Куйбышевский районный суд г. Иркутска Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Куйбышевский районный суд г. Иркутска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2012 года г. Иркутск
Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Корольковой Е.Ю.,
при секретаре Доржиевой Д.Б.,
с участием представителя истца – ст. помощника прокурора Куйбышевского района г. Иркутска Малых Л.Б., представителя ответчика - и.о. заведующей МБДОУ г. Иркутска детским садом общеразвивающего вида № 118 Чикуновой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-908/2012 по иску прокурора Куйбышевского района города Иркутска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному учреждению детскому саду общеразвивающего вида № 118 г. Иркутска о возложении обязанности получить лицензию на осуществление образовательной деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Истец - прокурор Куйбышевского района города Иркутска обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному учреждению детскому саду общеразвивающего вида № 118 г. Иркутска (далее по тексту - МБДОУ Детский сад № 118) с иском о возложении обязанности получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. В обоснование иска указал, что МБДОУ Детский сад № 118 является образовательным учреждением для детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 7 лет, деятельность которого регулируется Уставом учреждения. Согласно п. 1.7 Устава Детского сада № 118, данное учреждение является юридическим лицом и, в соответствии с п. 1.8 Устава, проходит лицензирование в порядке, установленным ФЗ РФ № 3266-1 от 10.07.1992г. «Об образовании». Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством РФ, возникают у Учреждения с момента выдачи лицензии. В силу ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании», лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Порядок лицензирования образовательной деятельности регламентируется Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 796 от 18.10.2000 года.
Как указывает истец, 14.09.2010 года у образовательного учреждения истек срок действия лицензии под регистрационным номером 2303 от 14.09.2005 года на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам. МБДОУ Детский сад № 118 осуществляет образовательную деятельность без соответствующей лицензии. Невыполнение требований законодательства об образовании, Устава Учреждения влечет нарушение прав несовершеннолетних граждан, т.к. МБДОУ Детский сад № 118 создано в целях обеспечения воспитания, образования и развития, а также присмотра, ухода и оздоровления детей от 1,6 лет до 7 лет (п. 2.3 Устава). Учреждение осуществляет свою деятельность путем оказания услуг в сфере образования (п. 2.1 Устава). За качество оказываемых услуг Учреждение несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке (п. 2.10 Устава). Несоблюдение требований закона является нарушением конституционных прав и свобод граждан, закрепленных статьями 18, 19, 43, 45 Конституции РФ. Оказание образовательных услуг без лицензии влечет бесконтрольность за осуществлением образовательной деятельности по образовательным программам, которые указываются в приложении к лицензии при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников, также создаются условия для нарушения ведения образовательного процесса; несоблюдение федеральных требований к структуре основных образовательных программ дошкольного образования; реализацию не в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования; вследствие чего может быть нарушено право детей на образование.
Несмотря на то, что 05.06.2011 года, 25.09.2011 года прокуратурой района вносилось представление об устранении нарушений законодательства о лицензировании образовательной деятельности в образовательном учреждении в Департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска и принятии мер к незамедлительному получению лицензии на осуществление образовательной деятельности, учреждение продолжает осуществлять образовательную деятельность с нарушением действующего законодательства.
Таким образом, как указывает истец, в нарушение указанных выше норм закона образование воспитанникам в дошкольном образовательном учреждении – МБДОУ Детский сад № 118 г. Иркутска оказывается без лицензии на образовательную деятельность, тем самым нарушаются права несовершеннолетних воспитанников на получение качественных образовательных услуг в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В связи с чем, прокурор Куйбышевского района г. Иркутска просит суд обязать МБДОУ Детский сад № 118 получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Малых Л.Б. исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика и.о. заведующей МБДОУ г. Иркутска детским садом общеразвивающего вида № 118 Чикунова Е.П. исковые требования признала в полном объеме.
В соответствии с требованиями статьи 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск, а суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Оценивая признание ответчиком иска, суд считает его не противоречащими закону и не нарушающими права и законные интересы других лиц, а потому признание иска подлежит принятию.
