ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-908/19 от 16.05.2019 Ейского городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2-908/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ейск «16» мая 2019 года

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Коваленко А.А.

при секретаре Антиповской Н.А.

с участием помощника прокурора Явной Н.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Азово-Черноморского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ейский район о возложении обязанностей по принятию мер, направленных на урегулирование общественных отношений в области экологической экспертизы, законодательства о недрах, земельного и водного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд и просит обязать администрацию муниципального образования Ейский район принять меры, направленные на урегулирование общественных отношений в области экологической экспертизы, законодательства о недрах, земельного, водного законодательства, путем разборки и принятия нормативных правовых актов, утверждающих: административный регламент предоставления муниципальной услуги «Регистрация заявлений о проведении общественной экологической экспертизы»; порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения; порядок информирования населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования; муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации.

В судебном заседании помощник прокурора на исковых требованиях настаивает, просит удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования Ейский район в судебном заседании пояснил, что требования о разработке нормативного правового акта «О проведении экологической экспертизы» и требования в части ведения «Реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации» администрацией исполнены. В остальной части требования так же будут исполнены. Просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам мониторинга нормотворческой деятельности органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды выявлены пробелы в муниципальном нормотворчестве. По результатам мониторинга в адрес главы муниципального образования Ейский район внесено представление об устранении пробелов в муниципальном нормотворчестве от 21.03.2018 года (л.д.5-6).

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся в том числе: организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.

В соответствии с п. 4 ст. 94 Земельного кодекса РФ, порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того, в соответствии с п. 31 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочия собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.

В силу ч. 3 ст. 27 Водного кодекса РФ, полномочия в области водных отношений, установленные частью 2 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельского поселения в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района.

Так же согласно п. 5 ст. 5 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относится создание, развитие и обеспечение лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 7 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», по вопросам местного значения органами местного самоуправлении и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Представителем ответчика в судебное заседание представлены документы в подтверждение частичного устранения пробелов в нормотворчестве, указанных в представлении Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой - Постановление администрации МО Ейский район от 26.02.2018 года № 126 «Об утверждении положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы на территории муниципального образования Ейский район», Постановление от 29.11.2018 г. № 983 «О ведении реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории сельских поселений Ейского района, включая санаторно-курортные организации».

Однако в полном объеме требования прокурора не исполнено, что ведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах суд считает, что исковое заявление прокурора следует удовлетворить и обязать ответчика – администрацию МО Ейский район принять меры, направленные на урегулирование общественных отношений в области экологической экспертизы, законодательства о недрах, земельного, водного законодательства.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд –

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Азово-Черноморского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ейский район о возложении обязанностей по принятию мер, направленных на урегулирование общественных отношений в области экологической экспертизы - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Ейский район разработать и принять нормативные акты, утверждающие:

- административный регламент предоставления муниципальной услуги «Регистрация заявлений о проведении общественной экологической экспертизы»;

-порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения;

-порядок информирования населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования;

-муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

-реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы (представления прокурора) через Ейский городской суд в течение месяца с даты изготовления решения суда в окончательной форме – 21.05.2019 года.

Председательствующий