ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-909/18 от 07.05.2018 Майкопского городского суда (Республика Адыгея)

К делу № 2-909/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

07 мая 2018 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего - судьи Агафонова П.Ю.,

при секретаре судебного заседания Охтовой З.А.,

с участием истца ФИО1, представителя истца по ордеру ФИО3,

представителя ответчиков МВД по Республике Адыгея и МВД России по доверенностям ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Адыгея о взыскании задолженности по денежному содержанию, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты денежного содержания и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился с иском к ответчику МВД по РА взыскании задолженности по денежному содержанию, компенсацию за неиспользованный отпуск, компенсацию за задержку выплаты денежного содержания и компенсацию морального вреда. В обоснование требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ он проходил государственную гражданскую службу Российской Федерации, замещал должность государственной гражданской службы – старшего <данные изъяты> Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Адыгея. В соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156 и распоряжением Правительства РФ от 26.05.2016 г. № 1025-р Федеральная миграционная служба России упразднена. Приказом Председателя ликвидационной комиссии ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ № НС-1/9-372 он был назначен председателем ликвидационной комиссии ОФМС России по Республике Адыгея. Согласно записи в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, он внесен в Реестр как руководитель ликвидационной комиссии ОФС России по Республике Адыгея, исполнял возложенные на него обязанности, связанные с ликвидацией ОФМС России по Республике Адыгея, и проходил службу до ДД.ММ.ГГГГ до окончания ликвидации ОФМС России по РА. С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ему не выплачивалось денежное содержание. Согласно выписке из Адыгейского ОСБ № 8620 по лицевому счету зарплатной карты, его доход по заработной плате за 12 месяцев 2016 г. составил 793 888,33 руб., среднемесячный доход по заработной плате составляет 66 156,34 руб. Ему должно быть выплачено денежное довольствие (зарплата) по 66 156,34 руб. в месяц, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в количестве - 240 дней, всего на общую сумму 529 255,20 руб.(66 156,34 руб. х 8 месяцев) или ( 2 205,23 руб. х 240 дней). Он обращался в МВД России по Республике Адыгея, выступающего правопреемником ОФМС России по Республике Адыгея, по вопросу невыплаты денежного содержания и ему разъяснено, что указаний о выплате членам ликвидационных комиссий от МВД России не поступало, финансирование не выделялось. В 2017 г. он правом на отпуск не воспользовался. В связи с чем его пользу подлежит взысканию денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 20 дней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 44 104,6 руб. В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем срока выплат заработной в его пользу должно быть взыскана денежная компенсация в размере 124463,17 руб. Он осуществлял трудовую деятельность в течение 8-ми месяцев без оплаты за труд, у него на иждивении находится малолетний ребенок – дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которой необходимо содержание, а также престарелая мать ФИО5, которая является пенсионером. Отсутствие заработной платы за выполненную работу, возможности содержать семью причиняло ему нравственные страдания. Действиями ответчика ему причинен моральный вред, который он оценивает в 100000 рублей. Просит суд взыскать с ответчика задолженность по денежному содержанию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 529 255,20 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 44 104,6 руб.; компенсацию за задержку выплаты денежного содержания за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 124 463,17 руб. и компенсацию морального вреда в размере 100000 руб. Решение суда в части выплаты ему задолженности по денежному довольствию привести к немедленному исполнению.

В письменных возражениях на иск представитель МВД по Республике Адыгея указал, что исковые требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению в связи со следующим. Истец пропустил срок исковой давности. Он проходил федеральную государственную гражданскую службу в ОФМС России по Республике Адыгея на должности <данные изъяты> Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, являются предметом регулирования Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 2 Закона).

Часть 17 ст. 70 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает, что сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом. В настоящее время такой закон не принят. Однако, согласно ст. 73 Федерального закона № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом. Таким образом, в данном случае применимы положения ст. 392 Трудового кодекса РФ, согласно которой работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

В своем исковом заявлении истец указал, что с января 2017 г. ему не выплачивалось денежное содержание, приказом ОФМС России по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ л/с с ним расторгнут служебный контракт. Вместе с тем, в суд вопросу невыплаты денежного содержания он обратился только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении более 4-х месяцев. Каких-либо документов, подтверждающих уважительность пропуска срока, истцом не предоставлено.

