ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-908/2018 от 22.05.2018 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рязань 22 мая 2018 года

Советский районный суд г.Рязани в составе председательствующего судьи Осиповой Т.В.,

при секретаре Дроздовой Н.Л.,

с участием представителя истца Блант М.Н. - Прудова А.А., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика ООО «Рязанская городская муниципальная энергосбытовая компания» Ковалева В.А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску Блант Марины Николаевны к Обществу с ограниченной ответственностью «Рязанская городская муниципальная энергосбытовая компания» о разрешении разногласий при заключении договора энергоснабжения,

Установил:

Блант М.Н. обратилась с вышеуказанным иском в суд к Обществу с ограниченной ответственностью «Рязанская городская муниципальная энергосбытовая компания» (далее - ООО «РГМЭК»), мотивируя тем, что 01.12.2017 года она заключила с ООО «РГМЭК» договор энергоснабжения № с протоколом разногласий от 01.12.2017 года в отношении помещения <данные изъяты> по адресу: <адрес>, строение <данные изъяты>, принадлежащего ей на праве собственности. Она не является индивидуальным предпринимателем, нежилое помещение используется для хозяйственно-бытовых нужд, поэтому электрическая энергия должна поставляться по регулируемым тарифам для категории «население». На 28.01.2018 года ООО «РГМЭК» не рассмотрел протокол разногласий, и тем самым навязывает ей невыгодные условия договора. При заключении договора энергоснабжения между ней и ООО «РГМЭК» возник спор по п.п. 1.1, 1.1.2, 1.1.3, 3.1.28, 4.2, 7.5 и 7.6 договора. Ссылаясь на Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на различном рынке, постановление Главы Администрации Рязанской области от 03.03.1994 года № «Об утверждении административных границ <данные изъяты> и <данные изъяты>», решение Рязанского городского Совета от 29.02.2000 № «О плате за электроэнергию для отдельных категорий плательщиков» просила суд принять пункты договора энергоснабжения № от 01.12.2017 года в ее редакции:

1.1 Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электроэнергии Потребителю для бытовых нужд в точках поставки, указанных в Приложении № к настоящему договору и оказывать услуги по передаче электроэнергии и по оперативно-диспетчерскому управлению самостоятельно или путем заключения соответствующих договоров, а Потребитель обязуется оплачивать принятую электроэнергию, а также оказанные услуги в объеме и на условиях, предусмотренных настоящим договором.

1.1.2 Потребитель приобретает электрическую энергию для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее по тексту - бытовые нужды) в нежилом помещении. Потребитель также приобретает электроэнергию для содержания общего имущества в здании (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме (далее ОДН)).

1.1.3 Обслуживание внутридомовых электрических сетей осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в здании по договорам управления или оказания услуг по содержанию и/или выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством РФ выполнение ими таких работ не запрещено.

3.1.28 Гарантирующий поставщик до 1 числа месяца, следующего за расчетным, производит расчет размера платы за электрическую энергию за расчетный месяц.

Гарантирующий поставщик выставляет Потребителю платежный документ для оплаты путем передачи данных о начислении за расчетный месяц платежным агентам и направляет по адресу: <адрес>

4.2 Потребитель ежемесячно оплачивает Гарантирующему поставщику оплату стоимости потребленной за расчетный период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

При осуществлении расчетов стороны настоящего договора руководствуются ценами (тарифами) на электрическую энергию для «населения» и приравненных к нему категорий потребителей утвержденными ГУ «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области.

Оплата может производиться наличным и безналичным расчетом.

7.5 Стороны несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязательств в соответствии с настоящим договором и действующим и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

7.6 исключить;

Взыскать с ответчика расходы, связанные с оплатой госпошлины в размере 300 руб.

В процессе производства по делу представитель истицы Прудов А.А. в порядке ст.39 ГПК РФ, увеличил исковые требования, просил также исключить из договора энергоснабжения № от 01.12.2017 года п. 6.2.

