ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9075/1125 от 25.10.2011 Курганского городского суда (Курганская область)

                                                                                    Курганский городской суд Курганской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Курганский городской суд Курганской области — СУДОПРОИЗВОДСТВО - СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-9075/11 25 октября 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский городской суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Ушаковой И.Г.

при секретаре Шишкиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 25 октября 2011 года гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кургане Курганской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кургане о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 12.04.1984 г. по 08.01.1985 г., с 18.03.1985 г. по 20.07.1987 г., назначении досрочной трудовой пенсии со дня обращения с 01.08.2011 г. В обоснование иска указал, что 25 июля 2011 года он обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ от 17.12.2001 г. 17 августа 2011 года решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан решила отказать в зачете некоторых периодов. Считает незаконным решение комиссии в части отказа в зачет в специальный стаж периодов работы 12.04.1984 г. по 08.01.1985 г., с 18.03.1985 г. по 20.07.1987 г., так как в эти периоды он работал водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, полагала отказ является обоснованным.

Заслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кургане Курганской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости 25.07.2011 г.

Решением начальника Управления от 17.08.2011 г. № 3/238293 отказало ему во включении в стаж на соответствующих видах работ следующих периодов работы: с 12.04.1984 г. по 08.01.1985 г., с 18,03.1985 г. по 20.07.1987  г. - в качестве водителя 2 класса на автобус в Автоколонне № 1855 г. Кургана, т.к. первичными документами не подтверждается занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах, что предусмотрено шт. 10 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с пп.10 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах  соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Юридически значимым обстоятельством по делу является факт работы в должности водителя автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах, а не иных маршрутах.

Согласно Устава автомобильного транспорта РСФСР, утв. постановлением СМ РСФСР от 08.01.1969 г. № 12, автомобильные перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные, межреспубликанские и международные.

К городским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в пределах черты города (другого населенного пункта).

К регулярным относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. Особенности регулирования труда и отдыха водителей автотранспорта предусмотрены Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Минтруда России от 25.06.1999 N 16.

Водителям при работе на городских пассажирских маршрутах устанавливались повышенные часовые тарифные ставки по сравнению с другими водителями, работавшими на автобусах таких же типов.

На основании лицевых счетов, коллективного договора можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии регулярных городских пассажирских маршрутов за месяц.

При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца.

В рабочее время включается суммарное время работы на линии регулярного пассажирского маршрута и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций: 1. На проведение подготовительно-заключительных работ. До введения условий оплаты труда в соответствии с постановлением ЦК КПСС, СМ СССР от 17.09.1986 г. №  1115 на проведение подготовительно-заключительных работ - 18 минут в смену, после введения - по норме, установленной самим предприятием. 2. На прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров (по норме, установленной предприятием). 3. На участие в плановых технических обслуживаниях № 1 и № 2 (фактическое время) и на устранение эксплуатационных неисправностей автобуса, при работе на регулярных городских пассажирских маршрутах (фактическое).

Время выполнения указанных работ также можно рассчитывать на основании лицевых счетов (ведомостей на получение заработной платы).

Если водители автобусов, троллейбусов и трамваев в течение рабочего времени наряду с работой на регулярных городских маршрутах совмещают работу на пригородных маршрутах или осуществляют заказные перевозки по маршрутам, не являющимся городскими, то вопрос об их праве на досрочное назначение пенсии по старости решается в зависимости от того, какой процент рабочего времени составляют работы, дающие право на досрочную пенсию.

При выполнении перечисленных выше работ занятость водителей на регулярных городских маршрутах должна составлять не менее 80% рабочего времени, установленного им в соответствии с трудовым законодательством. В таком случае их можно считать работниками, постоянно в течение полного рабочего дня занятыми на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии. Постоянная занятость водителей на этих работах устанавливается на основании путевых листов, выписок из лицевых счетов, ведомостей на заработную плату и аналогичных документов.

Действующим пенсионным законодательством не установлено право на досрочное пенсионное обеспечение водителям автобусов, троллейбусов и трамваев на пригородных маршрутах, а также выполняющим заказные перевозки по маршрутам, не являющимся регулярными городскими.