Министерство внутренних дел по Республике Адыгея является ненадлежащим ответчиком по данному иску. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее - Указ Президента Российской Федерации или Указ) упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба. При этом подпунктами «в» и «ж» пункта 6 Указа Правительству Российской Федерации поручено обеспечить проведение ликвидационных процедур и решить финансовые, материально-технические и иные вопросы, связанные с реализацией Указа.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации изданы распоряжения от 26 мая 2016 г. №№ 1025-р и 1026-р, которыми установлен срок завершения ликвидационных мероприятий упраздненных ФМС России и ФСКН России до 31 декабря 2016 г., а также утверждены председатели ликвидационных комиссий.

Учитывая, что ликвидационные мероприятия в установленный срок не были завершены, Правительство Российской Федерации распоряжением от 29 декабря 2016 г. № 2896-р продлило срок завершения ликвидационных мероприятий до 1 июля 2017 г.

В соответствии с распоряжением № 2896-р ответственным за проведение ликвидационных мероприятий и обеспечение представления в Казначейство России ликвидационных балансов определено МВД России. Финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, необходимо произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2017 г. № 1412 срок проведения ликвидационных мероприятий продлен до 1 октября 2017 г.

Согласно исковому заявлению ФИО1 является федеральным государственным гражданским служащим, который проходит службу в Федеральной миграционной службе. Согласно части 2 ст. 23 Федеральный закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 79-ФЗ под представителем нанимателя понимается руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

В соответствии с приказом МВД по Республике Адыгея от 27.04.2011 г. № 335 министр внутренних дел по Республике Адыгея наделен отдельными полномочиями представителем нанимателя только в отношении федеральных государственных гражданских служащих МВД по Республике Адыгея. Истец не являлся федеральным государственным гражданским служащим МВД по Республике Адыгея.

Обязанность по выплате работникам заработной платы согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ возлагается на работодателя. МВД по Республике Адыгея не является работодателем в отношении истца, в связи, с чем у Министерства отсутствует обязанность по установлению и выплате заработной платы, а также к Министерству не могут быть применены меры материальной ответственности, возложенной на работодателя в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ. Аналогично на МВД по Республике Адыгея не распространяются требования ч. 1 ст. 237 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с частью 6 ст. 33 Федерального закона от 03.07.2016 № 305-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах наркоконтроля и Федеральной миграционной службе, в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы переводятся с письменного согласия этих федеральных государственных гражданских служащих на иные должности федеральной государственной гражданской службы в органах внутренних дел или в других государственных органах либо освобождаются от замещаемых должностей и увольняются с федеральной государственной гражданской службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе. Истец с письменным заявлением о переводе в МВД по Республике Адыгея не обращался, следовательно, он должен был быть уволен с федеральной государственной гражданской службы.

В соответствии с ч. 4 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве). Просит суд в удовлетворении требований ФИО1 о взыскании с МВД по Республике Адыгея заработной платы, компенсации за просрочку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда отказать в связи с необоснованностью.

Определением от 16.03.2018 г. по ходатайству представителя МВД по РА к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФМС России.

Определением от 20.04.2018 г. по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство внутренних дел РФ.

Представитель МВД России в письменных возражениях относительно исковых требований указал, что исковые требования ФИО1 к МВД РФ не признает в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее - Указ Президента Российской Федерации или Указ) упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба.

Приказом председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 01.06.2016 № 287 принято решение о ликвидации отдела Федеральной миграционной службы по <адрес>, о чем имеется соответствующая запись в Едином государственного реестра юридических лиц.

Распоряжением председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 20.07.2016 председателем ликвидационной комиссии ОФМС России по Республике Адыгея назначен истец.

В соответствии с ч. 4 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Часть 1 ст. 64 ГК РФ к кредиторам ликвидируемого лица относятся, в том числе лица, работающие по трудовым договорам (служебным контрактам), в части расчетов по оплате труда, и выходным пособиям.

