Дело № 2-90/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 января 2019 года г.Рубцовск
Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Н.Ю.Репринцевой
при секретаре Н.С.Климовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к ТСЖ «Гражданский», ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании действий незаконными, возложении обязанности, взыскании суммы, штрафа, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ТСЖ «Гражданский», в котором просила, признав действия ТСЖ «Гражданский» по не размещению и не представлению информации собственникам помещений, незаконными, нарушающими права, законные интересы потребителей услуг, понудить ТСЖ «Гражданский» к совершению действий, в результате которых члены ТСЖ «Гражданский», собственники помещений, потребители услуг смогут получать всю информацию о деятельности ТСЖ:
- разместить на сайте www.reformagkh.ru информацию о деятельности ТСЖ «Гражданский», предусмотренную п. 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, установив ответчику срок для совершения указанных действий;
- разместить на сайте ТСЖ - www.grazhd.ru информацию о деятельности ТСЖ «Гражданский», согласно п. 5.1 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, установив ответчики срок для совершения указанных действий;
- в случае установления ответчику срока для размещения информации на сайте www.reformagkh.ru и www.grazhd.ru более 10 дней, предоставить информации предусмотренную п.п. 2,3,4,6 ч. 3 ст. 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации собственниками помещений ..., почтовым отправлением на их адрес или электронным сообщением на их адрес или электронным сообщением на адрес электронной почты Iada-luks@rambler.ru.
Признав действий ТСЖ «Гражданский» по не исполнению требований законов РФ, регламентирующих порядок и сроки проведения обязательных годовых общих собраний ТСЖ с отчетом о работе правления ТСЖ за год (с 2012 по 2017) и принятием сметы расходов и доходов (с 2012 по 2018) и составление обращения членов ТСЖ «Гражданский» без ответа, незаконными, нарушающими права, законные интересы потребителей услуг, понудить ТСЖ «Гражданский» к совершению действий, в результате которых члены ТСЖ «Гражданский», собственники помещений, потребители услуг смогут получить за 2015, 2016, 2017 года отчеты о деятельности ТСЖ и об исполнение смет расходов и доходов, о размере оплаты труда, уплаченных вознаграждениях, размере оплаты услуг, и принять смету расходов и доходов на 2018 год предусмотренную законами РФ;
- провести обязательное годовое общее собрание ТСЖ «Гражданский» с отчетом за 2015, 2016, 2017 годы, установив ответчику срок для совершения указанных действий;
- принять на общем собрании ТСЖ «Гражданский» смету расходов и доходов на 2018 год, установив ответчику срок для совершения указанных действий;
Признав действия ТСЖ «Гражданский», выразившиеся в непредставлении членам ТСЖ потребителям услуг информации об альтернативе оплаты платежей за содержание, капитальный ремонт, коммунальных платежей без взимания комиссии, в не обеспечении гражданам возможности производить оплату этих платежей путем внесения наличных денежных средств по выбору потребителя без комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов или кассу ответчика и оставление обращения членов ТСЖ «Гражданский» без ответа, незаконными, нарушающими права и законные интересы потребителей услуг, понудить ТСЖ «Гражданский» к совершению действий, путем проведения мероприятий, в результате которых члены ТСЖ «Гражданский», собственники помещений, потребителя услуг будут обеспечены альтернативной возможностью осуществлять оплату услуг путем внесения денежных средств по выбору потребителя через платежных агентов или в кассу ответчика, наличными денежными средствами, в безналичной форме, картой, переводом денежных средств без комиссии за оплату услуг ТСЖ:
- организовать кассу в ТСЖ «Гражданский» и через нее принимать оплату за услуги ТСЖ «Гражданский», путем внесения потребителями услуг наличных денежных средств без комиссии, установив ответчику срок для совершения указанных действий;
- заключить договор ТСЖ «Гражданский» с платежными агентами для оплаты услуг ТСЖ «Гражданский» путем внесения потребителями услуг наличных денежных средств, оплатой картой без комиссии, установив ответчику срок для совершения указанных действий.
Взыскать с ТСЖ «Гражданский» в пользу истца ФИО1 убытки, причиненные потребителями услуг, по лицевому счету в размере 1755,21 руб., комиссией, оплаченной собственниками ... при оплате за услуги ТСЖ через ПАО Сбербанка.
Признав действия ТСЖ «Гражданский», выразившиеся в нарушении законов РФ о размещении платежных документов и информации о размере платы за услуги, задолженности по оплате услуг в системе в срок, предусмотренный законами РФ, не возможности направлять показания по приборам учета, в невыполнении своих обязанностей по размещению информации на портале Государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ), незаконными, нарушающими права, законные интересы потребителей услуг, понудить ТСЖ «Гражданский» к совершению действий, в результате которых члены ТСЖ «Гражданский», собственники помещений, потребители услуг будут обеспечены возможностью пользоваться услугами, информацией на портале ГИС ЖКХ:
- разместить на портале ГИС ЖКХ информацию о деятельности ТСЖ «Гражданский» согласно ст. 6 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2014 № 20—ФЗ, установив ответчику срок для совершения указанных действий.
