ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-908/19 от 24.01.2020 Колпашевского городского суда (Томская область)

Дело № 2-98/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2020 года г. Колпашево Томской области

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Сафоновой О.В.,

при секретаре Сандаковой Л.А., помощнике судьи Дубовцевой Л.А.,

с участием истца Новицкого В.М,,

представителя ответчика ПАО «ТРК» Лушпа Ю.А., действующей на основании доверенности от Д.М.Г.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора АО «Томскэнергосбыт» Кириченко В.А., действующего на основании доверенности от Д.М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новицкого В.М, к публичному акционерному обществу «Томская распределительная компания» о защите прав потребителей, возложении обязанности, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ

Новицкий В.М. обратилась с иском в Колпашевский городской суд к ПАО «ТРК» о возложении обязанности ввода в эксплуатацию как расчетного прибора учета электросчетчика модели , дата выпуска Д.М.Г., клеймо государственной поверки , дата поверки Д.М.Г., класс точности 1, показания 00000,3 кВт, установленном взамен прибора учета модели , Д.М.Г. выпуска, дата госповерки Д.М.Г., квартал не определен, класс точности 2,5, последние показания 929,4 кВт, срок поверки и эксплуатации которого истек; взыскать компенсацию морального вреда в размере 40 000 рублей.

В обоснование исковых требований истцом указано, что с Д.М.Г. на основании договора энергоснабжения от Д.М.Г., действующего в настоящее время, он является потребителем и получает услугу энергоснабжения в гараж. Данный вид потребляемой услуги он оплачивал в течение всего периода пользования по показаниям прибора учета (счетчика) находящегося внутри гаража. Осенью Д.М.Г. у электросчетчика истек срок поверки и срок его эксплуатации и, соответственно, он подлежал замене. Д.М.Г. он подал письменную заявку руководителю энергосбытовой компании АО «Томскэнергосбыт» ( СЭС) и руководителю «Россетей Томск» в <адрес> (ПО «Северные электрические сети» ПАО «Томская распределительная компания»). В оговоренные в заявке дату и время, а именно Д.М.Г. в 13 часов, к его гаражу прибыли представители: энергосбытовой компании П.С. и ТРК З. Они убедились в наличии пломб на демонтируемом старом счетчике, схеме подключения и дали устное разрешение на его замену. Старый прибор учета был демонтирован и на его место был установлен новый счетчик модели , дата выпуска Д.М.Г., клеймо государственной поверки , дата поверки Д.М.Г., класс точности 1, показания 00000,3кВт, который он приобрел лично. Во время установки и подключения нового прибора учета представитель электросетей стал заполнять необходимые документы, связанные с процедурой замены. В процессе заполнения для уточнения каких-то технических моментов он созвонился с кем-то по телефону и через некоторое время сказал, что ему запретили принимать заменённый, т.е. установленный вместо демонтированного, счетчик в эксплуатацию, никаких документов, актов о вводе составляться не будет, и пломбировать замененный прибор учета также не будет. Причину отказа не объяснили, в акте замены расписаться отказались. Так как старый прибор учета был уже снят, а на его месте установлен новый, он попросил представителя энергосбытовой компании П.С. убедиться в правильности схемы подключения и установки счетчика и расписаться в составленном им самим акте замены и ввода в эксплуатацию расчетного электросчетчика. Данный акт был составлен в 3-х экземплярах, два из которых были переданы представителю энергосбытовой компании. После чего клеммная колодка была закрыта зажимной крышкой. Пломба, в виду отсутствия представителя сетевой организации, отказавшегося от пломбировки, на зажимной крышке не установлена. Так как в дальнейшем с ним никто не связался с целью пояснения причин отказа ввода в эксплуатацию замененного расчетного прибора учета и в его пломбировке, он посчитал, что Северные электросети не собираются выполнять требования Постановления №442 и условия договора энергоснабжения в оказании услуги подачи энергии. Таким образом, в настоящее время он, как потребитель, пользующийся услугами электросетей на основании договора от Д.М.Г., не может пользоваться электроснабжением в гараже, так как исполнитель в лице Северных электросетей отказался без какой-либо мотивации и аргументов принимать заменённый расчетный прибор учета в эксплуатацию. В этом случае в силу условий договора электроснабжения он не может соблюдать режим потребления электроэнергии, ее учет, оплату и исправность используемого прибора учета, связанного с потреблением энергии и расчетом. Им, как собственником энергопринимающих устройств и потребителем электроэнергии, были выполнены все обязанности по обеспечению эксплуатации ранее установленного и допущенного в эксплуатацию расчетного прибора учета, сохранности и целостности его и его пломб, снятию и хранению его показаний и своевременной замене по окончанию срока его поверки и эксплуатации. Место установки, схемы подключения и метрологические характеристики нового прибора учета соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Таким образом, счетчик, установленный взамен демонтированного, может быть использован в процессе работы как расчетный прибор учета. Проведенная замена электросчетчика соответствует требованиям понятия замены, определенным в абзаце 3 ст. 146 Постановления №442 и была проведена с уведомлением заинтересованных сторон. В настоящее время он не может пользоваться в полной мере услугой определенной условиями договора в плане пользования электроэнергией, вынужден добиваться через суд устранения нарушений, причиненных ему бездействием ответчика, ему причинен моральный вред.

