ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9095/15 от 20.11.2015 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-9095/15

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 ноября 2015 года г.Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Кучкиной С.В.,

при секретаре Усмановой С.А.,

с участием истца М.Ф.Г, его представителя С.В.В,

представителя ответчиков Сахалинской таможни, ДВТУ, ФТС России – М.О.В, действующей не основании доверенностей,

представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика Сахалинской транспортной прокуратуры – Б и М,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску М.Ф.Г к Сахалинской таможне о понуждении направить документы на присвоение очередного специального звания, к Дальневосточному таможенному управлению о понуждении согласовать документы на присвоение очередного специального звания, назначить размер пенсии с учетом данного звания, к Федеральной таможенной службе России о понуждении присвоить очередное специальное звание, к Министерству финансов России о взыскании компенсации морального вреда, в порядке реабилитации,

у с т а н о в и л:

М.Ф.Г обратился в суд с иском:

к Сахалинской таможне о понуждении направить документы на присвоение очередного специального звания <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, выплате сумм ущерба в размере <данные изъяты>, состоящего из возмещения материального вреда за неприсвоенное очередное специальное звание <данные изъяты>, недоплаты размера должностного оклада по последней замещаемой должности и перерасчета единовременной выплаты при увольнении исходя из повышенного оклада;

к Дальневосточному таможенному управлению о понуждении согласовать документы на присвоение очередного специального звания <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ и направить их в Федеральную таможенную службу Российской Федерации; назначить ему размер пенсии с учетом данного звания и повышенного оклада по последней занимаемой должности начальника авиационного отдела <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ;

к Федеральной таможенной службе России о понуждении присвоить очередное специальное звание <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ,

к Министерству финансов России о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>.

В обоснование требований указал, что он проходил службу в Сахалинской таможне, имел право на присвоение очередного специального звания «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ, однако данное звание ему в установленные сроки не было присвоено в связи с возбуждением в отношении него уголовного преследования. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ уголовное преследование в отношении него прекращено, за ним признано право на реабилитацию, однако звание ему так и не было присвоено, в связи с чем он и просит обязать ответчиков присвоить ему данное звание с ДД.ММ.ГГГГ и произвести выплату неполученных сумм денежного довольствия с учетом этого звания.

Также указал, что в ДД.ММ.ГГГГ он был зачислен в распоряжение Сахалинской таможни, и до зачисления в распоряжение его должностной оклад с учетом повышающей надбавки составлял <данные изъяты>, однако при зачислении в распоряжение ему был установлен оклад в размере <данные изъяты>, чем были нарушены его права. При этом при увольнении со службы ему было выплачено единовременное пособие в размере <данные изъяты> окладов, исчисленное из оклада <данные изъяты>, а не <данные изъяты>. Также, при назначении пенсии ему размер пенсии был назначен исходя из оклада <данные изъяты>.

Кроме того, указал, что в результате уголовного преследования ему были причинены нравственные страдания, компенсацию которых он просит взыскать в свою пользу в размере <данные изъяты>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части требований к Сахалинской таможне о взыскании сумм материального ущерба в связи с несприсвоением очередного специального звания.

Также определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в отдельное производство выделены исковые требования к Сахалинской таможне о понуждении направить документы на присвоение очередного специального звания, к Дальневосточному таможенному управлению о понуждении согласовать документы на присвоение очередного специального звания, назначить размер пенсии с учетом данного звания, к Федеральной таможенной службе России о понуждении присвоить очередное специальное звание, к Министерству финансов России о взыскании компенсации морального вреда, как заявленные в качестве реабилитации.

По остальным требованиям решением суда от ДД.ММ.ГГГГ требования М.Ф.Г удовлетворены частично.

По требованиям истца о реабилитации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечена Сахалинская транспортная прокуратура.

В судебном заседании истец и его представитель С.В.В на выделенных исковых требованиях настаивали по изложенным в иске основаниям, указали, что в результате данного уголовного преследования истец был лишен возможности получить очередное звание, с учетом которого ему подлежат начислению все выплаты, в том числе пенсия.

