ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-91 от 09.02.2012 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

                                                                                    Заволжский районный суд города Ульяновска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Заволжский районный суд города Ульяновска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-91/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 февраля 2012 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Э.Р.,

при секретаре Прохоровой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1  к администрации города Ульяновска об обязании провести капитальный ремонт системы центрального отопления с установкой приборов учета тепловой энергии и установкой оборудования погодного регулирования, системы дымоудаления, автоматической противопожарной защиты в доме,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к мэрии города Ульяновска об обязании произвести капитальный ремонт системы центрального отопления с установкой приборов учета теплой энергии и установкой оборудования погодного регулирования, системы дымоудаления, автоматической противопожарной защиты в доме.

В обоснование иска указывает, что является собственником квартиры , квартира ей была передана в порядке приватизации. Также она избрана председателем совета многоквартирного дома протоколом от 20.10.2011 года. В данном доме требуется капитальный ремонт. Мэрия города Ульяновска обязана была произвести его перед передачей жилищного фонда в собственность граждан, но свои обязанности по проведению капитального ремонта жилищного фонда не выполнила. В доме расположены как квартиры, занимаемые по договорам социального найма, так и находящиеся в собственности граждан. С момента ввода в эксплуатацию дома прошло более 20 лет, при этом, капитальный ремонт в доме ни разу не проводился. Дом был сдан в эксплуатацию в 1990 году. С 01.06.2006 года данный дом был передан ООО «Жилстройсервис». Актами общего технического осмотра здания осеннего 2010 года и весеннего 2011 года подтверждается необходимость проведения капитального ремонта: системы центрального отопления, автоматической противопожарной защиты, системы дымоудаления. В соответствии с п.2.4.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену восстановления или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда. В соответствии с рекомендуемым приложением № 3 к Положению организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально – культурного назначения, утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 года № 312, определяющего минимальную продолжительность эксплуатации трубопроводов системы отопления – 15 лет, автоматической противопожарной защиты – 4 года, системы дымоудаления – 15 лет. Полагает, что произвести капитальный ремонт в доме  обязана мэрия города Ульяновска.

Просит обязать мэрию города Ульяновска произвести капитальный ремонт системы центрального отопления с установкой приборов учета теплой энергии и установкой оборудования погодного регулирования, системы дымоудаления, автоматической противопожарной защиты в доме .

Истица ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования, обосновав их доводами, изложенными в иске. Дополнила, что с момента передачи дома в управление ООО «Жилстройсервис» устно заявляли о необходимости ремонта системы дымоудаления, автоматической противопожарной защиты в доме, результатов обслуживания системы жилого дома не видят, все оборудование находится в изношенном состоянии, система центрального отопления также требует замены.

Представитель ответчика администрации города Ульяновска ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании с иском не согласилась и пояснила, что на момент передачи данного в 2006 году не было необходимости проведения работ капитального характера. По договору управления на ООО «Жилстройсервис» лежит обязанность контроля за системой противопожарной безопасности. Выявленные недостатки обязана устранить управляющая компания в рамках договорных отношений.

Представитель третьего лица ООО «Жилстройсервис» ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что дом построен в 1990 году, представляет собой 18 этажную монолитную высотку. С момента сдачи дома в управление ООО «Жилстройсервис» проводились все текущие работы по обслуживанию системы противопожарной защиты, устраняли неисправности, но система изношена и требует капитального ремонта, кроме того, в доме требуется капитальный ремонт системы центрального отопления и должны быть установлены приборы учета в соответствии с законом об энергосбережении.

Выслушав истицу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что дом  представляет собой многоквартирный 18-ти этажный одноподъездный жилой дом. Истица проживает в , расположенной на 13 этаже дома, согласно свидетельству о государственной регистрации права № от 19.10.2005 года, ФИО1 является собственником в праве общей долевой собственности на указанную квартиру на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан №29277-н от 30.08.2005 года.

Из материалов дела следует, что ряд квартир в жилом доме дом  находятся в муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра жилых и нежилых помещений муниципальной собственности г.Ульяновска по состоянию на 18.01.2012 года.

