Дело № 2-90/14 ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ХАСЫНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
МАГАДАНСКОЙ ФИО2
В составе:
председательствующего судьи – Бадулиной Ю.С.,
при секретаре – Духовниковой О.С.,
с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> Тимофеевой Т.Н.,
представителя ответчика МУП «Комэнерго» - Ревякина С.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>, <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> Магаданской ФИО2 в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Комэнерго» об обязании по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: <адрес>, Магаданской ФИО2, <адрес> срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратилась в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Комэнерго» об обязании по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: <адрес>, <адрес> срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковое заявление мотивировано тем, что в нарушение требований федерального законодательства МУП «Комэнерго», основной деятельностью которого является жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика, в том числе производство, продажа, перепродажа, транспортировка тепловой энергии физическим лицам, не предприняло действий по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии.
Представитель истца Тимофеева Т.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении, указала, что в прокуратуру обратилась ФИО6 от имени жителей поселка Хасын, которая пояснила, что в домах по <адрес> № и № не были установлены общедомовые счетчики тепловой энергии, несмотря на то, что жильцы домов обращались в МУП «Комэнерго» с просьбой об установлении счетчиков, что свидетельствует о нарушении МУП «Комэнерго» федерального законодательства об энергоснабжении, и просила суд исковые требования удовлетворить. На вопросы суда пояснила, что исковые требования сводятся к установлению коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии.
Представитель ответчика Ревякин С.В. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск, пояснил, что коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии должны устанавливаться за счет собственников жилых помещений, в то время как у предприятия отсутствует финансовая возможность.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образований.
Согласно пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу пункта 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.
Одним из способов защиты гражданских прав, согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В ходе проверки по обращению жителей домов № <адрес> в <адрес> прокуратурой <адрес> установлено нарушение ресурсоснабжающей организацией МУП «Комэнерго» законодательства об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №261-ФЗ (в ред от 28.12.2013г.) «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности…» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
В соответствии с частью второй указанной статьи расчеты за производимые энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 указанной статьи до ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 9 указанной статьи организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Как следует из части 12 указанной статьи до ДД.ММ.ГГГГ (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №№ ресурсоснабжающая организация – это юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, а также и индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных услуг, исполнитель – юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги.
Как следует из Устава МУП «Комэнерго», предприятие является юридическим лицом, несет ответственность за результаты своей деятельности, может выступать истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, основными задачами деятельности предприятия является обеспечение комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, предоставление коммунальных услуг юридическим и физическим лицам (пп 2.2 п.2Устава)
В целях удовлетворения общественных потребностей в продукции, товарах и услугах, для извлечения прибыли, предприятие осуществляет производство, продажу, перепродажу, транспортировку электроэнергии, тепловой энергии юридическим и физическим лицам (пп.2.3 п.2 Устава)
Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, действующим на основании полного хозяйственного расчета (пп.4.1 п.4 Устава)
В соответствии с вышеуказанными правилами тепловая энергия является коммунальным ресурсом, а деятельность исполнителя по подаче ее потребителям коммунальной услугой, в связи с чем МУП «Комэнерго» является ресурсоснабжающей организацией в отношении поселка Хасын, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
Согласно представленным материалам в <адрес> № приватизировано №, в муниципальной собственности находятся № квартир, в <адрес> № приватизировано № квартир, в муниципальной собственности находятся № выведена из жилого фонда.
По сведениям ответчика общедомовые приборы учета тепловой энергии в домах № по <адрес> в <адрес> отсутствуют.
Как следует из сообщения администрации муниципального образования «<адрес>» в ДД.ММ.ГГГГ областной целевой программой «Энергоснабжение и повышение энергетической эффективности в <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ года и целевые показатели ДД.ММ.ГГГГ была предусмотрена установка общедомовых счетчиков учета тепловой энергии, ГВС и ХВС, при этом <адрес> <адрес> <адрес> в <адрес> в данную программу не были включены, так как программой охватывались дома, расположенные на территории <адрес>.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию МО «<адрес>» обращалась ФИО6, проживающая по адресу: <адрес>, с просьбой разъяснить когда будет производиться установка общедомовых счетчиков на теплоэнергию, в связи с чем ей был дан ответ с разъяснениями положений пункта 9 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №261-ФЗ (в ред от ДД.ММ.ГГГГ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности…».
Администрация муниципального образования «<адрес>» также сообщила, что <адрес> по <адрес> не являются ветхими, аварийными, подлежащими сносу или капитальному ремонту.
Из актов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате обследования домов №№ по <адрес> в <адрес>, комиссией в составе представителей МО «<адрес>», МУП «Комэнерго», МУП «ЖКХ <адрес>» установлено наличие технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, сети в исправном состоянии.
В связи с тем, что до ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений в многоквартирных домах № по <адрес> в нарушение пункта 5 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона «Об энергоснабжении…» не было обеспечено оснащение таких домов приборами учета тепловой энергии, в соответствии с пунктом 12 статьи 13 указанного закона МУП «Комэнерго», которая является ресурсонабжающей организацией, предоставляющей тепловую энергию в дома № по <адрес>, обязано совершить действия по оснащению указанных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
При этом суд учитывает, что существо иска касается обязания установления именно коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в указанных домах, что не оспаривалось прокурором в судебном заседании.
Доводы ответчика о том, что МУП «Комэнерго» не имеет финансовой возможности по установлению коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии с пунктом 12 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
С учетом того, что выполнение требований по установлению общедомовых приборов учета тепловой энергии затрагивает интересы неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что срок исполнения указанный действий, определенный прокурором <адрес> Магаданской ФИО2 не позднее двух месяцев со дня вступления в силу судебного решения, является разумным и достаточным.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход муниципального образования «<адрес>».
На основании пп.3 п.1 ст.333.19, пп.8 п.1 ст.333.20 НК РФ и ч.1 ст.103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования «<адрес>» государственная пошлина в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Комэнерго» об обязании по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии многоквартирные жилые <адрес> по <адрес> - удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Комэнерго» <адрес> оснастить коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии многоквартирные жилые <адрес> № по <адрес> в <адрес> в срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Комэнерго» государственную пошлину в доход муниципального образования «<адрес>» в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Хасынский районный суд Магаданской области в течение месяца со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.
Установить день изготовления мотивированного решения - ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ю.С.Бадулина
<данные изъяты>