ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-90/19 от 02.07.2019 Кашинского городского суда (Тверская область)

Дело №2-90/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 июля 2019 г. г. Кашин Тверская область

Кашинский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Чеботаревой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Коваль Ю.И.,

с участием помощника Кашинского межрайонного прокурора Шубиной А.И.,

ответчика ФИО1, его представителя ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

третьего лица ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Кашинского городского суда Тверской области гражданское дело по исковому заявлению Кашинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Комитету по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа Тверской области, ФИО1 о применении последствий недействительности ничтожной сделки – договора купли-продажи земельного участка, договора аренды земельного участка, признании незаконными и отмене постановлений Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области, о признании отсутствующим право собственности ФИО1 на хозяйственную постройку,

у с т а н о в и л:

Кашинский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением с учётом увеличенных исковых требований в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в котором просит:

применить в отношении земельного участка общей площадью 900 кв.м., с кадастровым номером [номер обезличен], с разрешённым использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: [данные удалены], последствия недействительности ничтожных сделок:

договора купли-продажи от 28 ноября 2018 г. №56-18 земельного участка, заключенного между ФИО1 и Комитетом по управлению имуществом администрации Кашинского района Тверской области, обязать ФИО1 возвратить земельный участок в распоряжение Комитета по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа, считая ФИО1 арендатором указанного земельного участка, а Комитет по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа Тверской области арендодателем земельного участка, обязать Комитет по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа вернуть ФИО1 денежную сумму в размере 5 267 руб. 00 коп., являющуюся выкупной ценой земельного участка, возвратить;

договора аренды от 1 декабря 2016 г. №9/16 земельного участка, заключённого между Администрацией Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области и ФИО1, обязать арендатора ФИО1 возвратить земельный участок в распоряжение арендодателя в лице Комитета по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа;

признать незаконным и отменить постановление Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области от 5 августа 2016 г. №40 «О предварительном согласовании предоставления в аренду ФИО1 земельного участка по адресу: [данные удалены]»;

признать незаконным и отменить постановление Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области от 3 ноября 2016 г. №56 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: [данные удалены]»;

признать отсутствующим право собственности ФИО1 на хозяйственную постройку площадью 10 кв.м., с кадастровым номером [номер обезличен], расположенную по адресу: [данные удалены].

В обоснование иска указано, что по результатам проведённой прокуратурой проверки по поступившему 24 декабря 2018 г. обращению Ш.С.Н. установлено, что 23 мая 2016 г. между Администрацией Кашинского района Тверской области и Администрацией Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области заключено соглашение о взаимодействии при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее – Соглашение).

24 июня 2016 г. в Администрацию Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области обратился ФИО1 с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором просил предоставить ему в аренду сроком на 20 лет земельный участок площадью 900 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: [данные удалены].

Согласно пункту 3.5 Соглашения уполномоченный орган в лице Комитета по управлению имуществом Администрации Кашинского района должен был в соответствии с требованиями законодательства, устанавливающими порядок предоставления земельных участков, разместить на официальном сайте уполномоченного органа – Администрации Кашинского района Тверской области в сети «Интернет» извещение о предоставлении земельного участка.

4 июля 2016 г. Главой Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http:/torgi.gov.ru было размещено извещение о приёме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка №040716/2184359/01. По условиям проведения торгов датой и временем начала приёма заявок указано 4 июля 2016 г. 09 часов 00 минут, дата и время окончания приёма заявок – 4 августа 2016 г. 17 часов 00 минут.

Как установлено проверкой, Администрацией Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области и Комитетом по управлению имуществом Администрации Кашинского района Тверской области в нарушение требований земельного законодательства обязанность по размещению извещения о предоставлении земельного участка на официальном сайте уполномоченного органа не выполнена. При проверке данных, имеющихся в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Администрации Кашинского района Тверской области, установлено, что информации о размещении извещения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: [данные удалены], за 2016 год, не имеется. Из положений статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что с заявлением о предварительном согласовании предоставления одного и того же земельного участка вправе обратиться не только одно заинтересованное лицо, но и несколько.

Постановлением Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области от 5 августа 2016 г. №40 принято решение о предварительном согласовании предоставления в аренду ФИО1 испрашиваемого земельного участка. Этим же муниципальным нормативным правовым актом постановлено ФИО1 обеспечить проведение работ по образованию испрашиваемого земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка.

Указанные действия органа местного самоуправления носили заведомо противоречивые земельному законодательству действия, чем было допущено лишение прав неопределённого круга лиц на участие в приобретении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства.

6 ноября 2016 г. кадастровым инженером ООО ПЗП «Зенит» был составлен межевой план земельного участка. 18 ноября 2016 г. в Государственный кадастр недвижимости внесён кадастровый номер №[номер обезличен], присвоенный земельному участку площадью 900 кв.м. +/- 21 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: [данные удалены].

1 декабря 2016 г. между Администрацией Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области и ФИО1 на основании заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов от 28 ноября 2016 г. был заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка, который был зарегистрирован 27 декабря 2016 г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.

13 декабря 2018 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области зарегистрировано право собственности ФИО1 на указанный земельный участок на основании договора купли-продажи земельного участка от 28 ноября 2018 г. №56-18, заключённого между Комитетом по управлению имуществом Администрации Кашинского района Тверской области и ФИО1

Кроме того, ФИО1 на земельном участке, не отведённом в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, создана хозяйственная постройка площадью 10 кв.м.

