ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-91 от 19.03.2012 Усть-куломского районного суда (Республика Коми)

                                                                                    Усть-Куломский районный суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Усть-Куломский районный суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2 - 91/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре Фоминой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 19 марта 2012 года дело по иску Пименовой Г.В. к Агентству Республики Коми по социальному развитию и государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»,

установил:

Пименова Г.В. обратилась в суд к ответчикам с указанным иском, указав в его обоснование следующее. Приказом руководителя от 20.09.2011 № она награждена почетной грамотой Федерального казначейства, учрежденной в качестве ведомственной награды за высокие результаты в труде. Кроме того, является получателем трудовой пенсии по старости. В связи с этим  обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Куломского района» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда». Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ № в присвоении звания «Ветеран труда» ей отказано ввиду отсутствия правовых оснований, предусмотренных Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302, о чем ей сообщено письмом от 01.02.2012 № 04-34/311. С отказом в присвоении звания не согласна, просит признать его незаконным и необоснованным, обязать присвоить звание «Ветеран труда».

В судебном заседании истица заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала. Полагает, что соответствует требованиям, предъявляемым для присвоения звания «Ветеран труда». Просит иск удовлетворить.

Представитель ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» по доверенности Рябинина Р.М. иск не признала. Центр принял и рассмотрел представленные истицей документы и направил их в Агентство РК по социальному развитию для принятия решения. Получив решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» Центр письменно уведомил заявителя об этом, изложив основания для отказа.

Агентство Республики Коми по социальному развитию, привлеченное к участию в деле в качестве ответчика, извещенное надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняло. В представленном отзыве иск не признали, считают законными основания, в соответствии с которыми было принято решение об отказе в присвоении истице звания «Ветеран труда».

Заслушав объяснения и доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 07.11.2011) «О ветеранах» лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются ветеранами труда.

Из материалов дела следует, что Пименова Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Ей выдано пенсионное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ. Записи в трудовой книжке истицы подтверждают у нее наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости. Согласно этим же записям и приказам учреждения, истица с 1994 г. работала в подразделении Федерального казначейства по Усть-Куломскому району на различных должностях, а в настоящее время работает в должности начальника отдела № Отделения по Усть-Куломскому району Управления Федерального казначейства по Республике Коми.

За многолетний добросовестный труд, за вклад в решение финансово-экономических задач и качественное выполнение заданий приказом руководителя Федерального казначейства от 20.09.2011 № начальник отдела – главный бухгалтер Отделения по Усть-Куломскому району УФК по РК Пименова Г.В. награждена Почетной грамотой Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Полагая, что указанные обстоятельства позволяют присвоить ей звание «Ветеран труда», 17 января 2012 г. истица обратилась в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» с соответствующим заявлением. Материалы по обращению Пименовой Г.В. подтверждают, что Центром и Агентством рассмотрены документы, подтверждающие награждение истца ведомственным знаком отличия в труде и наличие трудового стажа, достаточного для назначения пенсии по старости. Однако приказом Агентства РК по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ № в присвоении звания «Ветеран труда» истице отказано ввиду отсутствия оснований для этого.

Ссылаясь на пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 07.11.2011) «О ветеранах», согласно которому порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, ответчики утверждают об обоснованности отказа, поскольку республиканский перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», не предусматривает такого знака отличия – как Почетная грамота Федерального казначейства.

Согласно пункту 2.7. Административного регламента предоставления государственной услуги по присвоению звания «Ветеран труда», утв. Приказом Агентства РК по социальному развитию от 24.09.2010 N 2332, одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является представление документов, которые не подтверждают право гражданина на присвоение ему звания «Ветеран труда».

Однако исследованные судом доказательства, а также системный анализ действующих нормативно-правовых актов, регулирующих указанные правовые отношения, не позволяют признать действия ответчиков и принятое решение об отказе в присвоении истице звания «Ветеран труда» законными и обоснованными.

Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», которым регулируется правовой статус ветеранов труда, закрепляет для Российской Федерации круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся и лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости (пункт 1 статьи 7 Федерального закона).

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В целях реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302 утверждено Положение, определяющее порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми. Согласно пункту 6 Положения документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по Перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», согласно приложению N 2 к настоящему Положению.

Аналогичное положение содержится в статье 22.1. Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ (ред. от 05.10.2011) «О социальной поддержке населения в Республике Коми». Однако, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», субъект Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 и частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в связи с чем принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков. Министерством труда РФ проведен анализ действовавшего законодательства и практики его реализации, отраженной в обзоре практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда». Согласно обзору, при присвоении указанного звания учитываются почетные грамоты за достижения в труде с соблюдением условий награждения ими работников непосредственно этих организаций, то есть они состояли в штате этих организаций или работали в их системе.

Согласно Перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» (Приложение N 2 к Положению) отнесены почетные грамоты Министерства финансов Российской Федерации, а также иные почетные грамоты федеральных органов государственной власти, решение о награждении которыми принято в установленном порядке уполномоченным должностным лицом.

Из материалов дела следует, что Почетная грамота Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации является ведомственным знаком отличия в труде, и учреждена Приказом от 30.11.2007 № 7н Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 9.8 Положения о Федеральном казначействе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 в целях поощрения работников. Почетная грамота является наградой Федерального казначейства. Работники и коллективы центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства награждаются ею за реальный вклад в решение финансово-экономических задач, совершенствование кадровой и правовой работы, качественное выполнение планов и заданий, а также за многолетний добросовестный труд.

Согласно Положению о федеральном казначействе, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение зафиксировано в п. 2 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах». Принципиального значения в данном случае, награждение истицы грамотой казначейства, а не министерства финансов, не имеет, поскольку казначейство входит в систему органов министерства.

Более того, Конституционный Суд Республики Коми постановлением от 30.09.2011 признал, что предусмотренный Приложением N 2 к Положению исчерпывающий и далеко не полный перечень ведомственных знаков отличия в труде, противоречит статье 7 Федерального закона «О ветеранах» и статье 22.1 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», императивно устанавливающими основания для присвоения звания «Ветеран труда», и ведет к необоснованному ограничению прав граждан, удостоенных знаков отличия в труде, учрежденных правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, но не нашедших своего отражения в Приложении.

В силу такой правовой позиции Приложение N 2 в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», признано не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.

Согласно пункту 2.2. Административного регламента предоставления государственной услуги по присвоению звания «Ветеран труда», государственная услуга предоставляется Агентством с участием Центров по предоставлению государственных услуг. Участие государственных учреждений обусловлено принятием решений, отнесенных к компетенции Агентства. В силу пункта 3.6.2. Административного регламента специалист Центра по предоставлению государственных услуг выдает удостоверение только после его поступления из Агентства. Приказом Агентства РК по социальному развитию от 24.09.2010 N 2332 Центрам по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения предписано обеспечить предоставление государственной услуги по присвоению звания «Ветеран труда» в соответствии с Административным регламентом.

При установленных обстоятельствах  у ответчиков не имелось оснований для отказа истице в присвоении звания «Ветеран труда».

Поскольку в силу статьи 333.36 п. 19 Налогового кодекса РФ органы государственной власти, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, Агентство РК следует освободить от указанных расходов, с их взысканием с ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района».

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Пименовой Г.В. к Агентству Республики Коми по социальному развитию и государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»  удовлетворить.

Признать отказ в присвоении Пименовой Г.В. звания «Ветеран труда» по основаниям, изложенным в приказе Агентства Республики Коми по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в присвоении звания «Ветеран труда»  необоснованным и незаконным.

Обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию принять решение о присвоении Пименовой Г.В. звания «Ветеран труда».

Взыскать с государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» в пользу Пименовой Г.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере  рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд.

Председательствующий