В качестве третьих лиц по делу привлечены Управление Роспотребнадзора по Рязанской области, Федеральная антимонопольная служба, Главное управление «Региональная энергетическая комиссия Рязанской области».

Истица Блант М.Н., извещенная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Представитель истцы Прудов А.А. исковые требования Блант М.Н. с учетом их уточнений поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ООО «РГМЭК» Ковалев В.А. исковые требования Блант М.Н. не признал, пояснил, что нежилое помещение <данные изъяты> (апартаменты), расположенное по адресу: <адрес> принадлежащее Блант М.Н. на праве собственности, не является жилым помещением, а сама Блант М.Н. не отнесена к категории «население» и приравненных к нему потребителям, которым электроэнергия поставляется по регулируемым ценам (тарифам). Кроме того полагал, что редакция п. 6.2 Договора полностью соответствует положениям нормативно-правовых актов РФ об энергоснабжении, а требования истца об исключении данного пункта договора являются необоснованными. В связи с чем в удовлетворении исковых требований просил отказать.

Третьи лица - Управление Роспотребнадзора по Рязанской области, Федеральная антимонопольная служба, Главное управление «Региональная энергетическая комиссия Рязанской области», извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в суд своих представителей не направили, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Блант М.Н. является собственником нежилого помещения <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в нежилом здании по адресу: <адрес>

Право собственности на спорное нежилое помещение зарегистрировано на основании договора № об участии в долевом строительстве (корпус №), заключенного 19.08.2015 года между ООО «Восход-2» и Блант (до брака Сергеевой) М.Н., акта приема-передачи от 06.11.2015 года.

01.12.2017 года между ООО «РГМЭК» (Гарантирующий поставщик) и Блант М.Н. (Потребитель) был подписан договор энергоснабжения № на принадлежащий истице спорный объект, по условиям которого Гарантирующий поставщик обязался продавать Потребителю электрическую энергию (мощность) в количестве, установленном настоящим договором, качество и параметры которой соответствуют требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих технических регламентов - обязательным требованиям государственных стандартов, а Потребитель обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию (мощность) на условиях, предусмотренных настоящим договором. Для определения размера платежей, которые должны быть произведены Гарантирующему поставщику до 10-го числа месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии (мощности) стоимость электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки определяется исходя из нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период для соответствующей ценовой категории с учетом дифференциации нерегулируемых цен и объема потребления электрической энергии (мощности) Потребителем за предшествующий период (п. 1.1, 4.2 Договора).

Не согласившись, в том числе с п.4.2 Договора, Блант М.Н. направила ООО «РГМЭК» протокол разногласий к договору энергоснабжения № от 01.12.2017 года, в котором просила п. 4.2 Договора изложить в предложенной ею редакции, а именно: «Потребитель ежемесячно оплачивает Гарантирующему поставщику оплату стоимости потребленной за расчетный период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом. При осуществлении расчетов стороны настоящего договора руководствуются ценами (тарифами) на электрическую энергию для «населения» и приравненных к нему категорий потребителей утвержденными ГУ «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области. Оплата может производиться наличным и безналичным расчетом».

В судебном заседании представитель истицы Прудов А.А. поддержал позицию истицы о незаконности использования при осуществлении расчетов стоимости потребленной электрической энергии нерегулируемых цен на электрическую энергию, поскольку истица не является индивидуальным предпринимателем и использует нежилое помещение для хозяйственно-бытовых нужд. Поэтому плата за электроэнергию должна производиться по тарифу, установленному для категории потребителей «население».

Между тем с данной позицией стороны истца суд не может согласиться в силу следующего.

Так, согласно ст.ст.539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении рынков потребления электрической энергии» (далее - Основные положения) электрическая энергия (мощность), за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с настоящим документом, а энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями - по свободным нерегулируемым ценам.

Поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. № (в редакции от 30.12.2017 года) «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике) (далее - Основы ценообразования).

Приложением № к Основам ценообразования утвержден Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам). К ним относятся:

1. Исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.

2. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

3. Юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений.

4. Юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии.

5. Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации.

6. Гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.

7. Объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи).

Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.

Анализ вышеприведенного перечня категорий потребителей свидетельствует о том, что собственники нежилых помещений (апартаментов), не отнесены к категории население и приравненных к нему категориям потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

Кроме того, согласно п.п.4,8 Приказа ФСТ России № от 16.09.2014 года «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненным к ним категориям потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей», регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются ГУ РЭК Рязанской области исходя из объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, учтенных в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - прогнозный баланс), и индикативных цен на электрическую энергию (мощность) для поставки населению, утверждаемых Федеральной антимонопольной службой.

Установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Рассмотрение дел об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), осуществляется на основании предложений (заявлений об установлении тарифов) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность с прилагаемыми обосновывающими материалами (баланс электрической энергии и мощности, расчет необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных), поданных до 1 мая года, предшествующих очередному периоду регулирования (п.п.1,2,10,23 Регламента установления цен (тарифов), и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденного Приказом ФСТ России № от 28.03.2013 года).

Центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительную распорядительную деятельность на территории Рязанской области в области государственного регулирования цен, тарифов, надбавок, индексов на отдельные виды товаров и услуг, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в указанных сферах является Главное управление «Региональная энергетическая комиссия Рязанской области».

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", приказом ФСТ России от 16.09.2014 N 1442-э "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей" Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия Рязанской области» установлены тарифы на электрическую энергию на 2017 год (Постановление от 16 декабря 2016 г. N 428) и на 2018 год (Постановление от 18 декабря 2017 года №).

Данные тарифы на электрическую энергию установлены для населения и приравненным к нему категориям граждан.

Учитывая, что истица является собственником нежилого помещения (апартаментов), и к категории население и приравненных к нему категориям потребителей, не относится, тарифы, установленные Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия Рязанской области», применены быть не могут, поскольку Центральный исполнительный орган государственной власти Рязанской области при расчете указанных тарифов учитывал объемы электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и индикативные цены на электрическую энергию (мощность) для поставки населению, утверждаемые Федеральной антимонопольной службой.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований истца об отнесении ее как потребителя к группе «население», установление тарифов и порядка оплаты потребленной электрической энергии (мощности) в соответствии с условиями, изложенными ею в протоколе разногласий к договору энергоснабжения № от 01.12.2017 года, не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об оставлении исковых требований Блант М.Н. в части изложения п. п. 1.3.28 и 4.2 в редакции, предложенной ею в протоколе разногласий, без удовлетворения.

Кроме того, суд не находит оснований и для изложения п.п.1,1, 7.5, 7.6 в редакции, предложенной истцом, включения в договор п.п.1.1.2, 1.1.3, а также для исключения п.6.2 договора

Так, включение в договор энергоснабжения (в п. 1.1 и 1.1.2) условия о приобретении электрической энергии «…для бытовых нужд…» и «…для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее по тексту - бытовые нужды) в нежилом помещении…) не предусмотрено нормативно-правовыми актами РФ и не является обязательным для сторон. А включение в содержание договора цели приобретения электроэнергии не влияет на порядок расчетов за электроэнергию. Включение в п.1.1 договора: «…в точках поставки, указанных в Приложении № к договору и оказывать услуги по передаче электроэнергии и по оперативно-диспетчерскому управлению самостоятельно или путем заключения соответствующих договоров…» является избыточным, поскольку данное условие уже содержится в п. 1.2 и 2.1.1 договора, которые потребителем не оспариваются. Исключение из п. 1.1 договора текста: «…продавать Потребителю электрическую энергию (мощность) в количестве, установленном настоящим договором, качество и параметры которой соответствуют требованиям соответствующих регламентов, а до принятия соответствующих регламентов - обязательным требованиям государственных стандартов…» и предложения: «… Качество электрической энергии (мощности) должно соответствовать ГОСТам и иным обязательным требованиям установленным правовыми актами и обеспечивается совместными действиями Гарантирующего поставщика, Сетевой организации и Потребителя» противоречит п. 40 Основных положений, согласно которому существенными условиями договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) являются требования к качеству поставляемой электрической энергии, которые должны соответствовать требованиям законодательства РФ и соответствующий Основным положениям и требования к порядку определения объема покупки электрической энергии (мощности) по договору за расчетный период.

