Дело №2-909-2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области в составе:
судьи Бородиной Т.Г.
при секретаре Денисовой И.В.,
рассмотрев в г.Мариинске Кемеровской области
13 ноября 2013 года
гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации Мариинского муниципального района об обязании проведения действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к администрации Мариинского муниципального района об обязании проведения действий.
Требования мотивируют тем, что <...> были выданы квартиры в домовладении расположенном по адресу: г.Мариинск, ул.<...>
<...> было издано Распоряжение Правительства РФ № 2027-р о безвозмездной передаче в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, в том числе жилого дома, расположенного по адресу: <...>
В соответствии со статьей 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" и статьей 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено:
1. Принять предложение Мининформсвязи России, согласованное с Минэкономразвития России и организациями федеральной почтовой связи, о безвозмездной передаче в муниципальную собственность находящихся в федеральной собственности объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения согласно Приложению.
2. Росимуществу совместно с Россвязью и администрациями муниципальных образований, указанных в Приложении к настоящему распоряжению, обеспечить в установленном порядке передачу указанных в пункте 1 настоящего распоряжения объектов в муниципальную собственность.
3. Право собственности на указанные в пункте 1 настоящего распоряжения объекты переходит к соответствующим муниципальным образованиям по истечении 3-недельного срока с даты принятия настоящего распоряжения, согласно перечню объектов.
Согласно приложения к настоящему распоряжению дом №<...> подлежал передаче в муниципальную собственность.
<...> <...> в связи с передачей в собственность муниципальных образований объектов жилищно-коммунального хозяйства, поименованных в Распоряжении Правительства РФ №2027, приказом <...> снимает со своего баланса жилой дом, расположенный по адресу: <...>
Администрация Мариинского муниципального района не вносит данное домовладение в реестр муниципальной собственности Мариинского муниципального района, что подтверждается справкой КУМИ администрации Мариинского муниципального района.
Просили обязать администрацию Мариинского муниципального района взять на баланс домовладение, расположенное по адресу: <...> внести его в реестр муниципальной собственности Мариинского муниципального района.
В последующем истцы изменили просительную часть исковых требований, просили обязать администрацию Мариинского муниципального района исполнить распоряжение правительства №2017-р от 16.12.2005 года в части принятия жилого дома, расположенного по адресу: <...> в муниципальную собственность; обязать администрацию Мариинского муниципального района передать жилой дом, расположенный по адресу: <...> в собственность администрации Мариинского городского поселения; обязать администрацию Мариинского городского поселения принять в муниципальную собственность жилой дом, расположенный по адресу: <...> внести его в реестр муниципальной собственности.
По определению Мариинского городского суда от <...> по данному делу в качестве соответчика привлечена администрация Мариинского городского поселения.
Истица ФИО1 в судебное заседание <...> не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, обратилась в суд с письменным ходатайством об изменении исковых требований, просила суд обязать администрацию Мариинского муниципального района принять в муниципальную собственность жилой дом, расположенный по адресу: <...>
В судебном заседании <...> истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, изменили просительную часть исковых требований, просили суд обязать администрацию Мариинского муниципального района принять в муниципальную собственность жилой дом, расположенный по адресу: <...>
Представитель ответчика – администрации Мариинского муниципального района ФИО5 исковые требования не признала, суду пояснила, что согласно Положению «О реестре муниципальной собственности Мариинского муниципального района» утверждённом постановлением Главы Мариинского района от <...> № <...> определён состав подлежащего учету муниципального имущества Мариинского муниципального района, установлены единые правила формирования и ведения Реестра муниципальной собственности Мариинского муниципального района и предоставления информации из Реестра, а также иные требования, предъявляемые к системе учета муниципального имущества.
Положение является действующим муниципальным правовым актом, а в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местною самоуправления в Российской Федерации» (далее по тесту - Федеральный закон №131-ФЗ) муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Согласно пункту 3.1 Положения полномочиями по включению объекта в Реестр наделён комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района (далее по тексту - КУМИ), которые осуществляются на основании решения КУМИ с момента предоставления документов, предусмотренных Положением.
Истцами не представлены документы в КУМИ.
Кроме того, согласно статье 40 Устава Мариинекого муниципального района администрация Мариинского муниципального района осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в пределах её компетенции. Компетенция администрации Мариинского муниципального района определяется федеральными законами, законами Кемеровской области, уставом Мариинского муниципального района, нормативными правовыми актами Мариинского муниципальными района. В структуре администрации Мариинского муниципального района могут создаваться отраслевые (функциональные) и территориальные органы, которые также могут наделяться правами юридического лица, иметь смету доходов и расходов, открывать счета в. банках в соответствии с действующим законодательством.
Одним из отраслевых органов является КУМИ, который действует на основании положения, утверждённого постановлением Главы Мариинского района от <...> № <...> в соответствии с которым уполномочен осуществлять в установленном порядке учет муниципального имущества, ведение Реестра и выдачу выписок из него (пункт 3.11).