В соответствии с Приказом Минтранса России от 8 января 1997 г. N 2 автобусом является транспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8 (классификация автотранспортных средств принята правилами ЕЭК ООН, М-2 и М-3). Автобусный маршрут - установленный в процессе организации перевозок путь следования автобусов между начальным и конечным пунктами. Однако водители так распространенных в настоящее время маршрутных автобусов не пользуются правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как маршрутные перевозки не являются регулярными перевозками и для них не предусмотрено движение по расписанию. Трамваи и троллейбусы являются городским электротранспортом и осуществляют перевозку пассажиров в пределах города по определенным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров в строго обозначенных остановочных пунктах.

Трудовая деятельность в данном случае подтверждается записями в трудовой книжке водителя, путевыми и маршрутными листами, приказами о закреплении водителя за определенным транспортным средством и т.д.

Водители автобусов, занятые на таких видах перевозок, как экспрессные и таксомоторные маршрутные, подп. 10 не предусмотрены.

Работа на городских пассажирских регулярных маршрутах может организовываться с полуэкспрессным, экспрессным, обычным режимом движения или сочетать в течение дня указанные режимы в зависимости от величины, колебаний, направленности пассажиропотоков. Организация любого из перечисленных режимов движения городских маршрутов не меняет вида автобусных перевозок.

Таким образом, водители автобусов, работающие в режиме экспрессных перевозок, могут пользоваться правом на досрочное назначение пенсии, если документально подтвердят выполнение требований, предъявляемых к городским пассажирским регулярным автобусным маршрутам как виду перевозок.

Из трудовой книжки истца следует, что в период с 12.04.1984 г. по 20.07.1987 г. ФИО1 работал в должности водителя 2 класса на автобусе в Автоколонне № 1855.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 12.09.2011 года МУ «Курганское муниципальное предприятие городского пассажирского транспорта» (МПГПТ) ликвидировано вследствие банкротства.

Из архивной справки МУ «Муниципальный архив города Кургана» от 18.10.2011 г. № 762 следует, что имеются сведения о работе ФИО1 в должности: с 12 апреля 1984 года – водитель 2 класса отряда № 4, с 9 января 1985 года – слесарь по ремонту двигателей а/м, реммастерские, с 18 марта 1985 года – водитель 2 класса отряда № 4, с 20 июля 1987 года – уволен по ст. 31 КЗОТ РСФСР. Приказа о переводе водителем в 1984 году не имеется. Приказом № 2-к от 7 января 1985 года ФИО1 водитель 2 класса переведен слесарем по ремонту двигателей автомашин 1 разряда на основании заявления. Приказом № 16-к от 18 марта 1985 года ФИО1 слесарь по ремонту двигателей автомашин 1 разряда переведен водителем 2 класса на автобус на основании заявления. Приказом № 57-к от 21 июля 1987 года ФИО1 водитель 2 класса с работы с 20 июля 1987 года по ст. 31 КЗОТ РСФСР по собственному желанию.

Из архивных документов КМПГПТ, подтверждающих деятельность Автоколонны № 1855, Приказа № 100 от 13 февраля 1981 года «Об утверждении Временного положения по оплате труда и премированию водителей городских бригад при коллективной ответственности за результаты труда», Приказа № 95 от 31 января 1985 года «Об утверждении «Положения по оплате труда и премированию водителей автобусов Курганской автоколонны № 1855», Приказа № 501 от 04 мая 1989 года «Об утверждении «Положения по оплате труда и премированию водителей автобусов», Положения от 27 мая 1991 года по оплате труда и премированию водителей автобусов Курганской автоколонны № 1855, работающей в условиях хозрасчёта и самофинансирования», прослеживается порядок определения и начисления заработной платы водителям автобусов за период с 1980 по 2002 годы включительно, а также основания и виды премирования отдельных категорий водителей, осуществляющих те или иные виды перевозок.

Разделом II Приказа № 95 от 31 января 1985 года «Об утверждении «Положения по оплате труда и премированию водителей автобусов Курганской автоколонны № 1855» установлены виды и основания премирования водителей автобусов, осуществляющих внутригородские маршрутные перевозки: коэффициент трудового участия, который вводится в целях объективной оценки трудового вклада каждого водителя и конечные результаты работы бригады в зависимости от его дисциплины, производительности, качества труда и общественной работы в коллективе.

В соответствии с пунктом 2.3. Приказа № 95 от 31 января 1985 года «Об утверждении «Положения по оплате труда и премированию водителей автобусов Курганской автоколонны № 1855» значится, что водителям автобусов, осуществляющих внутригородские маршрутные перевозки, выплачивается премия за соблюдение графика движения.