Предъявление настоящего искового заявления обусловлено защитой прав неопределённого круга лиц на получение земельного участка с учётом особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, личного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления КФХ его деятельности.

Определениями Кашинского городского суда Тверской области от 4 марта 2019 г., 22 апреля 2019 г. и 14 мая 2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Администрация Кашинского городского округа Тверской области, ФИО4, председатель реорганизационной комиссии В.Р.В.

В судебном заседании прокурор Шубина А.И. исковые требования поддержала в полном объёме, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом администрации Кашинского городского округа ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, по существу заявленных требований подержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которому в порядке пункта 3.5 Соглашения о взаимодействии между Администрацией Кашинского района и Администрация Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, заключённого между указанными органами 23 мая 2016 г., Комитетом по управлению имуществом администрации Кашинского района была обеспечена подготовка проекта извещения о предоставлении спорного земельного участка в соответствии с положениями статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, который был передан в уполномоченный орган Администрацию Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области для опубликования в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Уставом Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области (путём размещения на информационных стендах). Кроме того, извещение о предоставлении земельного участка Комитетом по управлению имуществом размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительском Российской Федерации (www/torgi.gov.ru). Поскольку официального сайта у Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области не было, извещение о предоставлении земельного участка размещено на нём быть не могло. Указание в соглашении о взаимодействии (пункт 3.5) на то, что Комитет по управлению имуществом размещает извещение о предоставлении земельного участка на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», имеет в этом соглашении шаблонный характер. Обязанность Комитета по управлению имуществом разместить такое извещение на официальном сайте муниципального образования «Кашинский район» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» действующим в то время правовым регулированием применительно к спорным отношениям предусмотрена не была. Размещение информации о деятельности органов местного самоуправления поселений на официальном сайте муниципального района, в состав которого они входят, является их правом, а не обязанностью. При этом, нельзя однозначно утверждать о том, что извещение о предоставлении земельного участка не было размещено на официальном сайте муниципального образования «Кашинский район» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», поскольку сайт обновляется и информация, на нём размещённая, могла быть удалена, как неактуальная. Учитывая, что извещение о предоставлении земельного участка было опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Уставом Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области, по месту нахождения земельного участка, а также размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительском Российской Федерации (www/torgi.gov.ru), граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могли подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. Таким образом, Комитетом по управлению имуществом не был нарушен порядок информирования неопределённого круга лиц о предполагаемом предоставлении земельного участка (т. 3 л.д. 23-25).