Согласно договору управления многоквартирным домом от 01 июня 2006 года, данный дом передан в соответствии со ст.162 ЖК РФ в управление ООО «Жилстройсервис».

Установлено, что жилой дом  сдан в эксплуатацию в 1990 году.

В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 (в ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из положения статьи 16 Закона следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

Следует также учитывать, что согласно Федеральному закону от 1 февраля 2010 года N 4-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие статьи 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предусматривающей, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, продлено до 1 марта 2013 года.

С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст.158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Установлено, что жилой дом, в котором расположена квартира истицы, был передан с баланса муниципального образования «город Ульяновск» на баланс МУП ЖКХ «Новый город», а впоследствии передан на баланс ООО «Жилстройсервис» на основании договора от 01.06.2006.

Согласно акту технического состояния жилого дома, передаваемого на обслуживание и санитарное состояние от 30.05.2006 года, составленного комиссией в составе представителей МУП ЖКХ «Новый город» и ООО «Жилстройсервис» при передаче дома  в управление, капитальный ремонт системы центрального отопления не требовался, частично требовалась замена стояков отопления и запорной арматуры. Как следует из акта общего осеннего осмотра здания, последовавшего после передачи дома в управление от 25.09.2006 года, система центрального отопления дома, находится в удовлетворительном состоянии.

Из акта обследования жилого дома  от 12 января 2012 года, составленного специалистом-экспертом инспекторского отдела Государственной жилищной инспекции Ульяновской области ФИО4, следует, что при визуальном обследовании многоквартирного дома установлено: тепловой узел, стояки центрального отопления в квартирах №1,3,9 находятся в надлежащем состоянии, протечки, ржавчины, хомутов не выявлено.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста представитель ГЖИ Ульяновской области ФИО4 пояснил, что система центрального отопления дома при визуальном осмотре находится в надлежащем состоянии, необходимость капитального ремонта не установлена, капитальный ремонт возможно провести по срокам эксплуатации.

Свидетель ФИО5, мастер ООО «ЖЭК-7», в судебном заседании поясняла, что система центрального отопления изношена, требует капитального ремонта, что было выявлено еще в 2006 году, однако её показания опровергаются письменными доказательствами, а именно актами технического состояния жилого дома, передаваемого на обслуживание и санитарное состояние от 30.05.2006 года и общего осеннего осмотра здания от 25.09.2006 года.

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (Приложение 8) полная замена существующих систем центрального отопления относится к работам, производимым при капитальном ремонте жилищного фонда.

По информации, представленной по запросу суда, главным инженером ООО «Жилстройсервис», в доме  - закрытая двух трубная система отопления, состоящая из черных газо-водопроводных труб, срок эксплуатации при закрытой системе по ВСН 58-88 (р) - 30 лет.

В соответствии с рекомендуемым приложением 3 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, определяющим минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) радиаторов чугунных (стальных) при закрытых схемах – 40 (30) лет; стояки при закрытых схемах – 30 лет.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что до передачи жилого помещения в собственность истицы система центрального отопления многоквартирного дома  не нуждалась в проведении ремонтных работ капитального характера как по срокам эксплуатации, так и по её техническому состоянию.

Учитывая изложенное, на администрацию города Ульяновска в соответствии с положениями ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не может быть возложена обязанность по производству капитального ремонта системы центрального отопления, поскольку является не доказанным, что на момент приватизации квартиры истицей у бывшего наймодателя возникла обязанность проведения капитального ремонта системы центрального отопления..

Таким образом, исковые требования ФИО1 о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности провести капитальный ремонт системы центрального отопления с установкой приборов учета тепловой энергии и установкой оборудования погодного регулирования, удовлетворению не подлежат.

В судебном заседании установлено, что дом  относится к жилым домам повышенной этажности и оборудован системой противопожарной защиты, состоящей из автоматической пожарной сигнализации и системы дымоудаления.

