№ 2-908/2021
45RS0008-01-2021-001358-85 (УИД)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кетово 18 июня 2021 года
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Закировой Ю.Б.,
при секретаре судебного заседания Мининой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, кадастровому инженеру ФИО4 о признании результатов межевания земельного участка незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в Кетовский районный суд Курганской области с иском к администрации Кетовского района Курганской области, кадастровому инженеру ФИО4 о признании результатов межевания земельного участка незаконными, возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указано, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 1940 кв.м., по адресу: Курганская область, администрация Введенского сельсовета, д. Логоушка. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации. 05.10.2020 между ней и ООО «Геополис» был заключен договор подряда на выполнение работ в отношении объекта недвижимости № 157. 10.03.2021 кадастровым инженером ФИО5 был подготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Межевой план подготовлен в том числе на основании схематических чертежей участка (1995 год), хранящихся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее - ГФДЗ), а также на основании закрепленных на местности границ (существующему деревянному и металлическому ограждению). Однако после обращения в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости 22.03.2021 было получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета № № в связи с пересечением границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером № границ другого земельного участка с кадастровым номером №, ранее поставленного на государственный кадастровый учет в ЕГРН. По актуальным сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: коммунальное обслуживание (для размещения линейного объекта: газораспределения <адрес>), площадь 19364 кв.м., имеет местоположение: <адрес>, принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Муниципальному образованию Кетовский район Курганской области, о чем в ЕГРН сделана запись от 20.07.2018. Указанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 01.08.2017 кадастровым инженером ФИО4. Документом-основанием для подготовки межевого плана в отношении земельного участка с кадастровым номером № являлся Проект межевания территории, предусматривающий размещение линейного объекта: «Сеть газораспределения л. Логоушка Кетовского района Курганской области», утвержденный Постановлением администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области от 09.12.2016 № 412 и Постановлением администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области от 24 июля 2017 года № 120 «О внесение изменений в постановление Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области от 09.12.2016 № 412 «Об утверждении проекта межевания территории, предусматривающий размещение линейного объекта: «Сеть газораспределения л. Логоушка Кетовского района Курганской области». Учитывая, что при подготовке межевого плана в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Курганская область, Администрация Введенского сельсовета, д. Логоушка были использованы материалы, хранящиеся в ГФДЗ, линейный объект - газопровод на земельном участке не расположен, процедура изъятия части земельного участка для муниципальных нужд не проводилась, полагает, что причиной возникновения пересечения земельных участков являются ошибки, допущенные при формировании земельного участка с кадастровым номером №. Пересечение принадлежащего истцу земельного участка с земельным участком с кадастровым номером № препятствует уточнению местоположения границ земельного участка истца, а соответственно внесению сведений о его местоположении (координатах) в ЕГРН, что нарушает ее права, как собственника земельного участка. Административная процедура отмены результатов межевания отсутствует, в связи с чем восстановление прав истца возможно исключительно в судебном порядке. Просит суд признать незаконным постановление администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области от 09.12.2016 № 412 «Об утверждении проекта межевания территории, предусматривающий размещение линейного объекта: «Сеть газораспределения л. Логоушка Кетовского района Курганской области», признать незаконным постановление Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области от 24 июля 2017 года № 120 «О внесение изменений в постановление администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области от 09.12.2016 № 412 «Об утверждении проекта межевания территории, предусматривающий размещение линейного объекта: «Сеть газораспределения л. Логоушка Кетовского района Курганской области»; признать незаконным результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: коммунальное обслуживание (для размещения линейного объекта: газораспределения <адрес>), площадь 19364 кв.м., местоположение: <адрес>, исключив сведения о местоположении его границ из Единого государственного реестра недвижимости.
В дальнейшем исковые требования изменила, предъявив иск к администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области.
Истец ФИО2, ее представитель, действующий по устному ходатайству ФИО6, в судебном заседании на измененных исковых требованиях настаивали по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика вр.и.о. главы Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области ФИО7, действующий на основании соответствующего распоряжения, в судебном заседании с иском согласился.
Ответчик ФИО4 в судебном заседании с иском согласилась.