Добавление в договор п. 1.1.2 также является избыточным, поскольку в Приложении № к договору, порядок определения объема общедомовых нужд, приходящихся на нежилое помещение и формулы расчета этого объема указан.

Суд также считает необоснованным дополнение договора пунктом 1.1.3, определяющим порядок обслуживания внутридомовых электрических сетей, поскольку условия обслуживания и ремонта внутридомовых электрических сетей должны согласовываться между собственником и обслуживающей организацией или собственником самостоятельно.

Согласно п. 6.2 договора энергоснабжения в период действия договора сетевая организация беспрепятственно допускает уполномоченных представителей потребителя в пункты контроля и учета количества и качества электрической энергии переданной данному потребителю по письменному запросу потребителя; определяет в порядке, определенном Министерством энергетики РФ, значения соотношений потребленной активной реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств) потребителя. При этом характеристики для потребителей, присоедененных к электрическим сетям напряжением 35 кВ и ниже, определяются сетевой организацией. Для потребителей присоединных к электрическим сетям напряжением выше 35 кВ указанные характеристики определяются сетевой организацией совместно с субъектом оперативно-диспетчерского управления.

Согласно п.41 Основных положений существенными условиями договора энергоснабжения являются существенные условия договора купли-продажи (поставки) электрической энергии и существенные условия договора оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № от 27.12.2004 (далее Правила).

В соответствии с п.п. «д» п. 15 Правил при исполнении договора оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация должна беспрепятственно допускать уполномоченных представителей потребителей услуг в пункты контроля и учета количества и качества электрической энергии, переданной данному потребителю, в порядке и случаях, установленных договором.

В силу п.п. «в» п. 15 Правил при исполнении договора оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация обязана определять в порядке, определяемом Министерством энергетики Российской Федерации, значения соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств) потребителей услуг. При этом указанные характеристики для потребителей, присоединенных к электрическим сетям напряжением 35 кВ и ниже, устанавливаются сетевой организацией, а для потребителей, присоединенных к электрическим сетям напряжением выше 35 кВ, - сетевой организацией совместно с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления.

Таким образом, содержание п.6.2 договора энергоснабжения свидетельствует о его полном соответствии вышеприведенным нормативным актом, а потому требования истца об исключении данного пункта договора являются необоснованными.

При разрешении вопроса об обоснованности изложения п. 7.5 договора в редакции истца, суд исходит из того, что по договору энергоснабжения в данном пункте предусмотрена ответственность потребителя за несвоевременную и/или полную оплату, которая изложена в следующей редакции: «При несвоевременной и/или неполной оплате электрической энергии (мощности) потребитель уплачивает в пользу Гарантирующего поставщика пени в соответствии с действующим законодательством РФ. При поступлении Гарантирующему поставщику денежных средств в качестве оплаты по настоящему договору в первую очередь погашаются пени, начисленные в соответствии с данным пунктом договора». Уплата потребителем пени предусмотрена п. 2 ст. 37 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике», а ответственность Гарантирующего поставщика и потребителя уже предусмотрены в п. 7.1; 7.2 и 7.4 договора энергоснабжения.

Поскольку проценты, установленные ст. 317.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются мерой ответственности, а представляют собой плату за пользование денежными средствами, оснований для исключения из договора энергоснабжения п. 7.6 суд также не находит.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований Блант М.Н. надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Блант Марины Николаевны к «Рязанская городская муниципальная энергосбытовая компания» о разрешении разногласий при заключении договора энергоснабжения,- отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Советский районный суд гор. Рязани.

Судья