29.08.2017 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности Отдела Федеральной миграционной службы по Республике Адыгея.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а)подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б)ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 ст. 6 и пунктом 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Учитывая вышеизложенное, истец, являясь должностным лицом, ответственным за предоставление сведений в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ОФМС России по Республике Адыгея, представил сведения о полном расчете с кредиторами, в том числе по выплате заработной платы.

Доказательства того, что истцу начислялось денежное содержание как государственному служащему, истцом не представлено. Об отсутствии задолженности перед истцом также свидетельствует приказ об увольнении истца от ДД.ММ.ГГГГ л/с, который не предусматривает каких-либо выплат в связи с прекращением служебного контракта с истцом. Просит в удовлетворении требований ФИО1 о взыскании заработной платы, компенсации за просрочку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда отказать в связи с необоснованностью.

В дополнении к письменным возражениям представитель ответчика МВД России указал, что Министерство внутренних дел РФ является ненадлежащим ответчиком по данному иску. Согласно исковому заявлению ФИО1 является федеральным государственным гражданским служащим, который проходил службу в Отделе Федеральной миграционной службы по Республике Адыгея.

Согласно части 2 ст. 23 Федеральный закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 79-ФЗ под представителем нанимателя понимается руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или липа, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Истец не являлся федеральным государственным гражданским служащим МВД России.

Обязанность по выплате работникам заработной платы согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации возлагается на работодателя.

МВД России не является работодателем в отношении истца, в связи, с чем у Министерства отсутствует обязанность по установлению и выплате заработной платы, а также к Министерству не могут быть применены меры материальной ответственности, возложенной на работодателя в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ. Аналогично, на МВД России не распространяются требования ч. 1 ст. 237 Трудового кодекса РФ.

Истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии задолженности по денежному содержанию перед ним.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Вместе с тем, ФИО1 не представлены доказательства того, что с период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он осуществлял служебную деятельность, и ему в связи с этим начислялось какое-либо денежное содержание.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

29.08.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности Отдела Федеральной миграционной службы по Республике Адыгея.

Представленный в налоговые органы ликвидационный баланс свидетельствует о том, что по состоянию на 30.12.2016 какие-либо обязательства ОФМС России по Республике Адыгея перед кредиторами (в том числе по заработной плате отсутствовали). Представленное ФИО1 заявление о прекращении деятельности ликвидируемого юридического лица, также свидетельствует об отсутствии какой-либо задолженности по заработной плате на дату подачи заявления. Таким образом, уже по состоянию на 30.12.2016 функции ликвидационной комиссии ОФМС России по Республике Адыгея по проведению ликвидации юридического лица были выполнены.

Истцом не представлены допустимые доказательства, подтверждающие осуществление какой-либо служебной деятельности, предусмотренной законодательством РФ.

Так, приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению.

Вышеуказанным правовым актом установлено, что основанием для начисления заработной платы, стипендий, пособий, иных выплат, осуществляемых физическим лицам, служат: приказ (распоряжение) руководителя учреждения о приеме на работу, увольнении и перемещении сотрудников (студентов, учащихся), приказ о назначении пособий, договоры гражданско-правового характера, Табель учета использования рабочего времени (ф. 050442Г), Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях (ф. 0504425), другие учетные документы по учету труда и его оплаты.

Ни один из указанных документов (за исключением приказа о приеме на службу ФИО1 (от ДД.ММ.ГГГГ л/с, свидетельствующем только о должностном окладе истца на дату приема) в суд не представлен. В приказе о расторжении служебного контракта и увольнении ФИО1 также отсутствует информация о каких-либо пособиях и компенсациях, которые необходимо выплатить истцу. В распоряжении МВД России и МВД по Республике Адыгея такие документы также отсутствуют, т.к. в служебных (трудовых) отношениях с МВД России и МВД по Республике Адыгея истец не состоял. Также такие документы будут отсутствовать в ликвидационной комиссии ФМС России, поскольку истец принимался на службу и увольнялся с неё правовым актом ОФМС России по Республике Адыгея, и соответственно, все документы, необходимые для начисления денежного содержания должны были составляться органами управления ликвидированного юридического лица, в том числе ликвидационной комиссией ОФМС России по Республике Адыгея. Просит в удовлетворении требований ФИО1 к МВД России отказать.