В судебном заседании ответчик ФИО1, его представитель ФИО2, третье лицо ФИО4 также исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать, по существу заявленных требований подержали возражения на исковое заявление, из которых следует, что 24 июня 2016 г. он обратился в Администрацию Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду сроком на 20 лет площадью 900 кв.м., расположенного по адресу: [данные удалены], для ведения личного подсобного хозяйства. К заявлению им была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. На момент возникновения спорных отношений официального сайта у Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области не было. Следовательно, извещение о предоставлении земельного участка размещено на нём не могло. Обязанность Комитета по управлению имуществом разместить извещение на официальном сайте муниципального образования «Кашинский район» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» действующим в то время правовым регулированием применительно к спорным отношениям предусмотрена не была. Факт размещения информации о предоставлении ему в аренду указанного выше земельного участка на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации (www/torgi.gov.ru) подтверждается имеющимся в материалах дела извещением о приёме заявлений граждан в КФХ о намерении участвовать в аукционе №040716/2184359/01, из которого следует, что лот был размещен на сайте 4 июля 2016 г. в 16 часов 33 минуты. Публикация извещения о проведении аукциона на официальном сайте торгов с указанием всех необходимых для проведения аукциона данных, полностью обеспечило информирование всех потенциально заинтересованных в аукционе лиц, в связи с чем доводы Кашинского межрайонного прокурора о нарушении прав неопределённого круга лиц при предоставлении ему в аренду земельного участка не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Показаниями допрошенных в качестве свидетелей Ф.В.В. и М.М.Н. установлен факт публикации и размещения информационного извещения о предоставлении ему указанного выше земельного участка в аренду в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов пунктом 11 статьи 39 Устава Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области (путём размещения на информационных стендах в здании Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области, д. Фарафоновка, д. Маринино, д. Борихино, п. Стулово, д. Зеленцыно). При обращении в суд Кашинским межрайонным прокурором не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие или подтверждающие отсутствие размещения на сайте Администрации Кашинского района публикации о предоставлении мне земельного участка в аренду, так как приложенные к исковому заявлению скрин-шоты не относятся ко времени публикации данного извещения, в представленных скрин-шотах публикаций отсутствуют опубликованные объявления за период с 17 июня 2016 г. по 19 августа 2016 г. Данное обстоятельство связано с тем, что многие публикации за 2016 год удалены с сайта Кашинского городского округа в связи с обновлением новых данных сайта. Договор аренды был заключен с ним в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, каких-либо правовых оснований применения последствий недействительности ничтожной сделки-договора аренды не имеется. С учётом того, что все остальные исковые требования Кашинского межрайонного прокурора производны от требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки – договора аренды, данные исковые требования удовлетворению не подлежат. Исполнение оспариваемой сделки - договора аренды земельного участка началось с момента государственной регистрации договора аренды – 27 декабря 2016 г.. Поскольку именно с указанной даты неопределённому кругу лиц стало известно о заключении договора аренды, передаче ему земельного участка в аренду, у неопределённого круга лиц имелась возможность ознакомиться с регистрацией договора аренды путём истребования соответствующей выписки из ЕГРН из открытого источника - Управления Росреестра по Тверской области, считает, что срок исковой давности о применении последствий недействительности ничтожной сделки - договора аренды необходимо исчислять с 27 декабря 2016 г. Исходя из вышеизложенного считает, что исковые требования Кашинского межрайонного прокурора Тверской области в защиту неопределённого круга лиц о применении последствий недействительности ничтожной сделки - договора аренды удовлетворению не подлежат и в связи с пропуском без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд с данными исковыми требованиями. В границах предоставленного ему в аренду земельного участка им хозяйственным способом, за счёт личных денежных средств, открыто, было построено капитальное строение неразрывно связанное с землей, имеющее признаки объекта недвижимого имущества - хозяйственная постройка. С момента постройки хозяйственная постройка используется им в личных целях для хранения продуктов питания. 30 декабря 2016 г. право собственности на хозяйственную постройку было зарегистрировано им в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области за №69-69/009-69/321/004/2016-344/1. 28 декабря 2018 г. между Комитетом по управлению имуществом администрации Кашинского района и им был заключен договор купли-продажи земельного участка №56-18, в соответствии с которым им был приобретен в собственность за 5267 рублей земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером [номер обезличен]. 13 декабря 2018 г. договор купли-продажи прошёл государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области и зарегистрирован за №[номер обезличен]-69/077/2018-3. Он является простым человеком, не имеющим никаких познаний в области юриспруденции, земельном законодательстве и что, как, ему говорили должностные лица, так он и делал. Как следует из материалов дела, с заявлениями о регистрации договора аренды, договора купли-продажи обращались должностные лица Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области, Комитета по управлению имуществом Администрации Кашинского района. При регистрации указанных сделок должностными лицами Управления Росреестра по Тверской области проводились необходимые правовые экспертизы, в связи с чем он полностью полагался на данные Единого государственного реестра недвижимости и в установленном законом порядке зарегистрировал право собственности на хозяйственную постройку, земельный участок. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, на момент предоставления земельного участка в аренду, на момент продажи земельного участка, какие-либо обременения (ограничения) на спорное недвижимое имущество зарегистрированы не были, в связи с чем он полагал заключение указанных выше договоров законными. Исходя из вышеизложенного, он не мог знать или каким-либо образом контролировать действия должностных лиц муниципальных образований, государственных структур по формированию, предоставлению ему в аренду спорного недвижимого имущества и считает, что в случае каких-либо неправильных действий должностных лиц риск неблагоприятных последствий за их действия (бездействия) не может распространяться исключительно и только на него, добросовестного приобретателя спорного недвижимого имущества (т. 3 л.д. 82-92). Кроме того, полагал, что исковые требования Кашинского межрайонного прокурора Тверской области о признании незаконными и отмене постановлений Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области заявлены с нарушением правил подсудности и не могут быть рассмотрены в рамках гражданского судопроизводства.

Третьи лица Управление Росреестра по Тверской области, председатель реорганизационной комиссии В.Р.В., надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Третье лицо Администрация Кашинского городского округа Тверской области в судебное заседание не явилось по неизвестной причине, извещёно о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив их в совокупности с требованиями статей 56 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В пункте 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01 марта 2015 года, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (пункт 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в аренду на основании договора аренды земельного участка, заключённого на торгах, проводимых в форме аукциона, или без торгов.

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта предоставляется гражданам в аренду без проведения торгов в соответствии со статьёй 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации), в случае предоставления на срок двадцать лет (подпункт 3 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок, как продажи земельного участка, так и его предоставления в аренду без проведения торгов определён статьёй 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.

По общему правилу предоставление земельных участков осуществляется в следующем порядке:

- подготовка схемы расположения земельного участка (если земельный участок предстоит образовать);

- подача гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в случае если земельный участок предстоит образовать;

- принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

- обеспечение заинтересованным гражданином необходимых кадастровых работ в целях образования земельного участка;

- осуществление кадастрового учёта земельного участка;

- подача гражданином заявления о предоставлении земельного участка;

- заключение договора купли-продажи, аренды или договора безвозмездного пользования земельным участком (подпункты 1 - 7 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).

При этом предоставление земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта осуществляется с учётом особенностей, установленных статьёй 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).

Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации). Кроме того, законодателем введена процедура приостановления рассмотрения заявления, если на рассмотрении находится ранее поданное заявление о предварительном согласовании участка, частично или полностью совпадающее с указанным заявлением, что следует из пункта 6 настоящей статьи.

Таким образом, с заявлением о предварительном согласовании предоставления одного и того же земельного участка вправе обратиться не только одно заинтересованное лицо, но и несколько.

Статьёй 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации регулируются особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта.

В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трёх экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункты 1, 4, 5, 6, 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО1 с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка).

Таким образом, исходя из содержания статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, возможность предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.

При этом Земельный кодекс Российской Федерации не содержит иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть путём опубликования извещения о предоставлении земельного участка. В случае поступления в течение 30 дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе может быть отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и, соответственно, в предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов.

Положениями пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Из разъяснений, изложенных в пункте 84 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что согласно абзацу второму пункта 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации допустимо предъявление исков о признании недействительной ничтожной сделки, если истец имеет законный интерес в признании такой сделки недействительной. Под лицом, заинтересованным в предъявлении иска о признании недействительной ничтожной сделки, следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой. Заинтересованным в судебной защите является лицо, имеющее законное право или охраняемый законом интерес, а предъявленный этим лицом иск выступает средством защиты его нарушенного права и законных интересов.

Правом на обращение с иском прокурор наделён в соответствии со статьями 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. №2202-I и части 1 статьи 45 ГПК РФ, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, неопределённого круга лиц, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Как предусмотрено подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Предусмотренное законом требование о заблаговременном информировании населения о предстоящем предоставлении земельных участков направлено на создание равных условий для реализации гражданами возможностей участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, на обеспечение принципа сочетания интересов общества и отдельных лиц, а также на защиту прав и законных интересов конкретных лиц, в частности, прав возможных претендентов на земельный участок.

Публикация извещения о предоставлении земельного участка направлена на выявление граждан, которые также заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, в связи с чем потом организуется аукцион. При этом, продажа земельных участков через аукцион является приоритетной формой предоставления земельных участков государственной или муниципальной собственности.

Отсутствие извещения, некорректность его содержания указывает на нарушение порядка предоставления земельных участков, препятствует формированию нормального спроса на него, нарушая право неопределённого круга лиц на участие в предоставлении земельных участков.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обращение прокурора с настоящим иском в суд связано с защитой прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц на равный доступ к приобретению в собственность и получению в аренду земельных участков из земель населённых пунктов, которыми распоряжаются органы местного самоуправления, то есть отвечает требованиям статьи 45 ГПК РФ.

Судом установлено, что спорными являются земельный участок с кадастровым номером [номер обезличен], площадью 900 кв.м., вид разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населённых пунктов, и хозяйственная постройка с кадастровым номером [номер обезличен], общей площадью 10 кв.м., расположенные по адресу: [данные удалены] (т. 3 л.д. 76-78, 79-80).

24 июня 2016 г. ФИО1 обратился в Администрацию Фарафоновского сельского поселения Калининского района Тверской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 20 лет земельного участка площадью 900 кв.м., расположенного по адресу: [данные удалены], для ведения личного подсобного хозяйства, приложив схему расположения земельного участка (т. 1 л.д. 36, 138).

4 июля 2016 г. Администрация Фарафоновского сельского поселения Калининского района Тверской области на сайте http://torgi.gov.ru разместила Извещение о приёме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе №040716/2184359/01 указав на то, что граждане, заинтересованные в предоставлении указанного земельного участка, вправе в течение 30 дней со дня публикации подать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка в письменном виде на бумажном носителе в Администрацию Фарафоновского сельского поселения Калининского района Тверской области. Дата окончания приёма заявок - 17 часов 00 минут 4 августа 2016 г. Со схемой расположения названного земельного участка можно ознакомиться в приёмные дни: вторник, четверг с 9:00 до 17:00 часов по адресу: [данные удалены] (т. 1 л.д. 37-38, 39, 121-122, 123, 140-141, 142).

5 августа 2016 г. на сайте http:// torgi.gov.ru опубликован результат приёма заявлений по Извещению о приёме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе №040716/2184359/01, согласно которому в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации принято решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка физическому лицу (т. 1 л.д. 40-41, 42, 118-119, 120, 143-144, 145).

5 августа 2016 г. Администрацией Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области заявление ФИО1 рассмотрено, вынесено постановление №40 о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 20 лет ФИО1 указанного земельного участка, имеющему условный номер земельного участка: ЗУ1, площадь: 900 кв.м., вид разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населённых пунктов, и утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории. ФИО1 предписано обеспечить проведение работ по образованию испрашиваемого земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка (т. 1 л.д. 34, 35, 124, 146, т. 2 л.д. 162, 200, 201).

22 августа 2016 г. земельному участку, расположенному по указанному адресу присвоен кадастровый номер [номер обезличен], который 20 октября 2016 г. снят с кадастрового учёта (т. 2 л.д. 202).

3 ноября 2016 г. Администрацией Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области вынесено постановление об утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка, имеющему условный номер земельного участка: ЗУ1, территориальная зона: 1ЖЗ-1, площадь: 900 кв.м., вид разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населённых пунктов, и утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории. ФИО1 предписано обеспечить проведение работ по образованию испрашиваемого земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка (т. 1 л.д. 43, 44, т. 2 л.д. 203, 204).

6 ноября 2016 г. изготовлен межевой план земельного участка, образованного из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: [данные удалены] (т. 1 л.д. 46-55).

18 ноября 2016 г. названному земельному участку присвоен кадастровый номер [номер обезличен] (т. 1 л.д. 24, 116-117, 154-155, т. 2 л.д. 202).

28 ноября 2016 г. ФИО1 обратился в Администрацию Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 20 лет без проведения торгов земельного участка площадью 900 кв.м., кадастровый номер [номер обезличен], расположенного по адресу: [данные удалены], для ведения личного подсобного хозяйства (т. 1 л.д. 33, 147).

1 декабря 2016 г. между Администрацией Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка №9/16 в отношении спорного земельного участка сроком на 20 лет (с 1 декабря 2016 г. по 30 ноября 2036 г.) для ведения личного подсобного хозяйства (т. 1 л.д. 23-31, 111-115, 150-153).

27 декабря 2016 г. Управлением Росреестра по Тверской области на основании заявлений главы администрации Фарафоновского сельского поселения от 16 декабря 2016 г. и ФИО1 от 26 декабря 2016 г. проведена государственная регистрация ограничения (обременения) права в виде аренды на спорный земельный участок (т. 1 л.д. 23, 32, 110, 125, 127, 148, 149).

26 декабря 2016 г. ФИО1 оформил декларацию об объекте недвижимого имущества о возведении в 2016 году на территории спорного земельного участка объекта недвижимого имущества - одноэтажной хозяйственной постройки, площадью 10 кв.м., которой 30 декабря 2016 г. присвоен кадастровый номер [номер обезличен] (т. 3 л.д. 63-64, 79-80).

30 декабря 2016 г. в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности ФИО1 на расположенную на спорном земельном участке хозяйственную постройку (т. 1 л.д. 157, т. 3 л.д. 75).

23 ноября 2018 г. ФИО1 обратился в Администрацию Кашинского района Тверской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 900 кв.м., кадастровый номер [номер обезличен], расположенного по адресу: [данные удалены], для ведения личного подсобного хозяйства (т. 1 л.д. 156).

28 ноября 2018 г. между Комитетом по управлению имуществом администрации Кашинского района и ФИО1 заключен договор купли-продажи земельного участка №56-18, по которому спорный земельный участок передан в собственность ФИО1 за 5 267 рублей 00 копеек (т. 1 л.д. 56-60, 103-107, 159-163).

13 декабря 2018 г. в Едином государственном реестре недвижимости и сделок с ним зарегистрировано право собственности ФИО1 на спорный земельный участок (т. 1 л.д. 61, 70, 108, 109, 158, 165, т. 2 л.д. 116, т. 3 л.д. 74).

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган) (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Абзацем 3 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ) предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утверждённых правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

На территории Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области решением Совета депутатов Фарафоновского сельского поселения Кашинского района от 11 мая 2016 г. №13 утверждены Правила землепользования и застройки (т. 1 л.д. 167-246).

Поэтому на основании абзаца 3 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ) с 11 мая 2016 г. право распоряжения участками, государственная собственность на которые не разграничена, возникло у Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области.

В соответствии с распоряжением Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области от 1 июля 2016 г. №22 обязанности по согласованию местоположения границ земельных участков на территории Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области возложены на Главу Администрации (т. 1 л.д. 45).

Из обстоятельств дела следует, что договор аренды между ответчиками заключен без проведения торгов, а, следовательно, порядок предоставления спорного земельного участка должен соответствовать порядку, установленному статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченным органом извещение о предоставлении земельного участка в аренду опубликовывается в порядке, который установлен для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, по месту нахождения земельного участка и размещается на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из приведённых выше норм следует, что извещение опубликовывает орган местного самоуправления - сельское поселение и его уполномоченный орган, то есть его администрация, в соответствии с уставом поселения, на официальном сайте поселения и на официальном сайте администрации поселения в сети «Интернет». При этом, упоминание об официальном сайте Российской Федерации, данная норма не содержит.

Согласно пункту 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Статьёй 39 Устава Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области закреплен порядок обнародования муниципальных правовых актов путём размещения их полных текстов в трёхдневный срок на информационных стендах Фарафоновского сельского поселения, размещенных в здании администрации Фарафоновского сельского поселения, д. Фарафоновка, д. Маринино, д. Борихино, п. Стулово, д. Зеленцыно. Тексты муниципальных правовых актов могут размещаться на официальном сайте муниципального образования «Кашинский район», kashin.info в сети «Интернет» (т. 1 л.д. 24-66).

23 мая 2016 г. Администрация Кашинского района Тверской области и Администрация Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области, именуемая Уполномоченный орган местного самоуправления, заключили соглашение о взаимодействии между ними при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, согласно пунктам 3.4 и 3.5 которого при поступлении в Уполномоченный орган местного самоуправления заявлений о предоставлении земельного участка; предварительном согласовании предоставления земельного участка; о продлении договора аренды земельного участка Уполномоченный орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней направляет в Администрацию Кашинского района данные заявления.

Комитет по управлению имуществом Администрации Кашинского района в двухнедельный срок готовит проекты постановлений Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области о предоставлении земельного участка, о предварительном согласовании предоставления земельного участка, о заключении договора аренды земельного участка на новый срок, проекты договоров аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования; либо готовит проекты уведомлений отказов в предоставлении вышеуказанных земельных участков.

В течение двух рабочих дней проекты постановлений Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области (проекты уведомлений отказов в предоставлении вышеуказанных земельных участков) направляются Комитетом по управлению имуществом Администрации Кашинского района Тверской области в Уполномоченный орган местного самоуправления.

На основании поступивших проектов Уполномоченный орган местного самоуправления принимает соответствующие постановления и направляет его заявителю.

Проекты договоров аренды, купли-продажи, иные проекты относительно земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, подготавливает Комитет по управлению имуществом Администрации Кашинского района Тверской области и передаёт в Уполномоченный орган местного самоуправления для подготовки соответствующих договоров и последующей передачи заявителю.