В судебном заседании истец Новицкий В.М. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что в указанном гараже по <адрес> с Д.М.Г. и установлен счетчик (прибор учета электроэнергии) Д.М.Г. выпуска внутри гаража, в Д.М.Г. на фасаде гаража появился прибор учета , Д.М.Г. выпуска, при установке и согласовании размещения которого он, истец, участия не принимал и продолжал оплачивать электроэнергию по показаниям прибора Д.М.Г. выпуска , на его обращения в энергоснабжающую компанию ему ответили, что документов о соблюдении порядка установки в Д.М.Г. году счетчика не сохранились. В Д.М.Г. был составлен акт о том, что счетчик фактически находится на фасаде гаража. В Д.М.Г. в мировом суде был спор по иску АО «Томскэнергосбыт» к истцу о взыскании задолженности за электроэнергию. В удовлетворении иска было отказано, так как судом установлено, что истцом (Новицким) верно производились оплаты по счетчику Д.М.Г. выпуска , доказательств соблюдения процедуры замены счетчиков и учета счетчика года выпуска как учетного не представлено. В Д.М.Г. он за свой счет приобрел счетчик , дата выпуска Д.М.Г., обратился в энергоснабжающую компанию для замены счетчика Д.М.Г. выпуска на новый, замена произведена в том же месте, где и был расположен прежний () счетчик - внутри гаража. Расположение счетчика в ином месте, в том числе на фасаде стены снаружи считает недопустимым, так как произошла замена счетчика и новый должен быть установлен в месте расположения заменяемого, что также обезопасит счетчик от возможного внешнего воздействия. Документ, поименованный как акт от Д.М.Г., был подготовлен и распечатан им, так как в частности при составлении акта в Д.М.Г. ему копию акта никто не дал, а в дальнейшем в акте появились дополнительные записи, которых не было при его подписании, в связи с чем акт он составил по образцу, чтобы одна копия осталась у него.