Представитель ответчиков Сахалинской таможни, ФТС России и ФИО1 В, действующая на основании доверенностей, с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме, пояснила, что оснований для присвоения истцу очередного специального звания не имеется, так как он не является сотрудником таможенных органов и после прекращения уголовного преследования не находился на той должности, по которой предусмотрено присвоение звания «полковник», в связи с чем и оснований для перерасчета денежного довольствия и пенсии также не имеется.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Сахалинской транспортной прокуратуры – Б.Л.С и М.О.Ю, в судебном заседании с иском не согласились, пояснив, что в отношении истца мер процессуального принуждения не применялось, доказательств причинения ему физических или нравственных страданий им суду не представлено.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности материалы гражданского дела и материалы уголовного дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В соответствии с пп.34, 35, 55 ст.5 УПК РФ реабилитация - порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда; реабилитированный - лицо, имеющее в соответствии с данным Кодексом право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследованием; уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Частями 2 и 3 ст.133 УПК РФ установлено, что право на реабилитацию, в том числе на возмещение вреда, имеют, в том числе, подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 УПК РФ.

Судом установлено, что постановлением следователя Сахалинского следственного отдела на транспорте Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении М.Ф.Г было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного <данные изъяты>.

Постановлением старшего следователя Сахалинского следственного отдела на транспорте Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело и уголовное преследование в отношении М.Ф.Г прекращено по <данные изъяты> за ним признано право на реабилитацию.

В качестве мер реабилитации истцом заявлено о понуждении присвоить ему очередное специальное звание, в присвоении которого ему было отказано в виду возбуждения в отношении него уголовного дела, и с учетом данного звания установить размер пенсии.

В соответствии с частью 1 статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

При этом под восстановлением в трудовых.. и иных правах понимается восстановление в тех правах, которых гражданин был лишен в результате данного преследования, и право на которые у него сохраняются после прекращения уголовного преследования.

Судом установлено, что М.Ф.Г проходил службу в Сахалинской таможне в должности начальника авиационного отдела, приказом Сахалинской таможни от ДД.ММ.ГГГГ-к он зачислен в распоряжение Сахалинской таможни на три месяца в связи с проведением организационно-штатных мероприятий с установлением должностного оклада по последней занимаемой должности, и приказом от ДД.ММ.ГГГГ-к уволен со службы.

Также судом установлено, что истец имеет специальное звание «<данные изъяты>», присвоенное ему приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ, и, соответственно, после ДД.ММ.ГГГГ у него возникло право на присвоение ему очередного специального звания «<данные изъяты>», однако в связи с возбуждением в отношении него уголовного преследования представление к присвоению очередного специального звания Сахалинской таможней не направлялось, о чем ими был уведомлен начальник кадровой службы ДВТУ письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

После прекращения уголовного преследования Сахалинская таможня ДД.ММ.ГГГГ направила в кадровую службу ДВТУ представление о присвоении истцу данного очередного звания, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ Дальневосточное таможенное управление уведомило начальника Сахалинской таможни о невозможности присвоения ему данного очередного звания в виду того обстоятельства, что на момент направления данного представления истец находился за штатом, в распоряжении Сахалинской таможни, тогда как присвоение очередного звания допускается только при зачислении сотрудника на определенную должность, по которой предусмотрена возможность присвоения этого звания.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", гражданам, принятым на службу в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов присваиваются следующие специальные звания сотрудников таможенных органов: 8) <данные изъяты>; 9) <данные изъяты>.. (ч.1)

Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются на следующие группы: 3) старший начальствующий состав: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.. (ч.2).

Согласно требованиям статьи 12 этого же Федерального закона, специальные звания присваиваются сотрудникам таможенных органов в соответствии с занимаемыми должностями. (ч.1).

Специальные звания, присваиваемые сотруднику таможенного органа, подразделяются на первое и очередные (ч.2).

Первое специальное звание сотруднику таможенного органа, назначенному на должность среднего начальствующего состава или старшего начальствующего состава, и очередные специальные звания от майора таможенной службы до полковника таможенной службы включительно присваиваются руководителем Федеральной таможенной службы в соответствии с положениями настоящего Федерального закона в порядке, установленном руководителем Федеральной таможенной службы (ч.4).

Очередное специальное звание сотруднику таможенного органа присваивается в последовательном порядке при соответствии указанного звания занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (ч.8).