Обязанность ведения журналов регистрации договоров аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования земельными участками возлагается на Уполномоченный орган местного самоуправления.

В случаях, требующих опубликования извещения о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, Комитет по управлению имуществом Администрации Кашинского района Тверской области обеспечивает подготовку проекта извещения о предоставлении земельного участка в соответствии с нормами земельного законодательства.

Проект извещения направляется в Уполномоченный орган местного самоуправления.

Комитет по управлению имуществом Администрации Кашинского района Тверской области обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов Уставом поселения по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (т. 1 л.д. 62-65, т. 2 л.д. 163-166).

Бремя доказывания факта осуществления размещения извещения о предоставлении земельного участка в аренду на информационных стендах Фарафоновского сельского поселения, которые определены Уставом для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, на официальном сайте уполномоченного органа (поселения и администрации) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», вопреки доводам ответчиков, лежит на органе местного самоуправления, обязанном в силу статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечить опубликование указанного извещения.

В нарушение статьи 56 ГПК РФ таких доказательств органом местного самоуправления суду не представлено.

Как указывалось выше, в связи с обращением ФИО1 по вопросу предоставления ему в аренду земельного участка 4 июля 20016 г. Администрация Фарафоновского сельского поселения опубликовала извещение о предоставлении в аренду спорного земельного участка на официальном сайте Российской Федерации http:// torgi.gov.ru.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Ф.В.В. и М.М.Н., работавшие в 2016 году в Администрации Фарафоновского сельского поселения, пояснили, что текст извещения о предоставлении ФИО1 заявления был подготовлен и размещён на информационных стендах поселения и официальном сайте Российской Федерации с адресом: www.torgi.gov.ru. Сведения о размещении извещения на информационных стендах регистрировались в журнале.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства доказательств того, что на информационных стендах Фарафоновского сельского поселения, которые определены Уставом для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, на официальном сайте уполномоченного органа (поселения и администрации) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе при отсутствии сайта у поселения на сайте муниципального района, извещение было опубликовано, суду не представлено.

Так, согласно сообщениям Архивного отдела Администрации Кашинского городского округа от 9 апреля 2019 г. №388 и от 22 мая 2019 г. №549 нормативных правовых актов, регулирующих установленный уставом муниципального образования Фарафоновское сельское поселение Кашинского района Тверской области порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов сельского поселения, а также журнала регистрации размещения муниципальных правовых актов Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области на информационных стендах за 2016 год в документах Муниципального образования Фарафоновское сельское поселение Кашинского района Тверской области на хранении в архиве нет (т. 2 л.д. 100, т. 3 л.д. 12).

Из сообщения Комитета по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа от 15 апреля 2019 г. №444 следует, что сведения об опубликовании извещения о предоставлении спорного земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Уставом Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области путём размещения на информационных стендах в здании Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области в настоящее время отсутствуют; сведения о размещении извещения о предоставлении спорного земельного участка на официальном сайте уполномоченного органа Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области отсутствуют по причине отсутствия у него такого сайта (т. 2 л.д. 103).

Из представленных стороной истца скриншотов официального сайта Администрации Кашинского городского округа (kashin.info), вкладка «Имущество» следует, что размещение извещений о предоставлении земельных участков осуществляется в этом разделе с 15 января 2016 г. Сведений о размещении извещения в отношении спорного земельного участка не имеется (т. 1 л.д. 71-94).

Доводы ответчиков о том, что требования о публикации были выполнены путём публикации извещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.torgi/gov/ru) основан на неверном изложении текста пункта 1 части 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. В официальном тексте Земельного кодекса Российской Федерации после слов «... для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте...», нет слов «Российской Федерации». Только при назначении торгов извещение в соответствии с частью 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при опубликовании извещения о предоставлении спорного земельного участка в аренду, были нарушены требования земельного законодательства, подзаконных актов, статьи 39 Устава Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области.

Поскольку администрацией поселения после поступления заявления ФИО1 не было опубликовано извещение о предоставлении земельного участка и соответственно не учтена возможность поступления заявлений от иных заинтересованных лиц, принятие Администрацией Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области постановлений от 5 августа 2016 г. №40 о предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка ФИО1 без проведения торгов, а также от 3 ноября 2016 г. №56 об утверждении схемы расположения спорного земельного участка в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации без предварительного информирования населения является достаточным основанием для их признания незаконными и подлежащими отмене.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый договор аренды от 1 декабря 2016 г. №9/16 был заключен с нарушением требований действующего законодательства на основании недействительного решения органа местного самоуправления и является ничтожной сделкой.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьёй 39.20 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьёй или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно пункту 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав.

Таким образом, для возникновения у арендатора земельного участка права на его приобретение в собственность без проведения торгов обязательным условием является наличие на арендуемом им земельном участке здания, сооружения, на которые зарегистрировано право собственности арендатора участка.

Поскольку судом договор аренды земельного участка от 1 декабря 2016 г. №9/16 признан ничтожной сделкой, то договор купли-продажи от 28 декабря 2018 г. №56-18, заключенный между Комитетом по управлению имуществом администрации Кашинского района и ФИО1, также подлежит признанию недействительным в силу его ничтожности.

