Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2022 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Скулкиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора к АО "Инкерманский карьер пильных известняков Инкерстром" о запрете деятельности,
установил:
Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к АО "Инкерманский карьер пильных известняков Инкерстром", впоследствии уточненным, в котором просил запретить деятельность ответчика по эксплуатации дробильно-сортировочного комплекса в границах участка недр, установленных лицензией на пользование недрами СЕВ00007ИЭ; запретить работы по рекультивации участка недр, а именно карьеров I, II, III очереди Первомайского участка северной части Инкерманского месторождения пильных известняков, карьер «Северный» до разработки документации в соответствии с требованиями Приказа Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья»; возложить на ответчика обязанность привести участок недр Первомайский участок северной части Инкерманского месторождения пильных известняков, карьер «Северный» в первоначальное состояние путем его освобождения от отвалов грунта в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что Севастопольской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательство об отходах производства и потребления, в сфере недропользования. АО «Инкерстром» выдана лицензия на пользование недрами. Деятельность ответчика осуществляется, в том числе на площадке дробильно-сортировочного комплекса, где происходит сбор, транспортирование, обработка отходов IV и V класса опасности, что не соответствует целевому назначению и видам работ, указанных в лицензии. Кроме того, истец указал, что АО «Инкерстром» проводятся работы по засыпке горной выработки техногенными грунтами в целях рекультивации нарушенных земель согласно проекту рекультивации нарушенных земель Северной части Инкерманского месторождения пильных известняков (Участок «Первомайский»), согласование которого отозвано Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. Кроме того, при проведении осмотра засыпанного грунта выявлены точечные вкрапления лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий. В ходе лабораторных исследований выявлено превышение концентрации нефтепродуктов в отобранной пробе грунта более чем в 10 раз. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель ответчика Томашева Н.В. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснив, что использование дробильного комплекса не противоречит требованиям действующего законодательства о недропользовании. Кроме того, указала, что дробление известняка на установке ПДСУ предусмотрено непосредственно паспортом на указанный объект недропользования, указывалось при ежегодном согласовании Плана горных работ в Севтехнадзоре, а также в техническом проекте на разработку месторождения, в связи с чем полагает использование дробильного комплекса правомерным. Работы по рекультивации были начаты ответчиком после согласования проекта рекультивации уполномоченным органом. В план горных работ на 2022 год, согласованный Севтехнадзором, также включен раздел рекультивации. Таким образом, ответчик полагает, что работы по рекультивации проводились в полном соответствии с требованиями законодательства. Согласно проведенных ответчиком исследований установлено, что отвалы грунта, использованные в ходе работ по рекультивации, не содержат загрязняющих веществ и не оказывают токсическое воздействие на окружающую среду.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили.
Согласно статье 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и не злоупотреблять ими.
В случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело без их участия (часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом вышеизложенных обстоятельств в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя ответчика, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты нарушенного права является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В статье 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду. Это право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению ее объектов.
Согласно положениям подп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду. Это право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению ее объектов.
Одними из основных принципов охраны окружающей среды, закрепленных в ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды предусмотрена ответственность.
В преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики Российской Федерации являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В п.7 Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, указано, что стратегической целью государственной политики в области экологического развития является сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Установлено, что АО «Инкерманский карьер пильных известняков «Инкерстром» Главным управлением природных ресурсов и экологии города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ выдана лицензия на пользование недрами СЕВ00007ТЭ с целевым назначением и видами работ для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств сроком окончания действия лицензии ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии срок действия лицензии продлевался, последний раз на основании приказа Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-р до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между АО «Инкерстром» и Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ответчику предоставлен во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 91:01:009002:325, площадью 35065 кв.м., расположенный по адресу: г.Севастополь, .
АО «Инкерстром» разработаны, согласованы и утверждены в установленном законом порядке Технический проект «Разработка Инкерманского месторождения пильных известняков (участок Первомайский)», Дополнение к техническому проекту «Разработка Инкерманского месторождения пильных известняков (участок Первомайский).
Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обращения с отходами, охраны недропользования при осуществлении АО «Инкерстром» недропользования Первомайским участком недр.