Представителю ответчика Чикуновой Е.П. судом разъяснены последствия признания иска, предусмотренные частью 3 статьи 173 ГПК РФ, а также требования части 4 статьи 198 ГПК РФ, согласно которой, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований.
Суд, заслушав мнение участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, имеющиеся в материалах дела, с учетом признания представителем ответчика иска, полагает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование, гарантируется общедоступность образования в образовательных учреждениях.
Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии).
На основании статьи 12 Закона РФ «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе, учреждениями общественных объединений и религиозных организаций) (части 1-3).
В силу п. 1 ч. 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании», к образовательным относятся и учреждения дошкольного типа.
Согласно п. 6 ст. 12 Закона РФ «Об образовании», тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей).
Статья 33.1 Закона РФ «Об образовании» регламентирует лицензирование образовательной деятельности. Согласно требованиям указанной статьи, лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) действует бессрочно (части 1-5 статьи).
При этом, в силу п. 1 ст. 10 Федерального закона РФ от 08.11.2010 года N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования", порядок лицензирования образовательной деятельности, предусмотренный ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании», вступил в силу с 01 января 2011 года.
На основании п. 2 и п. 3 вышеуказанной статьи 10 ФЗ РФ № 293-ФЗ, лицензии, которые были выданы до 01 января 2011 года на определенный период, сохраняют свое действие до истечения указанного в них срока. С 1 января 2011 года и до истечения срока действия, ранее выданные лицензии должны быть переоформлены, после чего будут действовать бессрочно.
04.05.2011 года принят Федеральный закон от N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с последующей редакцией от 19.10.2011 года, с изменением от 21.11.2011 года). Статья 1 данного Федерального предусматривает, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности (часть 1 статьи 1); особенности лицензирования, в том числе, в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности: образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") (п. 3 ч. 4 статьи 1 ФЗ РФ № 99-ФЗ).
В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12. вышеназванного ФЗ № 99-ФЗ, лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").
С 02.04.2011 года действует Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 174 (далее по тексту - Положение о лицензировании), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки.
Согласно п. 3 Положения о лицензировании, лицензирование образовательной деятельности организаций осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - федеральный лицензирующий орган) или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - лицензирующие органы), в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных статьей 33.1 Закона Российской Федерации "Об образовании" и настоящим Положением.
В силу ч. 6 Положения о лицензировании, осуществление лицензиатом образовательной деятельности с нарушением (грубым нарушением) лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что МБДОУ «Детский сад № 118» ведет образовательную деятельность с 15 сентября 2010 года без лицензии на осуществление такой деятельности.
Из имеющейся в материалах дела лицензии серии А № 054586 от 14 сентября 2005 года, регистрационный номер 2303, усматривается, что данный документ выдан Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 118 общеразвивающего вида в подтверждение права осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников. Лицензия действительна по 14 сентября 2010 года.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 20.10.2011 года, МБДОУ Детский сад № 118 города Иркутска является юридическим лицом, расположено по адресу: город Иркутск, улица Баррикад, 78.
Оценивая в совокупности исследованные по делу доказательства, учитывая доводы иска, а также то, что ответчиком иск не оспорен, исковые требования признаны ответчиком, не представлены доказательства, опровергающие доводы истца, суд приходит к выводу, о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку судом достоверно установлено, что в нарушение закона МБДОУ Детский сад № 118 города Иркутска осуществляет образовательную деятельность в дошкольном образовательном учреждении, без лицензии на осуществление образовательной деятельности.
По смыслу части 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Поскольку судом установлено, что МБДОУ «Детский сад № 118» города Иркутска в нарушение законодательства о лицензировании не имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, то на ответчика должна быть возложена обязанность по устранению допущенного нарушения прав воспитанников дошкольного учреждения и установлен срок – 4 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности в соответствии с указанным законом.
С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Куйбышевского района города Иркутска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 118 города Иркутска получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: