ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-907/2021 от 26.04.2021 Кирово-чепецкого районного суда (Кировская область)

Дело № 2-907/2021

УИД 43RS0017-01-2021-001152-82

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кирово-Чепецк 26 апреля 2021 года

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области

в составе председательствующего судьи Аксеновой Е.Г.,

при секретаре Юркиной Ю.С.,

с участием помощника Кирово-Чепецкого городского прокурора ФИО2, представителя Администрации МО «***» по доверенности – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-907/2021 по исковому заявлению Кирово-Чепецкого городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МО «***, МУП ЖКХ ***» о возложении обязанности организовать предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению,

установил:

Кирово-Чепецкий городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район, МУП ЖКХ «***» о возложении обязанности организовать предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению.

В обоснование заявленных исковых требований прокурора указано, что Кирово-Чепецкой городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности администрации Кирово-Чепецкого района, МУП ЖКХ «***», по результатам которой установлено, что МУП ЖКХ «***» в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения *** о <дата> оказывает услуги по холодному водоснабжению населению <адрес> с использованием имущества, принадлежащего администрации <адрес>. При этом установлено, что предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению потребителям <адрес> не отвечает требованиям законодательства в части соблюдения допустимой продолжительности перерыва предоставления коммунальной услуги. Так, с <дата> по настоящее время по причине перемерзания трубопровода холодного водоснабжения без водоснабжения остаются потребители коммунальной услуги в более чем 100 жилых домах, расположенных на ж/д <адрес>. Городской прокуратурой <дата> в адрес ресурсоснабжающей организации МУП ЖКХ «***» внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое рассмотрено, однако принятые ресурсоснабжающей организацией меры не способствовали восстановлению нарушенных прав граждан. Учитывая, что на органы местного самоуправления района возложены полномочия по организации водоснабжения в границах сельского поселения, нарушение водоснабжения произошло в связи
с дефектом на инженерных сетях, которые на праве собственности принадлежат органу местного самоуправления, а также с учетом того, что МУП ЖКХ «***» является исполнителем и гарантирующим поставщиком коммунальной услуги по холодному водоснабжению в границах Просницкого сельского поселения, просит суд, обязать администрацию МО «***», МУП ЖКХ «***» организовать предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению населению <адрес>, отвечающей требованиям законодательства.

В судебном заседании истец - помощник прокурора ФИО2 доводы, изложенные в иске, поддержала в полном объеме, возражала в части предоставления ответчикам срока для исполнения обязанности по организации предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в срок до <дата> так, как обеспечение водоснабжения необходимая вещь для населения, социально значимая проблема, которая должна решаться незамедлительно.

Представитель ответчика - администрации МО «***» по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, указав, что МУП ЖКХ «***» взяли на себя обязанность по надлежащему содержанию водопроводных сетей на территории Просницкого сельского поселения, в случае возникновения аварийной ситуации на водопроводных сетях, ликвидировать аварийную ситуацию обязано МУП ЖКХ «***». После перемерзания системы водоснабжения на территории Просницкого сельского поселения в <дата>, МУП ЖКХ «***» предприняло все зависящие от него меры по ликвидации аварийной ситуации, а именно: организовали бесплатный подвоз воды в необходимом количестве жителям <адрес>, оставшимся без водоснабжения по причине перемерзания водопроводных сетей; провели работы по отогреву стальных водопроводных труб, в части домов водоснабжение уже восстановлено, также в настоящее время проводятся мероприятия по прокладке временных наружных водопроводов. Однако, в связи с большим объемом работ, окончательное устранение аварийной ситуации, возможно лишь до <дата>. Просит суд установить срок для организации предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению населению <адрес>, отвечающей требованиям законодательства, до <дата>.

Представитель ответчика - МУП ЖКХ «***» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, представили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что МУП ЖКХ «***», как ресурсоснабжающая организация, предоставляет коммунальную услугу по холодному водоснабжению жителям <адрес>. Из-за аномально холодной погоды в период с <дата> по <дата> произошло перемерзание системы водоснабжения на *** однако проведение земляных работ для восстановления водоснабжения в зимне-весенний период не было возможно из-за низких температур наружного воздуха и промерзлого грунта. В настоящее время организован бесплатный подвоз воды в необходимом количестве жителям ***, оставшихся без водоснабжения по причине перемерзания водопровода, в части домов водоснабжение уже восстановлено, также проводятся мероприятия по прокладке временных наружных водопроводов, восстановлена водоразборная колонка. Не возражают против удовлетворения исковых требований, но в связи с большим объемом работ по восстановлению централизованного водоснабжения на <адрес>, просят суд установить срок для предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению населения ***, отвечающей требованиям законодательства, до <дата>. Дело просили рассмотреть без их участия.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив представленные материалы дела, находит исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. ст. 2, 18 и 45 Конституции Российской Федерации человек, его права яв­ляются высшей ценностью. Права и свободы гражданина являются непосредст­венно действующими. Государственная защита прав и свобод человека и граж­данина в РФ гарантируется.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям ор­ганов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих террито­риях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполне­ния своих обязательств.

