ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-908/20 от 20.05.2020 Батайского городского суда (Ростовская область)

№2-908/2020

УИД 61RS0010-01-2020-000453-47

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2020 года город Батайск

Батайский городской суд в составе

председательствующего судьи Акименко Н.Н.,

при секретаре Пузенко Т.А.,

с участием Молчановой Ю.В., Топузлиева Д.П.,

с участием прокурора Корешковой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым требованиям Управления жилищно-коммунального хозяйства города Батайска к Топузлиеву <данные изъяты> об оспаривании договора найма служебного жилого помещения, о признании прекратившим право пользования и выселении из жилого помещения без предоставления иного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратилось Управление жилищно-коммунального хозяйства города Батайска с иском к Топузлиеву Д.П. об оспаривании договора найма служебного жилого помещения, о признании прекратившим право пользования и выселении из жилого помещения без предоставления иного жилого помещения. В обоснование исковых требований указано, что 6 июля 2001 года Батайской городской Думой вынесено решение №423 "Об утверждении перечня имущества федеральной собственности, передаваемого в собственность города Батайска". 7 августа 2002 года Администрацией Ростовской области вынесено постановление №387 "О согласовании перечня имущества, передаваемого из федеральной в муниципальную собственность города Батайска". Согласно приложению к данному постановлению в перечень имущества федерального государственного унитарного предприятия "258 ремонтный завод средств заправки и транспортировки горючего" Минобороны России, передаваемого в муниципальную собственность города Батайска, в том числе вошел жилой 70-квартирный дом по адресу: <адрес> 24 октября 2011 года на основании Постановления Администрации города Батайска №1892 "о приеме-передаче муниципальных квартир в оперативное управление МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Батайска" данная квартира передана комитету по управлению имуществом города Батайска, соответственно, является собственностью муниципального образования город Батайск. 27 октября 2011 года на основании приказа №210 указанное жилое помещение передано в оперативное управление истцу. ДД.ММ.ГГГГ между Федеральным государственным казенным учреждением "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и Топузлиевым Д.П. заключен договор найма служебного помещения от ДД.ММ.ГГГГ года. Предметом договора найма является квартира <адрес> находящаяся в муниципальной собственности. Жилое помещение предоставлено в связи с прохождением ответчиком воинской службы <данные изъяты> Истец указывает, что на указанный момент квартира находилась в собственности муниципального образования города Батайска, соответственно, договор найма служебного помещения от ДД.ММ.ГГГГ года заключен ненадлежащим лицом. Кроме того, Топузлиев Д.П. в установленном порядке не признан лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на соответствующем учете в администрации города Батайска не состоит, в связи с этим, после уточнения исковых требований просил признать недействительным договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенный между Федеральным государственным казенным учреждением "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и Топузлиевым Д.П., признать отсутствующим право владения и пользования ответчиком жилым помещением муниципального жилого фонда по адресу: <адрес> и выселить его из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

В судебное заседание явился представитель истца Управления жилищно-коммунального хозяйства города Батайска по доверенности Молчанова Ю.В., заявленные уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчик Топузлиев Д.П. в судебное заседание явился, исковые требования не признал.

Третьи лица - Федеральное государственное казенное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Администрации города Батайска в судебное заседание не явились, были уведомлены о дне и времени рассмотрения надлежащим образом.

Помощник прокурора города Батайска Корешкова Н.Г. полагала, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив собранные доказательства, оценив их в совокупности, суд пришел к выводу.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.

В развитие конституционных положений о праве каждого на жилище Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации), в том числе, путем обеспечения жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.

Из материалов дела следует, что 6 июля 2001 года Батайской городской Думой вынесено решение №423 "Об утверждении перечня имущества федеральной собственности, передаваемого в собственность города Батайска".

На основании постановления Администрации Ростовской области №387 от 7 августа 2002 года "О согласовании перечня имущества, передаваемого из федеральной в муниципальную собственность города Батайска" в муниципальную собственность города Батайска передано имущество федерального государственного унитарного предприятия "258 ремонтный завод средств заправки и транспортировки горючего" Минобороны России. В перечень указанного имущества вошел жилой 70-квартирный дом по адресу: <адрес>

24 октября 2011 года на основании Постановления Администрации города Батайска №1892 "о приеме-передаче муниципальных квартир в оперативное управление МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Батайска" данная квартира передана комитету по управлению имуществом города Батайска.