Представитель ответчика ПАО «ТРК» Лушпа Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, суть которого сводится к следующему: ПАО «ТРК» является сетевой организацией, основными видами деятельности которой, согласно уставу, являются: оказание услуг по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ПАО «ТРК» на праве собственности или ином законном основании; оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям. Согласно п.1 ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. В соответствии с ч. 9 ст. 11 Федерального закона 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменении в отдельные законодательные акты РФ" собственники зданий и помещений обязаны обеспечивать оснащение их приборами учета используемых энергетический ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий. В соответствии с ч. 1 ст. 13 приведенного Закона потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету помощью приборов учета используемых энергетических ресурсов. Согласно п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ № от 06.05.2011, под "домовладением" понимается - жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты). Согласно п. 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, обязанность по обеспечению оснащения приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств. Кроме того, на собственниках установленных приборов учета лежит обязанность по обеспечению его эксплуатации, сохранности и целостности, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, а также по снятию и хранению его показаний и своевременной замене. Ст. 543 ГК РФ предусматривает, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ст. 543 ГК РФ является общей нормой, а п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг является по отношению к ней специальной нормой. Приоритет в данном случае отдается специальной норме. Следовательно, инициатором проведения указанных мероприятий должен выступать собственник жилого или нежилого помещения. Затраты на приобретение и установку прибора учета несет собственник. Ввод в эксплуатацию и опломбировка установленного прибора учета как один из этапов ввода в эксплуатацию осуществляется исполнителем коммунальных услуг на основании заявления потребителя без взимания за это платы. Согласно п. 3 ст. 543 ГК РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами. В соответствии с п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г, № 442, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики и (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. В соответствии с п. 153 приведенного Положения, собственник энергопринимающих устройств, в отношении которых установлен прибор учета, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку в адрес либо гарантирующего поставщика, либо сетевой организации. В заявке должны быть указаны: реквизиты заявителя; место нахождения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить; номер договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договора оказания услуг по передаче электрической энергии (если такой договор заключен указанным собственником); предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня направления заявки; контактные данные, включая номер телефона; метрологические характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), в том числе класс точности, тип прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии).В конце Д.М.Г. ПАО «ТРК» был снят прибор учета – , Д.М.Г., по адресу: <адрес>, объект-гараж. Д.М.Г. ответчиком был установлен и принят в качестве расчетного прибор учета - , Д.М.Г. выпуска. Однако, акт замены от Д.М.Г. не сохранился в связи с истечением срока хранения. Д.М.Г. в адрес ПО СЭС ПАО «ТРК» (Вх. ) поступила заявка от истца, согласно которой истец уведомляет сетевую организацию о том, что Д.М.Г. в 13:00 состоится замена прибора учета ПУ в связи с истечением срока поверки, установленного в гараже по адресу: <адрес>. Д.М.Г. представитель ПО СЭС ПАО «ТРК» З.А. прибыл в назначенное время по адресу: <адрес>, объект-гараж. По данному адресу находился также истец и представитель ПАО «Томскэнергосбыт» - П.С. В данный момент представителю ПАО «ТРК» стало известно о том, что в гараже установлен прибор учета - ПУ . Сведения о данном прибое учета в ПАО «ТРК» отсутствуют. Также при данном выезде представителю ПАО «ТРК» стало известно о наличии судебного спора между истцом и ПАО «Томскэнергосбыт», который может затрагивать права и обязанности ПАО «ТРК». Для уточнения всех обстоятельств по делу, представитель ПАО «ТРК» Д.М.Г. приостановил процедуру ввода в эксплуатацию прибора учета. Акт осмотра приборов учета от Д.М.Г. подтверждает тот факт, представителем ПАО «ТПК» П.О. в присутствии истца произведен осмотр прибора учета электрической энергии, находящегося по адресу: <адрес> (гараж). В результате осмотра было установлено, что на фасаде гаража установлен прибор учета – СЕ 10 № счетчика . класс точности 0,1, показания счетчика - 000030,73, год выпуска Д.М.Г., год поверки Д.М.Г., наличие пломбы СО-30, лицевой счет . Настоящий акт подписан представителем ПАО «ТРК», представителем ПАО «Томскэнергосбыт» и потребителем Новицким В.М. С актом осмотра прибора учета истец был согласен, замечаний не последовало. Прибор учета ПУ , Д.М.Г. по настоящее время является расчетным прибором учета при помощи которого фиксируется расход фактически используемой потребителем электроэнергии. Д.М.Г. (Исх. ) ПАО «ТРК» было направлено уведомление в адрес истца о том, что в соответствии с программой перспективного развития систем учета электроэнергии ПАО «ТРК» - Модернизация приборов учета розничного рынка <адрес>» на Д.М.Г. в рамках исполнения ФЗ № 261 от 23.11.2009 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», что в январе Д.М.Г. установленный прибор учета будет введен в эксплуатацию и принят в качестве расчетного, однако истец отказался о процедуры ввода в эксплуатацию прибора учета - ПУ . Пунктом 154 выше приведенного Положения предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежит место установки прибора учета. Если будет установлено, что прибор учета установлен не на границе балансовой принадлежности объектов, то в допуске прибора учета к эксплуатации отказывается с указанием причин отказа. В иных местах прибор учета может быть установлен только в случаях (Раздел X Основных положений) отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики смежных субъектов розничного рынка. В данном случае прибор учета может устанавливаться в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. По правилам допуск прибора учета в эксплуатацию осуществляется только с участием сетевой организации, которая вправе отказать в допуске прибора учета в эксплуатацию, если место установки прибора учета находится за границами балансовой принадлежности объектов потребителя и сетевой организации. В соответствии с п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии за состояние и обслуживание электроустановок. Таким образом, прибор учета электрической энергии в соответствии с действующим законодательством должен быть установлен на ближайшей границе балансового разграничения. В соответствии с актом осмотра приборов учета от Д.