Взыскать с ТСЖ «Гражданский» в пользу ФИО1 убытки, причиненные потребителям услуг, по лицевому счету в размере 788,66 руб., оплаченные собственниками ... по ... при оплате начисленных пени в 2017 году, в неразмещенных в системе ГИС ЖКХ платежных документах в срок, предусмотренный законами РФ.
Признав действий ТСЖ «Гражданский», выразившиеся в нарушении законов РФ, о представлении сведений с правильными исчислениями, предъявленного к уплате размера платы за услуги, после проведения, непосредственного по обращениям – претензиям потребителей услуг, проверки правильности исчислений, и выдачи по результатам проверки документов, содержащих правильно начисленные платежи, незаконными, нарушающими права, законные интересы потребителей услуг ТСЖ «Гражданский» по лицевому счету , понудить ТСЖ «Гражданский» к совершению действий, в результате которых члены ТСЖ «Гражданский», собственники помещений, потребители услуг ТСЖ «Гражданский» по лицевому счету будут обеспечены возможностью получать по результатам проверки ТСЖ «Гражданский» исчисления предъявленного к уплате размера платы за услуги документы, содержащие правильно исчисленные платежи:
- провести проверку правильности исчислений и по результатам проверки выдать документ, содержащий правильно начисленные платежи по лицевому счету с июля 2015 года по декабрь 2017 года включительно, исходя из площади 83,8 кв.м.; установив ответчику срок для совершения указанных действий;
- провести проверку правильности исчислений и по результатам проверки выдать документ, содержащий правильно начисленные платежи по лицевому счету с 2015 года по настоящее время с учетом суммы переплаты за услуги, по мнению истца. размер которой составляет 2199,96 руб., установив ответчику срок для совершения указанных действий;
- провести проверку правильности исчислений и по результатам проверки выдать документ, содержащий правильно начисленные платежи по лицевому счету с 2015 года по настоящее время с учетом отсутствия долга, по мнению истца размер которых составляет по услугам не менее 2266,56 руб. по пени не менее 133,96 руб.; установив ответчику срок для совершения указанных действий.
Взыскать с ТСЖ «Гражданский» в пользу истца убытки, причиненные потребителям услуг, по лицевому счету , в размере 1414,76 руб., излишне оплаченных собственниками ... по ... в результате излишне оплаченных собственниками ... по ... в результате начислений оплаты услуг по завышенной площади с июля 2015 по ***.
Взыскать с ТСЖ «Гражданский» в пользу ФИО1 убытки причиненные потребителям услуг, по лицевому счету , в размере не менее 2199,96 руб., в результате излишне начисленных ТСЖ сумм оплаты за услуги и оплаченных собственниками ... по ... при оплате услуг на ***; и взыскать оставшуюся сумму по этому основанию после выполнения действий ТСЖ «Гражданский» понужденных решением суда: провести проверку правильности исчислений и по результатам проверки выдать документ, содержащий правильно начисленные платежи по лицевому счету , указанных в п. 7 просительной части этого иска; установив порядок и срок исполнения решения суда.
Обязать ТСЖ «Гражданский» произвести перерасчет незаконно начисленного долга на оплату услуг в сторону уменьшения на сумму не менее 2266,56 руб. и незаконно начисленного долга по пени в сторону уменьшения на сумму не менее 133,96 руб.; скорректировав эти суммы на день вынесения решения суда; и обязать произвести перерасчет оставшейся суммы по этому основанию после выполнения действий ТСЖ «Гражданский» понужденных решением суда: провести проверку правильности исчислений и по результатам проверки выдать документ, содержащий правильно начисленные платежи по лицевому счета , указанных в п. 7 просительной части этого иска; установив порядок и срок исполнения решения суда.
Взыскать с ТСЖ «Гражданский» в пользу истца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя услуг, собственника ... по ... по поводу нарушения порядка расчета платы за услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, штрафа в размере 50 % от суммы присужденной судом в пользу потребителя.
Взыскать с ТСЖ «Гражданский» в пользу истца ФИО1 компенсацию морального вреда.
*** истец уточнила исковые требования в части п.8, просила взыскать вместо ошибочно указанной суммы- 1414,76 руб.- 14,76 руб., а также указала, что на странице 15 иска некорректно указана площадь, которую следует читать- 83,84 кв.м.
Определением суда от *** привлечены к участию в деле в качестве соответчиков члены правления ТСЖ «Гражданский»-ФИО2, ФИО3, ФИО4.
*** истец уточнила исковые требования, п.1 изложив в иной редакции, добавив в указанное требование указание на годы, когда истец просит признать действия ответчика незаконными и возложении обязанности раскрытия информации- в 2015, 2016, 2017 годы. И уточнив п. 5 просительной части иска, изложив его в следующей редакции: Признав действия ТСЖ «Гражданский», выразившиеся в нарушении законов РФ о размещении платежных документов и информации о размере платы за услуги, задолженности по оплате услуг в системе в срок, предусмотренный законами РФ, не возможности направлять показания по приборам учета, в невыполнении своих обязанностей по размещению информации о деятельности ТСЖ «Гражданский» за 2017-2018 годы на портале Государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ), незаконными, нарушающими права, законные интересы потребителей услуг, понудить ТСЖ «Гражданский» к совершению действий, в результате которых члены ТСЖ «Гражданский», собственники помещений, потребители услуг будут обеспечены возможностью пользоваться услугами, информацией на портале ГИС ЖКХ:
- разместить на портале ГИС ЖКХ информацию о деятельности ТСЖ «Гражданский» за 2017-2018 годы, согласно ст. 6 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2014 № 20—ФЗ, и информацию о деятельности тСЖ «Гражданский» с *** согласно раздела 10 совместного приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 16.10.2017 № 550/1434/пр, установив ответчику срок для совершения указанных действий.