Представитель третьего лица администрации Кетовского района Курганской области ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании решение вопрос оставила на усмотрение суда, представила отзыв, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий на праве постоянного (бессрочного) пользования администрации Кетовского района Курганской области сформирован и поставлен на учет 01.08.2017 до определения границ земельного участка истца. Поскольку границы земельного участка истца на момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, на местности не была фактически установлена, сведения не были внесены в государственный кадастр, то пересечение земельного участка с кадастровым номером № с границами земельного участка истца прав ФИО2 не нарушает. Также полагает, что увеличение площади земельного участка истца с 1940 кв.м. до 2110 кв.м. необоснованно и привело к пересечению земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица ООО «Геополис» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении дела не просил.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Заслушав стороны, их представителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу п.3 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно п.4 ч.2 ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей защиту прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Земельные споры рассматриваются в судебном порядке (ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу статей 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Согласно ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей правомочия собственника, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
По актуальным сведениям ЕГРН следует, что с 25.11.2019 ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 940 кв.м., по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства и строительства жилого дома, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 04.05.2021. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Описание местоположения земельного участка отсутствует.
Истец ФИО2 обратилась в ООО «Геополис» для подготовки межевого плана в связи с уточнением местоположения границ и площади своего земельного участка.
10.03.2021 подготовлен межевой план земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 940 кв.м., по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Из заключения кадастрового инженера ФИО5 следует, что в результате проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, на основании геодезической съемки методом спутниковых измерений было установлено, что площадь данного уточняемого земельного участка составила 2110 кв.м. Согласно выписке из ФГИС ЕГРН № от 12.10.2020 площадь земельного участка составляет 1940 кв.м. Нормы предоставления земельных участков определены согласно Правил землепользования и застройки Муниципального образования Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области (глава 17, ст. 71 о предельной величине размеров земельных участков объектов капитального строительства и территорий с назначенными видами разрешенного использования) - зона Ж-1 (минимум 600 кв.м.; максимум 1500 кв.м.). Исходя из п.32 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» уточненная площадь данного земельного участка 2110 кв. м., определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом требований, больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости 1940 кв.м., на величину не более чем предельный минимальный размер (600 кв.м.), установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, и составляет 170 кв. м. При таких обстоятельствах, поскольку превышения размеров данного земельного участка относительно правоустанавливающих документов нет, усматривается, что ограничений, связанных с уточнением границ и площади данного земельного участка, не имеется. В связи с этим, местоположение границ данного земельного участка определено по фактическим границам, существующему деревянному и металлическому ограждениям, закрепленных металлическими столбами, посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек, изменения описания границ земельного участка. Данный земельный участок по целевому назначению относится к землям населенных пунктов, основным видом разрешенного использования является - для ведения личного подсобного хозяйства. Границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> закреплены на местности объектами искусственного происхождения - забор (деревянный и металлический). На запрос от 13.10.2020 о предоставлении документов Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области выдана выкопировка из документа, находящегося на хранении в архиве государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства Кетовского отдела Управления Рореестра по Курганской области (схематический чертеж), составленный на период 1995 года на земельный участок с кадастровым номером №. Согласно этому схематическому чертежу, составленному на период 1995 года подтверждается, что, конфигурация уточняемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, не менялась 15 и более лет. Планами местности масштаба 1:2000, являющимися картографической основой государственного кадастра недвижимости, и составленные ФГУП «УРАЛМАРКШЕЙДЕРИЯ» (дата аэрофотосъемки 2010 год), письмо из ГФДЗ № 13-14 от 16.09.2015, полученное в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, прилагается ситуационным планом (выкопировкой из фотоплана местности) масштаба 1:2000, являющийся приложением к вышеперечисленному