В ходе проверки установлено, что АО «Инкерстром» осуществляет деятельность в Западной части Первомайского участка Инкерманского месторождения на трех производственных площадках, соединенных транспортной сетью – грунтовыми дорогами, в том числе на площадке дробильно-сортировочного комплекса, который представляет собой бетонное покрытие с размещенной на нем установкой ПДСУ-200 и тремя металлическими контейнерами для сбора отходов после их сортировки, расположенными под лентой установки.
Выявление в ходе проверки нарушений требований к деятельности по приему и обработке отходов, проводимой ответчиком в границах участка недр, несоответствие видам работ, указанным в лицензии, послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
На основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-р, приказа начальника Управления по вопросам имущества коммунальной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Инкрестром» выдано свидетельство о праве собственности на дробильный комплекс, расположенный по адресу: г.Севастополь, .
Согласно паспорту Дробильного комплекса ПДСУ-200, 1978 года выпуска, получен и введен в эксплуатацию АО «Инкерстром» на Первомайском участке в 1978 году.
Как следует из лицензии на пользование недрами серии СЕВ №ТЭ, АО «Инкерстром» предоставлено право на ведение работ для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
Таким образом, деятельность по переработке отходов с использованием принадлежащего ответчику дробильного комплекса осуществляется на Первомайском участке более 50 лет, не противоречит условиям выданной ответчику лицензии, а следовательно деятельность по использованию дробильного комплекса является правомерной.
Более того, деятельность по переработке отходов осуществляется на отработанном участке Северной части Первомайского участка Инкерманского месторождения, что, вопреки доводам истца, исключает возможность причинения вреда недрам.
Использование дробильного комплекса предусмотрено, в том числе техническим проектом «Разработка Инкерманского месторождения пильных известняков (участок Первомайский)», согласованным начальником Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что деятельность АО «Инкерстром» по переработке отходов с использование дробильного комплекса ПДСУ-200 соответствует требованиям действующего законодательства и выданной ответчику лицензии на пользование недрами, не оказывает негативного влияния на недра и окружающую среду, в связи с чем исковые требования о запрете данной деятельности являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Также основанием исковых требований послужило проведение ответчиком работ по рекультивации с нарушением требований законодательства.
Согласно статье 22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований технических проектов и выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами.
В соответствии с п. 8 ст. 22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, ликвидировать в установленном порядке горные выработки, не подлежащие использованию.
Частью 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Согласно п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (далее - Правил рекультивации) разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, АО «Инкерстром» на карьере I, II, III очереди Северной части Первомайского участка Инкерманского месторождения запасы полезного ископаемого по подошве полностью отработаны, что подтверждается справкой ООО «Горнопроектное бюро» от ДД.ММ.ГГГГ.
На указанном отработанном участке недр АО «Инкерстром» начаты работы по рекультивации путем отвалов грунта.
В соответствии с п.8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Правила), рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
В силу пп. «б» п. 26 Правил указанные лица обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок не позднее чем 7 месяцев со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель.
Согласно п.28 Правил срок проведения работ по рекультивации земель определяется проектом рекультивации земель.
При этом проведение рекультивации нарушенного земельного участка, помимо указанных правил, регламентировано положениями Земельным кодекса Российской Федерации, действовавшим на момент использования и передачи земельного участка, Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О недрах».
Проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил (п.п. «в» п.15 Правил).
Как следует из материалов дела, АО «Инкерстром» разработан проект рекультивации отработанного участка месторождения, который во исполнение требований вышеуказанных норм права был направлен на согласование в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее Департамент).
Согласно письму Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№ представленный проект был согласован в связи с отсутствием возражений к проекту.
Впоследствии АО «Инкерстром» утвердило данный проект рекультивации и в соответствии с требованиями пункта 24 Правил направило уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель в Севприроднадзор, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ№, а также в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по и городу Севастополю (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№).
ДД.ММ.ГГГГ Севастопольским межрайонным природоохранным прокурором в адрес директора Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя внесено представление об устранении нарушений закона, в котором истец указывает на отсутствие оснований для согласования представленного АО «Инкерстром» проекта рекультивации в связи с несоответствием его требованиям законодательства.