В соответствии с уточненным иском от ***, истец изложила п.7 просительной части в иной редакции « провести проверку правильности исчислений и по результатам проверки выдать документ, содержащий правильно начисленные платежи по лицевому счету с августа 2015 года по настоящее время с учетом суммы переплаты за услуги, по мнению истца размер которой составляет не менее 6474,02 руб. (скорректировав эту сумму на день вынесения решения суда), установив ответчику срок для совершения указанных действий;
- провести проверку правильности исчислений и по результатам проверки выдать документ, содержащий правильно начисленные платежи по лицевому счету с 2015 года по настоящее время с учетом отсутствия долга, по мнению истца, размер которых составляет по услугам не менее 2266,56 руб. по пени не менее 133,96 руб. (скорректировав эту сумму на день вынесения решения суда), установив ответчику срок для совершения указанных действий.
П.9 в следующей редакции: «Взыскать с ТСЖ «Гражданский» в пользу ФИО1 убытки причиненные потребителям услуг, по лицевому счету , в размере не менее 6474,02 руб., в результате излишне начисленных ТСЖ сумм оплаты за услуги и оплаченных собственниками ... по ..., скорректировав эти суммы на день вынесения решения суда и взыскать оставшуюся сумму по этому основанию после выполнения действий ТСЖ «Гражданский» понужденных решением суда: провести проверку правильности исчислений и по результатам проверки выдать документ, содержащий правильно начисленные платежи по лицевому счету , указанных в п. 7 просительной части этого иска; установив порядок и срок исполнения решения суда».
В судебном заседании истец – ФИО1, третье лицо - ФИО5 заявленные исковые требования со всеми уточнениями поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении, а также в письменных пояснениях по делу.
Ответчик- ФИО2 в судебном заседании исковые требования оставил на усмотрение суда.
Представители ответчика ТСЖ «Гражданский» - ФИО6, ФИО7, действующие на основании доверенностей, ФИО3, ответчик- ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, расписки, уведомления в деле.
Третьи лица – ФИО8, ФИО9, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г.Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах, отдел жилищного надзора по г.Рубцовску регионального государственного жилищного надзора государственной инспекции Алтайского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Суд, с учетом мнения участников процесса, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц.
Выслушав пояснения истца, третьего лица, ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником ... по ... в ..., что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Управление многоквартирным домом по ... осуществляет ТСЖ «Гражданский».
В соответствии со ст.135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Устав товарищества собственников жилья должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова "товарищество собственников жилья", месте нахождения, предмете и целях его деятельности, порядке возникновения и прекращения членства в товариществе собственников жилья, составе и компетенции органов управления товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, составе и компетенции ревизионной комиссии (компетенции ревизора) товарищества, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Кодексом.
В соответствии с уставом ТСЖ «Гражданский» (Т.2, л.д.27-31)., утвержденным решением общего собрания ***, общее собрание членов товарищества является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленным уставом.
Правление товарищества является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества. Руководство деятельностью товарищества осуществляет правление товарищества. Правление товарищества в составе трех человек избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок два года.
Судом установлено, что решением общего собрания собственников ТСЖ «Гражданский» *** в качестве членов правления избраны ФИО3, ФИО4, ФИО2 (л.д.20, Т.2). В соответствии с протоколом заседания членов правления ТСЖ «Гражданский» от *** избрана председателем правления ТСЖ «Гражданский» ФИО3 (Т.2, л.д. 22).
В обоснование заявленных требований истец указывает, что никаким образом не имеет возможности получить информацию о деятельности ТСЖ «Гражданский».
Рассматривая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что все требования в просительной части иска о признании действий или бездействий ТСЖ «Гражданский» незаконными, не могут повлечь для ответчика, учитывая, что оно является некоммерческой организацией, каких-либо правовых последствий в случае их удовлетворения, поэтому не подлежат рассмотрению в качестве самостоятельных требований, а рассматриваются судом, как основание заявленных требований.
В соответствии со ст.138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано, в том числе, обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса.
Таким образом, на деятельность ТСЖ распространяются все нормы действующего жилищного законодательства.
Согласно ст.143.1 Жилищного кодекса российской Федерации члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.
Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами: 1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества; 2) реестр членов товарищества; 3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок); 4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; 5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе; 6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества; 7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования; 8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы; 9) иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.
