ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-908/2021 от 29.07.2021 Железнодорожного районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело №2-908/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2021 г. г. Орёл

Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Севостьяновой Н.В.,

при секретаре Шкарупа А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Железнодорожного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к БПОУ "Орловский базовый медицинский колледж", Департаменту здравоохранения Орловской области, Департаменту финансов Орловской области о понуждении к совершению действий,

установил:

Прокурор Железнодорожного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к БПОУ "Орловский базовый медицинский колледж" Правительству Орловской области в лице -Департамент здравоохранения Орловской области о понуждении к совершению действий. В обосновании заявленных требований указав, что прокуратурой Железнодорожного района г. Орла проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности общеобразовательных учреждений г. Орла. В ходе проведенной проверки установлены нарушения требований Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 (далее по тексту - Требования), допущенные в деятельности БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж».

В нарушение п.п. «б» п. 16, п.п. «г» п. 16.1. Требований в БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж»:

-система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца не оборудована;

-не обеспечена охрана объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Выявленные нарушения в области соблюдения законодательства о безопасности несовершеннолетних в образовательных учреждениях, расположенных в Железнодорожном районе г. Орла, негативным образом влияют на состояние законности в данной сфере, снижают антитеррористическую защищенность этих объектов, нарушают права несовершеннолетних и их законных представителей, педагогов и иных лиц, находящихся в образовательных учреждениях и на их территории, на безопасность жизни и здоровья.

Кроме того, БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж» посещает неопределенный круг лиц, что является основанием для обращения прокурора в суд за защитой их прав.

Указанные нарушения непосредственно ведут к нарушению требований, предъявляемых к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждениях, а также способствуют несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.

Просит с учетом уточнений обязать Правительство Орловской области в лице Департамента здравоохранения Орловской области в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в размере, необходимом БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж»:

-для оборудования системы видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;

-для обеспечения охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Обязать БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж» в течение 1 (одного) месяца со дня поступления денежных средств:

-принять меры по оборудованию системы видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;

-заключить контракт на обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В судебном заседании старший помощник прокурора Железнодорожного района Орлова С.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика БПОУ "Орловский базовый медицинский колледж" Гнеушева Н.В. исковые требования признала в полном объеме.

В судебное заседание представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области, Департамента финансов Орловской области, извещенные надлежащим образом, не явились.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе, международно-правовые, по обеспечению безопасности в учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в образовательных учреждениях.

В силу статей 2, 38, ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Детство находится под защитой государства.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с положениями Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти (ст.1).

Согласно п.1, п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с п. 4 ст. 3 указанного Федерального закона, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Как указано в п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 15 Требований антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения; на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории); на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения.

Пунктом 24 Требований предусмотрено, что контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется руководителями органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), или уполномоченными ими лицами в виде проверок.

Из чего следует, что Требованиями прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.

Исходя из содержания п. п. 8 и 9 ч. 1, ч.2 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации, а также профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств, своих бюджетов.

Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадаших.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Железнодорожного района г. Орла проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности общеобразовательных учреждений г. Орла, в том числе БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж».

В нарушение п.п. «б» п. 16, п.п. «г» п. 16.1. Требований в БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж»:

-система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца не оборудована;

-не обеспечена охрана объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Выявленные нарушения в области соблюдения законодательства о безопасности несовершеннолетних в образовательном учреждении негативным образом влияют на состояние законности в данной сфере, снижают антитеррористическую защищенность объекта, нарушают права несовершеннолетних и их законных представителей, педагогов и иных лиц, находящихся в образовательном учреждении и на их территории, на безопасность жизни и здоровья.

В силу и. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств, своих бюджетов.

Здание БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж» фактически находится во владении и пользовании образовательного учреждения, на которое возложена обязанность использовать его в соответствии с действующим законодательством. Обязанность по финансированию необходимых работ возлагается на Департамент финансов Орловской области, осуществляющего полномочия собственника, а обязанность по проведению работ на само образовательное учреждение, у которого здание находится на праве оперативного управления.

При этом отсутствие финансирования, не может служить основанием для несоблюдения субъектом Российской Федерации - Орловской областью своей непосредственной обязанности по выделению средств на организацию образовательному учреждению охраны объекта в целях его террористической защищенности и исполнение требований действующего законодательства, поскольку действующее законодательство не ставит выполнение субъектом РФ требований по обеспечению антитеррористической безопасности в зависимость от финансовых возможностей. Факт отсутствия в текущем году финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности не может служить основанием для несоблюдения требований указанных выше нормативных правовых актов.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Прокурора Железнодорожного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к БПОУ "Орловский базовый медицинский колледж", Департаменту здравоохранения Орловской области, Департаменту финансов Орловской области о понуждении к совершению действий, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.39, 173, 194 -199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Прокурора Железнодорожного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к БПОУ "Орловский базовый медицинский колледж", Департаменту здравоохранения Орловской области, Департаменту финансов Орловской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать Департамент финансов Орловской области в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в размере, необходимом БПОУ ОО«Орловский базовый медицинский колледж»:

-для оборудования системы видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;

-для обеспечения охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Обязать БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж» в течение 1 (одного) месяца со дня поступления денежных средств:

-принять меры по оборудованию системы видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;

-заключить контракт на обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Орла в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 05.08.2021 г.

Судья Н.В. Севостьянова