ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-909/2013 от 26.04.2013 Киселевского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-909/2013 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Киселевский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего - судьи Дадоновой Т.А.,

при секретаре Кулебакиной А.Н.,

с участием заявителя Кузнецова А.С.,

представителей заинтересованных лиц - Администрации Киселевского городского округа Гамовой Н.О., Киселевского городского совета народных депутатов Калининой Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевск

26 апреля 2013 года

дело по заявлению Кузнецова А.С.,

Кузнецовой Н.И.

к Администрации Киселевского городского округа

Управлению городского развития Администрации Киселевского городского округа

Главе Киселевского городского округа Лаврентьеву С.С.

о признании незаконным бездействия Администрации Киселевского городского округа, Киселевского городского совета народных депутатов,

у с т а н о в и л:

Кузнецов А.С., Кузнецова Н.И. обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия и признании незаконным Постановления Киселевского городского совета народных депутатов в части, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ они обратились на официальный сайт Администрации Киселевского городского округа по поводу продвижения их очереди и предоставления жилого помещения по договору социального найма, поскольку они как малоимущие состоят в очереди. Какими темпами в г. Киселевске ведется строительство социального жилья, сколько денежных средств на эти цели предусмотрено в бюджете города на 2013 год и какой площадью будет жилое помещение, которое должно быть им предоставлено.

На обращение получен ответ, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ, они поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях составом семьи - 2 человека, номер очереди на ДД.ММ.ГГГГ -

Строительство жилья в г. Киселевске осуществляется за счет средств областного и федерального бюджета, поступающих по программам переселения из ветхого жилого фонда, ветеранам ВОВ, участникам боевых действий, детям-сиротам, инвалидам, льготные займы молодым семьям. Предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете, осуществляется из освободившегося муниципального жилищного фонда в порядке очередности.

В соответствии с Постановлением Киселевского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма- 13 кв.м. на 1 человека, на семью из двух человек и более, на одиноко проживающего гражданина- <данные изъяты> кв..м.

Данный ответ свидетельствует о нарушении их права на жилище, гарантированное Конституцией РФ. Бездействие Администрации Киселевского городского округа, связанное с тем, что строительство жилья в Киселевске осуществляется только за счет средств областного и федерального бюджета, поступающих по программам переселения из ветхого жилого фонда, ветеранам ВОВ, участникам боевых действий, детям-сиротам, инвалидам, льготные займы молодым семьямнезаконно.

Также считают незаконным бездействие Администрации Киселевского городского округа, связанное с тем, что они состоят на очереди, по которой предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете, осуществляется только из освободившегося муниципального жилищного фонда в порядке очередности. Также незаконно бездействие Администрации, связанное с тем, что денежных средств на строительство социального жилья в бюджете Киселевского городского округа на 2013 года не предусмотрено.

Администрация Киселевского городского округа бездействует, не осуществляя строительство жилья в г. Киселевске за счет местного (муниципального) бюджета и это бездействие является незаконным.

Также орган местного самоуправления проявляет незаконное бездействие, предоставляя жилые помещения малоимущим гражданам, состоящим в очереди на получение жилья, только из освободившегося муниципального жилищного фонда. При этом Администрация Киселевского городского округа проявила незаконное бездействие, не заложив денежные средства в бюджет муниципального образования на 2013 год на строительство социального жилья. Фактически в г. Киселевске и городском округе не ведется строительство социального жилья, денежные средства на эти цели из местного бюджета не выделяются, а жилые помещения малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях и состоящим в соответствующей очереди, предоставляются только из освободившегося муниципального жилищного фонда.

С момента постановки их на учет в органе местного самоуправления как нуждающихся в жилом помещении - ДД.ММ.ГГГГ, прошло уже почти 5 лет. Однако со стороны Администрации Киселевского городского округа не предпринимается совершенно никаких мер для реализации их права на жилище, предусмотренного Конституцией РФ. Очередь на жилье, в котором они состоят, практически не движется по причине незаконного бездействия Администрации. Очередь продвигается только в том случае, если кто-то из граждан, состоящий в этой очереди, умирает или уезжает в другой населенный пункт, а также, если кто-то из граждан утрачивает основания стоять в этой очереди. Если очередь на жилье будет двигаться такими же темпами, заявительнице Кузнецовой Н.И., которой уже <данные изъяты> года, жилого помещения не дождаться. Бездействие Администрации Киселевского городского округа не способствует реализации права на жилище заявителей.

