ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-906/2022 от 07.10.2022 Талицкого районного суда (Свердловская область)

УИД

Решение в окончательной форме изготовлено 07 октября 2022года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Тугулым 03 октября 2022года.

Талицкийрайонный суд постоянное судебное присутствие в п.г.т. Тугулым Тугулымского района Свердловской области составе:

председательствующего судьи Крицкой Н.А.,

при секретаре Сауковой Н.Ю.,

с участием истца прокурора Тугулымского района Барахоева А.Ю.,

представителя ответчика Администрации Тугулымского городского округа Сиротиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-906/2022 по исковому заявлению прокурора Тугулымского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тугулымского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тугулымского района действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Тугулымского городского округа о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, мотивируя свои доводы тем, что в рамках надзорных мероприятийпо соблюдению требований законодательства о безопасности дорожногодвижения на территории Тугулымского района установлено несоответствиедорожного покрытия муниципальных автомобильных дорог требованиямзаконодательства о дорожной деятельности, а именно на участке автомобильной дороги в п.г.т. Тугулым ул. Ленина от дома№ 1А до дома № 144, проезжая часть имеет многочисленные повреждения ввиде выбоин, просадок, возвышений обочин, что не соответствуеттребованиям п. 5.2.4. ГОСТа 50597-2017, на участке автомобильной дороги в п.г.т. Тугулым ул. Федюнинскогоот дома № 25 до дома № 50, проезжая часть имеет многочисленныеповреждения в виде выбоин, просадок, повреждено барьерное ограждение,что не соответствует требованиям п. 5.2.4, 6.5.2 ГОСТа 50597-2017.

Просит обязать Администрацию Тугулымского городского округа в течение 3 месяцев привести указанные участки автомобильных дорог в соответствие с требованиями ГОСТ Р - 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации.Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационномусостоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожногодвижения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от26.09.2017 № 1245-ст, ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общегопользования. Требования к эксплуатационному состоянию», поскольку несоответствие установленным требованиям к эксплуатационномусостоянию дорожного полотна указанных выше участков автомобильныхдорог создает угрозу для жизни и здоровья неограниченного круга лиц,участников дорожного движения, а также препятствуют реализации жителямТугулымского городского округа в реализации своих прав, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации.

03.08.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Тугулымская поселковая управа АТГО.

Прокурор Тугулымского района Свердловской области Барахоев А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, указанным в заявлении и просил их удовлетворить, просил уточнить срок исполнения в течение трех месяцев,с даты вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика Администрации Тугулымского городского округа Сиротина Е.Н., действующая на основании доверенности № 16 от 11.04.2022 года с исковыми требованиями прокурора не согласилась, так как часть работы по устранению недостатков в содержании дорог выполнены, они ждут заключение от подрядчика.

Представитель третьего лица Тугулымской поселковой управы АТГО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, причина неявки суду не известна.

При таких обстоятельствах и на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Заслушав доводы участников судебного разбирательства, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что прокуратурой Тугулымского района в рамках надзорныхмероприятийпо соблюдению требований законодательства о безопасности дорожногодвижения на территории Тугулымского района, установлено несоответствиедорожного покрытия муниципальных автомобильных дорог требованиямзаконодательства о дорожной деятельности.

Согласно акту обследования участков автомобильных дорог от 25.04.2022 года, проведенного с привлечением государственного инспектора ОГИБДД ОМВД России по Тугулымскому району установлено, что на участке автомобильной дороги в п.г.т. Тугулым ул. Ленина от дома№ 1А до дома № 144, проезжая часть имеет многочисленные повреждения ввиде выбоин, просадок, возвышений обочин, что не соответствуеттребованиям п. 5.2.4.ГОСТа 50597-2017, на участке автомобильной дороги в п.г.т. Тугулым ул. Федюнинскогоот дома № 25 до дома № 50, проезжая часть имеет многочисленныеповреждения в виде выбоин, просадок, повреждено барьерное ограждение,что не соответствует требованиям п. 5.2.4, 6.5.2 ГОСТа 50597-2017 (л.д. 10), что также подтверждается фототаблицей результатов обследования автомобильных дорог Тугулымского городского округа (л.д. 11-13).