документу, подтверждены ныне существующие границы уточняемого земельного участка, расположенного в данном населенном пункте и ограниченного смежными фактически занятыми земельными участками и землями общего пользования. Таким образом, нет документов, подтверждающих, что земельный участок имеет другие границы, площадь и конфигурацию, поэтому считать, что земельный участок существует в заявленных границах, площади и конфигурации на местности более пятнадцати лет является обоснованным. Очевидно, что были предприняты все меры, по определению и оформлению местоположения исторически сложившихся границ землепользования данного земельного участка, и нет препятствий для проведения государственного кадастрового учета данного объекта недвижимости. Результат согласования оформлен в форме акта согласования местоположения границ. Границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 45:08:020302:32, расположенного по адресу: <адрес> от точки н1 до точки н2 и от точки н7 до точки н8 не согласовывались, так как граничат с земельным участком, относящимся к землям не разграниченной государственной собственности на землю в границах муниципального образования Кетовский район (земли общего пользования) и не являются предметом для согласования. На уточняемый земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> налагается земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для коммунального обслуживания (для размещения линейного объекта «Сеть газораспределения д.Логоушка Кетовского района, Курганской области». При осуществлении кадастровых работ по образованию данного земельного участка, кадастровым инженером ФИО3 были грубо нарушены требования по выполнению кадастровых работ, а именно, согласно Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2018 № 921 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» не было проведено согласование с собственниками земельных участков, расположенных на территории <адрес>, фактически используемых 15 и более лет. В связи с этим, произошло наложение данного земельного участка с кадастровым номером № на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № и другие земельные участки по <адрес>. Из анализа документов и результатов проведенных кадастровых работ выявлена разница в площадях: по фактическому использованию и площади, содержащейся в сведениях ЕГРН, в связи с чем, подготовлен межевой план, для учета изменений его уникальных характеристик: площади и местоположение границ уточняемого земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 19 364 +/- 49 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: коммунальное обслуживание (для размещения линейного объекта «Сеть газораспределния д. Логоушка Кетовского района Курганской области»), расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования МО Кетовский район Курганской области с 20.07.2018, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 04.05.2021. При этом сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».
Из материалов реестрового дела объекта недвижимости № следует, что указанный земельный поставлен на кадастровый учет по инициативе администрации Кетовского района Курганской области на основании постановления администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области № 412 от 09.12.2016 «Об утверждении Проекта межевания территории, предусматривающего размещение линейного объекта: «Сеть газораспределения д.Логоушка Кетовского района Курганской области», согласно которому утвержден соответствующий Проект площадью 19 466 кв.м., местоположение: Российская Федерация, Курганская область, Кетовский район, д. Логоушка, кадастровый квартал 45:08:020302, категория земель – земли населенных пунктов, территориальная зона – Ж-1 «Территории кварталов индивидуальной жилой застройки», вид разрешенного использования – коммунальное обслуживание (для размещения линейного объекта «Сеть газораспределения д. Логоушка Кетовского района Курганской области»).
Постановлением Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области от 24.07.2017 № 120 внесены изменения в постановление № 412 от 09.12.2016: наименование постановления администрации Введенского сельсовета № 412 от 09.12.2016 читать в следующей редакции: «Об утверждении Проекта планировки территории и Проекта межевания территории, предусматривающих размещение линейного объекта: «Сеть газораспределения <адрес>». Пункт 1 постановления администрации Введенского сельсовета № 412 от 09.12.2016 читать в следующей редакции: «1. Утвердить Проект планировки территории и Проект межевания территории, предусматривающих размещение линейного объекта: «Сеть газораспределения <адрес>»: 1) площадь образуемого участка: 19364 кв.м., 2) местоположение земельного участка: <адрес>; 3) кадастровый квартал: №; 4) категория земель: земли населенных пунктов; 5) территориальная зона: Ж-1 (территории кварталов индивидуальной жилой застройки), 6) вид разрешенного использования: коммунальное обслуживание (для размещения линейного объекта: «Сеть газораспределения д. Логоушка Кетовского района Курганской области»)».
В материалах указанного реестрового дела также имеется схема геодезических построений, схема расположения земельных участков; Проект планировки территории «Сеть газораспределения д. Логоушка Кетовского района Курганской области» (включая графические материалы) и Проект межевания территории, необходимой для размещения объекта: «Сеть газораспределения д. Логоушка Кетовского района Курганской области» (включая графические материалы), подготовленные ИП ФИО3 в 2016 году.
