Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Горлова А.С.
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Западного округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к ООО «<адрес>сройэкспертиза», Департаменту архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар о признании незаконным экспертного заключения, разрешения на строительство и градостроительного плана земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Западного округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «<адрес>сройэкспертиза», Департаменту архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар о признании незаконным заключения негосударственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № проектной документации на строительство капитального объекта «Два 24-этажных жилых дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения по <адрес> набережной, 39 в г. Краснодаре», разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на строительство капитального объекта «Два 24-этажных жилых дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения по <адрес> набережной, 39 в г. Краснодаре», и градостроительного плана от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка общей площадью 5677 кв.м. с кадастровым номером 23:43:0000000:1621, расположенного по адресу г. Краснодар, <адрес> набережная, 39, подготовленный Департаментом архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар.
В обосновании заявленных требований указано, что проведенной прокуратурой Западного округа г. Краснодара проверкой соблюдения земельного и градостроительного законодательства установлено, что на земельном участке общей площадью 5677 кв.м. с кадастровым номером 23:43:0000000:1621, по адресу г. Краснодар, <адрес> набережная, 39, собственником земельного участка ОАО «Кубанское речное пароходство» осуществляются строительные работы на основании разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на строительство капитального объекта «Два 24-этажных жилых дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения по <адрес> набережной, 39 в г. Краснодаре». Указанное разрешение выдано Департаментом архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар на основании положительного заключения негосударственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № проектной документации на строительство капитального объекта «Два 24-этажных жилых дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения по <адрес> набережной, 39 в г. Краснодаре» и градостроительного плана от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка общей площадью 5677 кв.м. с кадастровым номером 23:43:0000000:1621, расположенного по адресу г. Краснодар, <адрес> набережная, 39.
Однако указанные документы – разрешение на строительство, заключение негосударственной экспертизы и градостроительный план, выданы с существенным нарушением земельного, градостроительного и водного законодательства, а именно: возводимый многоквартирный дом будет располагаться в двадцатиметровой береговой полосе <адрес>, на земельном участке не отведенном для строительства, с нарушением требований местных нормативных актов в части количества машиномест. Кроме того, в состав проектной документации включена схема планировочной организации земельного участка, выполненная не в соответствии с градостроительным планом.
В результате неправомерных действий ответчиков нарушаются как требования законодательства, так и права неопределенного круга лиц на благоприятные условия жизнедеятельности, что и послужило основанием для предъявления иска.
В судебном заседании помощник прокурора Западного округа г. Краснодар ФИО3 исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск полностью.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар по доверенности ФИО4 против исковых требований возражала, просила в иске отказать полностью.
Представитель ответчика ООО «<адрес>стройэкспертиза» по доверенности ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, пояснила, что положительное заключение негосударственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № проектной документации на строительство капитального объекта «Два 24-этажных жилых дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения по <адрес> набережной, 39 в г. Краснодаре» было выдано на основании полного соответствия проектной документации требованиям технических регламентов в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ на основании градостроительного плана, который на момент проведения экспертизы не был признан не действительным. Просила в исковых требованиях отказать полностью.
Представитель третьего лица ОАО «Кубанское речное пароходство» по доверенности ФИО6 в судебном заседании пояснил, что между администрацией МЩ г. Краснодар и ОАО «Кубанское речное пароходство» ДД.ММ.ГГГГ было подписано соглашение о сотрудничестве, предметом которого явилась комплексная застройка жилого массива с инженерными сетями и социальной инфраструктурой. На сегодняшний день из 5 запланированных жилых домов 4 построено и введено в эксплуатацию. В ходе проектирования 5 литера первоначальное расположение не входило в береговую полосу реки Кубань, смещение положения дома произошло по инициативе главных архитекторов края в следствии необходимости придания мосту из центральной части города законченного вида. Поскольку часть блок секций 5.1 литера на три метра вошла в береговую полосу, градостроительным планом предусмотрено выполнение компенсирующих мероприятий – строительство берегоукреплений и благоустройство набережной.
Просил в исковых требованиях отказать полностью.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на земельном участке общей площадью 5677 кв.м. с кадастровым номером 23:43:0000000:1621, по адресу г. Краснодар, <адрес> набережная, 39, собственником земельного участка ОАО «Кубанское речное пароходство» осуществляются строительные работы на основании разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на строительство капитального объекта «Два 24-этажных жилых дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения по <адрес> набережной, 39 в г. Краснодаре». Указанное разрешение выдано Департаментом архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар на основании положительного заключения негосударственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № проектной документации на строительство капитального объекта «Два 24-этажных жилых дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения по <адрес> набережной, 39 в г. Краснодаре» и градостроительного плана от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка общей площадью 5677 кв.м. с кадастровым номером 23:43:0000000:1621, расположенного по адресу г. Краснодар, <адрес> набережная, 39.