М.Г., в данном случае фасад гаража является границей балансового разграничения. В связи с вышеизложенным, доводы истца о необходимости ввода в эксплуатацию прибора учета , дата выпуска Д.М.Г., установленного внутри гаража являются необоснованными и данный прибор учета не может быть принят в качестве расчетного. У ответчика отсутствует обязанность но введению в эксплуатацию установленного истцом прибора учета электроэнергии.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора АО «Томскэнергосбыт» Кириченко В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал заявленные Новицким В.М. исковые требования правомерными и подлежащими удовлетворению, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, суть которых сводится к следующему: согласно абз. 1 п. 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Основных положений) для учета электрической энергии, потребляемой гражданами подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше. Согласно абз. 2 п. 142 Основных положений приборы учета класса точности ниже, чем указано в п. 138 настоящего документа, используемые гражданами на дату вступления в силу настоящего документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации. По истечении установленного срока эксплуатации приборов учета такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в п. 138 настоящего документа. В соответствии с абз. 3 п. 145 Основных положений, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. Согласно абз. 3 п. 146 Основных положений, под заменой прибора учета для настоящего документа понимается монтаж прибора учета после демонтажа установленного прибора учета в данной точке. Согласно абз. 6 п. 146 Основных положений, установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное. Согласно п. 147 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. За исключением случаев, указанных в пункте 148 настоящего документа, согласования с сетевой организацией и иными субъектами розничного рынка мест установки, схем подключения, метрологических и иных характеристик приборов учета не требуется. Согласно п. 149 Основных положений собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности», имеющий намерение демонтировать в целях замены, ремонта или поверки прибор учета, ранее установленный в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности»), обязан направить способом, позволяющим подтвердить факт получения, письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета (далее в настоящем пункте - заявка), осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа в адрес одной из следующих организаций: гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности» заключен договор энергоснабжения, по условиям которого расчеты за электрическую энергию осуществляются с использованием прибора учета, демонтаж которого планируется осуществить. Заявка должна содержать сведения, указанные в абзацах пятом - седьмом и девятом п. 153 настоящего документа (реквизиты заявителя: место нахождения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить; номер договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договора оказания услуг по передаче электрической энергии (если такой договор заключен указанным собственником); контактные данные, включая номер телефона), а также предлагаемые дату и время осуществления указанных в заявке действий, но не ранее 7 рабочих дней со дня ее направления. В согласованные дату и время сетевая организация осуществляет снятие показаний прибора учета, осмотр состояния прибора учета и схемы его подключения. Показания прибора учета, состояние демонтируемого прибора учета и схемы его подключения на дату проведения указанных действий фиксируются сетевой организацией в акте проверки, который должен быть подписан сетевой организацией, собственником энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности», а также гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в случае его участия. Сетевая организация обязана передать лицам, подписавшим акт проверки, по одному экземпляру такого акта. В случае если ни сетевая организация, ни гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) не явились в согласованные дату и время для снятия показаний прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения перед демонтажем, то собственник энергопринимающих устройств снимает показания прибора учета, планируемого к демонтажу, и направляет их в адрес лиц, которым была подана заявка, способом, позволяющим подтвердить факт получения. Снятые и переданные собственником энергопринимающих устройств показания прибора учета используются при определении объема потребления электрической энергии по состоянию на дату, когда такие показания были сняты. Исходя из анализа п. 149 Основных положений, именно на сетевую организацию законом возложена обязанность по фиксации факта демонтажа прибора учета. Согласно абз. 1 п. 145 Основных положений установка приборов учета может осуществляться как в процессе технологического присоединения, так и в ходе договорных отношений по снабжению э/э, когда требуется замена ранее установленного прибора учета. Любой прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию. Согласно п. 152 Основных положений под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств. Исходя из буквального толкования определения «замена прибора учета» следует что процедура замены прибора учета предполагает не только фиксацию самого факта демонтажа ранее установленного прибора учета, но и одновременно фиксирует факт монтажа нового прибора учета с документальным оформлением его допуска в эксплуатацию. Согласно п. 154 Основных положений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля. Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию. Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, указанных в абзацах пятом, седьмом - девятом пункта 152 настоящего документа, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию. Из материалов представленных истцом следует, что последний, как собственник энергопринимающих устройств, в связи необходимостью замены прибора учета электроэнергии по причине истечения межповерочного интервала, направили в адрес ответчика и третьего лица, согласно п. 149 Основных положений, заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения перед его демонтажом. В согласованные дату и время при участии представителей Ответчика и третьего лица, истец демонтировал существующий прибор учета и на его место установил новый прибор учета , класс точности 1. Однако после фактического совершения действия по демонтажу существующего прибора учета и установке нового прибора учета, представитель Ответчика отказался без объяснения причин выполнять возложенные на него обязанности, а именно составить акт проверки демонтируемого прибора учета и документально зафиксировать допуск в эксплуатацию вновь установленного прибора учета, что подтверждается актом от Д.М.Г..

