РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2014 года г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Наумкиной В.Н.,
при секретаре Соклаковой Е.И.,
с участием представителей истца ФИО1 - по доверенности ФИО5, адвоката ФИО9, представившей ордер № от Дата и удостоверение №, представителей ответчика - администрации Мценского района - по доверенности ФИО2, представителей третьих лиц - ФГБУ культуры «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник ФИО8 «<...>» ФИО3, Управления по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области - по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску ФИО5, действующей в интересах ФИО1, к администрации Мценского района Орловской области о признании отказа администрации Мценского района Орловской области от Дата № в предоставлении в собственность земельного участка незаконным и обязании ответчика передать в собственность земельного участок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5, действующая в интересах своего супруга ФИО1, обратилась в суд с иском к администрации Мценского района Орловской области, в котором просит признать отказ администрации Мценского района Орловской области от Дата № в предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка общей площадью <...> кв.м., имеющего кадастровый №65, расположенного по адресу: <адрес> недействительным.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что в соответствии с договором аренды № от Дата, заключенным между ФИО5 и администрацией Мценского района Орловской области, в пользование семье ФИО1 был выделен земельный участок для ведения огородничества по адресу: <адрес> В Дата ФИО1 обратился к ответчику с заявлением на получение земельного участка для ведения ЛПХ в собственность. Дата решением главы администрации Мценского района ему было отказано в этом.Спор был предметом рассмотрения в Мценском районном суде, в иске ФИО1 было отказано в связи с тем, что земельный участок полностью находится в охранной зоне объекта культурного наследия ФГБУ культуры «Государственный мемориальный и природный музей - заповедник ФИО8 «<...>». В Дата была получена кадастровая выписка на спорный земельный участок, согласно которой участок полностью входит в зону регулирования застройки объекта культурного наследия Государственного мемориального и природного музея-заповедника ФИО8 «<...>». Кроме того, из плана-проекта зон охраны музея-заповедника со схемами и описаниями зон, входящих в состав территории заповедника, следует, что деревня <адрес> сельского поселения, где располагается земельный участок, находится в зоне регулирования застройки исторических населенных пунктов.Таким образом, те обстоятельства, которые послужили причиной отказа в предоставлении земельного участка в собственность в судебном порядке, в настоящее время изменились.Дата ФИО1 снова обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.Письмом от Дата за № ему было сообщено, что согласно решению Мценского районного суда Орловской области от Дата земельный участок ограничен в обороте, поэтому в частную собственность граждан или юридических лиц предоставить его невозможно. Представитель истца полагает, что отказ в предоставлении ФИО1 земельного участка в собственность является незаконным, поскольку в настоящее время земельный участок входит в состав земель зон регулирования застройки объекта культурного наследия.
В связи с чем просит суд признать отказ администрации Мценского района Орловской области от Дата № в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №, незаконным.
В ходе рассмотрения данного гражданского дела представитель истца исковые требования увеличил, просит суд обязать ответчика администрацию Мценского района Орловской области предоставить ФИО1 спорный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кад. №, в собственность.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания был уведомлен надлежащим образом. Его интересы на основании доверенности представляли ФИО5 и на основании ордера - адвокат ФИО9
Представители истца ФИО1 - ФИО5 и ФИО9 в судебном заседании поддержали заявленные требования по указанным в иске основаниям, а так же пояснили, что спорный земельный участок на протяжении ряда лет не обрабатывался, был заросший сорняками и завален мусором. И когда семье ФИО1 предоставили указанный участок по договору аренды, то последние раскорчевали там все кусты, убрали сорняки, мусор и стали использовать его для выращивания овощей.
Представитель ответчика - администрации Мценского района Орловской области - ФИО2 исковые требования не признал, суду пояснил, что согласно кадастровой выписке спорный земельный участок полностью входит в охранную зону объекта культурного наследия «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник ФИО8 «<...>». Согласно п. 2 ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство. При этом п. 2 ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» установлено, что земельный участок, выделяемый для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе может использоваться и для возведения жилого дома, а также производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений. Так как использование земельного участка в границах охранной зоны в целях строительства не допускается, ФИО1 было отказано в предоставлении испрашиваемого им земельного участка в собственность. В силу п. 4 ч. 5 и ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, ограничиваются в обороте, а земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Указом Президента РФ от 2 апреля 1997 года № «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» Государственный мемориальный и природный музей-заповедник ФИО8 «<...>», включая территорию с расположенными на ней памятниками истории и культуры, отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Поскольку спорный земельный участок ограничен в обороте, он не может быть предоставлен ФИО1 в собственность.
Представитель третьего лица - управления по муниципальному имуществу <адрес> ФИО4 возражает против удовлетворения исковых требований ФИО1, поскольку спорный земельный участок находится в охранной зоне.