Также считаютнезаконным указанное в ответе Постановление Киселевского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» в части нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма на семью из двух человек из расчета 13 кв. м. на человека, то есть 26 кв. м. на семью из двух человек.

Предоставление жилого помещения на семью из двух человек площадью меньше, чем одиноко проживающему гражданину, противоречит как здравому смыслу, так и Закону, так как очевидно, что двум гражданам необходимо больше жизненного пространства, чем одному человеку, норма предоставления, утвержденная органом местного самоуправления, носит дискриминационный характер, ущемляющий права граждан.

Глава Киселевского городского округа Лаврентьев С.С. указан ими в качестве заинтересованного лица, так как он является Главой муниципального образования «Городской округ «город Киселевск», утверждает бюджеты муниципального образования. Лаврентьев С.С. должен предпринимать меры, связанные с незаконным бездействием Администрации по отношению к ним, однако таких мер не предпринимает, хотя является первым лицом в городе и непосредственно за все отвечает во вверенной ему территории.

Так как заявленные требования вытекают из публичных правоотношений, заявлены в порядке главы 25 ГПК РФ и касаются жителей всего города и городского округа, то полагают необходимым просить суд обязать Администрацию Киселевского городского округа и Киселевский городской совет народных депутатов опубликовать решение по делу после его вступления в законную силу в городских средствах массовой информации.

Управление городского развития Администрации Киселевского городского округа указано ими в качестве заинтересованного лица, так как эта организация является юридическим лицом, обладает правоспособностью, является структурным подразделением Администрации Киселевского городского округа и принимает определенное участие в учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в распределении жилых помещений по договорам социального найма, разрабатывает проекты Распоряжений по поводу жилья и т.д.

Просят признать незаконным бездействие Администрации Киселевского городского округа, связанное с тем, что строительство жилья в Киселевске осуществляется только за счет средств областного и федерального бюджета, поступающих по программам переселения из ветхого жилого фонда, ветеранам ВОВ, участникам боевых действий, детям-сиротам, инвалидам, льготные займы молодым семьям.

Признать незаконным бездействие Администрации Киселевского городского округа, связанное с тем, что Кузнецова Н.И., Кузнецов А.С., состоят в очереди нуждающихся в жилых помещениях, по которой предоставление в порядке очередности жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете, осуществляется только из освободившегося муниципального жилищного фонда.

Признать незаконным бездействие Администрации Киселевского городского округа, связанное с тем, что денежных средств на строительство социального жилья малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в бюджете Киселевского городского округа на 2013 года не предусмотрено.

Обязать Администрацию Киселевского городского округа устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и законных интересов Кузнецовой Н.И., Кузнецова А.С. в соответствии с действующим законодательством РФ, а именно обязать Администрацию Киселевского городского округа предпринять меры к строительству социального жилья за счет средств местного бюджета, обязать Администрацию Киселевского городского округа предпринять меры к предоставлению в порядке очередности жилых помещений малоимущим гражданам не только из освободившегося муниципального жилищного фонда, но и из построенного за счет средств местного бюджета социального жилья, относящегося к муниципальному жилищному фонду, обязать Администрацию Киселевского городского округа предусмотреть в бюджете Киселевского городского округа на 2013 год статью расходов (денежные средства) на строительство социального жилья в городском округе, обязать Администрацию Киселевского городского округа включать статью расходов на строительство социального жилья малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, при планировании бюджетов Киселевского городского округа на последующие годы.

Признать незаконным пункт 3 Постановление Киселевского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» в части установления нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма - 13 кв. м общей площади на 1 человека на семью из двух человек и более и обязать Киселевский городской совет народных депутатов устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и законных интересов Кузнецовой Н.И., Кузнецова А.С. в соответствии с действующим законодательством РФ, а именно обязать Киселевский городской совет народных депутатов пересмотреть норму общей площади при предоставления жилого помещения по договору социального найма на 1 человека на семью из двух человек и более.

Взыскать с Администрации Киселевского городского округа и Киселевского городского совета народных депутатов в пользу заявителей судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины.

Обязать Администрацию Киселевского городского округа и Киселевский городской совет народных депутатов после вступления решения по делу в законную силу опубликовать его в городских средствах массовой информации - газетах «Телевизионный вестник», «Киселевск официальный», «Городок», «Киселевские вести», «Удачный день».

Определением Киселевского городского суда от 26.04.2013 г. требования заявителей в части признания незаконным пункта 3 Постановления Киселевского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ выделены в отдельное производство, поскольку указанные требования рассматриваются в порядке главы 24 ГПК РФ, а не главы 25 ГПК РФ, как остальные требования.

Кузнецова Н.И., будучи надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Заявитель Кузнецов А.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, дополнительно пояснив, что бездействие Администрации Киселевского городского округа заключается в том, что за счет средств местного бюджета не строится жилье для очередников категории малоимущие граждане, в которой они с матерью состоят с ДД.ММ.ГГГГ. Очередь для малоимущих носит формальный характер, реально никого жилплощадью не обеспечивают. Бездействие Администрации лишает их с матерью возможности получить определенные блага в виде предоставления жилья, никаких мер не предпринимается, в основном предоставляют жилье детям-сиротам, ветеранам ВОВ, участникам боевых действий, инвалидам, переселенцам из ветхого жилого фонда. Этим нарушается равенство всех граждан в области жилищных прав.

Представитель Администрации Киселевского городского округа Гамова Н.О. просила отказать в удовлетворении заявления, пояснив, что жилищные права заявителей не нарушены, в 2008 году они были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как малоимущие, поскольку имеют жилую площадь менее учетной нормы жилой площади на каждого члена семьи. Реализация их жилищных прав не может нарушать права других граждан, ранее поставленных на учет в качестве нуждающихся.

В ответе Администрации Киселевского городского округа, который был дан заявителям, допущена ошибка или опечатка в той части, где указано, что строительство в г. Киселевске осуществляется только за счет средств областного и федерального бюджета. Поэтому заявители и ссылаются на отсутствие средств муниципального бюджета. Однако на сегодняшний день существуют муниципальные программы, в которые заложены средства на социальное строительство и впоследствии на предоставление жилых помещений. Это муниципальная программа «Доступное комфортное жилье».

Кузнецовы состоят в общей очереди на предоставление жилого помещения, как признанные малоимущими и нуждающимися и жилые помещения им предоставляются за счет освободившегося муниципального жилищного фонда или иным путем, но именно за счет муниципального фонда: те же программы, освободившееся жилье. Предоставление социального жилья предусмотрено муниципальными программами, денежные средства на строительство социального жилья для граждан в бюджет заложены.

В отношении требования предпринять меры к строительству жилья, они также не подлежат удовлетворению, поскольку соответствующие меры предпринимаются, жилье в г. Киселевске строится. Программа «Доступное комфортное жилье» осуществляется за счет средств местного самоуправления, орган местного самоуправления не является организацией, извлекающей прибыль или какие-либо доходы от своей деятельности, то что заложено в доходную часть бюджета, тем и располагают.

В отношении требований заявителей предусмотреть в бюджете на 2013 год статью расходов на строительство муниципального жилья они также не подлежат удовлетворению, т. к. данная статья предусмотрена в бюджете.

В отношении требований об обязании Администрации Киселевского городского округа и Киселевский городской совет народных депутатов после вступления решения по делу в законную силу опубликовать его в городских средствах массовой информации - газетах «Телевизионный вестник», «Киселевск официальный», «Городок», «Киселевские вести», «Удачный день», с данными требованиями также не согласны, есть официальный сайт Киселевского городского суда, на котором публикуются все решения суда, каждый, кому это нужно, может посмотреть его. Считает это требование незаконным.

Управление городского развития администрации Киселевского городского округа своего представителя в суд не направило, представитель данного заинтересованного лица - П. в предыдущем судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления, пояснив, что существуют программы 2012 года «Доступное и комфортное жилье». В этой программе четко расписаны средства местного бюджета, которые предусмотрены на текущий год. На строительство жилья для малоимущих граждан выделяются денежные средства из местного, областного и федерального бюджета. Доля местного бюджета обязательно предусмотрена. Инвалиды, переселенцы из ветхого и аварийного жилья, дети - сироты тоже являются малоимущими гражданами, это самые незащищенные категории граждан. Нельзя говорить, что малоимущим гражданам вообще не предоставляется жилье. Они тоже стоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в том числе и им предоставляются жилые помещения. Очередь, в которой стоят заявители, продвигается действительно медленно. В 2013 году 3 семьи получили жилье, за 2012 год приблизительно 60 семей получили жилье. В прошлом году было много предоставлено жилья инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов. В этом году были предоставлены жилые помещения детям – сиротам из освободившегося жилищного фонда. Жилье освобождается, но в основном освобождаются 1 – комнатные квартиры

Многодетные семьи, инвалиды, дети – сироты подают заявление о постановке на учет в качестве малоимущих. Они включаются в два списка, т. к. они тоже являются малоимущими. Это самая незащищенная категория граждан, малоимущие они в том числе. Поэтому нельзя говорить, что малоимущим гражданам совсем не предоставляется жилье. В этой очереди состоят граждане, которые, в отличие от заявителей, вообще не имеют жилья.

При обращении с заявлением о постановке на учет сначала готовится распоряжение о признании семьи малоимущей и только потом нуждающейся в предоставлении жилого помещения, также собирается комиссии и выносится распоряжение. Малоимущие – это не постоянная категория, материальное положение семьи может улучшиться. Если гражданин встал на очередь до 2005 года, но на сегодняшний день у него высокий доход, предлагается ему взять заем. Гражданин должен подтвердить, что он малоимущий и нуждаемость. Если у гражданина с момента постановки на учет изменился статус, ему жилье предоставляется по другой программе, предоставляется льготный заем, так, молодым семьям предоставляется ипотечный кредит под 5% годовых, инвалидам и многодетным семьям предоставляется беспроцентный заем, но обязательно должна быть подтверждена нуждаемости. В 2012 году две малоимущие многодетные семьи получили квартиры.

На 2013 год запланировано строительство домов по <адрес> за счет средств федерального, областного и местного бюджета. Здесь предусмотрена доля местного бюджета.

Законом предусмотрено предоставления жилья малоимущим гражданам из освободившегося муниципального жилищного фонда. В этом году предоставлена квартира Фамилия А.. Она является малоимущей. У нее нет жилья, подошла ее очередь, ей предоставили жилье.

Заявители жильем обеспечены, Кузнецов - молодой человек, его материальное положение может улучшиться и он может решить свои жилищные проблемы, не дожидаясь очереди. Реализация его жилищных прав не должна ухудшать положение иных граждан, сироты и инвалиды самые социально не защищенные категории граждан.

Представитель заинтересованного лица - Киселевского городского совета народных депутатов Калинина Т.Б. пояснила суду, что в соответствии со ст. 16 ФЗ № 131 к вопросам местного значения относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях граждан жилыми помещениями, организация, строительство и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для строительства, а также иных полномочий в соответствии с жилищным законодательством. Есть ссылка на жилищное законодательство, а именно на ст. 14 ЖК РФ, где указано, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

1) учет муниципального жилищного фонда;

2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а это на основании Приказа Минрегионразвития РФ от 25.02.2005 №18 «Об утверждении методических рекомендаций для субъектов РФ и органов местного самоуправления по определению граждан, нуждающихся в жилом помещении…». В ФЗ № 131 и в бюджете четко не сказано, что Городской округ должен вносить статью расходов на строительство жилья для малоимущих граждан, это не предусмотрено Бюджетным Кодексом РФ, что должна быть отдельная статья на строительство такого жилья. Из средств местного бюджета формируется местный бюджет, контролируется органами местного самоуправления, законом предусмотрены субсидии для финансирования жилищных программ, идет софинансирование в строительстве жилья. Очередь постепенно приближается. Жилые помещения выкупаются у застройщиков. Сама администрация Киселевского городского округа не строит жилье. Строят инвесторы, застройщики.

Бюджет Киселевского городского округа подготавливает финансовое управление Администрации Киселевского городского округа и вносит на рассмотрение сессии Киселевского городского совета народных депутатов. Бюджет на 2013 г. был принят в декабре 2012 г. На сайте проект бюджета публикуется, его можно посмотреть за № 73-Н от 19.12.2012 г., перед его утверждением устраиваются публичные слушания, о времени публичных слушаний извещается в газете «Киселевск официальный», любой желающий может прийти на слушания и внести свои предложения. Кузнецов на таких слушаниях не был. Расходная часть бюджета формируется исходя из возможностей доходной части, поступления налогов, штрафов. Изменения в бюджет вносились в течение года, с решением о внесении изменений в бюджет можно ознакомиться на сайте. На предоставление жилья категориям очередников, в которой стоят заявители, выделяется меньше средств, чем для предоставления жилья по программам переселения из ветхого жилого фонда, ветеранам ВОВ, участникам боевых действий, детям-сиротам, инвалидам, поскольку для предоставления жилья данным льготным категориям средства выделяются из федерального и областного бюджетов, а не только местного. Местным бюджетом предусмотрены средства не только на строительство социального жилья, но и на содержание муниципальных учреждений, в том числе образования и здравоохранения, выплату зарплаты муниципальным служащим и другие расходы, исходя из возможностей местного бюджета.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права. При этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, согласно пункту 6 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

Согласно ст. ст. 2, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В силу ч. 1, 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя ряд подпрограмм, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Механизмом реализации данной программы на уровне субъектов Российской Федерации служит разработка и реализация региональных программ. Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Принцип самостоятельности бюджетов, закрепленный в ст. 31 Бюджетного кодекса РФ, обусловливает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных действующим Бюджетным кодексом Российской Федерации. Право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс предполагает, что органы местного самоуправления на основе норм Бюджетного кодекса Российской Федерации на практике осуществляют полномочия по составлению, рассмотрению и утверждению, исполнению бюджета соответствующего уровня, а также полномочия по составлению, рассмотрению и утверждению отчета об исполнении бюджета, в соответствии с данным Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

В судебном заседании установлено, что заявители распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ были приняты на учет как малоимущие граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, т. к. имеют жилую площадь менее учетной нормы жилой площади на каждого члена семьи.

Утверждение заявителей о нарушении их жилищных прав несостоятельны, их доводы сводятся к тому, что очередь, в которой они состоят на учете, продвигается медленно, в городском бюджете не заложены отдельной строкой средства на строительство жилья для данной категории очередников, а средства федерального и областного бюджета не используются для предоставления жилья той очереди, в которой они состоят.

Как было установлено в судебном заседании и подтверждается представленными документами, строительство жилья для социально незащищенных категорий граждан Администрацией Киселевского городского округа ведется, жилые помещения предоставляются в рамках программы «Доступное и комфортное жилье», соответствующие средства местного бюджета предусмотрены в реализации данной программы. Требование заявителей направлять средства федерального и областного бюджета, выделяемые для предоставления жилья отдельным категориям граждан, таких как дети-сироты, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны, участники боевых действий, программы переселения из ветхого жилого фонда и т.д. для предоставления жилья гражданам, состоящим в той же очереди, что и заявителями, не основано на законе. Средства федерального и областного бюджетов выделяются на конкретные цели и их нецелевое использование является нарушением норм Бюджетного кодекса Российской Федерации,

Кроме этого, действия Администрации Киселевского городского округа не должны ущемлять интересы других, помимо заявителей, гарантированные Конституцией Российской Федерации права и законные интересы лиц, в том числе в области реализации жилищных прав граждан городского поселения.

Требования в части включения отдельной строкой в городской бюджет средств для финансирования предоставления жилья очередникам категории малоимущих граждан, также не основаны на законе, противоречат Бюджетному кодексу Российской Федерации, в соответствии со ст. 31 которого органы местного самоуправления самостоятельно определяют формы и направления расходования средств бюджетов, за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней.

В соответствии с вышеуказанным кодексом Администрацией Киселевского городского округа выделяются средства местного бюджета на долгосрочные целевые программы, в частности муниципальную целевую программу «Комфортное жилье» на 2012-2014 г.г., направленную на обеспечение малоимущих граждан, проживающих в Киселевском городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Городской бюджет утверждается городским советом народных депутатов, расходы на реализацию вышеуказанной программы из средств местного бюджета утверждены в сумме 109136,3 тыс. руб.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При этом к бездействию относится неисполнение органом, наделенным государственно-властными полномочиями, обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия.

В судебном заседании установлено, что жилищные права заявителей не ущемляются, они поставлены на учет как малоимущие граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, как обеспеченные муниципальным жильем менее нормы предоставления жилой площади на каждого члена семьи. Предоставление жилья по договору социального найма данной категории граждан осуществляется согласно действующему законодательству в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Таким образом, последствия, предусмотренные ст. 255 ГПК РФ, для заявителей не наступили, их жилищные права не нарушены, никто не оспаривает их право на получение жилья по договору социального найма, они приняты на учет в качестве нуждающихся как малоимущие граждане, препятствий к осуществлению заявителями их прав и свобод не установлено в судебном заседании.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия);

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Нарушение прав, свобод либо законных интересов заявителей не установлено. Доводы заявителей, что Администрация Киселевского городского округа бездействует, не предоставляя жильё социально незащищенным категориям граждан, что из местного бюджета не выделяются средства на реализацию программы предоставления жилья малоимущим гражданам, к которым относятся заявители, не нашли подтверждения в судебном заседании. Жилые помещения данной категории очередников предоставляются, то, что очередь продвигается медленно, не свидетельствует о бездействии Администрации Киселевского городского округа, её продвижение зависит от возможностей местного бюджета, средства федерального и областного бюджетов направляются на реализацию жилищных прав отдельных категорий граждан, нецелевое использование средств федерального или областного бюджетов, как того требуют заявители, недопустимо.

Не установлено и предусмотренное ст. 255 ГПК РФ бездействие Киселевского городского совета народных депутатов. Утверждение муниципального бюджета соответствует установленным нормативным правовым актам, порядок его принятия соблюдается, проект местного бюджета публикуется в официальных средствах массовой информации, на официальном сайте, где сообщается о месте и времени проведения публичных слушаний, на которых любое заинтересованное лицо может внести свои предложения по формированию бюджета, в этой части права заявителей также не нарушаются.

Требования заявителей предусмотреть в бюджете Киселевского городского округа на 2013 год статью расходов на строительство социального жилья малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также вносить отдельной строкой денежные средства на указанные нужды при планировании бюджетов Киселевского городского округа на последующие годы не основаны на законе. Структура бюджета должна соответствовать Бюджетному кодексу Российской Федерации, не предусматривающего указание отдельной строкой расходной части бюджета выделение денежных средств на данные цели. Средства на строительство социального жилья в бюджете Киселевского городского округа на 2013 год предусмотрены. Денежные средства на строительство социального жилья малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, выделяются в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Комфортное жилье» на 202-2014 г.г. В бюджете на 2013 г. на данные цели было направлено 30050,0 тыс. руб. Постановлением Администрации Киселевского городского округа от 19.02.2013 г. № 54-н внесены изменения в постановление № 579-н от 25.12.2012 г. «Об утверждении муниципальной целевой программы «Комфортное жилье» на 2013-2015 г. в части финансирования мероприятия данной программы на 2013 г., из средств местного бюджета постановлено выделить 38700,0 тыс. руб.

Таким образом, незаконного бездействия Администрации Киселевского городского округа, городского совета народных депутатов в части предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете, и выделения на данные цели средств местного бюджета, не установлено. Бюджет формируется с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей муниципального образования, органы местного самоуправления самостоятельно определяют формы и направления расходования средств бюджетов, объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ утверждается в составе структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета.

Не подлежит удовлетворению и требования заявителей в части опубликования решения суда по данному делу в городских средствах массовой информации - газетах «Телевизионный вестник», «Киселевск официальный», «Городок», «Киселевские вести», «Удачный день». Суд не может формировать редакционную политику средств массовой информации, кроме того, Киселевский городской суд имеет в сети Интернет официальный сайт, на котором публикуются все решения суда, где любой желающий может с ним ознакомиться.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Возмещение судебных расходов согласно ст. 98 ГПК РФ суд присуждает стороне, в пользу которой состоялось решение суда, в связи с отказом в удовлетворении заявления в полном объеме, не подлежат удовлетворению и требования о возмещении понесенных судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления Кузнецова А.С., Кузнецовой Н.И. с требованиями о признании незаконным бездействия Администрации Киселевского городского округа, Киселевского городского совета народных депутатов, выразившееся в не выделении денежных средствместного бюджетана предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, не предусмотрение в бюджете Киселевского городского округа на 2013 год статьи расходов на строительство социального жилья в городском округе, обязании включать статью расходов на строительство социального жилья малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, при планировании бюджетов Киселевского городского округа на последующие годы, опубликовании данного решения в городских средствах массовой информации, взыскании судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 08 мая 2013 г.

Решение в законную силу не вступило.

В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.

Председательствующий Дадонова Т.А.