В своей деятельности КУМИ руководствуется Положением о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Мариинского муниципального района, утверждённым решением Мариинским районным Советом народных депутатов <...>. № <...>. согласно которому в компетенцию КУМИ, в том числе входит и ведение Реестра.
Следовательно, истцами не представлены доказательства, подтверждающие обязанность администрации Мариинского муниципального района принять на баланс спорное имущество и внести его в Реестр.
Учитывая вышеизложенное данные исковые требования не могут быть предъявлены к администрации Мариинского муниципального района. Таким образом, администрация Мариинского муниципального района не может быть ответчиком по заявленным исковым требованиям.
Согласно пункту 59 перечня передаваемых в муниципальную собственность находящихся в федеральной собственности объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения прилагаемого к распоряжению Правительства РФ от 24.11.2005 № 2027-р «О безвозмездной передаче в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения» (далее по тексту - распоряжение № 2027-р) жилой дом, расположенный по адресу: <...> передается в собственность муниципального образования «Город Мариинск».
Согласно пункту 3 распоряжение № 2027-р спорное имущество перешло в собственность муниципального образования «Город Мариинск» по истечении <...> срока с даты издания распоряжение № 2027-р, то есть с <...> года. Исковые требования предъявлены к администрации Мариинского муниципального района, которая в соответствии со ст.23 Устава Мариинского муниципального района, зарегистрированного в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу <...> года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации устава муниципального образования «Мариинский муниципальный район» от <...> № <...>, является органом местного самоуправления муниципального образования «Мариинский муниципальный район».
Муниципальное образование «Мариинский муниципальный район» включено в государственный реестр муниципальных образований, что подтверждается свидетельством о включении муниципального образования в государственный реестр муниципальных образований от <...> регистрационный номер <...>
Часть 3 статьи 50 Федерального закона №131-ФЗ определяет исчерпывающий перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципального района.
Вышеуказанной нормой не определено, что жилые помещения могут находиться в собственности муниципальных районов.
Истцы не представили в суд доказательств о том, что спорное имущество находится в муниципальной собственности Мариинского муниципального района. Поэтому считает ссылку истца на распоряжение № 2021-р необоснованной.
Согласно информации КУМИ администрации Мариинского муниципального района, в реестре муниципальной собственности Мариинского муниципального района жилой дом, расположенный по адресу: <...>» не числится.
На основании заявленных требований данное имущество имеет режим безхозяйной недвижимой вещи.
Согласно части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Учитывая, что спорное имущество расположено на территории <...> то с заявлением о принятии на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество может обратиться орган местного самоуправления Мариинского городского поселения.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ (в ред. от 25.06.2012 №93-ФЗ) осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены к вопросам местного значения поселений.
Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) жилищное законодательство состоит из ЖК РФ. принятых в соответствии с ЖК РФ других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Учитывая, что спорное имущество находится на территории Мариинского городского поселения, то исковые требования по принятию в муниципальную собственность спорного имущества не могут быть предъявлены к органам местного самоуправления Мариинского муниципального района.
Просит в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 об обязании администрации Мариинского муниципального района принять в муниципальную собственность расположенный по адресу: <...> отказать.
Представитель ответчика - администрации Мариинского городского поселения ФИО6 суду пояснила, что в соответствии с Распоряжением Правительства от <...> № 2027-р «О безвозмездной передаче в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения» муниципальному образованию "Город Мариинск" (<...>) было поручено обеспечить в установленном порядке передачу объекта, расположенного по адресу: <...>, в муниципальную собственность. В соответствии с п. 3 вышеназванного распоряжения право собственности на объект переходит к соответствующим муниципальным образованиям по истечении <...> срока с даты принятия указанного распоряжения.
Муниципальное образование Мариинское городское поселение включено в реестр муниципальных образований Российской Федерации только <...> г., что подтверждается свидетельством о включении муниципального образования в государственный реестр муниципальных образований.
Устав муниципального образования Мариинского городского поселения зарегистрирован <...> г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации Устава муниципального образования.
Согласно свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации администрация Мариинского городского поселения образовалась <...> года, то есть позже издания Распоряжения Правительства РФ от 24.11.2005г. № 2027-р.
Следовательно, на момент вступления в законную силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от <...> № 2027-р «О безвозмездной передаче в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения» администрации Мариинского городского поселения не была образована, а значить исполнить указанное распоряжение не могла.
В настоящее время действующее законодательство Российской Федерации не возлагает на муниципальные образования обязанность принятия жилых помещений в муниципальную собственность.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения органов местного самоуправления поселений относятся полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Данная норма является отсылочной, и ссылается на нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в области жилищного отношений (ст. 14 ЖК РФ). В указанном перечне полномочий не предусматривается обязанность органов местного самоуправления поселений принимать в муниципальную собственность жилые помещения, в которых проживают граждане.