Определением от 20.04.2018 г. произведена замена ответчика ФМС России на Ликвидационную комиссию ФМС России.

В судебное заседание истец явился, изменил исковые требования и просит суд взыскать с МВД РФ задолженность по денежному содержанию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 529 255,20 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 44 104,6 руб.; компенсацию за задержку выплаты денежного содержания за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 124 463,17 руб. и компенсацию морального вреда в размере 100000 руб. Решение суда в части выплаты ему задолженности по денежному довольствию привести к немедленному исполнению.

Представитель ответчиков МВД по РА и МВД России в суд явился, исковые требования не признал. Просит суд отказать в их удовлетворении по доводам письменных возражений.

Представитель ответчика Ликвидационной комиссии ФМС в суд не явился, сведений об уважительности причин неявки суду не предоставил, возражений по иску не направил. На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ проходил государственную гражданскую службу Российской Федерации в Отделе Федеральной миграционной службы России по Республике Адыгея, замещал должность <данные изъяты>

В соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» и распоряжением Правительства РФ от 26.05.2016 г. № 1025-р Федеральная миграционная служба России упразднена.

Согласно распоряжению Председателя ликвидационной комиссии ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ № НС-1/9-164 истец включен в состав ликвидационной комиссии Отдела ФМС Республики Адыгея.

Приказом Председателя ликвидационной комиссии ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ № НС-1/9-372 ФИО1 был назначен председателем ликвидационной комиссии ОФМС России по Республике Адыгея. Согласно записи в ЕГРЮЛ от 04.08.2016 г., ФИО1 внесен в Реестр как руководитель ликвидационной комиссии ОФМС России по Республике Адыгея.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 г. № 1025-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен по 31 декабря 2016 г.

П. 5 данного распоряжения Минфину России поручено предусмотреть финансирование мероприятий по реализации настоящего распоряжения, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России и ФМС России, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФМС России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям до завершения ликвидационных мероприятий.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01 октября 2017 г., распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 г. N 2217-р срок завершения ликвидационных мероприятий продлен до 1 июля 2018 г.

С даты назначения на должность председателя ликвидационной комиссии ОФМС России по Республике Адыгея, ФИО1 исполнял возложенные на него, как председателя ликвидационной комиссии, обязанности, связанные с ликвидацией ОФМС России по Республике Адыгея, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ приема-передачи ключей от ликвидационной комиссии ОФМС России по Республике Адыгея членам комиссии МВД по Республике Адыгея; письмом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ; распиской МИФНС по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ о получении документов от ОФМС по Республике Адыгея; листами записи из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОФМС по Республике Адыгея о снятии с налогового учета и заявителе ФИО1 о ликвидации ОФМС по Республике Адыгея.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ л/с истец уволен с государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с пунктом 8.3 (упразднение государственного органа) части первой ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ включительно истец являлся федеральным гражданским служащим, являлся председателем ликвидационной комиссии ОФМС России по Республике Адыгея.

Вопросы прохождения службы и, в том числе, оплата труда регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Ст. 11 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Федеральный закон от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не содержит положений о возмещении морального вреда и материальной ответственности представителя нанимателя за задержку причитающихся государственному гражданскому служащему выплат.

ФИО1 денежное содержание, предусмотренное ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не выплачено.

В соответствии со ст.50 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 Правительством Российской Федерации 26 мая 2016 г. N 1025-р издано распоряжение.

Пунктом 5 названного распоряжения Минфину России предписано предусмотреть финансирование мероприятий по реализации настоящего распоряжения, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России и ФМС России, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФМС России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям до завершения ликвидационных мероприятий.

Из содержания этого пункта следует, что сотрудники упраздняемой ФМС, включенные в состав ликвидационных комиссий ФМС и ее территориальных органов, имеют право на сохранение денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) по ранее занимаемым ими должностям, то есть на обеспечение их денежным довольствием в том размере, в котором оно выплачивалось им на дату принятия решения об упразднения ФМС с учетом должности.