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Судом установлено, что Новицкий В.М. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Д.М.Г..

Истец является потребителем коммунальной услуги – электроэнергия по адресу: <адрес> (гараж), что не оспорено сторонами.

Договор энергоснабжения был заключен Д.М.Г., согласно которому ОАО «Энергетики и электрификации Томскэнерго» в лице филиала СЭС ОАО «Томскэнерго» обязуется подавать потребителю (Новицкому В.М.) электрическую энергию, а потребитель обязан оплатить принятую энергию, в качестве расчетного установлен ПУ г.в. Д.М.Г. поверки внутри гаража.

В Д.М.Г. на фасаде гаража ПАО «ТРК» был установлен ПУ , при этом документов, подтверждающих основание и соблюдения порядка замены ПУ на ПУ ответчиком не представлено, имеется ссылка на то, что документы не сохранились.

Представленный акт от Д.М.Г. свидетельствует о том, что ПУ г.в. фактически расположен на фасаде здания, имеется пломба.

Ответчиком указано, что ПУ был установлен взамен ПУ и с Д.М.Г. используется в качестве учетного.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, ПУ , Д.М.Г. установленный в качестве учетного в Д.М.Г. не демонтировался, не заменялся, из эксплуатации не выводился, оплата потребленной элекроэнергии осуществлялась истцом на основании показаний данного ПУ.

При этом согласно решения мирового судьи судебного участка Колпашевского судебного района от Д.М.Г., вступившего в законную силу, по иску ООО «Томскэнергосбыт» к Новицкому В.М., установлено отсутствие оснований для применения показаний ПУ в качестве расчетного.

Д.М.Г. Новицкий В.М. обратился с заявкой в Россети Томск (ПАО «ТРК») (сетевая компания), АО «Томскэнерго» (гарантирующий поставщик) о проведении замены прибора учета Д.М.Г..