06.03.2017 на основании постановления № 412 от 09.12.2016, проекта межевания территории, кадастрового плана территории и письма «О направлении выписки из каталога геодезических пунктов»» кадастровым инженером ФИО3 подготовлен межевой план земельного участка с кадастровым номером №, площадью 19466+/-49 кв.м. в связи с образованием земельного участка (число контуров – 2) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного: <адрес>.
Из ответа Управления Росреестра по Курганской области от 31.05.2021 № 16-26/2033 следует, что в отношении земельного участка с кадастровым номером: № 12.03.2021 поступило заявление ФИО2 об изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав (№). Государственная регистрация по учету изменений приостановлена по решению государственного регистратора сроком до 22.06.2021, что также подтверждается уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета указанного земельного участка от 22.03.2021.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В силу ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Приведенные положения законов направлены на обеспечение учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности в спорный период регулировались нормами Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ).
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ), кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее – постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также – снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
В силу ст.17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 №688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства (п. 2); установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (п. 3).
Как следует из пп.1,3 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе и на праве постоянного (бессрочного) пользования и аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Согласно ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Акт согласования границ является неотъемлемой частью межевого плана.
Согласно п.70 требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2018 № 921 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
Согласно чч. 3, 4 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2017, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Таким образом, по смыслу закона, реестровая ошибка подлежит исправлению (а не признанию), в случае наличия в межевом плане, подготовленном лицом, выполнившим кадастровые работы, такой ошибки. Главным условием удовлетворения требования об исправлении реестровой (кадастровой) ошибки является отсутствие спора о границах, т.е. данным способом должны разрешаться вопросы исключительно технического характера. Основаниями для исправления указанной ошибки являются представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении реестровой ошибки.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу ст.ст.7,8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в числе прочего, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости), включающий характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Истец, оспаривая межевание, указывает на отсутствие в межевом плане согласования с ней, в связи с чем регистрирующим органом выявлено наложение уточняемого участка истца на земельный участок с кадастровым номером 45:08:020302:485, ранее постановленного на учет в ЕГРН, и приостановлен государственный кадастровый учет.
Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Право оценки доказательств принадлежит суду, разрешающему спор по существу.
Суд соглашается с выводами кадастрового инженера ФИО1 о нарушении требовании по выполнению кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером № кадастровым инженером ФИО3, а именно инженером не было проведено согласование с собственниками земельных участков, расположенных на территории <адрес>, фактически используемых 15 и более лет, в связи с чем произошло наложение земельного участка с кадастровым номером № на земельный участок истца.
Таким образом, с учетом признания иска ответчиками факт нарушения законных прав истца при межевании земельного участка с кадастровым номером № нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания.
Признание межевания земельного участка ответчика недействительным, в данном случае, влечет восстановление нарушенного права сторон. Устранение реестровой ошибки возможно путем исключения из ЕГРН содержащихся сведений о местоположении границ данного земельного участка.
Истцом также заявлены требования о признании незаконными постановлений администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области от 09.12.2016 № 412 от 24.07.2017 № 120.
В ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч.1 ст.61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В связи с тем, что в судебном заседании установлен факт нарушения законных прав истца при межевании земельного участка с кадастровым номером №, суд приходит к выводу о признании незаконными администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области от 09.12.2016 № 412 от 24.07.2017 № 120.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает, что заявленные ФИО2 исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, кадастровому инженеру ФИО4 о признании результатов межевания земельного участка незаконными, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконными постановление администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области № 412 от 09.12.2016 «Об утверждении Проекта межевания территории, предусматривающего размещение линейного объекта: «Сеть газораспределения д.Логоушка Кетовского района Курганской области», постановление Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области от 24.07.2017 № 120 «О внесении изменений в постановление администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области № 412 от 09.12.2016 «Об утверждении Проекта межевания территории, предусматривающего размещение линейного объекта: «Сеть газораспределения д. Логоушка Кетовского района Курганской области».
Отменить результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 19 364 +/- 49 кв.м.
Исключить из государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 19 364 +/- 49 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 12.07.2021.
Судья Ю.Б. Закирова