Истец просила разместить на сайте www.reformagkh.ru и на сайте ТСЖ - www.grazhd.ru информацию о деятельности ТСЖ «Гражданский» за 2015, 2016, 2017 годы, согласно п. 5.1 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, установив ответчики срок для совершения указанных действий; в случае установления ответчику срока для размещения информации на указанных сайтах более 10 дней, просила предоставить информации предусмотренную п.п. 2,3,4,6 ч. 3 ст. 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации собственниками помещений ..., ..., почтовым отправлением на их адрес или электронным сообщением на их адрес или электронным сообщением на адрес электронной почты Iada-luks@rambler.ru.
Также просила разместить на портале ГИС ЖКХ информацию о деятельности ТСЖ «Гражданский» за 2017-2018 годы, согласно ст. 6 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2014 № 20—ФЗ, и информацию о деятельности ТСЖ «Гражданский» с *** согласно раздела 10 совместного приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 16.10.2017 № 550/1434/пр, установив ответчику срок для совершения указанных действий.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации: а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива); б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества; в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов); е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме; ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор); з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний; и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год; к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Согласно подпункта "а" пункта 5 и подпункта "а" пункта 5(1) Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 товариществами и кооперативами информация раскрывается путем: обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива: сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность.
Информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5(1) настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Согласно п. 2 Приказа Минрегиона России от 02 апреля 2013 года N 124 "Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенный для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами - www.reformagkh.ru.
При этом, статья 198 Жилищного кодекса Российской Федерации и часть 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2016 г. № 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" указывают, что управляющие организации, имеющие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, с 1 августа 2015 года обязаны размещать информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Также необходимо отметить, что Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 469-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в законодательство Российской Федерации по вопросам внесения лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами сведений в систему.
С 1 января 2018 года требованием в соответствии со статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации будет являться соблюдение ч.10.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации о размещении информации о деятельности управляющей организации в ГИС ЖКХ. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что с 01.08.2015 по 31.12.2017 существовала обязанность ТСЖ размещать информацию на сайте www.reformagkh.ru, с 01.01.2018 по настоящее время в ГИС ЖКХ.
Указанный вывод подтверждается Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.04.2017 № 16390-ОГ/04.
В судебное заседание со стороны истца представлены скриншоты страниц сайтов www.reformagkh.ru и ГИС ЖКХ, из которых следует, что на ГИС ЖКХ вообще нет информации о ТСЖ «Гражданский», а на www.reformagkh.ru размещена лишь незначительная часть информации о деятельности, которая должна быть раскрыта в соответствии с обязательными стандартами.
Таким образом, судом установлено, что ТСЖ «Гражданский» не исполняет требования жилищного законодательства в части соблюдения ч.10.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, не размещает в полном объеме информацию о деятельности ТСЖ «Гражданский» в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Представитель ТСЖ «Гражданский» в судебном заседании пояснял о том, что вся информация о деятельности ТСЖ «Гражданский» в соответствии с действующими Стандартами раскрытия информации размещена на официальном сайте ТСЖ «Гражданский» -www.grazhd.ru, адрес которого размещен на платежных документах. Однако, во-первых размещение информации о деятельности ТСЖ на подобном сайте не является раскрытием информации ТСЖ в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731, к тому же судом установлено, что сайт www.grazhd.ru не существует (л.д.113, Т.3).
При этом, требования истца о размещении информацию на официальном сайте ТСЖ «Гражданский» -www.grazhd.ru не основано на действующем законодательстве и не подлежит удовлетворению.
Суд приходит к выводу об удовлетворении требований о возложении обязанности на ТСЖ «Гражданский» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на сайте www.reformagkh.ru информацию о деятельности ТСЖ «Гражданский» за 2015, 2016, 2017 годы в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731.
В требованиях истца о предоставлении информации предусмотренной п.п. 2,3,4,6 ч. 3 ст. 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации собственниками помещений ..., по ..., почтовым отправлением на их адрес или электронным сообщением на их адрес или электронным сообщением на адрес электронной почты Iada-luks@rambler.ru в случае установления ответчику срока для размещения информации на указанных сайтах более 10 дней суд отказывает, так как в данном случае суд расценивает это, как двойное удовлетворенные требований разными способами.
Суд также удовлетворяет требования о возложении обязанности на ТСЖ «Гражданский» размещения на портале ГИС ЖКХ информации о деятельности ТСЖ «Гражданский» за 2018 год согласно ст. 6 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2014 № 20—ФЗ, и информацию о деятельности ТСЖ «Гражданский» с *** согласно раздела 10 совместного приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 16.10.2017 № 550/1434/пр.
П.32 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (ред. от 13.09.2018) "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (вместе с "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами") предусмотрено, что в случае если управление многоквартирным домом осуществляет товарищество или кооператив, они обязаны раскрывать следующую информацию путем размещения на постоянной основе: а) на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом: наименование товарищества или кооператива, режим работы, адрес официального сайта в сети "Интернет" (при наличии), адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет"; контактные телефоны товарищества или кооператива, аварийно-диспетчерских служб и аварийных служб ресурсоснабжающих организаций; уведомления о предстоящих работах, проверках оборудования, восстановительных работах, иных мероприятиях, которые могут повлечь неудобство для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме либо потребовать присутствия таких собственников и пользователей или их представителей в помещении в определенное время, с указанием времени проведения таких мероприятий; уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги.