В силу ч. 1.1 ст. 6 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", предусмотренные частью 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципаль­ного района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Кировской области от 29.12.2004 № 292-30 «О местном самоуправлении в Кировской области» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотрен­ные частью 3 статьи 14 Федерального закона, а также вопросы, указанные в пунктах 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 20 (за исключением осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Кировской области от 11.10.2019 № 299-30 «О внесении изменений в статью 7 Закона Кировской области «О местном самоуправлении в Кировской области», статью 3 Закона Кировской области «О межбюджетных отношениях в Кировской области» из части 2 статьи 7 Закона Кировской области от 29.12.2004 № 292-30 «О местном самоуправ­лении в Кировской области» исключен пункт 4, то есть из полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

При этом в соответствии со ст. 3 Закона Кировской области от 11.10.2019 № 299-30 «О внесении изменений в статью 7 Закона Кировской области «О местном самоуправлении в Кировской области», статью 3 Закона Кировской области «О межбюджетных отношениях в Кировской области» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют на территориях сельских поселений, расположенных на территории муниципального района, полномочия по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению населения, водоотведению в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, со дня передачи имущества, находящегося собственности сельских поселений и предназначенного для осуществления указанных полномочий, в собственность муниципального района, но не позднее 1 июня 2020 года.

В соответствии с ч. 6 ст. 22 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае вы­вода объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в ремонт или из эксплуатации орган местного самоуправления поселения, городского округа обязан организовать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение иными способами.

В силу ст. ст. 542, 548 Гражданского кодекса РФ качество водоснабже­ния должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответ­ствии со ст. 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в много­квартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).

Согласно п.п. «а» п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии с Приложением № 1 к Правилам № 354 исполнителем
должно быть обеспечено бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года, при этом допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-
технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с
требованиями законодательства Российской Федерации о техническом
регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и
сооружений (СНиП 2.04.02-84).

Приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168 утверждены «Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», которые регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности.

Согласно п. 2.10.1 Правил № 168 водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

На основании ч. 3 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с ч.1 ст. 3 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей:

1) охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;

2) повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды;

3) снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;

4) обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организации, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;

5) обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В судебном заседании установлено, что Кирово-Чепецкой городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности МУП ЖКХ «***», в ходе которой установлено, что в соответствии с договором *** от <дата> о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ ***», заключенному между администрацией *** района Кировской области и МУП ЖКХ «***», последнему передано на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество согласно Приложению ***, в том числе, объекты инженерной водопроводной сети в <адрес>.

В соответствии с п.п. 4.2.2.2 и 4.2.2.3 указанного договора МУП ЖКХ «***» обязано, как пользователь имущества, содержать его в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации; производить капитальный и текущий ремонт имущества, связанный с деятельностью пользователя, за свой счет в сроки, установленные собственником, в соответствии с документацией, разработанной в специализированной проектной организации.

Таким образом, судом установлено, что МУП ЖКХ «***» оказывает услуги по холодному водоснабжению населению ж*** с использованием имущества, принадлежащего на праве муниципальной собственности администрации ***

В ходе прокурорской проверки установлено, что предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению потребителям <адрес> не отвечает требованиям законодательства в части соблюдения допустимой продолжительности перерыва предоставления
коммунальной услуги.

Так, с <дата> по настоящее время по причине перемерзания трубопровода холодного водоснабжения без водоснабжения остаются потребители коммунальной услуги в более чем 100 жилых домах (без водоснабжения осталось более 300 человек), расположенных на <адрес>, что подтверждается информационным донесением об отключении холодного водоснабжения в ФКУ «***» от <дата>, информацией, направленной МУП ЖКУХ «***» в отдел жизнеобеспечения администрации ***, от <дата>. В настоящее время организован подвоз воды по графику: понедельник, среда, пятница.

<дата> в адрес ресурсоснабжающей организации МУП ЖКХ *** Кирово-Чепецкой городской прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ, которое ответчиком рассмотрено, направлен ответ, согласно которому дефект на трубопроводе устранен <дата> в 20.00 час., водоснабжение в части домах восстановлено, а в жилые дома, где отсутствует водоснабжение ввиду перемерзания трубопровода, организован подвоз воды по графику.

Из перечня, приложенного МУП ЖКХ «***» к ответу на представление прокуратуры, видно, что по состоянию на <дата> в 98 домах на <адрес> отсутствует водоснабжение, более 300 человек осталось без холодного водоснабжения, организован подвоз воды по графику.

На дату рассмотрения дела коммунальная услуга по холодному водоснабжению населению <адрес> в полном объеме не организована, часть жилых домов по настоящее время остаются без водоснабжения, что также подтверждается графиком производства работ по восстановлению водоснабжения, утвержденного директором МУП ЖКХ «***», на срок по <дата>, и подтверждается представителем ответчика в судебном заседании.

Поскольку в судебном заседании с достоверностью установлено, что не все дома, расположенные на ж/д <адрес>, обеспечены коммунальной услугой по холодному водоснабжению, отвечающей требованиям законодательства, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на территории ж/д <адрес>, с учетом того, что на администрацию <адрес> возложены полномочия по организации водоснабжения в границах сельского поселения, а также с учетом того, что МУП ЖКХ «Конып» является исполнителем и гарантирующим поставщиком коммунальной услуги по холодному водоснабжению в границах Просницкого сельского поселения, суд считает необходимым заявленные исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора удовлетворить в полном объеме.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд, принимая во внимание, что обеспечение населения холодным водоснабжением является социально значимой задачей, учитывая длительный период отсутствия коммунальной услуги по предоставлению холодного водоснабжения населению <адрес>, с учетом возражений помощника прокурора о предоставлении ответчикам срока до <дата>, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что предоставление срока исполнения решения суда, предложенного ответчиками, до <дата>, нарушит права и законные интересы жителей ж/д <адрес> в части своевременного получения жизненно необходимой коммунальной услуги по холодному водоснабжению, в связи с чем, в установлении срока исполнения решения до <дата> ответчикам следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Кирово-Чепецкого городского прокурора – удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «***», МУП ЖКХ «***» организовать предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению населению <адрес>, отвечающей требованиям законодательства.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.

Председательствующий судья Е.Г. Аксенова

Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2021г.

Решение29.04.2021