской местности.
Согласно Типовому положению о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, Приложение № 1 к постановлению Правительства РФ от Дата№ «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», право на получение социальной выплаты гражданин имеет при подтверждении собственных и (или) заемных средств в размере 30% расчетной стоимости строительства (приобретения жилья).
В соответствии с п.4 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, а также их продления (в случае частичного предоставления получателю социальной выплаты), предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований Орловской области на улучшение жилшцных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от Дата№ «О финансировании мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности Орловской области, и мероприятий по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности Орловской области органы местного. самоуправления в срок, до 1 июня года, предшествующего году реализации мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, представляют в Департамент:
- список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия;
- сведения о привлечении средств местных бюджетов на софинансирования в соответствующем финансовом году по улучшению жидищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Согласно п.6 указанного Порядка органы местного самоуправления не позднее 1 марта текущего года направляют в Департамент сельского хозяйства Орловской области уточненный список граждан, изъявивпшх желание улучшить жилищные условия по форме, предусмотренной приложением к указанному Порядку.
В соответствии с п. 11 Порядка на основании представленных органами местного самоуправления списков получателей социальных выплат, заявлений и документов, предусмотренных пунктами 19 и 38 Типового положения, Департамент формирует сводный список получателей социальных выплат по Орловской области (далее - сводный список) в течение 10 рабочих дней со дня представления списков получателей социальных выплат органами местного самоуправления.
При выявлении в представленных документах несоответствий требованиям настоящего Порядка Департамент отказывает во включении заявителя в сводный список и возвращает документы в органы местного самоуправления в течение 10 рабочих дней, с указанием причины отказа. Органы местного самоуправления в течение 3 рабочих дней со дня получения документов от Департамента письменно уведомляют заявителя об отказе во включении в сводный список с указанием причины отказа.
Сводный список утверждается приказом Департамента в течение 30 рабочих дней со дня заключения соглашений.
Приказом Департамента от Дата№ утвержден Сводный список получателей социальных выплат по Орловской области на 2019 год. Получателями социальной выплаты согласно списку являлись ФИО3, ФИО5, ФИО6
Судом установлено, ДатаФИО3 было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на сумму 602 748,31 рублей.
До выдачи указанного свидетельства ответчик надлежащим образом подтвердила наличие у нее личных средств в размере 30% от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья в полном объеме.
При этом расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья ФИО3 составляла 861 069 рублей, 70% от стоимости которого - субсидия в размере 602 748,31 рублей, 30% - собственные денежные средства в размере 258 320,70 рублей.
До выдачи свидетельства у ФИО3 имелись денежные средства в размере 1 350 000 рублей, что подтверждается выпиской из банка.
ДатаФИО3 заключила договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Цена договора указанной квартиры составляла 2 000 000 рублей.
В соответствии с п.п. 4.1, 4.2 договора часть цены договора в размере 602 748,31 рублей оплачивается за счет средств предоставляемой социальной выплаты для приобретения жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодых специалистов, в рамках государственной программы Орловской области «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области», утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 04,12.2013 № (свидетельство №, выданное Дата), часть цены договора в размере 1 397 251,69 рублей оплачивается собственными средствами ФИО3
Ответчик ФИО3 как участник муниципальной программы, надлежащим образом подтвердила наличие у нее собственных денежных средств в размере 30% от расчетной стоимости приобретаемого жилья до выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты.
Молодой специалист ФИО5, семья которой в составе четырех человек, нуждалась в улучшении жилищных условий, стала участником федеральной программы и получателем социальной выплаты, израсходованной на строительство жилого дома на принадлежащем ее мужу земельном участке по адресу: <адрес>.
ДатаФИО5 получена социальная выплата в размере 1 033 627 рублей.
Дата истцу предоставлена оставшаяся часть выплаты в размере 150 218 рублей 95 копеек.
Размер социальной выплаты ФИО5 двумя платежами (1 033 727 +150 218, 85) составил 1183 846 рублей. Исходя из того, что получателю выплаты предоставляется социальная выплата в размере 70% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, расчетная стоимость жилого дома составляет 1 691 109 рублей, 30 % от расчетной стоимости строительства составляет 507 363 рубля.
ФИО5 в общей сложности имела собственных и заемных денежных средств на момент предоставления права на получение социальной выплаты более, чем 30% от расчетной стоимости строительства, а именно на сумму 685 000 рублей, из которых 595 000 рублей составили денежные средства от продажи автомобиля (договор купли-продажи от Дата), что на 87 637 рублей больше необходимой суммы собственных и заемных средств.
Как следует из материалов дела, собственных или заемных средств в размере не менее 30 % расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья ФИО6 не имел, поэтому использовал средства материнского капитала. Семья ФИО10, состоящая из пятерых человек (ФИО12, ФИО13 - жена, ФИО14 - сын, ФИО15 - дочь), постоянно проживала в сельской местности, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поэтому стала участником указанной выше федеральной программы, а также получателем социальной выплаты.
ДатаФИО6 было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности и предоставлена социальная выплата в размере 1 643 859 рублей. В соответствии с платежным поручением от Дата№, администрацией Орловского района Орловской области указанные выше денежные средства были перечислены на расчетный счет ответчика.
Дата между ИП ФИО16 и ФИО6 был заключен договор строительного подряда. Согласно предмету и цене договора ИП ФИО16 взяла на себя обязательства своими силами (с правом привлечении третьих лиц) и из собственных строительных материалов выполнить работы по строительству индивидуального жилого дома по проекту «Грация», проектируемой площадью 123,1 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, уч. 7, за 2 051 885 рублей, из которых 1643 859 рублей - денежные средства, предоставленные по государственной программе, а 408 026 рублей - денежные средства, предоставленные по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал.
Целевые денежные средства, предоставленные ответчику по государственной программе, были израсходованы ФИО6 вместе с материнским капиталом по назначению, а именно - на строительство жилого дома.
Таким образом, из представленных документов следует, что полученные ФИО3, ФИО5, ФИО6 денежные средства в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности были израсходованы строго по целевому назначению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Исходя из анализа норм действующего законодательства, а также с учетом установленных фактических обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что ответчиками не утрачены условия, дающие основание на использование социальной выплаты на приобретение жилья в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», поскольку ответчики продолжают постоянно проживать в сельской местности, денежные средства социальной выплаты были использованы ими на строительство жилого дома, а также приобретение квартиры, в связи с чем, цели и задачи программы, направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в данном случае соблюдены.
Судом установлена законность произведенных администрацией Орловского муниципального округа Орловской области выплат в виде субсидий ответчикам ФИО3, ФИО5, ФИО6, поскольку данные социальные выплаты получены ими на законном основании, израсходованы по целевому назначению, в связи с чем, они не могут быть признаны неосновательным обогащением, и не подлежат возврату, а проценты за пользование чужими денежными средствами взысканию с ответчиков не подлежат.
Не предоставление истцами в полном объеме документов, подтверждающих наличие необходимых собственных и (или) заемных денежных средств в размере 30 % расчетной стоимости жилого дома, не является безусловным основанием к возврату полученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований администрации Орловского муниципального округа Орловской области к ФИО3, ФИО5, ФИО6 о взыскании денежных средств и процентов за пользование чужими денежными средствами отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня составления решения в мотивированной форме.
Полный текст мотивированного решения будет изготовлен в срок до 08.08.2022.
Судья Э.В. Ляднова