В случае изменения информации, указанной в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, такая информация подлежит раскрытию в течение 3 рабочих дней со дня изменения.
Суд соглашается с доводами истца об отсутствии актуальной информации на стендах в подъездах в указанном многоквартирном доме, подтвержденными представленной фототаблицей, а также пояснениями истца, третьих лиц. Доказательств обратного в суд стороной ответчика не представлено.
Требования истца о проведении обязательного годового общего собрания ТСЖ «Гражданский» с отчетом за 2015, 2016, 2017 годы, принятии на общем собрании ТСЖ «Гражданский» сметы расходов и доходов на 2018 годы подлежат частичному удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст.45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии со ст.148 Жилищного кодекса Российской Федерации в обязанности правления товарищества собственников жилья входят, в том числе, созыв и проведение общего собрания членов товарищества. Эта же обязанность закреплена в Уставе ТСЖ «Гражданский».
Судом в ходе рассмотрения дела неоднократно направлялись запросы, адресованные ТСЖ «Гражданский», членам правления ТСЖ «Гражданский», в отдел жилищного надзора по г.Рубцовску регионального государственного жилищного надзора Государственной инспекции Алтайского края о предоставлении всех имеющихся копий протоколов общего собрания членов товарищества, проведенных за период с 2015 по 2018 годы.
Отделом жилищного надзора по г.Рубцовску регионального государственного жилищного надзора Государственной инспекции Алтайского края в марте 2017 года проведена проверка деятельности ТСЖ «Гражданский», которой установлено, что ТСЖ «Гражданский» годовые собрания ТСЖ в доме по ... по вопросам утверждения смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, отчетов по финансово хозяйственной деятельности ТСЖ «Гражданский» не проводятся, по результатам проверки выдано предписание на устранение выявленного нарушения.
Во исполнение указанного предписания по инициативе ФИО3 в период с 20 по *** проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном ... по ... в ... в заочной форме, на котором выбрали членов ревизионной комиссии, членов правления, утвердили тариф на вывоз ТБО, утвердили тариф на 2017 год по строке содержание жилья (л.д.20, Т.2).
На основании представленных документов судом установлено, что иных общих собраний членов ТСЖ «Гражданский» не проводилось. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что членами правления товарищества собственников не исполняются обязанности по созыву и проведению общего собрания членов ТСЖ «Гражданский».
К представленным протоколу общего собрания от ***, проводимому в очной форме, на котором должен был быть представлен отчет финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ за 2017 год, утверждение сметы доходов и расходов и плана работ на 2018 год, в котором указано, что собрание неправомочно, так как кворум для его проведение отсутствует и уведомлению о проведении такого собрания суд относится критически, так как достаточных и допустимых доказательств его проведения не представлено, учитывая, что истец и третьи лица отрицают его проведение, при этом, проведение общего собрания в очной форме говорит лишь о нежелании его инициатора на принятие решений на нем, так как практически невозможно в очной форме набрать кворум для его проведения (л.д.65-66, Т.2).
На основании изложенного, учитывая, что у жителей многоквартирного ... по ... в ... отсутствовала и отсутствует предусмотренная законом возможность получить за 2015, 2016 и 2017 годы отчеты о деятельности ТСЖ «Гражданский», об исполнении смет доходов и расходов, а также для обеспечения возможности ежегодного принятия сметы доходов и расходов, суд считает необходимым возложить обязанность на ТСЖ «Гражданский» провести до *** обязательное годовое общее собрание членов ТСЖ «Гражданский» с отчетом о деятельности ТСЖ «Гражданский», об исполнении смет доходов и расходов за 2015, 2016 2017 год, предоставить для утверждения смету расходов и доходов на следующий год.
Истцом заявлены также требования об организации кассы в ТСЖ «Гражданский», через которую принимать оплату за услуги ТСЖ «Гражданский», путем внесения потребителями услуг наличных денежных средств без комиссии, а также о заключении договора ТСЖ «Гражданский» с платежными агентами для оплаты услуг ТСЖ «Гражданский» путем внесения потребителями услуг наличных денежных средств, оплатой картой без комиссии; о взыскании с ТСЖ «Гражданский» в пользу истца убытки, причиненные потребителями услуг по лицевому счету в размере 1755,21 руб., комиссией, оплаченной собственниками ..., по ... при оплате за услуги ТСЖ через ПАО С..
В обоснование требований истец указывает, что в ТСЖ отсутствует помещение кассы, кассир, кассовый аппарат, а также у ТСЖ «Гражданский» отсутствуют договоры с платежными агентами. В связи, с чем жители дома, в том числе и истец, вынуждены оплачивать коммунальные и жилищные услуги через отделения Сбербанка России по лицевому счету, за что Сбербанком взыскивается комиссия по оплате услуг в размере 1 %.
П.15 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В соответствии с п. 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору: оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе, для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 указанного Федерального закона платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом также является оператор по приему платежей (юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) либо платежный субагент (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) (п. 4 ст. 2 Закона).
Платежный субагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Поставщиком является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 03.06.2009 № 103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение.