Предоставление без проведения торгов земельных участков лицам, не имеющим соответствующего права и законных оснований, прямо противоречит действующему законодательству, нарушает законные интересы граждан, обладающих первоочередным или внеочередным правом приобретения земельных участков.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконными постановлений Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области, признании недействительным договора аренды в связи с допущенными нарушениями, договора купли-продажи земельного участка, поскольку право на предоставление ответчику ФИО1 в собственность земельного участка по основаниям возведения на нём хозяйственной постройки в период действия договора аренды не возникло, а также применении последствий недействительности ничтожной сделки путём возврата каждой из сторон всего полученного по сделке.

Согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Исходя из пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, полученное по недействительному договору аренды для арендатора выражается в пользовании предоставленным ему имуществом.

В соответствии со статьёй 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке правила о неосновательном обогащении могут применяться, если иное не вытекает из существа соответствующих отношений. Равный размер взаимных обязательств сторон исключает наличие неосновательного обогащения.

Нормы о неосновательном обогащении (статья 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации) могут быть применены к отношениям сторон лишь при наличии доказательств, подтверждающих, что полученная одной из сторон денежная сумма явно превышает стоимость переданного другой стороне. Денежные средства, уплаченные за пользование имуществом, предоставленным по недействительному договору, могут считаться неосновательно полученным лишь в части, превышающей размер причитающегося собственнику имущества возмещения.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Сторонами не оспаривалось, что ФИО1 пользовался предоставленным ему земельным участком, поэтому уплаченную им по договору арендную плату суд признаёт формой оплаты за пользование переданным в аренду земельным участком, которую следует зачесть в счёт возмещения стоимости пользования имуществом.

Законом Тверской области от 7 апреля 2018 г. №16-ЗО муниципальное образование «Кашинский район» преобразовано путём объединения поселений, в том числе Фарафоновского, и создания вновь образованного городского поселения с наделением его статусом городского округа (т. 2 л.д.144-146, 147-153).

Согласно решениям Кашинской городской думы Тверской области от 25 декабря 2018 г. №49, №50 наименование Администрации Кашинского района изменено на Администрацию Кашинского городского округа Тверской области, Администрация Кашинского городского округа является правопреемником Администрации Кашинского района.

В соответствии с решением Кашинской городской думы от 17 января 2019 г. №70 Администрация Кашинского городского округа реорганизована путём присоединения к ней Администраций сельских поселений, в том числе Фарафоновского, Администрация Кашинского городского округа является правопреемником Администрации Фарафоновского сельского поселения, создана реорганизационная комиссия, председателем которой является ФИО5 (т. 1 л.д. 67-68, 69, т. 2 л.д. 154-159).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 24 мая 2019 г. Администрация Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области прекратила свою деятельность 16 мая 2019 г. путём реорганизации в форме присоединения, правопреемником является Администрация Кашинского городского округа (т. 3 л.д. 14-20).

Решениями Кашинской городской думы Тверской области от 25 декабря 2018 г. №63 и №64 наименование Комитета по управлению имуществом администрации Кашинского района изменено на Комитет по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа, утверждено Положение о Комитете по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа, в соответствии с которым Комитет по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа является правопреемником Комитета по управлению имуществом администрации Кашинского района, обладает правами юридического лица, осуществляет функции продавца при продаже земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет заключение договоров аренды, купли-продажи, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также заключение соглашений по ним (т. 1 л.д. 66, т. 2 л.д. 67-68, 69-79).

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 3 июля 2016 г. №334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы органам местного самоуправления муниципального района.

Учитывая, что спорный земельный участок, расположенный на землях, государственная собственность на которые не разграничена, выбыл из распоряжения уполномоченного органа в результате недействительной сделки, суд удовлетворяет требование об их возврате в распоряжение уполномоченного органа, а Комитет по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа обязан возвратить ФИО1 уплаченную сумму за земельный участок с кадастровым номером [номер обезличен].

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).

Принимая во внимание, что целью обращения с иском в суд является возврат в государственную собственность спорного земельного участка, суд не находит оснований для признания отсутствующим право собственности ФИО1 на хозяйственную постройку площадью 10 кв.м., с кадастровым номером [номер обезличен], расположенную по адресу: [данные удалены]. Предъявление иска о признании права отсутствующим возможно в случае, если нарушенное право не может быть защищено путём признания права, истребования имущества из чужого незаконного владения или предъявления требований о сносе самовольной постройки. В данном случае прокурор, заявляя требование о признании права собственности ФИО1 на спорный объект недвижимости отсутствующим, избрал неверный способ защиты права, не учёл, что данный способ защиты является исключительным, подлежащим применению лишь в случае, когда нарушенное право не может быть защищено иным путём. Вместе с тем, право Администрации Кашинского городского округа Тверской области на распоряжение земельным участком может быть защищено путём предъявления требований о признании спорной хозяйственной постройки самовольной постройкой и её сносе.

Ответчиком ФИО1 и его представителем заявлено ходатайство о применении к заявленным прокурором требованиям срока исковой давности.

Вопреки доводам ответчика ФИО1 и его представителя, оспариваемый договор аренды является недействительной ничтожной сделкой.

В силу пункта 1 статьи 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166 Гражданского кодекса РФ) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 101 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для требований сторон ничтожной сделки о применении последствий ее недействительности и о признании такой сделки недействительной установлен трехлетний срок исковой давности, который исчисляется со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, то есть одна из сторон приступила к фактическому исполнению сделки, а другая - к принятию такого исполнения (пункт 1 статьи 181 ГК РФ). Течение срока исковой давности по названным требованиям, предъявленным лицом, не являющимся стороной сделки, начинается со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала ее исполнения.