Наличие выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог (улиц), необходимость устранения таких недостатков, ответчиком по существу не оспаривались.

Согласно законодательству, отношения, возникающие в связи с использованиемавтомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности вРоссийской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности вРоссийской Федерации и о внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации» (далее по текстуФедеральный закон № 257-ФЗ).

Согласно ч. 1, 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожнойдеятельностью признается деятельность по проектированию, строительству,реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержаниюавтомобильных дорог.

При этом, под автомобильной дорогой понимается – объекттранспортной инфраструктуры, предназначенный для движениятранспортных средств и включающий в себя земельные участки в границахполосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под нимиконструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие иподобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся еетехнологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственныедорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройстваавтомобильных дорог.

Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильнымидорогами общего пользования местного значения городского округаявляются автомобильные дороги общего пользования в границах городскогоокруга, за исключением автомобильных дорог общегопользования федерального, регионального или межмуниципальногозначения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорогобщего пользования местного значения городского округа можетутверждаться органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с ч. 6 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗосуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорогместного значения относится к полномочиям органов местногосамоуправления в области использования автомобильных дорог иосуществления дорожной деятельности, и обеспечивается даннымиорганами.

Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: ежегодное (до1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Пунктом 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Обобщих принципах организации местного самоуправления» установлено, чток вопросам местного значения городского округа относится дорожнаядеятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вграницах городского округа и обеспечение безопасности дорожногодвижения на них, включая осуществление муниципального контроля засохранностью автомобильных дорог местного значения в границахгородского округа, а также осуществление иных полномочий в областииспользования автомобильных дорог и осуществления дорожнойдеятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по осуществлению дорожнойдеятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в томчисле по их проектированию, строительству, реконструкции, ремонту исодержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силузакона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

При этом, в силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 257-ФЗпроектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонтавтомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительнымкодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об организациидорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральнымзаконом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» инастоящим Федеральным законом.

Как указано в ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «Обезопасности дорожного движения» основными принципами обеспечениябезопасности дорожного движения являются, в том числе: приоритет жизнии здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, надэкономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдениеинтересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасностидорожного движения.

Статья 5 Федерального закона № 196-ФЗ определяет, чтообеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе,посредством осуществления деятельности по организации дорожногодвижения, материального и финансового обеспечения мероприятий побезопасности дорожного движения.

В силу ч. 1 ст. 11, ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗпроектирование, строительство и реконструкция дорог на территорииРоссийской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожногодвижения. Соответствие построенных и реконструированных дорогтребованиям технических регламентов и других нормативных документовустанавливается заключением уполномоченного на осуществлениегосударственного строительного надзора федерального органаисполнительной власти или уполномоченного на осуществлениегосударственного строительного надзора органа исполнительной властисубъекта Российской Федерации в соответствии с требованиямизаконодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при ихсодержании установленным техническим регламентам и другимнормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержаниеавтомобильных дорог.

Кроме того, технические требования к эксплуатационному состояниюавтомобильных дорог установлены Национальным стандартом РФГОСТ 50597 - 2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования кэксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечениябезопасности дорожного движения», утвержденным ПриказомРосстандарта РФ № 1245-ст от 26.09.2017.

Все требования стандартов являются обязательными и направлены наобеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровьяи имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандартРоссийской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования кэксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечениябезопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжейчасти не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей ииных повреждений.

В соответствии с таблицей 5.3 п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные иулицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому поусловиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методыконтроля» отельные повреждения (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см.и более, глубиной 5 см. и более, площадью равной или более 0,06 кв.м.подлежат устранению в срок от 1 до 10 суток; повреждения (выбоины,просадки, проломы) длиной менее 15 см., глубиной менее 5 см. на участкеполосы движения длиной 100 м., площадью от 0,1 до 2,1 кв.м. подлежатустранению в срок от 5 до 14 суток соответственно; колеи глубиной от 2 до 3

см. и длиной от 7 до 9 метров на участке полосы движения длиной 100м. должны быть устранены в срок от 5 до 14 суток.