Учитывая, что ответчиком ТСЖ «Гражданский» истцу ФИО1 оказываются жилищно-коммунальные услуги, у последней возникает обязанность оплачивать оказанные услуги.
В п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что по сделкам с участием граждан-потребителей агент (посредник) может рассматриваться самостоятельным субъектом ответственности в силу статьи 37 Закона о защите прав потребителей, пункта 1 статьи 1005 ГК РФ, если расчеты по такой сделке совершаются им от своего имени. При этом размер ответственности посредника ограничивается величиной агентского вознаграждения, что не исключает права потребителя требовать возмещения убытков с основного исполнителя (принципала).
В соответствии со ст.ст. 16.1, 37 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ТСЖ «Гражданский» обязано обеспечить гражданину возможность производить оплату жилищных услуг путем внесения наличных денежных средств по выбору потребителя без комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов или кассу ответчика, наличными денежными средствами, в безналичной форме, картой, переводом денежных средств без комиссии за оплату услуг ТСЖ.
Согласно ч. 2 ст. 16 названного Закона запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Суд, проанализировав возникшие отношения, приходит к выводу о том, что своим бездействием ответчик нарушает права и законные интересы истца, причиняя ей убытки.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что в ТСЖ «Гражданский» отсутствует кассовый аппарат, какое-либо помещение для приема платежей, председатель правления берет у некоторых жителей дома, встретив их на улице, наличные денежные средства по оплате за предоставляемые услуги. Также пояснял, что у ТСЖ «Гражданский» заключены договоры с банковскими учреждениями, в которых есть возможность членам ТСЖ оплатить все услуги без комиссии, однако, несмотря на направляемые запросы и предоставление времени ответчику для их представления в суд, такие договоры так представлены не были, из чего суд делает вывод о том, что такие договоры не заключены. Исходя из установленных апелляционных судом в определении от *** обстоятельств, до сентября 2015 года у ТСЖ «Гражданский» и ПАО «С» существовали договорные отношения (л.д.38-43, Т.1). Кроме того, стороной ответчика в материалы дела представлен приказ от *** о приеме на работу в качестве кассира ФИО3 и заключенный с нею трудовой договор, должностная инструкция (л.д.36-39, Т.3). Однако указанные документы суд во внимание не принимает и приходит к выводу об отсутствии в ТСЖ «Гражданский» кассира на основании ответа Прокуратуры г.Рубцовска от *** (л.д.113, Т.2). В соответствии с ответом Межрайонной ИФНС России №12, ТСЖ «Гражданский» контрольно-кассовую технику не регистрировало (л.д.71, Т.2).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ТСЖ «Гражданский» никаким образом не организовало прием платежей от членов ТСЖ, что нарушает права жителей дома, в том числе истца.
Проанализировав представленные доказательства, пояснения сторон, суд приходит к выводу о том, что ТСЖ «Гражданский» не предоставляют членам ТСЖ возможности производить оплату платежей за жилищно-коммунальные услуги путем внесения наличных денежных средств по выбору потребителя без комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов или кассу ответчика, наличными денежными средствами, в безналичной форме, картой, переводом денежных средств без комиссии за оплату услуг ТСЖ, что не соответствует закону, в связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить требования истца в заявленной части и возложить обязанность на ответчика организовать кассу в ТСЖ «Гражданский» (оборудовать помещение, принять на работу кассира, установить кассовый аппарат) и через нее принимать оплату за услуги ТСЖ «Гражданский», путем внесения потребителями услуг наличных денежных средств без комиссии, а также возложить обязанность на ответчика заключить договор с платежными агентами для оплаты услуг ТСЖ «Гражданский» путем внесения потребителями услуг наличных денежных средств, оплатой картой без комиссии, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Кроме того, требования истца о взыскании с ТСЖ «Гражданский» в пользу истца ФИО1 убытков, причиненных ей в размере 1755,21 руб. в виде комиссии, оплаченной при оплате за услуги ТСЖ через ПАО Сбербанка, суд считает также подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В материалы дела истцом представлены чеки по операциям ПАО Сбербанк за период с марта 2017 года по июль 2018, из которых следует, что с ФИО1 при оплате жилищно-коммунальных услуг приходилось оплачивать комиссию в размере 1 % от вносимого платежа в общей сумме 1755,21 руб. в связи с тем, что ТСЖ «Гражданский» не состоит с платежными агентами в договорных отношениях.
Заявленные требования истца о взыскании суммы в размере 788,66 руб., оплаченных при начислении пени в 2017 году в связи с тем, что на соответствующем сайте ответчиком не были размещены платежные документы, суд считает не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что
указанные нормы истец толкует ошибочно.
В соответствии со ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
2.1. Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ по истечении четырех месяцев после дня вступления в силу указанного в части 3 статьи 6 соглашения и до 1 января 2017 года положения части 2.2 статьи 155 ( в редакции указанного Федерального закона) применяются только на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших соответствующие соглашения. С 1 января 2017 года положения части 2.2 статьи 155 (в редакции указанного Федерального закона) применяются для всех субъектов Российской Федерации.