Считает, что суд необоснованно привлек к участию в деле в качестве соответчика администрацию Мариинского городского поселения. Поскольку истцы изменили свои требования, просят суд возложить обязанность принять жилой дом в собственность на Администрацию Мариинского муниципального района, администрация Мариинского городского поселения не может являться надлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района ФИО7 исковые требования не признал и пояснил, что согласно п.59 Приложения к Распоряжению Правительства РФ от 24.11.2005 г. № 2027-р «О безвозмездной передаче в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения» д.<...> по <...> должен быть передан в муниципальную собственность муниципальному образованию "Город Мариинск" <...>. На период принятия данного Распоряжения на территории Кемеровской области было образовано муниципальное образование Мариинский муниципальный район, которому распоряжением Правительства РФ от 24.11.2005 г. № 2027-р не было поручено обеспечить в установленном порядке передачу жилого дома № <...> расположенного по <...>. Поскольку данный жилой дом в настоящее время находится на территории Мариинского городского поселения, надлежащим ответчиком по данному делу является Мариинское городское поселение. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель ФГУП «Почта России» Кемеровской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился. Согласно письменного пояснения представителя 3-го лица - ФГУП «Почта России» Кемеровской области не является правопреемником бывшего ФГУ УФПС Кемеровской области, в связи с чем не могут представить никаких возражений и документов по делу.
Рассмотрев гражданское дело, выслушав истцов, исследовав письменные доказательства, суд полагает, что иск ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обоснован и подлежит удовлетворению.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истцы проживают и зарегистрированы в ранее находившемся на балансе <...> жилом доме №<...> расположенном по <...>.
Согласно приказа <...> от <...> <...> в связи с передачей в собственность муниципальных образований объектов жилищно-коммунального хозяйства, поименованных в Распоряжении Правительства РФ №2027, жилой дом, расположенный по адресу: <...> был снят с баланса ФГУ Управления федеральной почтовой связи Кемеровской области и до настоящего времени не принят в собственность муниципальных образований.
Однако, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 24.11.2005 г. № 2027-р «О безвозмездной передаче в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения» муниципальному образованию "Город Мариинск" (Кемеровская область) было поручено обеспечить в установленном порядке передачу объекта, расположенного по адресу: <...>, в муниципальную собственность. В соответствии с п. 3 вышеназванного распоряжения право собственности на объект переходит к соответствующим муниципальным образованиям по истечении <...> срока с даты принятия указанного распоряжения.
На момент издания Распоряжения Правительства от 24.11.2005 года № 2027-р объект, расположенный по адресу: <...>, находился на территории муниципального образования «город Мариинск и Мариинский район».
Законом Кемеровской области от <...> № <...> статусом муниципального района было наделено муниципальное образование «город Мариинск и Мариинский район» (административный центр - город Мариинск).
Вышеназванный Закон Кемеровской области вступил в силу с момента его опубликования и до <...> применялся исключительно к правоотношениям, возникшим в силу требований статей 84 и 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 6 Закона).
Статья 84 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает особенности осуществления местного самоуправления в переходный период, т.е. со дня официального опубликования данного Закона (с 8 октября 2003 г.) до 1 января 2009 г. (ст. 83 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ).
Согласно ч.1.3 ст.83 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в переходный период законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений органами местного самоуправления муниципальных районов.
Таким образом, Законом Кемеровской области от <...> № <...> установлено, что до <...> решение вопросов местного значения вновь образованных поселений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Учитывая, что муниципальное образование Мариинское городское поселение включено в реестр муниципальных образований Российской Федерации только <...> г., действие Распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 года № 2027-р направлено только на то муниципальное образование, которое существовало на дату вступления в силу указанного Распоряжения Правительства РФ, т.е. на муниципальное образование «город Мариинск и Мариинский район».
В соответствии со ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица <...> в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании Администрации города Мариинска и Мариинского района за <...>
Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц <...> Администрация города Мариинска и Мариинского района переименована в Администрацию Мариинского района (<...>).
Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц <...> Администрация Мариинского района переименована в администрацию Мариинского муниципального района (<...>).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что муниципальное образование Мариинский муниципальный район, исполнительно-распорядительным органом которого является администрация Мариинского муниципального района, является правопреемником муниципального образования «город Мариинск и Мариинский район», исполнительно-распорядительным органом которого была администрация города Мариинска и Мариинского района и считает, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 года №2027-р на ныне существующую администрацию Мариинского муниципального района, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Мариинский муниципальный район, который является правопреемником муниципального образования «Город Мариинск и Мариинский район», на территории которого в <...> году находился спорный объект, возложена обязанность принять в муниципальную собственность жилой дом, расположенный по адресу: <...>
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 удовлетворить.
Обязать администрацию Мариинского муниципального района Кемеровской области принять в муниципальную собственность Мариинского муниципального района Кемеровской области жилой дом, расположенный по адресу: <...>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Мариинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья – подпись
Мотивированное решение изготовлено 18.11.2013 года.
Судья - подпись
Верно: Судья - Т.Г. Бородина
Секретарь – И.В. Денисова
Решение вступило в законную силу 04.02.2014 года.
Судья - Т.Г. Бородина
Секретарь - И.В. Денисова
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 04.02.2014 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 13 ноября 2013 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Главы Мариинского муниципального района ФИО8 – без удовлетворения.
Судья- Т.Г. Бородина