Представитель третьего лица - ФГБУ культуры «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник ФИО8 «<...>» ФИО3 не возражает против удовлетворения исковых требований ФИО1 и пояснила, что в соответствии с п. 3 ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Согласно проекту зон охраны музея-заповедника ФИО8 «<...>» зона регулирования застройки исторических населенных пунктов, расположенных в пределах охранной зоны, включает в <адрес> застроенную старую часть села в исторических границах, а также новый участок села, зарезервированный под развитие общественного центра и жилищное строительство, куда входит д. <адрес>. В целом режим зоны регулирования застройки предусматривает обязательное сохранение застройки, сохранение и воссоздание ценных планировочных направлений, ограничение этажности индивидуальной застройки, но при этом не имеет никаких запретов в предоставлении земли в собственность.
Представитель третьего лица - глава администрации <адрес> сельского поселения <адрес> ФИО10 не возражает против удовлетворения исковых требований ФИО1 и пояснила, что деревня <адрес> находится в зоне регулирования застройки и расположена на определенном расстоянии от музея-заповедника ФИО8 «<...>». Поэтому выделением этого земельного участка в собственность ФИО1 музею-заповеднику ФИО8 «<...>» никакого ущерба или иного вреда это не причинит. Семья ФИО1 одна из немногих, которая занимается подсобным хозяйством, обрабатывает землю, выращивают овощи. Действительно, истец спорный земельный участок облагородил, убрал мусор, вырубил кусты, поэтому она не возражает против удовлетворения требований истца.
Представитель третьего лица - Управления культуры и архивного дела Орловской области - ФИО11 не возражает против заявленных требований и пояснил, что в ведении Управления культуры и архивного дела Орловской области находится согласование охранной зоны, научно-проектной документации. Охранная зона включает: территорию памятника-<...> га, охранную зону -<...> га, зону регулирования застройки-<...> га. Всего <...> га. В научно-проектной документации на л.д. 48 указано, что все архитектурно-строительные мероприятия, а так же работы по благоустройству на территории зоны регулирования застройки производятся по специально разработанным проектам, согласованным с органами по охране памятников истории и культуры, а так же с дирекцией заповедника. Выделение земельного участка в собственность граждан в зоне застройки производится без согласования с Управлением культуры и архивного дела Орловской области и с дирекцией заповедника.
Выслушав представителей истца, представителей ответчика и третьих лиц, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что Дата ФИО1 обратился с заявлением главе администрации Мценского района о предоставлении ему в собственность земельного участка для ведения ЛПХ из категории земель населенных пунктов, местоположение: <адрес>, общей площадью <...> кв. м., кадастровый № (л.д.___).
Ранее указанный земельный участок был предоставлен в аренду супруге истца ФИО1 - ФИО5 для ведения огородничества сроком на 11 месяцев. Данные обстоятельства подтверждаются договором аренды земельного участка от Дата №, заключенным на основании Постановления администрации Мценского района от Дата № между ФИО5 и администрацией Мценского района в лице начальника Управления по муниципальному имуществу Мценского района, объяснениями представителя истца, и не оспаривается представителями ответчика.
Главой администрации <адрес> сельского поселения <адрес> предложено передать в собственность ФИО1 вышеуказанный земельный участок площадью <...> кв. м. для ведения ЛПХ (с учетом действующих градостроительных регламентов), что подтверждается заключением главы администрации <адрес> сельского поселения <адрес> на предоставление земельного участка в собственность от Дата (л.д. ).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от Дата земельный участок категории земель населенных пунктов, площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Дата поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый №, вид разрешенного использования: <...>. Земельный участок полностью входит в Зону «Зона регулирования застройки объекта культурного наследия «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник ФИО8 «<...>» (л.д. ).
Представленным в материалах дела планом границ объекта землеустройства - охранной зоны объекта культурного наследия «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник ФИО8 «<...>» подтверждается, что спорный земельный участок находится в зоне регулирования застройки объекта культурного наследия «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник ФИО8 «<...> (л.д. ).
Письмом заместителя главы администрации Мценского района от Дата № ФИО1 было отказано в удовлетворении заявления в представлении спорного земельного участка в собственность, поскольку испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте. В соответствии с ч.2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность(л.д. ).
В силу п.п. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 99 ЗК РФ земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры) относятся к землям историко-культурного назначения и используются строго в соответствии с их целевым назначением.
Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
В соответствии с ч. 1 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Частью 2 данной статьи земли историко-культурного назначения отнесены к категории земель особо охраняемых территорий.
Согласно п. 4 ч. 5 и абз. 2 ч. 2 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 34 Федерального закона РФ от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
При этом, в соответствии ч. 5 ст. 63 указанного закона определено, что зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации вокруг памятников истории и культуры республиканского и местного значения, отнесены соответственно к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.
Согласно Перечню объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения», утвержденному Указом Президента РФ от Дата №, Государственный мемориальный и природный музей-заповедник ФИО8 «<...>» включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Указом Президента РФ от Дата № «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» Государственный мемориальный и природный музей-заповедник ФИО8 «<...>», включая территорию с расположенными на ней памятниками истории и культуры, отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.