П 2.2 ч.2 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации действовали в период с 01.01.2017 и до 31.12.2017, в соответствии с которыми в случае неразмещения платежных документов и информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи, граждане и организации вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в котором были размещены платежные документы и указанная информация в системе.
В данном случае, несмотря на то, что платежные документы не были размещены на сайте, но на бумажном носителе они предоставлялись истцу в установленный законом срок, доказательств обратного в суд не представлено, в связи с тем, положения 2.2 ч.2 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве основания освобождения от оплаты пени неприменимы.
Истец просила взыскать с ТСЖ «Гражданский» в пользу нее убытки, причиненные в размере ( с учетом уточнения от ***, Т.1, л.д.245-246) 14,76 руб., излишне оплаченных собственниками ... по ... в результате начислений оплаты услуг по завышенной площади с июля 2015 по ***. В обоснование указала, что ей за период с июля 2015 года по *** производил ответчик начисления исходя из большей площади квартиры- 83,84 кв.м. вместо 83,8 кв.м. При этом с *** ответчик стал начислять по верному размеру площади жилого помещения, однако перерасчет за указанный период ей не сделал.
В обоснование возражений сторона ответчика пояснила, что ФИО1 сама представила такую площадь в ТСЖ «Гражданский», написав ее в реестр членов ТСЖ «Гражданский» (Т.3, л.д.40 оборот). Между тем, во-первых, указание площади квартиры в реестре членов ТСЖ «Гражданский» на общем собрании *** не является тем документом, на основании которого производят начисления, к тому же, в подлиннике указанного реестра, обозренного судом, видно, что в данную строку вносились изменения.
В суд представлена копия свидетельства о государственной регистрации права на ... по ... в ..., копии которых согласно пояснениям представителя ответчика представлялись в ТСЖ «Гражданский» при его создании, из которого следует, что площадь указанной квартиры составляет 83,8 кв.м. (л.д.205, т.1). Такая же площадь квартиры указана в Выписке из ЕГРН (л.д.90, Т.3). На основании изложенного, указанные требования истца заявлены правомерно и подлежат удовлетворению.
Далее истцом заявлены требования о проведении проверки правильности исчислений и по результатам проверки выдать документ, содержащий правильно начисленные платежи по лицевому счету с августа 2015 года по настоящее время с учетом суммы переплаты за услуги, по мнению истца размер которой составляет не менее 6474,02 руб. (скорректировав эту сумму на день вынесения решения суда), сделать те же действия с учетом отсутствия долга, по мнению истца, размер которых составляет по услугам не менее 2266,56 руб. по пени не менее 133,96 руб. (скорректировав эту сумму на день вынесения решения суда). Далее истцом заявлено требование о взыскании с ТСЖ «Гражданский» в пользу ФИО1 убытков в размере не менее 6474,02 руб., в результате излишне начисленных ТСЖ сумм оплаты за услуги и оплаченных ею. А также просила обязать ТСЖ «Гражданский» произвести перерасчет незаконно начисленного долга на оплату услуг в сторону уменьшения на сумму не менее 2266,56 руб. и незаконно начисленного долга по пени в сторону уменьшения на сумму не менее 133,96 руб.; скорректировав эти суммы на день вынесения решения суда; и обязать произвести перерасчет оставшейся суммы по этому основанию после выполнения действий ТСЖ «Гражданский» понужденных решением суда: провести проверку правильности исчислений и по результатам проверки выдать документ, содержащий правильно начисленные платежи по лицевому счета , указанных в п. 7 просительной части этого иска; установив порядок и срок исполнения решения суда.
Согласно п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя ("д" Правил).
Судом установлено, что истец неоднократно обращалась с требованиями в адрес ТСЖ «Гражданский» выдать ей документы, содержащие правильно начисления предъявляемой истцу размера оплаты жилищно-коммунальных услуг, однако ответчик на направляемые заявления не дал ни одного ответа, не представил расчета. Доказательств обратного в суд в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено.
На основании изложенного, в пределах установленного п.31 правила, суд считает необходимым удовлетворить требования истца в части, без конкретизации конкретных сумм, подлежащих корректировке, и обязывает ТСЖ «Гражданский» произвести ФИО1 проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и по результатам проверки выдать истцу документы, содержащие правильно начисленные платежи по состоянию на дату вынесения решения суда- на январь 2019 года в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Оснований для возложения обязанности на ответчика выдать соответствующие расчеты за период с августа 2015 года по настоящее время суд не усматривает, учитывая, что указанные документы за прошлый период никаким образом не восстановят права потребителя, учитывая наличие между сторонами множества решений суда по перерасчетам сумм, принимая во внимание взыскание настоящим решением суда части оплаченных сумм в виде убытков, а также принимая во внимание, что ответчики часть указанных расчетов представили в судебное заседание.