С учётом приведённых правовых норм, установленный трехлетний срок исковой давности на момент предъявления исковых требований прокурором в феврале 2019 года не истёк, в связи с чем, ходатайство о применении срока исковой давности удовлетворению не подлежит.

Доводы ответчика ФИО1 и его представителя о том, что ФИО1 является добросовестным приобретателем, не могут быть приняты судом ввиду следующего.

Из материалов дела следует, что 26 декабря 2016 г. ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Тверской области с заявлением о государственная регистрация договора аренды от 1 декабря 2016 г. спорного земельного участка. Декларацию об объекте недвижимого имущества ФИО1 оформил также 26 декабря 2016 г., в которой указал о возведении в 2016 г. на территории спорного земельного участка объекта недвижимого имущества - одноэтажной хозяйственной постройки, площадью 10 кв. м.

На основании указанной декларации и договора аренды от 1 декабря 2016 г. органами Росреестра 30 декабря 2016 г. проведена регистрация права собственности ФИО1 на данную хозяйственную постройку.

В судебном заседании из пояснений ответчика ФИО1 установлено, что хозяйственная постройка сооружена им ранее заключения договора аренды, при отсутствии права пользования земельным участком с кадастровым номером [номер обезличен]. После этого, 28 ноября 2018 г. между Комитетом по управлению имуществом администрации Кашинского района и ФИО1 заключен договор купли-продажи спорного земельного участка, который послужил основанием для регистрации права собственности ответчика ФИО1 на спорный земельный участок.

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Гражданское законодательство не допускает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав - злоупотребление правом (абзац первый пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса).

В пунктах 7, 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что если совершение сделки нарушает запрет, установленный пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса, в зависимости от обстоятельств дела такая сделка может быть признана судом недействительной (пункты 1 или 2 статьи 168 Гражданского кодекса). К сделке, совершенной в обход закона с противоправной целью, подлежат применению нормы гражданского законодательства, в обход которых она была совершена. В частности, такая сделка может быть признана недействительной на основании положений статьи 10 и пунктов 1 или 2 статьи 168 ГК РФ.

Как разъяснено в пункте 1 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).

На основании исследованных доказательств суд приходит к выводу о наличии в действиях ответчика ФИО1 недобросовестного поведения, выразившегося в испрашивании у администрации муниципального образования земельного участка с расположенным на нём хозяйственной постройкой, ему не принадлежащей.

При установленных обстоятельствах суд не усматривает оснований для защиты прав ФИО1 как добросовестного приобретателя земельного участка первоначально в аренду, впоследствии в собственность.

Кроме того, ответчиком ФИО1 и его представителем, представителем ответчика ФИО3 в судебном заседании указано на необходимость рассмотрения исковых требований прокурора о признании незаконными постановлений Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В данном случае доводы прокурора о незаконности принятых администрацией Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области постановлений заявлены как обоснование исковых требований об оспаривании договора аренды земельного участка и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Прокурор при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, она подлежит взысканию с ответчика ФИО1, поскольку орган местного самоуправления на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

При удовлетворении требований неимущественного характера государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, в котором её должно было уплатить лицо, в чьих интересах прокурор обращается с иском. Иск прокурора подан, в том числе и в интересах неопределенного круга лиц, то есть в интересах физических лиц.

В силу статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд с требованиями неимущественного характера гражданин уплачивает пошлину в размере 300 рублей.

Таким образом, с ФИО1 в доход бюджета Кашинского городского округа Тверской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Кашинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области от 5 августа 2016 г. №40 «О предварительном согласовании предоставления в аренду ФИО1 земельного участка по адресу: [данные удалены]».

Признать незаконным и отменить постановление Администрации Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области от 3 ноября 2016 г. №56 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: [данные удалены]».

Признать недействительным заключенный между Администрацией Фарафоновского сельского поселения Кашинского района Тверской области и ФИО1 договор аренды от 1 декабря 2016 г. №9/16 земельного участка с кадастровым номером [номер обезличен], расположенного по адресу: [номер обезличен].

Признать недействительным заключенный между Комитетом по управлению имуществом администрации Кашинского района и ФИО1 договор купли-продажи от 28 ноября 2018 г. №56-18 земельного участка с кадастровым номером [номер обезличен], расположенного по адресу: [данные удалены].

Применить последствия недействительности ничтожных сделок, договора аренды земельного участка от 1 декабря 2016 г. №9/16 и договора купли-продажи земельного участка от 28 ноября 2018 г. №56-18 путём возврата каждой из сторон всего полученного по сделкам, а именно, Комитету по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа возвратить ФИО1 денежную сумму в размере 5 267 руб. 00 коп., а ФИО1 возвратить в распоряжение Комитета по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа земельный участок с кадастровым номером [номер обезличен], расположенный по адресу: [данные удалены].

Данное решение является основанием для исключения из ЕГРН соответствующих сведений.

В удовлетворении заявленных требований в части признания отсутствующим право собственности ФИО1 на хозяйственную постройку площадью 10 кв.м., с кадастровым номером [номер обезличен], расположенную по адресу: [данные удалены] - отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Кашинского городского округа Тверской области государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кашинский городской суд Тверской области со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 8 июля 2019 г.

Председательствующий