Постановлением главы администрации <адрес> от Дата № и Решением Малого Совета <адрес> областного Совета народных депутатов от Дата № утвержден разработанный институтом по реставрации памятников истории и культуры «<...>» Проект, определяющий зоны охраны Государственного мемориального и природного музея-заповедника ФИО8 «<...>» ( л.д. ).
Проектом определены зоны охраны, распространяющиеся на территории <адрес> и <адрес> областей.
Проектом предусмотрено разделение территории музея-заповедника на территорию памятника, охранные зоны 1, 2, 3, на территории которых предписано сохранение всех исторических населенных пунктов, ограничение роста мемориальных населенных пунктов, и запрещено всякое новое строительство, не связанное с задачами заповедника, зону регулирования застройки, зону охраняемого ландшафта и зону археологических наблюдений.
В состав зон охраны включены следующие территории, различающиеся режимом их использования: территория памятника, охранная зона, зона регулирования застройки, зона охраняемого ландшафта, зона археологических наблюдений.
Зона регулирования застройки исторических населенных пунктов включает территорию сел и деревень в исторических границах. Для зоны регулирования застройки предусматривается обязательно сохранение характерной традиционной усадебного типа застройки, сохранение и воссоздание ценных планировочных направлений.
Согласно Проекту зона регулирования застройки исторических населенных пунктов, расположенных в пределах охранной зоны 1 включает в себя, в том числе, и деревню <адрес> (л.д. ).
В балансе территории (стр. 60 Пояснительной записки) определены площади территории памятника, которая составляет <...> га, охранной зоны - <...> га и зоны регулирования застройки - <...> га, расположенных на территории <адрес> области, сумма которых и составляет площадь всей территории равную <...> га, в границах охранной зоны. Также указана площадь зоны охраняемого природного ландшафта на территории <адрес> области- <...> га.
Таким образом, Проектом зон охраны четко определены границы, режимы содержания зон охраны и их площади. Какого-либо наложения или включения территорий зоны регулирования застройки в территорию охранной зоны в утвержденном проекте нет, границы территорий памятника и зон охраны описаны в текстовой части и нанесены на основной чертеж зон охраны.
Что касается формулировки «охранная зона I, II, III» и указания общей площади территории в их границах, примененного в Проекте, то они имеют исключительно условное значение, с учетом того, что проект охватывает территории двух областей, на которых расположены 3 группы памятников истории и культуры, связанные с ФИО8. Границы охранных зон данных памятников не пересекаются, но имеют общую границу зоны охраняемого ландшафта.
Согласно проекта зон охраны все архитектурно-строительные мероприятия производятся по проектам, согласованными с органами по охране объектов культурного наследия, а также с дирекцией музея-заповедника (стр. 48 Проекта).
Таким образом, Проектом так же определено, что в целом режим зоны регулирования застройки предусматривает обязательное сохранение характерной застройки, сохранение традиционного усадебного типа застройки, ограничение этажности индивидуальной застройки.
Вместе с тем запрета на предоставление земельных участков в собственность поименованный режим не предусматривает.
Таким образом, судом установлено, что земельный участок площадью <...> кв.м. с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, входит в зону регулирования застройки объекта культурного наследия «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник ФИО8 «<...>.
Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
В силу пунктов 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (пункт 4 статьи 28 Кодекса).
При этом земельные участки в зоне регулирования застройки из оборота не изъяты, хозяйственная деятельность ограничена условиями сохранения характерного традиционного усадебного типа застройки, а также согласования проектов с органом по охране объектов культурного наследия и дирекцией музея-заповедника.
ФИО1 свое право на приватизацию земельного участка ранее не использовал ( л.д. ).
Таким образом, суд считает, что отказ администрации Мценского района Орловской области в предоставлении в собственность ФИО1 земельного участка является незаконным.
В связи с чем необходимо обязать администрацию Мценского района передать ФИО1 в собственность указанный земельный участок.
Суд считает несостоятельными доводы представителей ответчиков о том, что земельный участок находится в охранной зоне и это установлено решением Мценского районного суда от Дата.
Так, судом установлено, что в ГКН после постановления вышеуказанного решения Мценского районного суда согласно сопроводительного письма ФГБУ культуры «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник ФИО8 «<...>» от Дата были внесены изменения Дата, выделена зона регулирования застройки и спорный земельный участок входит в зону регулирования застройки, но не в охранную зону, а, следовательно, может быть предоставлен в частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства.
Хотя он и является собственником 1/2 доли земельного участка общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, но указанный земельный участок был приобретен по договору купли - продажи земельного участка с жилым домом от Дата (л.д. ).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО5, действующей в интересах ФИО1, к администрации Мценского района Орловской области о признании отказа администрации Мценского района Орловской области от Дата № в предоставлении в собственность земельного участка незаконным и обязании ответчика передать в собственность земельного участок удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Мценского района Орловской области о признании отказа администрации Мценского района Орловской области от Дата № в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Обязать администрацию Мценского района Орловской области предоставить ФИО1 в собственность земельный участок общей площадью <...> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым №, разрешенное использование: <...>, категория земли: <...>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления полного текста решения суда.
Председательствующий В.Н. Наумкина