Оснований для взыскания с ответчика в качестве убытков суммы в размере 6474,02 руб. -излишне начисленных по мнению истца ТСЖ суд не усматривает на основании следующего. В соответствии с представленным истцом расчетом (л.д.27-28, Т.1), сумма, излишне начисленных сумм оплаты складывается из суммы комиссии, оплаченной С, незаконно начисленной пени и неизвестной суммы долга из квитанции. При этом, сумма, уплаченная в качестве комиссии за услуги банка взыскана судом настоящим решением в качестве убытков истца и в случае удовлетворения этой части требований, будет взыскана повторно. Иные суммы с учетом поступающих оплат, перерасчетов, возвратов на основании решений суда в разные периоды и начисленные по разным услугам при условии отсутствия в материалах дела ежемесячных расчетов с разбивкой на конкретные услуги, учитывая, что настоящим решением суда взыскана также сумма убытков, складывающихся из разницы в размерах площади квартиры, оснований взыскать в качестве убытков суд не усматривает.
Оснований для перерасчета в сторону уменьшения на указанную сумму, суд не усматривает, так как не имеет значения, образовался ли этот долг за сроком исковой давности или после, не имеет значения и тот факт, что ответчик не обращался за взысканием указанной суммы в судебном порядке, правовых оснований для производства. При этом, ответчиком в подтверждение данной суммы долга представлена выписка из лицевого счета с размером суммы долга на оплату услуг в размере 2266,56 руб. и долга по пени на сумму 133,96 руб., сложившаяся до 2015 года.
Истцом также заявлены требования о компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 15 Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Таким образом, в связи с установлением факта нарушения ответчиком прав истца, как потребителя, на своевременное исполнение услуги суд считает подлежащими удовлетворению требования о компенсации морального вреда, основанными на ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу ч.2 ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Руководствуясь принципом разумности и справедливости, учитывая тот факт, что истец на протяжении нескольких лет безрезультатно обращается к ответчику с правомерными требованиями, суд полагает возможным удовлетворить требования истца о взыскании морального вреда в размере 1000 рублей.
Согласно пункту 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» При удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
При удовлетворении судом требований, заявленных общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) или органами местного самоуправления в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя, пятьдесят процентов определенной судом суммы штрафа взыскивается в пользу указанных объединений или органов независимо от того, заявлялось ли ими такое требование.
В связи с вышеизложенным, с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 50 % от взысканной судом суммы убытков и компенсации морального вреда (2769,97 руб. ), то есть 1384,99 руб. в пользу истца.
При установлении надлежащего ответчика по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.148 Жилищного кодекса Российской Федерации в обязанности правления товарищества собственников жилья входят: составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения; ведение реестра членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; созыв и проведение общего собрания членов товарищества.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу суд считает как ТСЖ «Гражданский», так и членов его правления- ФИО2, ФИО3, ФИО4, однако в связи с тем, что в соответствии с уставом ТСЖ члены правления избираются на два года, срок полномочия которых в качестве таковых истекает ***, требования истца удовлетворены на будущее время, суд считает необходимым удовлетворить требования в части - к ТСЖ «Гражданский».
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскать с ТСЖ «Гражданский» в доход муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края государственную пошлину 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Возложить обязанность на ТСЖ «Гражданский» в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда разместить на портале ГИС ЖКХ информации о деятельности ТСЖ «Гражданский» за 2018 год согласно ст. 6 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2014 № 20—ФЗ, и информацию о деятельности ТСЖ «Гражданский» с *** согласно раздела 10 совместного приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 16.10.2017 № 550/1434/пр.
Возложить обязанность на ТСЖ «Гражданский» в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда разместить на сайте www.reformagkh.ru информацию о деятельности ТСЖ «Гражданский» за 2015, 2016, 2017 годы в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731.
Возложить обязанность на ТСЖ «Гражданский» провести до *** обязательное годовое общее собрание членов ТСЖ «Гражданский» с отчетом о деятельности ТСЖ «Гражданский», об исполнении смет доходов и расходов за 2015, 2016 2017 год, предоставить для утверждения смету расходов и доходов на следующий год.
Возложить обязанность на ТСЖ «Гражданский» организовать кассу в ТСЖ «Гражданский» (оборудовать помещение, принять на работу кассира, установить кассовый аппарат) и обязать ТСЖ «Гражданский» через кассу принимать оплату за жилищно-коммунальные услуги путем внесения наличных денежных средств без комиссии, а также возложить обязанность на ТСЖ «Гражданский» заключить договор с платежными агентами для оплаты услуг ТСЖ «Гражданский» путем внесения потребителями услуг наличных денежных средств, оплатой картой без комиссии, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с ТСЖ «Гражданский» в пользу истца ФИО1 убытки в размере 1755,21 руб., сложившиеся из комиссии, оплаченной при оплате за услуги ТСЖ через ПАО Сбербанка.
Взыскать с ТСЖ «Гражданский» в пользу ФИО1 убытки в размере 14,76 руб., излишне оплаченные в результате начислений оплаты услуг по завышенной площади за период с июля 2015 по ***.
Возложить обязанность на ТСЖ «Гражданский» произвести ФИО1 проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и по результатам проверки выдать истцу документы, содержащие правильно начисленные платежи по состоянию на дату вынесения решения суда- на январь 2019 года в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ТСЖ «Гражданский» в пользу истца ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1000 руб., штраф в размере 1384,99 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований оказать.
В удовлетворении требований к ФИО2, ФИО3, ФИО4 отказать.
Взыскать с ТСЖ «Гражданский» в доход бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Рубцовский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.Ю. Репринцева