Аналогичное правило есть и в разделе II (пункт I) Приказа № 501 от 04 мая 1989 года «Об утверждении «Положения по оплате труда и премированию водителей автобусов», а также в разделе II (пункт I) Положения от 27 мая 1991 года по оплате труда и премированию водителей автобусов Курганской автоколонны № 1855, работающей в условиях хозрасчёта и самофинансирования».

Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" определено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж период его работы, подлежащий по его мнению зачету в специальный стаж, вопрос о тождественности выполняемых истцом функции, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться исходя из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседаний (характера и специфики условий, осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организации, в которых работает истец).

Показаниями свидетелей ФИО4, ФИО5 в судебном заседании подтверждены доводы истца о том, что характер его деятельности в спорный период в должности водителя второго класса автобуса тождественен характеру работы водителя, занятого на регулярных городских пассажирских маршрутах, а именно подтверждено, что в работе истца имели место подготовительно-заключительные работы, предрейсовые медицинские осмотры, работа осуществлялась на транспортном средстве, предназначенном для перевозки пассажиров в черте города, движение на автобусе осуществлялось на регулярных маршрутах, проходящих в пределах черты города, с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках, рейсы проводились по расписанию, со своевременным следованием по промежуточным контрольным пунктам, согласно выданным путевым листам и графику движения.

Свидетельскими показаниями подтверждено отсутствие занятости истца в спорный период времени на таких видах перевозок, как экспрессных и таксомоторных, маршрутных, междугородных и заказных.

Вместе с тем, суд находит подлежащими включению в стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии, периоды работы истца с 12.04.1984 г. по 09.01.1985 г., с 18.03.1985 г. по 30.06.1985 г., с 01.09.1985 г. по 20.07.1987 г. по следующим основаниям.

Как указывалось выше, приказом № 2-к от 7 января 1985 года ФИО1 водитель 2 класса переведен слесарем по ремонту двигателей автомашин 1 разряда на основании заявления. Приказом № 16-к от 18 марта 1985 года ФИО1 слесарь по ремонту двигателей автомашин 1 разряда переведен водителем 2 класса на автобус.

Кроме того, согласно архивной справке от 18.10.2011 года № 762 в ведомостях начисления заработной платы водителям отряда № 4 имеются сведения о начислении сумм за донорские дни ФИО1 – 1985 год – июль - 14-21, август – 12-67.

В соответствии со ст.19 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ пенсия назначается с даты обращения гражданина за ее назначением, но не ранее возникновения права на нее.

Представитель ответчика ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в г. Кургане» не оспаривала дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии с 01.08.2011 года, а также то, что при включении в стаж исключенных периодов у него набирается необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии с 1 августа 2011 года – при достижении возраста 55 лет.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 ФИО7 к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кургане Курганской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 12.04.1984 г. по 08.01.1985 г., с 18.03.1985 г. по 20.07.1987 г., назначении досрочной трудовой пенсии со дня обращения с 01.08.2011 г. удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кургане Курганской области включить ФИО1 ФИО8 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии периоды работы в должности водителя 2 класса на автобусе в Автоколонне № 1855 в г. Кургане с 12.04.1984 г. по 09.01.1985 г., с 18.03.1985 г. по 30.06.1985 г., с 01.09.1985 г. по 20.07.1987 г.,

назначить ФИО1 ФИО9 досрочную трудовую пенсию по старости с 1 августа 2011 года,

в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганской областной суд в срок 10 дней через Курганский городской суд со дня вынесения мотивированного решения.

Судья И.Г. Ушакова

Дело № 2-9075/11 25 октября 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть

Курганский городской суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Ушаковой И.Г.

при секретаре Шишкиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 25 октября 2011 года гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кургане Курганской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 ФИО10 к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кургане Курганской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 12.04.1984 г. по 08.01.1985 г., с 18.03.1985 г. по 20.07.1987 г., назначении досрочной трудовой пенсии со дня обращения с 01.08.2011 г. удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кургане Курганской области включить ФИО1 ФИО11 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии периоды работы в должности водителя 2 класса на автобусе в Автоколонне № 1855 в г. Кургане с 12.04.1984 г. по 09.01.1985 г., с 18.03.1985 г. по 30.06.1985 г., с 01.09.1985 г. по 20.07.1987 г.,

назначить ФИО1 ФИО12 досрочную трудовую пенсию по старости с 1 августа 2011 года,

в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганской областной суд в срок 10 дней через Курганский городской суд со дня вынесения мотивированного решения.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 31 октября 2011 года в 16 час. 00 мин.

Судья И.Г. Ушакова