Согласно п. 5.2.4 «ГОСТ 33220-2015 Дороги автомобильные общегопользования. Требования к эксплуатационному состоянию» покрытиепроезжей части дорог не должно иметь дефектов в виде отдельных выбоинили проломов глубиной 5 см. и более, площадью не менее 0,09 кв.м., колеиглубиной, превышающей размеры от 2,5 до 4 см.

Однако, в нарушение установленных требований дорожное покрытиена обследуемых в ходе надзорных мероприятий автомобильных дорогахимеет многочисленные повреждения, зафиксированные в фототаблице иактах выявленных недостатков в содержании дорог.

Исходя из изложенного и учитывая, что действующим законодательством наорганы местного самоуправления возложена обязанность по организациидорожной деятельности, они обязаны принять все меры к надлежащейреализации своих полномочий по ремонту и содержанию дорогмуниципального значения.

Согласно ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, атакже ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Обавтомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерациии о внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации» финансовое обеспечение расходных обязательствмуниципальных образований по осуществлению дорожной деятельности вотношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счетсредств местных бюджетов.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечениябезопасности дорожного движения являются расходными обязательствамимуниципальных образований. Администрация Тугулымского городскогоокруга является главным распорядителем бюджетных средств.

Согласно ч.1 ст. 30 Устава Тугулымского городского округазакреплено, что администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенныйполномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренныхст. 6 Устава.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 6, п. 15 ч. 1 ст. 31 Устава к вопросам местногозначения городского округа, а также к полномочиям администрацииТугулымского городского округа относится дорожная деятельность вотношении автомобильных дорог местного значения в границах городскогоокруга и обеспечение безопасности дорожного движения на них,осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильныхдорог местного значения в границах городского округа, а такжеосуществление иных полномочий в области использования автомобильныхдорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что бездействие администрации Тугулымского городского округавыражается в непринятии мер по надлежащему содержанию состояниядорожного полотна указанных автомобильных дорог и проведения ремонта, а несоответствие установленным требованиям к эксплуатационномусостоянию дорожного полотна указанных выше участков автомобильныхдорог создает угрозу для жизни и здоровья, защиту прав и законных интересов неограниченного круга лиц,участников дорожного движения, а также препятствуют реализации жителямТугулымского городского округа в реализации своих прав, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации.

Доводы ответчика Администрации Тугулымского городского округа о том, что часть работ уже проведена, в связи с чем администрация не бездействовала, суд находит не состоятельными, поскольку представленные суду документы: муниципальный контракт № А-21-30 от 08.10.2021, распоряжение Главы администрации Тугулымского городского округа № 343-р от 08.10.2021, заключение проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом № А-21-30 от 08.10.2021, письмо в ГИБДД по Свердловской области ОГИБДД ОМВД России по Тугулымскому району, и в настоящее время ждут заключение от подрядчика, не свидетельствуют о том, что дороги соответствуют требованиям ГОСТ Р-50597-2017, ГОСТ 33220-2015. Из представленных документов усматривается, что работы по ремонту дорог, у подрядчика не приняты.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению путем возложения на администрацию Тугулымского городского округа привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р - 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» вышеуказанные участки автомобильных дорог.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Тугулымского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тугулымского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения – удовлетворить.

Обязать администрацию Тугулымского городского округа в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р – 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационномусостоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст; ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» участки автомобильных дорог:

п.г.т. Тугулым ул. Ленина от дома № 1А до дома № 144;

п.г.т. Тугулым ул. Федюнинского от дома № 25 до дома № 50.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Талицкийрайонный суд Свердловской области.

Председательствующий судья Крицкая Н.А.