Очередное специальное звание сотруднику таможенного органа может быть присвоено: 1) до истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании, но не выше специального звания, соответствующего занимаемой должности, как поощрение за добросовестное исполнение должностных обязанностей (ч.9).

В силу требований частей 1, 3 статьи 14 данного Закона, устанавливаются следующие сроки выслуги сотрудников таможенных органов в специальных званиях младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава: подполковника таможенной службы - пять лет. Очередное специальное звание, соответствующее занимаемой должности, присваивается сотруднику таможенного органа в день истечения срока его службы в предыдущем звании.

Статьей 15 предусмотрены случаи задержки в присвоении очередных специальных званий, согласно которой представление к присвоению очередного специального звания сотрудника таможенного органа, который имеет дисциплинарное взыскание (за исключением объявленного устно) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело… не производится соответственно до снятия дисциплинарного взыскания либо прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или окончания служебной проверки.

Таким образом, суд признает, что стороной ответчика обоснованно было задержано присвоение истцу очередного специального звания, на присвоение которого он имел право в виду истечения сроков службы в предыдущем, поскольку на момент возникновения у истца права на присвоение очередного звания в отношении него было возбуждено уголовное дело.

При этом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что присвоение очередного специального звания допускается только в случае прохождения сотрудником службы в определенной должности, по которой предусмотрен определенный вид предельного звания, в данном случае, полковника таможенной службы.

Поскольку после прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям истец находился в распоряжении Сахалинской таможни, а не проходил службу в определенной должности, по которой возможно присвоение очередного звания «полковник», суд находит, что ДВТУ обоснованно было отказано в присвоении ему данного звания до момента назначения его на соответствующую должность таможенной службы.

На настоящее время истец не является сотрудником таможенной службы в виду увольнения, тогда как присвоение очередного звания допускается только лицам, проходящим данную службу, в связи с чем суд признает требование истца о восстановлении его права в порядке реабилитации в виде понуждения направить представление на присвоение звания, согласовать данное представление и присвоить очередное специальное звание не подлежащим удовлетворению, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность присвоения очередного звания лицам, уволенным со службы.

Соответственно, отсутствуют и основания для возложения на сторону ответчика обязанности по установлению истцу размера пенсии с учетом должностного оклада, установленного по специальному званию «полковник», поскольку истцу такое звание в период прохождения службы в таможенных органах присвоено не было, и на настоящее время право на его присвоение он утратил в виду прекращения службы в таможенных органах, в связи с чем суд отказывает истцу в удовлетворении данного требования.

Вместе с тем, в порядке реабилитации истец имеет право на возмещение ему морального вреда, причиненного в связи с уголовным преследованием, что предусмотрено вышеприведенной ст.133 УПК РФ.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Статьей 1100 ГК РФ установлено, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Также способ и размер компенсации морального вреда определен статьей 1101 ГК РФ, согласно которой компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Определяя размер данной компенсации, суд исходит из следующего.

Как установлено судом, в ходе данного уголовного преследования в отношении истца мера пресечения не избиралась, ограничений к истцу никаких не применялось, но в ходе проведения следственных действий истец 4 раза опрашивался следственными органами в качестве подозреваемого, проводился обыск в его служебном помещении, в рабочее время в присутствии других сотрудников, что повлекло для истца причинение ему нравственных страданий, связанные с переживаниями в виду уголовного преследования и неизвестности своей дальнейшей судьбы, а также необходимостью объясняться с сослуживцами относительно своих поступков.

С учетом данных обстоятельств т тех последствий, которые для истца повлекло данное преследование, в том числе в виде утраты права на присвоение очередного специального звания и установления размера пенсии по выслуге лет в меньшем размере, чем то, на которое истец имел право претендовать в случае своевременного присвоения ему данного звания, суд признает заявленный истцом размер компенсации морального вреда разумным и обоснованным, и взыскивает с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации данную компенсацию в размере <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Требования М.Ф.Г удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу М.Ф.Г компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня вынесения в окончательном виде.

В окончательном виде решение постановлено 16 декабря 2015 года.

Председательствующий судья С.В.Кучкина