Д.М.Г. был снят ПУ г.в., Д.М.Г. проверки в связи с истечением срока эксплуатации. На тоже место - внутри гаража, установлен ПУ г.в., Д.М.Г. поверки.

Представителем ответчика – ПАО «ТРК» было отказано в составлении и подписании акта замены и ввода в эксплуатацию ПУ. В дальнейшем истцу письменного ответа с указанием причины отказа в подписании акта не направлено.

Основания для отказа в подписании акта были отражены в отзыве ответчика на поступившее в суд исковое заявление.

Д.М.Г. ПО СЭС «ТРК» в адрес истца было направлено уведомление о том, что Д.М.Г. планируется введение в эксплуатацию и принятие в качестве расчетного ПУ с составлением документально результатов допуска. Как следует из пояснений сторон, истцом согласия на допуск данного ПУ Д.М.Г. не дано.

Допрошенный в качестве свидетеля П.С. в судебном заседании показал, что является сотрудником ПАО «Томскэнергосбыт», Д.М.Г. по заявлению от Новицкого В.М. прибыл на <адрес> для участия в замене и фиксации замены ПУ. Также там присутствовал представитель сетевой компании - ПАО «ТРК». Заменяемый ПУ находился внутри гаража, у него истек срок эксплуатации, в связи с чем он подлежал замене. На внешней стене гаража также был ПУ. Собственник снял внутри гаража старый ПУ, на том же месте установил новый ПУ Д.М.Г.., свидетель зафиксировал верность схемы подключения, годность ПУ. Однако представитель ПАО «ТРК» поговорив по сотовому телефону без объяснения причин отказался составлять акт и уехал. Свидетель в документе, подготовленном собственником, сделал записи о произведенных мероприятиях и расписался.

Согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

В соответствии с ч. 9 ст. 11 Федерального закона 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетическую эффективности и о внесении изменении в отдельные законодательные акты РФ" собственники зданий и помещений обязаны обеспечивать оснащение их приборами учета используемых энергетический ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 приведенного Закона потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с помощью приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно п. 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, обязанность по обеспечению оснащения приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств. Кроме того, на собственниках установленных приборов учета лежит обязанность по обеспечению его эксплуатации, сохранности и целостности, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, а также по снятию и хранению его показаний и своевременной замене.

Статья 543 ГК РФ предусматривает, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно п. 3 ст. 543 ГК РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

В соответствии с п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

В соответствии с п. 153 приведенного Положения, собственник энергопринимающих устройств, в отношении которых установлен прибор учета, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку в адрес либо гарантирующего поставщика, либо сетевой организации. В заявке должны быть указаны: реквизиты заявителя; место нахождения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить; номер договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договора оказания услуг по передаче электрической энергии (если такой договор заключен указанным собственником); предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня направления заявки; контактные данные, включая номер телефона; метрологические характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), в том числе класс точности, тип прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии).

Пунктом 154 приведенного Положения предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежит место установки прибора учета. Если будет установлено, что прибор учета установлен не на границе балансовой принадлежности объектов, то в допуске прибора учета к эксплуатации отказывается с указанием причин отказа. В иных местах прибор учета может быть установлен только в случаях (Раздел X Основных положений) отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики смежных субъектов розничного рынка. В данном случае прибор учета может устанавливаться в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. По правилам допуск прибора учета в эксплуатацию осуществляется только с участием сетевой организации, которая вправе отказать в допуске прибора учета в эксплуатацию, если место установки прибора учета находится за границами балансовой принадлежности объектов потребителя и сетевой организации.

В соответствии с п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии за состояние и обслуживание электроустановок.

Пунктом 16.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства России от 27 декабря 2004 года № 861, предусмотрено разграничение балансовой и эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и владельцем энергопринимающего устройства по границам участка владельца энергопринимающего устройства, под которыми понимаются границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном праве энергопринимающие устройства.