Включаемые в состав ликвидационной комиссии члены продолжают оставаться числящимися по ранее замещаемым (занимаемым должностям) в целях обеспечения их денежным довольствием (денежным содержанием, заработной платой) и предоставления социальных гарантий.

В соответствии с п.9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» при определении среднего заработка используется средний дневной заработок в следующих случаях: для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска; для других случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, кроме случая определения среднего заработка работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени.

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Пунктом 4 данного Положения предусмотрено, что расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом

календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

При расчете денежного содержания должна быть учтена заработная плата за период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из Адыгейского ОСБ по лицевому счету зарплатной карты ФИО1, его доход по заработной плате за 12 месяцев 2016 г. составил 793 888,33 руб. Среднемесячный доход по заработной плате составляет 66 156,34 руб. Следовательно, среднедневной заработок от заработной платы, используемый при расчете невыплаченного денежного довольствия составляет: - 2 205,23руб. ( 66 156,34 руб. /30 рабочих дня). Таким образом, ФИО1 должно быть выплачено денежное довольствие (зарплата) по 66 156,34 руб. в месяц, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в количестве 240 дней, а всего на общую сумму 529 255,20 руб.(66 156,34 руб. х 8 месяцев).

В соответствии с ч. 1 ст. 127 Трудового кодекса РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

В 2017 г. ФИО1 правом на отпуск не воспользовался. В связи с чем в его пользу с ответчика подлежит взысканию денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 20 дней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 44 104,6 руб.

В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Таким образом, денежная компенсация ответчика за задержку выплаты истцу денежного содержания (заработной платы) ФИО1 исходя из расчета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по формуле 529255,20 руб. х (количество дней) х (на1/150 ключевой ставки ЦБ РФ) х (ключевую ставку ЦБ РФ составляет: в ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 85 дней Х 10 % - 29 991,13 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 36 дней Х 9,75 % – 12 383,57 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 48 дней Х 9,25 % на сумму – 15 665,95 руб. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 91 день Х 9 %– 28 897,33 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 42 дня Х 8,5 %– 12 596,27 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 49 дней Х 8,25 %– 14 263,43 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 39 дней Х 7,75 % – 10 664,49 руб. Всего 124 463,17 руб.,

Согласно положениям ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ч. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Согласно ч. 1 ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Таким образом, согласно вышеуказанной норме закона работник во всех случаях причинения ему морального вреда неправомерными действиями или бездействием работодателя может требовать возмещения в виде денежной компенсации и обязательным условием возмещения работнику компенсации морального вреда является вина работодателя в нарушении трудовых прав работника.

Согласно абзацам 3 и 4 п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в соответствии со ст. 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» при разрешении дела о компенсации морального вреда суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

В связи с установленными судом нарушениями в сфере труда со стороны ответчика в отношении истца, связанными с невыплатой причитающейся ему денежного содержания, принимая во внимания доводы истца в обоснование нравственных страданий, следует компенсировать причиненный ФИО1 моральный вред, определив его размер с учетом обстоятельств дела, нравственных страданий истца, понесенных им в связи с допущенными нарушениями ответчиком трудовых прав, принципа разумности и справедливости, в 500 рублей, тем самым частично удовлетворив заявленное истцом требование о компенсации морального вреда.

Исходя из ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Таких обстоятельств по делу не усматривается, в связи с этим оснований для удовлетворения требования истца об обращении решения к немедленному исполнению в части выплаты задолженности по денежному довольствию, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Адыгея, Министерству внутренних дел Российской Федерации и Ликвидационной комиссии Федеральной миграционной службы о взыскании задолженности по денежному содержанию, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты денежного содержания и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с Ликвидационной комиссии Федеральной миграционной службы в пользу ФИО1 задолженность по денежному содержанию в размере руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере руб., компенсацию за задержку выплаты денежного содержания в размере руб., компенсацию морального вреда в размере руб.

В остальной части исковых требований отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11.05.2018 г.

Председательствующий подпись П.Ю. Агафонов