В ходе рассмотрения данного дела Отделом надзорной деятельности по г.Ульяновску по поручению суда проводилось обследование дома по адресу: , в ходе которой были выявлены следующие нарушения в области пожарной безопасности, а именно:

- Председатель, электротехнический персонал и лицо, ответственное за пожарную безопасность не обучены пожарно-техническому минимуму (при проверке свидетельство об обучении не предъявлено), (нарушена ст.25 №69-ФЗ от 24.12.1994г. «О пожарной безопасности», Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций").

- На объекте распорядительным документом не установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара; не регламентированы порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара (нарушены: ППБ 01-03 п. 15).

В помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием -номера телефона вызова пожарной охраны, (нарушены: п.п. 13 ППБ 01-03).

Не организовано проведение с работниками вводного, первичного на рабочем месте, повторного, внепланового и целевого противопожарного инструктажа (нарушены: п.3 ППБ 01-03; п.9 НПБ Обучение МПБ).

- О проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей не делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. Форма журнала должна соответствовать приложению 1 (нарушены: п.3 ППБ 01-03; п. 10 НПБ Обучение МПБ).

- Отсутствует журнал регистрации противопожарных инструктажей (нарушен п.3 ППБ 01-03, п. 7.1.5 ГОСТ 12.0.004-90, НПБ 645 п. 10)

- Не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения (огнетушителей), (нарушен п. 108 ППБ 01-03 п. 15 прил.3).

- На случай возникновения пожара не установлены специальные устройства, обеспечивающие отключение принудительных вентиляционных систем при выдаче прибором пожарной сигнализации сигнала о пожаре (нарушены: ППБ 01-03 п.3, п. 1.9 ГОСТ 12.4.021-75.).

- Акты о выполнении комплексного опробования систем вентиляции, технические паспорта систем на проектные расходы воздуха, а также эксплуатационную документацию: паспорта, журналы ремонта и эксплуатации, график плановых осмотров и проверок вентиляционных систем, акты проведения ремонта и чистки вентиляционных систем не представлены (нарушены: ППБ 01-03 п.3; п.З. 1.1, 3.1.2, 3.2.3, 3.2.7 ГОСТ 12.4.021-75).

- В здании жилого дома отсутствуют соединительные головки (поэтажные) на противопожарном сухотрубе (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 31-01-2003 п.7.4.4.).

- Имеющиеся пожарные краны в здании не оборудованы рукавами и стволами. ППБ 01-03 п. 89, 91.

- Двери, отделяющие лестничную клетку, не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнения в притворе (Нарушен: ППБ 01-03 п. 34; СНиП 21-01-97* п. 6.18*.)

- Имеющаяся противодымная защита находится в неисправном состоянии (жалюзи, открывающие воздуховоды неисправны), (ППБ 01-03 п. 34).

- В коридорах здания на этажах установлены перегородки (ППБ 01-03 п.

40.).

Здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, сигнал о срабатывании не выведен в помещение охраны (ППБ 01-03 п. 3; НПБ 110-03 п. 14 т. 1.).

Дверь выхода на кровлю не выполнена с пределом огнестойкости не менее EI 30 (нарушены: ППБ 01-03 п. 3 СНиП 21-01-97* п.7.4 п.5.14 т.2).

Светильники (в лестничных клетках и поэтажных коридорах) эксплуатируются без плафонов предусмотренных конструкцией (нарушены: ППБ01-03 п. 60).

Допрошенный в судебном заседании государственный инспектор ФИО6 пояснил, что выявленные нарушения являются существенными; система автоматической противопожарной защиты состоит из системы автоматической противопожарной сигнализации и системы дымоудаления, срок эксплуатации системы согласно ГОСТУ 10 лет.

Согласно ГОСТу Р 51089-97 «Приборы приемно-контрольные и управления пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний», средний срок службы пожарных приемно-контрольных приборов и пожарных приборов управления в составе систем обнаружения и тушения пожаров, а также систем противодымной защиты зданий и сооружений, составляет 10 лет. В соответствии с рекомендуемым приложением 3 к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, минимальная продолжительность эксплуатации автоматической противопожарной защиты – 4 года.