Как следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ№, Департамент, рассмотрев представление Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора, в целях устранения выявленных нарушений Департамент отозвал ранее направленное письмо о согласовании проекта рекультивации. Ссылок на конкретные нарушения действующего законодательства, исключающие возможность согласования проекта рекультивации, Департаментом в письме не приведено.
В обоснование исковых требований истец ссылается на положения Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О недрах» (далее ФЗ «О недрах»), предусматривающие порядок ликвидации или консервации по истечении установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участка недр или при досрочном прекращении пользования недрами (ст.26 ФЗ «О недрах».
Между тем, как следует из выданной АО «Инкерстром» лицензии на пользование недрами СЕВ00007ТЭ с целевым назначением и видами работ для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, срок окончания действия лицензии ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в силу вышеизложенных норм права у АО «Инкерстром» не возникла обязанность по разработке проекта ликвидации или консервации спорных участков недр в связи с наличием действующей лицензии на право пользования недрами.
В вышеуказанном предписании природоохранного прокурора в качестве основания для отзыва согласования проекта рекультивации указывается на ссылки на Правила охраны недр ПБ07-601-03, утратившие силу, отсутствие агрохимического и эколого-токсикологического обследования участка, отсутствие эколого-экономического обоснования рекультивации земель, а также противоречия в части площади участка работ.
Между тем, само по себе указание в проекте рекультивации недействующего нормативного акта не свидетельствует о несоответствии в целом проекта требованиям действующего законодательства.
Отсутствие агрохимического и эколого-токсикологического обследования участка с учетом неоспариваемого сторонами в ходе судебного разбирательства отсутствия слоя почвы на спорном участке недр также не свидетельствует о наличии нарушений при разработке проекта.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные в предписании недостатки не свидетельствуют о несоответствии разработанного проекта рекультивации требованиям действующего законодательства и сами по себе не могли являться основанием для отзыва согласования Департаментом, тем более при отсутствии предусмотренной законом процедуры его отзыва.
Доводы истца о наличии загрязнений в отвалах грунта, использованных ответчиков в ходе проведения работ по рекультивации, также не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Так, согласно экспертному заключению по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в » с учетом протокола лабораторных исследований №-СХТ-218 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ООО «Полимертест», техногенный грунт (рекультивационный), производимый по ТУ ДД.ММ.ГГГГ-003-00298985/2021 АО «Инкерстром», может применяться в качестве материала для рекультивации нарушенных земель, карьеров, земляных выемок и т.д., обратной засыпки фундаментов при строительстве, выравнивания рельефа, благоустройства и планировки территории, соответствует «Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)», утвержденным Решением Комиссии таможенного союза № от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд критически относится к представленным истцом протоколам отбора проб и протоколам лабораторных испытаний, согласно которым в пробах грунта, использованного АО «Инкерстром» для проведения рекультивации обнаружены нефтепродукты в количестве 122 мг/кг, что, по мнению истца, превышает допустимый уровень содержания нефтепродуктов согласно технических условий, утвержденных ответчиком.
Согласно новой редакции ТУ АО «Инкерстром» допустимый уровень содержания нефтепродуктов составляет 1000 мг\кг, что не противоречит требованиям действующего законодательства, а следовательно концентрация нефтепродуктов, установленная истцом в ходе проведения проверки, соответствует требования технических условий.
Кроме того, как следует из результатов лабораторных исследований, проведенных ФГБУ «ЧерАЗмордирекция», фоновая концентрация нефтепродуктов в грунте рекультивируемого карьера не превышает 5 мг\кг.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что работы по рекультивации участка недр выполняются АО «Инкерстром» в соответствии с требованиями действующего законодательства, на основании проекта, согласованного в установленном порядке.
Учитывая изложенное, исковые требования о запрете на проведение работ по рекультивации и возложении обязанности привести участок недр в первоначальное состояние путем освобождения от отвалов грунта являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора к АО "Инкерманский карьер пильных известняков Инкерстром" о запрете деятельности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В.Просолов