Таким образом, исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации, прибор учета должен быть установлен либо на границе земельного участка потребителя либо на границе недвижимого объекта (на внешней стене гаража), только при отсутствии технической возможности по соглашению сторон возможна установка прибора учета непосредственно в помещении.

В соответствии с пунктом 148 Основных положений сетевая организация вправе отказать в согласовании мест установки, схемы подключения и метрологических характеристик приборов учета или иных компонентов измерительных комплексов и систем учета только в следующих случаях: отсутствие технической возможности осуществления установки системы учета или прибора учета в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации; несоответствие предложенных собственником в запросе мест установки, схем подключения и (или) метрологических характеристик приборов учета требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, прибор учета электрической энергии в соответствии с действующим законодательством должен быть установлен на ближайшей границе балансового разграничения. В данном случае опора ВЛ либо наружная сторона строения является границей балансового разграничения.

Учитывая, что Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 определено, что, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, действующим законодательством возложена на истца обязанность по установке прибора учета, то указание ПАО «ТРК» о необходимости установки прибора учета на границе балансового раздела, является законным и обоснованным.

Следовательно, у ответчика отсутствует обязанность по введению в эксплуатацию установленного прибора учета электроэнергии внутри гаража истца, соответственно являются не подлежащими удовлетворению требования об обязании ответчика совершить эти действия, о признании незаконными действий по уклонению от данной обязанности.

Между тем, суд не может согласить с доводами ответчика о наличии оснований для отказа в выдаче акта о вводе в эксплуатацию ПУ г.в, в связи с наличием учетного ПУ , Д.М.Г.

Представленные в судебном заседании доказательства, не подтверждают соблюдение при установке и вводе в эксплуатацию в Д.М.Г. ПУ , Д.М.Г.в., Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442.

Так, в частности не представлено доказательств как оснований для замены ПУ г.в., Д.М.Г. проверки, предусмотренных п.142, 143 Основных положений (истечения установленного межповерочного интервала, выход приборов учета из строя, утрата ПУ, истечения установленного срока эксплуатации), так и фактически произведенной замены (снятия) ПУ г.в., о чем указано ответчиком в отзыве (п. 146 «заменой прибора учета понимается монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного прибора учета в данной точке»), а также по согласованию размещения и замене ПУ с собственником объекта (п. 150, 152).

Указывая на неправомерность действий ответчика и нарушение прав потребителя электроэнергии, Новицкий В.М. ссылается на положения Закона РФ "О защите прав потребителей".

Оценивая доводы истца, суд находит позицию истца не обоснованной в силу следующего.

Из преамбулы указанного Закона следует, что он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно п. 3 ст. 2 Закона Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

Действие указанного закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов и направлено на обеспечение эффективного и рационального использования энергетических ресурсов поддержку и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ст. ст. 4, 5 Закона об энергосбережении).

Как указано в ст.11 Закона собственники зданий и помещений обязаны обеспечивать оснащение их приборами учета используемых энергетический ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

Таким образом в соответствии с приведенными нормами и смыслом указанного Закона обязанность по проведению мероприятий по энергосбережению возложена на собственников зданий и жилых помещений.

Согласно ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении собственники жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона (27.11.2009), обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года.

Таким образом приведенными нормами предусмотрена принудительная установка и введение в эксплуатацию приборов учета в указанных случаях силами ресурсоснабжающих организаций без заключения какого-либо договора.

Возникающие в связи с этим правоотношения не могут регулироваться нормами о защите прав потребителей, поскольку не соответствуют одному из основных принципов этих отношений - добровольности в получении потребителем услуг, недопустимости навязывания услуг потребителям. Характер этих правоотношений отличается от возникающих из договоров оказания услуг, поскольку правоотношения не являются договорными, их условия напрямую определены законом.

При указанных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Новицкого В.М, к публичному акционерному обществу «Томская распределительная компания» о защите прав потребителей, возложении обязанности, компенсации морального вреда, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения.

Судья: О.В. Сафонова

Мотивированный текст решения составлен: Д.М.Г..

Судья: О.В. Сафонова