Указанный земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:1621 возник в результате объединения двух земельных участков: земельного участка площадью 2292 кв.м с кадастровым номером 23:43:0208012:16 и земельного участка площадью 3385 кв.м. с кадастровым номером 23:43:0208012:15, в отношении которых Департаментом архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар ДД.ММ.ГГГГ подготовлен градостроительный план № RU 23306000-00000000002681.
На основании указанного градостроительного плана № RU 23306000-00000000002681 ООО «Краснодарархпроект» осуществило разработку проектной документации.
На основании заявления ОАО «Кубанское речное пароходство» и договора на проведение негосударственной экспертизы ООО «<адрес>сройэкспертиза» произведена экспертиза указанной выше проектной документации на предмет ее соответствия требованиям технических регламентов и получено положительное заключение негосударственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № проектной документации на строительство капитального объекта «Два 24-этажных жилых дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения по <адрес> набережной, 39 в г. Краснодаре».
После объединения участков в отношении вновь образованного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:1621 Департаментом архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен новый градостроительный план № RU 23306000-00000000003166.
То обстоятельство, что разработка проектной документации и как следствие негосударственная экспертиза проектной документации осуществлялось на основании градостроительного плана № RU 23306000-00000000002681, а не градостроительного плана № RU 23306000-00000000003166, а так же то, что в соответствии с чертежом градостроительного плана № RU 23306000-00000000003166 земельного участка место размещения литера 5.1. 24-этажного жилого дома выполнено без отступа от западной границы земельного участка, что привело к возможности строительства жилого дома в 20-метровой береговой полосе реки Кубань, по мнению истца, является основанием для признания незаконным заключения негосударственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № проектной документации на строительство капитального объекта «Два 24-этажных жилых дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения по <адрес> набережной, 39 в г. Краснодаре», разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на строительство капитального объекта «Два 24-этажных жилых дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения по <адрес> набережной, 39 в г. Краснодаре», и градостроительного плана от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка общей площадью 5677 кв.м. с кадастровым номером 23:43:0000000:1621.
Суд не может согласиться с указанными доводами истца по следующим основаниям.
Статьей 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Градостроительного Кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления или уполномоченная организация проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.. ., выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Основанием к отказу в выдаче разрешения на строительство, по правилам ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, может послужить отсутствие документов, предусмотренных ч. ч. 7 и 9 настоящей статьи или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана.
В соответствии с п. 2 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Однако в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в качестве приложения к заявлению ОАО «Кубанское речное пароходство» о выдаче разрешения на строительство либо несоответствия представленной ОАО «Кубанское речное пароходство» проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
То обстоятельство, что в основу проектной документации был положен градостроительный план земельного участка площадью 2292 кв.м с кадастровым номером 23:43:0208012:16 и земельного участка площадью 3385 кв.м. с кадастровым номером 23:43:0208012:15, а не градостроительный план земельного участка возникшего после объединения указанных участков не может являться основанием для признания незаконными проектной документации, заключения негосударственной экспертизы и разрешения на строительство, так как после объединения земельных участков ни площадь, ни разрешенное использование земельного участка не изменились.
Доводы истца о том, что часть литера 5.1 многоквартирного жилого дома будет возведена в двадцатиметровой береговой полосе реки Кубань, подлежат отклонению, так как градостроительным планом предусмотрено выполнение компенсирующих мероприятий – строительство берегоукреплений и благоустройство набережной. Во исполнения указанного предписания между администрацией МО г. Краснодар и ОАО «Кубанское речное пароходство» было подписано инвестиционное соглашение, согласно которому пароходство инвестирует в строительство указанных объектов, а администрация выступает заказчиком строительства. Все результаты работ по условиям соглашения переходят в муниципальную собственность.
Доводы истца о том, что в градостроительном плане № RU 23306000-00000000002681 нарушено требование местных нормативных актов в части количества машиномест подлежат отклонению, как необоснованные. Ссылка истца на решение Городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ как на основание нарушения местных нормативных актов, устанавливающих дополнительные требования по обеспечению парковочных мест, в данном случае не применима в силу п.1.ст. 4 ГК РФ. Как предусмотрено указанной нормай, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Таким образом, градостроительный план, полученный в 2012 году не содержал повышенных требований к количеству парковочных мест. Проектирование парковок осуществлялось на основании действующего законодательства.
Обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, прокурор свои доводы мотивировал тем, что выдача разрешения на строительство на основании градостроительного плана и экспертного заключения, не соответствующих требованиям закона и технических регламентов, не может быть признана законной и обоснованной. При этом прокурор, требующий судебной защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в нарушение требования ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представил доказательств, подтверждающих в чем именно выражено нарушение прав неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 209 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В исковых требованиях прокурора Западного округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к ООО «<адрес>сройэкспертиза», Департаменту архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар отказать полностью.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца через Ленинский районный суд г. Краснодара.
Председательствующий: