ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-909/2021 от 02.12.2021 Кунашакского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2-909/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«02» декабря 2021 года с.Кунашак

Кунашакский районный суд Челябинской области, в составе председательствующего судьи Насыровой Д.М.

при секретаре Хисаметдиновой И.С.

с участием помощника прокурора Кунашакской районной прокуратуры Думбровского Д.С.

представителя ответчика и третьего лица по доверенности ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кунашакского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) к Муниципальному казенному учреждению культуры «Межпоселенческая централизованная клубная система» Кунашакского района о понуждении к исполнению закона,

у с т а н о в и л:

Прокурор Кунашакского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению культуры «Межпоселенческая централизованная клубная система» Кунашакского района о возложении обязанности разработать и утвердить паспорта образуемых в результате деятельности отходов 1-4 классов опасности в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу для структурных подразделений: сельский клуб <адрес>; <адрес> дом культуры; сельский клуб <адрес>; сельский клуб <адрес>; сельский клуб <адрес>; сельский клуб <адрес>; сельский клуб <адрес>; сельский клуб <адрес>. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности учреждений культуры Кунашакского муниципального района. Установлено, что в указанных структурных подразделениях ответчика, не разработаны (отсутствуют) паспорта отходов на оборудование, относящееся к 1-4 классам опасности, что свидетельствует о неисполнении учреждением природоохранного законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия пребывания в учреждениях культуры для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

В судебном заседании прокурор Думбровский Д.С. исковые требования поддержал по указанным в нём основаниям.

Представитель ответчика МКУК «Межпоселенческая ЦКС» и третьего лица МУ «Управления культуры, молодёжной политики и информации администрации Кунашакского муниципального района ФИО1 по доверенности в судебном заседании исковые требования прокурора признала, указав, что не оспаривают отсутствие паспортов на указанных в иске структурных подразделениях. В настоящее время проводится работа по их изготовлению. Полагает, что срок в течении которого прокурор просит устранить нарушение закона, достаточно для изготовления паспортов отходов по всем организациям культуры Кунашакского муниципального района.

Выслушав доводы прокурора, представителя ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению.

Установлено, что Муниципальное казенное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная клубная система» Кунашакского района является юридическим лицом, созданным для выполнения работ (оказания услуг) в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления Кунашакского муниципального района в области культуры.

Учреждение имеет филиалы – отдаленные объекты (структурные подразделения), расположенные в сельских населенных пунктах муниципального района.

Согласно п. 2.2 Устава МКУК «Межпоселенческая централизованная клубная система» Кунашакского района, основными целями деятельности Учреждения является: организация досуга и приобщение жителей Кунашакского муниципального района к творчеству, развитию и самообразованию, любительскому искусству и ремеслам; развитие культурной деятельности на территории Кунашакского муниципального района, удовлетворение культурных потребностей населения Кунашакского муниципального района в продукции, работах и услугах в области культуры в различных формах.

Согласно п. 2.3, задачами Учреждения являются: удовлетворение потребностей населения в сохранении и развитии традиционного народного художественного творчества, любительского искусства, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения; создание благоприятных условий для организации культурного досуга и отдыха жителей муниципального образования; предоставление услуг социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, доступных для широких слоев населения; поддержка и развитие художественного самодеятельного творчества самобытных национальных культур, народных промыслов и ремесел; организация, развитие и внедрение современных форм культурного досуга с учётом потребностей различных социально-возрастных групп населения.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года устанавливает, что охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека. Отходы производства и потребления подлежат сборы, использованию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания.

В соответствии со ст.ст.3,16,23,51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года, ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года юридические лица в процессе своей деятельности не должны оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. К одному из видов негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления. Согласно ст.ст.1,4.1,13,14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. К отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Паспорт отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области окружающей среды. На отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 2 февраля 2021 г. N 25-50/1086-ОГ «О рассмотрении обращения по вопросу паспортизации отходов производства и потребления», минприроды России в рамках компетенции рассмотрело обращение по вопросу паспортизации отходов производства и потребления разъясняет следующее.

Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) установлены требования к обращению с отходами производства и потребления.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

Требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I - IV классов опасности установлены Порядком паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1026 (далее - Порядок N 1026).

Согласно пункту 6 Порядка № 1026 для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора 22 мая 2017 г. № 242 (далее - ФККО), паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению № 2 к Порядку № 1026.

Порядком № 1026 не предусмотрено направление индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами заверенных копий паспортов отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО, в адрес территориального органа Росприроднадзора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в соответствии с Порядком подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1027 (далее - Порядок № 1027).

Согласно пункту 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1028 (далее - Порядок № 1028).

При этом в соответствии с пунктом 4 Порядка № 1028 учету в области обращения с отходами подлежат все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Согласно пункту 4 Порядка № 1026 индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспортов отходов, не включенных в ФККО, подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Порядком подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1027.

Кроме того, согласно Порядку № 1026 документы, на основании которых установлено соответствие отходов I - IV классов опасности виду отходов, включенному в ФККО, подлежат хранению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение всего срока действия паспорта отходов.

В судебном заседании установлено, что МКУК «Межпоселенческая централизованная клубная система» является юридическим лицом, созданным для выполнения работ (оказания услуг) в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления Кунашакского муниципального района в области культуры.

В структурных подразделениях ответчика - сельский клуб <адрес>; <адрес> дом культуры; сельский клуб <адрес>; сельский клуб <адрес>; сельский клуб <адрес>; сельский клуб <адрес>; сельский клуб <адрес>; сельский клуб <адрес> в рабочие, выходные и праздничные дни находится неопределенный круг сотрудников учреждения, а так же посетителей, в том числе и несовершеннолетних. В процессе своей деятельности учреждение использует техническое оборудование, подлежащее паспортизации в соответствии с указанными требованиями закона (ЛСД-мониторы, ноутбуки, сканеры, ксероксы, системные блоки компьютеров, принтеры, многофункциональные устройства, картриджи печатающих устройств, клавиатуры, манипуляторы «мышь» с соединительными проводами и другие).

В нарушение указанных требований закона на момент проверки паспорта отходов на оборудование, относящееся к 1-4 классам опасности, в учреждении не разработаны (отсутствуют), что свидетельствует о неисполнении учреждением природоохранного законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия пребывания в образовательных учреждениях для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся (воспитанников). Кроме того, отсутствие паспортов на отработанное либо утратившее потребительские свойства оборудование в учреждении культуры может привести в необратимым нарушениям экологической системы Кунашакского муниципального района, связанным с попаданием токсичных отходов, образующихся при эксплуатации данного оборудования, в окружающую среду.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд должен установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в связи с чем, суд считает необходимым обязать МКУК «Межпоселенческая централизованная клубная» обязать разработать и утвердить паспорта образуемых в результате деятельности отходов 1-4 классов опасности в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу для структурных подразделений: сельский клуб <адрес>; <адрес> дом культуры; сельский клуб <адрес>; сельский клуб <адрес>; сельский клуб <адрес>; сельский клуб <адрес>; сельский клуб <адрес>; сельский клуб <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на Муниципальное казенное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная клубная система» <адрес> обязанность разработать и утвердить паспорта образуемых в результате деятельности отходов 1-4 классов опасности в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу для структурных подразделений: сельский клуб <адрес>; <адрес> дом культуры; сельский клуб <адрес>; сельский клуб <адрес>; сельский клуб <адрес>; сельский клуб <адрес>; сельский клуб д<адрес>; сельский клуб <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Кунашакский районный суд.

Председательствующий Д.М. Насырова