Как следует из акта технического состояния жилого дома, передаваемого на обслуживание и санитарное состояние от 30.05.2006 года, составленного комиссией в составе представителей МУП ЖКХ «Новый город» и ООО «Жилстройсервис» при передаче дома  в управление, требовался лишь текущий ремонт системы дымоудаления и автоматической пожарной сигнализации.

В соответствии с пунктом 2.4.2. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.

Согласно пункту 5.1. "ВСН 58-88 (р). Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (Приложение 8) к работам, производимым при капитальном ремонте жилищного фонда, относится устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления.

Из толкования указанной нормы следует, что к капитальному ремонту относится устройство вновь систем противопожарной автоматики и дымоудаления многоквартирного дома, а не их замена. В соответствии с п.5.6.2 указанных Правил обязанность по обеспечению эксплуатации электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации является обязанностью обслуживающей организации.

Согласно Приложению № 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, замена и восстановление элементов и частей элементов специальных технических устройств, выполняемые специализированными предприятиями по договору подряда с собственником (уполномоченным им органом) либо с организацией, обслуживающей жилищный фонд, по регламентам, устанавливаемым заводами-изготовителями либо соответствующими отраслевыми министерствами (ведомствами) и согласованными государственными надзорными органами, относится к текущему ремонту дома.

Представителем ООО «Жилстройсервис» суду представлены договоры, заключаемые со специализированными организациями, на техническое обслуживание систем пожарной сигнализации, систем пожарно-охранной сигнализации и противодымной защиты в жилых домах (систем ППА и ДУ); в соответствии с данными договорами управляющая организация вправе была за дополнительную плату поручать Подрядчику выполнение текущего и капитально-восстановительного ремонта систем ППА и ДУ. Однако истица в судебном заседании поясняла, что с момента передачи дома в управление ООО «Жилстройсервис», управляющую компанию ставили в известность о необходимости ремонта системы дымоудаления, автоматической противопожарной защиты в доме, но результаты обслуживания системы отсутствуют, все оборудование находится в изношенном состоянии.

Установлено, что Постановлением мэра г.Ульяновска №6250 от 24.11.2010 года была утверждена муниципальная целевая программа «Противопожарная защита жилых домов повышенной этажности на 2011-2012 г.г.», основной целью которой является осуществление комплекса мер, направленных на повышение
пожарной безопасности жилых домов повышенной этажности, сохранности жилищного фонда, безопасного проживания граждан, предупреждение
пожаров, гибели и травмирования людей. Задачи Программы -
восстановление систем противопожарной автоматики и дымоудаления, восстановление освещения в незадымляемых лестничных клетках; восстановление подающих стояков холодного водоснабжения.

По сообщению представителя администрации города Ульяновска дом  в указанную Программу не входит, включение в данную Программу происходило по заявкам Управляющих компаний.

15.09.2011 года, как следует из копии письма исполнительного директора ООО «УК Жилстройсервис» на имя председателя Комитета ЖКХ и экологии мэрии г.Ульяновска ФИО7, направлена просьба включить высотные дома управляющей компании в муниципальную целевую городскую программы для выполнения работ по ремонту и восстановлению систем ППА и ДУ за счет финансирования из средств городского бюджета, в том числе , однако Постановлением мэра г.Ульяновска №02 от 11.01.2011 года действие указанной программы в части финансирования из бюджета МО «г.Ульяновск» было приостановлено.

При изложенных обстоятельствах оснований полагать, что на ответчике лежит обязанность проведения капитального ремонта системы дымоудаления, автоматической противопожарной защиты в доме  в городе Ульяновске, не имеется. При этом истица не лишена права обратиться с аналогичными требованиями к управляющей компании.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации города Ульяновска в полном объеме надлежит отказать.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 12,56,167,194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1  к администрации города Ульяновска об обязании провести капитальный ремонт системы центрального отопления с установкой приборов учета тепловой энергии и установкой оборудования погодного регулирования, а также капитальный ремонт системы дымоудаления, автоматической противопожарной защиты в доме  в городе Ульяновске, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Э.Р.Кузнецова