На основании приказа №210 от 27 октября 2011 года указанное жилое помещение передано в оперативное управление МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Батайска".

По смыслу ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии с указанной нормой жилищного права, а также положениями статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду и типовых договоров наймов специализированных жилых помещений", вопрос установления (изменения) статуса служебного жилого помещения относится к компетенции собственника жилищного фонда (органа местного самоуправления).

В данном случае, решение об отнесении спорной квартиры к фонду служебного жилья администрацией города Батайска не принималось.

Ответчик Топузлиев Д.П. является военнослужащим и проходит военную службу в <данные изъяты> в связи с этим, он включен в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения службы, и ДД.ММ.ГГГГ года между ним и Федеральным государственным казенным учреждением "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации заключен договор найма от ДД.ММ.ГГГГ года жилого помещения муниципального жилого фонда по адресу<адрес>

Из материалов дела следует, что ранее спорное жилое помещение занимал другой военнослужащий ФИО8 который на момент рассмотрения дела в суде освободил спорное жилое помещение.

Доводы представителя истца о нарушении порядка предоставления спорного жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ (отсутствие у ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации права на распоряжение спорной квартирой) не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.

Согласно части 8 той же статьи предусмотренное частью 1 настоящей статьи решение является основанием для:

1) прекращения в отношении переданного военного недвижимого имущества права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, которые находятся в границах военных городков или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельных участков (за исключением объектов, перечисленных в пункте 4 части 2 настоящей статьи), а также прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организаций на земельные участки без согласия этих организаций и федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых они находятся, и независимо от оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации;

2) возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которым передано такое имущество.

В случае, если указанные в пункте 1 части 8 настоящей статьи права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, такие права, за исключением прав на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под ними земельные участки, прекращаются и возникает право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на это имущество с момента государственной регистрации перехода права в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, только заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Стороной истца не оспаривался тот факт, что за администрацией города Батайска право собственности на спорную квартиру в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано. Таким образом, на момент рассмотрения спора у истца отсутствуют полномочия на признание оспариваемого договора недействительным.

Факт того, что договор социального найма спорной квартиры заключен Топузлиевым Д.П. не с фактическим собственником указанной квартиры, с учетом наличия у него права на получение спорной квартиры по договору социального найма, не может служить основанием для ограничения его жилищных прав, в частности основанием для выселения без предоставления другого жилого помещения.

Нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 и части 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании договора социального найма, недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц на основании ст.168 К РФ.

Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 1167 Гражданского кодекса Российской Федерации), то в случае признании недействительности решения о предоставлении гражданину помещения по договору социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (пункт 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").

Вместе с тем, Закон "О статусе военнослужащих", определяя основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, устанавливает дополнительные права и гарантии военнослужащих в жилищной сфере.

Военная служба, по смыслу статьи 59, пункта "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных Конституционных положений Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.

Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.

Приведенные положения Закона соответствуют части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", согласно которой собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать в наем, аренду, отдавать в залог в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В абзаце 2 пункта 1 этой же статьи регламентировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Исходя из положений ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд в Российской Федерации включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право военнослужащего на повторное заселение освободившегося жилого помещения.

Реализация права на обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" не ставится законом в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному или муниципальному жилищному фонду. Независимо от того, в каком жилищном фонде находятся помещения, они не теряют своего целевого назначения по обеспечению права на жилище специальной категории граждан - "военнослужащих" и членов их семей.

Определением Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 года "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Сертолово" Ленинградской области на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключает участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.

Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений.

На основании изложенных обстоятельств суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку предоставление военнослужащим жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью соответствующей администрации, в связи с чем, Топузлиев Д.П. занимает спорную квартиру на законных основаниях и не подлежит выселению.

Доводы истца о том, что спорная квартира могла быть предоставлена только гражданам определенных категорий, ответчик к которым не относятся, что ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации не мог заключать оспариваемый договор найма служебного жилого помещения с военнослужащим, являются несостоятельными и необоснованными. Исходя из публичных целей, и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности законодатель установил специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе и военнослужащих. Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими, другим военнослужащим и членам их семей, положения п. 5 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, и при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Управления жилищно-коммунального хозяйства города Батайска к Топузлиеву <данные изъяты> об оспаривании договора найма служебного жилого помещения, о признании прекратившим право пользования и выселении из жилого помещения без предоставления иного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 25 мая 2020 года